Итоговый контрольный диктант по русскому языку (4 класс УМК Перспектива)

Контрольные работы / диктанты по русскому языку за 4 класс УМК

Итоговый контрольный диктант по русскому языку (4 класс УМК Перспектива)

Школа России – одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению. А вот узнать, насколько они подготовлены по русскому языку, помогут нам контрольные работы в виде диктантов с грамматическим заданием. А работа над ошибками позволит повторить материал и “закрыть” пробелы в знаниях.

Входная контрольная работа по русскому языку 4 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Планируемые результаты: п. – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к.

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л.

– установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Клюква

   Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
   В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая.

Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны.

Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.2.

Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.

4*.

Выписать из текста слова с противоположным значением.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Трусиха

   Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.Валя кинулась к брату.

Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.   Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

   Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд.

Она очень испугалась.

По Н. Артюховой

Грамматические задания:1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:Вариант I                                        Вариант II○, ○ и ○.                                             ○ и ○.[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ].

                                     [ _ ͇ ], [ _ ͇ ].2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.

3.

Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».

Осень

   Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб.

Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
   Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.2.

Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.

4*.

Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

Как мужик убрал камень

   На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.   Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей.

Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.   А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

   Мужик так и сделал.

Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматические задания:1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.2.

Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.

4*. Составить из слов пословицы.

Выделить окончания имен существительных.

 Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес

   Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.   С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток.

Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

   Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматические задания:1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.2. Списать предложения.

Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.

Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Зимний день

   Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла.

Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.   Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

   Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматические задания:1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён существительных.2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные:1. В …, …, … уборе стоит осенний лес.

2. На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».

Лесной голосок

   В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.   Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи.

Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

   Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.

Вот она какая – кукушка!

Грамматические задания:1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.3.

Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом.

На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Совесть

   Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.  На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой.

Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

   Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала.

Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

По А. Гайдару

Грамматические задания:1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род

2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс

Волчиха

   Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались.

Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
   С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей.

Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Грамматические задания:   1 вариант 1. Выполнить полный разбор 8 предложения2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении

3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

   2 вариант1. Выполнить полный разбор: 1 предложения 2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении

3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

 Итоговая контрольная работа по русскому языку

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Последние денёчки

   Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли.

А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно  ребятишки бегут по последнему снежку.
   Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк.

Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания:1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.

3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1467-kontrolnye-raboty-diktanty-po-russkomu-yazyku-za-4-klass-umk-shkola-rossii.html

Итоговые контрольные и проверочные работы по русскому языку

Итоговый контрольный диктант по русскому языку (4 класс УМК Перспектива)

Цель работы – проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь.

Вариант 1

Васька

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.

Задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

Вариант 1 – в слове Васька.
Вариант 2 – в слове любит.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

Вариант 1 – 5-го предложения.
Вариант 2 – 6-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).

Вариант 2

На реке

Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.

Задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

Вариант 1 – в слове плывёт.
Вариант 2 – в слове Серёжа.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:

Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель: проверить умение писать текст с опорой на образец, сличать написанное с текстом. Проверить также каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма.

Задание

Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 1

Хитрая кошка

Алёша поймал окуня. Окунь плавал в тазу. Тихо пришла кошка Мурка. Она цап лапой рыбу и убежала.

Вариант 2

Наш сад

В саду тишина. Малыши спят. На столе игрушки. Тут мишки и машины. Чижи и стрижи. Зайчата и жираф.

ДИКТАНТ

Вариант 1

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Слово для справки: осветились.

Задания

1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вариант 2

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

Слова для справок: компас, к палатке.

Задания

1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:

тёплое утро – …
узкая тропа – …

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Вариант 2

Задание

Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.

Калина

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.

План

1. Как калина выглядит? 2. Где растёт калина?

3. Как к калине относятся люди?

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение

Спас птицу

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы по тексту

Какой был день? Кто грелся на крыльце? Кто клевал крошки хлеба? Что чует кот? Что сделал Васька? Кто стал гнать Ваську?

Где скрылся воробей?

2. Работа с текстом

Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный. Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю. Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца. Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.

Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.