Конспект урока по обществознанию на тему Нации и межнациональные отношения (10 класс)

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Двадцать девятый урок, 10 класс

Конспект урока по обществознанию на тему Нации и межнациональные отношения (10 класс)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

ТЕМА УРОКА: МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межэтнические (межнациональные) отношения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

Основные тенденции этнических процессов современности

1. Межнациональная интеграция (интернациональная тенденция)- процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через различные сферы общественной жизни.

Формы проявления: экономические и политические союзы, транснациональные корпорации,международные культурные и народные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).

2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).

«Плавильный котёл» (melting pot) – концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный “плавильный котел” (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.

Благодаря постоянному притоку эмигрантов население США с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.

Способы мирного сотрудничества наций:

  • Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
  • Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.

При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.

  • Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

Самый цивилизованные путь объединения разных народов – создание многонационального государства,в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации.

В результате формируется культурный плюрализм при котором ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре.

Представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

2. Этническая дифференциация (национальная тенденция) – процесс разъединения, разделения противостояния различных наций,этносов и народов в самых разных планах.

Формы проявления: самоизоляция в целом, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм. экстремизм.

С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.

Национализм. Виды национализма

Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.

Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.

Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат.

caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.

Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

Современные межнациональные и межэтнические конфликты

Чем отличаются межнациональные конфликты от межэтнических?

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.

Межэтнические конфликты возникают внутри государства.

Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Примеры. 1) проблема франко-канадцев; 2) провинция Бретань во Франции; 3) Бельгия (фламандцы и валлоны); 4) Испания (проблема басков и каталонцев); 5) курды в Турции и Ираке.

Межэтнические конфликты на территории России: Чечня, осетино–ингушский конфликт.

Причины межнациональных конфликтов

Причины межнациональных конфликтов

Версия №1:

1) разрыв в социально-экономическом развитии; 2) непродуманная национальная политика; 3) колониальное (историческое) наследие.

Версия №2:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);

2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;

3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.

4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.

5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.

6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Типы межнациональных конфликтов

Типы межнациональных конфликтов:

1) государственно – правовой (сепаратизм);

2) этнотерриториальный;

3) этнодемографический (угроза ассимиляции);

4) социально – психологический (переселенцы и местное население).

Способы разрешения межнациональных конфликтов

Национальная политика – совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями.

Способы разрешения межнациональных конфликтов:

1) выработка уважения к национальным особенностям всех этнических групп (развитие толерантности, терпимости);

2) продуманная национальная политика (помощь в экономическом и социальном развитии национальных меньшинств);

3) создание эффективных международных органов;

4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам.

* Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Источник: http://letopisi.org/index.php/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%E2%84%96185_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E/%D0%94%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA,_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Нации и межнациональные отношения (стр. 1 из 2)

Конспект урока по обществознанию на тему Нации и межнациональные отношения (10 класс)

МОУ “СОШ №16”

План – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В 11А КЛАССЕ

КУРС – ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока:

Нации и межнациональные отношения

Учитель истории и обществознания

1 кв. категории –

Прыткова Светлана Вячеславна

Г. НОВОЧЕБОКСАРСК

Урок по теме “Нации и межнациональные отношения” проводится в рамках школьного курса “Обществознание” в 11-м классе в ходе изучения главы “Социальное развитие”, на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия – полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока – комбинированный – элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация “Межэтнические связи Чувашии”.

Литература:

“Человек и общество”. Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. – Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация “Межэтнические связи Чувашии”.

Ход урока:

1. – Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения “Нации”, “межнациональные отношения”, “межнациональные конфликты”, “национализм”, примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе “Этнос – его основные черты и особенности”.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнос

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение

Специфическая материальная

и духовная культура

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации.

· Единая раса

· Язык

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова “Белый пароход” и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские – 79.8%, другие национальности – 19,2% (татары – 20%, украинцы – 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины “расизм”, “нацизм”, “Шовинизм”, “геноцид”, “Холокост”.

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

Колониальное население.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

По поводу спорных территорий.

Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Из-за произвольного изменения административных границ.

Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Источник: http://MirZnanii.com/a/213250/natsii-i-mezhnatsionalnye-otnosheniya

Конспект урока по теме

Конспект урока по обществознанию на тему Нации и межнациональные отношения (10 класс)

Наша кнопка

Скачать материал

1.Этнические общности

Этническая (от греч.

Ethnos – народ) общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей(рот, племя, народность, нация), обладающих самосознанием и исторической памятью, общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Виды:

  1. Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

  2. Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

  3. Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

  4. Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Черты этнического меньшинства:

  1. Представители этнического меньшинства находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп.

  2. Представители этнического меньшинства испытывают некое чувство групповой солидарности, принадлежности к единому целому.

  3. Представители этнического меньшинства обычно в какой-то степени физически и социально изолированы от общества.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность», который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Предпосылки складывания этноса

  1. Общность территории (создает необходимые условия для совместной деятельности людей)

  2. Общность языка

  3. Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Основные тенденции развития наций в современном мире

  1. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

  2. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

Для справки:

Интеграция.

1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).

Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т. н.

«Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка – устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей.

Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др.

Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, с 1999 (в наличных расчетах с 2002) введена единая валюта – евро (кроме Великобритании и Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика.

В 2004 в ЕС вступили 10 стран: Латвия, Эстония, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Кипр и Мальта (зона евро пока не расширяется). В 2007 членами ЕС стали Румыния и Болгария.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации.

Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество от каждой страны было бы пропорционально ее населению).

Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов.

В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.

2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).

«Плавильный котёл» (melting pot) – концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный “плавильный котел” (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.

Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.

Израэл Зангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».

Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.

  1. Межнациональные отношения

– отношения между разными национальностями внутри одного государства

– отношения между разными нациями-государствами

Формы отношений:

– мирное сотрудничество

– этнический конфликт

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся обострением взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

Примеры.

1) проблема франко-канадцев; 2) провинция Бретань во Франции; 3) Бельгия (фламандцы и валлоны); 4) Испания (проблема басков и каталонцев); 5) курды в Турции и Ираке.

Межэтнические конфликты на территории России: Чечня, осетино – ингушский конфликт.

Возможные причины межнациональных конфликтов

  1. Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти

  2. Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различия в уровне естественного прироста населения

  3. Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов

  4. Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения

  5. Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни

  6. Ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы

  7. Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения)

  8. Особенности бытового поведения

  9. Специфика политической культуры народа

Способы мирного сотрудничества

Наименование способа мирного сотрудничества

Его сущность

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Этническое поглощение (ассимиляция)

Представляет собой почти полное растворение одного народа в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например: в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.

Национализм (фр. Nationalism – от лат. nation – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других (экономических, социальных, политических) интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

– этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности

– державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малочисленных народов

– бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от греч. Xenos – чужой, phobos – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т.Коньяр “Т«ехцветная кокарда» Н.

Шовена) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от греч. Genos – род и лат. caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).

Холокост (от греч. Holos – всеобщий и kaustos – сжигающий) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством и направленных на учет и реализацию национальных интересов.

Национальная политика в РФ представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 году «Концепция национальной политики Российской Федерации».

Д/з: 1. Записать определения – мультикультурализм, дискриминация, сегрегация, апартеид, сепаратизм, этноцентризм.

2.Стр.189-190 записать пути разрешения межнациональных конфликтов в тетрадь

  1. Стр.191-192 прочитать и знать основные принципы государственной национальной политики в РФ

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории обществознания:

Источник: https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-po-teme-nacii-i-mezhnacionalnie-otnosheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.