Дидактические игры для младшего возраста. Ориентировка в пространстве.

Игры на развитие ориентировки в пространстве для дошкольников – Педагог

Дидактические игры для младшего возраста. Ориентировка в пространстве.

:  5 / 5

 Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал — игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами. Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?

Что для вас скорость реакции, быстрая ориентировка в пространстве? Для меня — это качества, обеспечивающие успешность обучения. Ориентировка в пространстве — основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире — основа способности выживать и адаптироваться.

У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве — врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно ориентировка в пространстве может быть развита в детстве.

Виды пространственной ориентировки:

  1. ориентировка в схеме тела,
  2. ориентировка в пространстве,
  3. ориентировка на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка — «покажи глазки, ушки» и так далее — уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве.

Самое простое — «вверху-внизу», «впереди-позади»и, менее очевидное, «справа-слева». Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху — где голова, внизу — где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела.

Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то «якоря».

«Якоря» для ориентировки в пространстве

Часто таким «якорем» становится ведущая рука. Ребёнку говорят: «Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая».

Такой способ срабатывает не у всех. Например, среди моих воспитанников был мальчик, который прекрасно знал, что он левша. Но при этом путал правую и левую руки.

Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Ребёнок носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил «правое и левое». Девочке вместо нитки можно надеть браслетик.

Девчонки обожают разные «фенечки». Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним «якорем» для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: «Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела»

Игра «Далеко — близко»

В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

Игра «Дотронься до…»

Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
  2. погладь левой рукой правое колено,
  3. почеши левой рукой левую ногу,
  4. надуй правую щёку и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания

Игра «Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой ориентировки в пространстве. Заниматься можно под музыку и без неё.

Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т.д.» Далее следуют шаги: «Шаг назад, два шага вперёд , шаг вправо, четыре шага влево». Шаги можно заменить прыжками.

Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то дети научатся синхронизировать свои действия.

Игра «Куда змея ползёт»

Детям надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

Игра «Найди клад»

Тоже классная игра для развития ориентировки в пространстве. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется.

Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала.

Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

Игра «Поставь игрушки, как я скажу»

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

 Частое явление, когда ориентировка в пространстве вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении ребёнок продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее. 

Источник:

Сайт воспитателя Кресс Натальи Яковлевны — Игры по ориентировке в пространстве

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

Игры по ориентировке в пространстве

Игра «Как пройти к зайке?» с детьми 5- 7 года жизни.
Цель:  учить ориентироваться в пространстве по схеме; словом обозначать направление движения (вверх-вниз, вправо-влево).

Игровой материал: большие карты с изображением дорожек, разными ориентирами (ёлочки, деревья, грибы, цветы), на оборотной стороне нескольких изображений нарисованы животные (зайка, лиса, волк, медведь), у нижнего конца дорожки нарисованы полоски (начало поиска). Набор маленьких карточек-схем.

 
Ход игры. Дети подходят к большой карте. Воспитатель говорит, что в лесу спрятался зайка (медведь, волк, лиса). Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Показать детям маленькую карточку-схему с изображением пути. Один из детей ищет зайку, проговаривает направления движения.

Например, иду вверх до ромашки, поворачиваю налево и иду до дерева, потом вверх до цветочка, вправо до ёлочки, зайчик под ёлочкой. Затем дети разыскивают других зверей.
Литература: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.

А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.- С.64.

Игра «Украсим платок» для детей 4-6 лет.
Цель: упражнять в ориентировке на плоскости.
Игровой материал: квадратные листы бумаги, разноцветные листья из бумаги.
Ход игры.

Организовать игру можно отдельно с каждой возрастной подгруппой или объединить подгруппы. Например, собрать вместе детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает украсить платки листочками, говорит: «Верхний край платка украсим желтыми листочками, а  зелеными листочками украсим нижний край» или «Правую сторону украсьте красными листочками, а левую – желтыми».

Можно предложить детям украсить все стороны платка по-своему и рассказать об этом.
Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/10/08/didakticheskie-igry-dlya-detey-2-mladshey-gruppy

Игра «Кто где?» с детьми 3-6 лет.
Цель:  учить детей различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал: игрушки.
Ход игры. Расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д.

Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

Игра «Муха» для детей 5- 7 года жизни.
Цель:  учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять пространственные отношения «вверх-вниз», «вправо-влево».

Игровой материал: карточка, разделенные на девять клеточек, фишки.
Ход игры.  Каждый ребёнок получает карточку и фишку. Воспитатель предлагает положить фишку в определенную клеточку, например, в правую нижнюю клеточку.

Затем произносит задания, а дети передвигают фишки в заданном направлении.

Игра «Внизу — вверху» для детей 4- 7 лет.
Цель:  закреплять знания о пространственных представлениях «вверху», «внизу».
Игровой материал: картинки с изображением зверей, птиц, насекомых.
Ход игры.

Воспитатель показывает картинки с животными, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, дети говорят: «Вверху».
Литература: Перова М. Н. Дидактические и игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- С. 99.

Игра «Полевые цветы» для детей 4-7 лет.
Цель:  закреплять у детей пространственные представления «вверху», «внизу».

Игровой материал: карточки с изображением цветов, контурные изображения бутонов опущены вниз и подняты вверх; силуэты цветочков двух цветов.
Ход игры. Каждый ребёнок получает карточку и набор цветочков.

Воспитатель предлагает «посадить» цветочки так, чтобы красные смотрели вверх, а синие – вниз.

Игра «Расскажи про свой узор» для детей 5-7 года жизни.
Цель:  закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Игровой материал: картинки с узором из геометрических фигур.
Ход игры. Каждый ребёнок получает по одной картинке.

Дети рассказывают, как располагаются элементы узора. Например, в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.
Литература. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н.

Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – С.79.

Игра «Что изменилось?»  для детей 5-7 года жизни.
Цель:  закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».
Игровой материал: игрушки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть расположение игрушек на столе по отношению друг к другу.

Затем меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от неё.
Литература. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.

: Просвещение, 1992. – С.79.

Игра «Спрячем и найдем» с детьми 3-4 года жизни.
Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Игровой материал: разные игрушки.
Ход игры.

Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку.

А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны.

Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка. 2-й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве.

Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх — наверху нет, посмотрю вниз — внизу нет. Пойду дальше» и т. п. 3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку.

Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.

Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/10/08/didakticheskie-igry-dlya-detey-2-mladshey-gruppy

Источник:

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Источник: http://pedagogtop.ru/skazki/igry-na-razvitie-orientirovki-v-prostranstve-dlya-doshkolnikov.html

Ориентация в пространстве: игры для детей 3-4 лет

Дидактические игры для младшего возраста. Ориентировка в пространстве.

Ориентация в пространстве – важнейшее приобретение дошкольного возраста.  В 3-4 года дети учатся правильно употреблять предлоги в, на, за, под, около, между, за, перед.

  Успешнее всего малыши овладевают ориентацией в пространстве в увлекательных играх.

Игры для развития  мышления, речи, внимания и для  усвоения предлогов  ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ  из моей игровой копилки – в этой статье!

Игры с предлогами за, перед, между – это уже второй шаг нашей помощи ребенку по развитию ориентации в пространстве. Самыми первыми из всех предлогов дети трех лет начинают осваивать слова в, на, под и около.

О том, какие игры помогут Вашему малышу к 4 годам не путаться в этих словах, Вы можете узнать в статье  «Занятия с детьми дома. Играем и учим предлоги в, на, под, около».

 Поиграв с малышом в эти первые  игры, можно переходить к играм данной статьи.

Речевая игра для усвоения предлогов за, перед, между «Угадай, что это»

Разложите на столе 15-20 разных предметов или игрушек. Предложите ребенку поиграть в загадки и отгадки. Скажите, что Вы будете загадывать какую-нибудь вещь на столе, а малыш будет ее отгадывать.

Я приведу примерные загадки и диалоги с малышом, а вы придумаете свои (с Вашим набором предметов и игрушек).

  • «Это лежит  за настольной лампой» (за настолькой лампой три игрушки). Ребенок может попробовать отгадать: «Это мышка?». Скажите: «Нет. Моя отгадка за настольной лампой перед книгой. «А! Это очки!», — догадывается ребенок.
  • Дальше предложите малышу загадать Вам загадку и отвернитесь, чтобы не видеть, как он по-новому расставит предметы на столе. Повернитесь к столу и попытайтесь отгадать, помогая малышу наводящими вопросами. Например, ребенок Вам загадывает: « Это там, где краски». Уточните: «Рядом с красками много предметов. Может быть, это перед красками?  Вот здесь?» «Нет», — кричит малыш, — «это не перед, это сзади». «А! Сзади красок. Мммм, там несколько предметов. Что же ты загадал. Аааа! Это между карандашом и ручкой, да?». «Да», — соглашается малыш. «Значит, это машинка!» «Точно, угадала», — радуется Ваш трехлетка, гордый тем, что такую сложную задачку загадал.
  • Повторите игру с разными игрушками и предметами.
  • Игру всегда надо прекращать тогда, когда малыш просит продолжить поиграть. Тогда он  с удовольствием включится в нее и в следующий раз. Если же играть до тех пор, пока ребенок не утомится, то наступит пресыщение игрой, и ребенок откажется в дальнейшем в нее играть.
  • В игру можно играть и на прогулке с ракушками, листиками, камешками, веточками и игрушками ребенка.
  • В этой игре исподволь и незаметно в интересной деятельности Ваш малыш научится ориентироваться в пространстве и правильно обозначать словом расположение предметов.

Развивающая игра для развития ориентации в пространстве «План комнаты» (разработана Л.А.Венгером)

Несмотря на то, что слово «план» так по-взрослому звучит, поиграть в эту игру очень полезно уже с трехлетним малышом.

Соорудите небольшую комнату для мишки (или любой другой игрушки —  зайчика, куклы и т.д.). Можно использовать готовый кукольный домик и готовую игрушечную мебель или  взять комнату и мебель из картонного набора  для  детского творчества.

Если же готового домика нет, то организовать такую комнатку довольно просто из подручных материалов. Сделайте ее вместе с малышом.

  • Пол обозначаем квадратным или прямоугольным лоскутом ткани (можно использовать старую ткань или клеенку, обои и т.д.
  • На  пол ставим  кукольную мебель (не менее 3 предметов). Можно соорудить мебель из конструктора. Но тогда лучше, чтобы каждый предмет мебели был своего цвета  (например, стул желтый, стол синий, шкаф коричневый, табуретка зеленая, тумбочка белая ).
  • Обозначаем окно и дверь. Можно вертикально поставить лист обоев и вырезать в нем окно и дверь. Можно нарисовать окно и дверь на листочке и поставить на нужное место.

Расскажите малышу, о том, что мишка (зайка или другая игрушка, для которой Вы соорудили комнату) купил новую мебель, и мы помогли ему красиво ее расставить. Назовите вместе, что где находится.

Например: «В середине – стол. За столом – стул. Около окна – шкаф. Около двери – тумбочка» (перечень зависит от той «мебели», которую Вы поместили в комнату).

Порадуйтесь вместе с мишкой новой комнате и пригласите гостей!

Поиграйте с ребенком  в такой сюжет. К мишке (зайке), приходят гости, играют, рассматривают мебель, приглашают мишку на чай и т.д. Пришел в гости утенок (игрушка) и очень  ему понравилась комната Мишки. Говорит утенок: «Я тоже хочу такую комнату себе сделать, но не умею. Может быть, ты мне поможешь (ребенку)?»

Начните с ребенком помогать утенку расставлять мебель в комнате утенка. Комната утенка будет у нас на листе бумаги из альбома. А вместо мебели мы будем расставлять в этой «комнате» геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона. Эти фигурки должны по цвету соответствовать нашей «мебели» в комнате мишки.

Например, если у мишки в комнате мы поставили круглый желтый стол, то, значит, у утенка в комнате это будет желтый круг. Если у мишки в комнате стоит коричневый шкаф, то у утенка в комнате это будет коричневый прямоугольник и т.д. Спросите малыша: «Что же  в комнате утенка будет столом? Точно, круг. Вот какой желтый круг.

А что будет вместо шкафа?».

  • Нарисуйте на листе бумаги черточкой, где находится окно и дверь.
  • Очень важно, чтобы лист, на котором ребенок делает план, располагался абсолютно так же как игрушечная комната мишки (например, дверь справа, окно слева), иначе он запутается!
  • Предложите малышу расставить «мебель» (т.е. геометрические фигурки – заменители мебели) в комнате утенка. Подсказывайте ему, задавая наводящие вопросы и сравнивая  вместе с ним две комнаты: «Что стоит около окошка? Что стоит между окном  и столом?» и т.д.
  • Когда комната утенка будет готова, можно ее украсить дополнительными предметами.

Когда ребенок освоится с этой игрой, можно будет предложить ему противоположную задачу с новой игрушкой – по плану, который Вы выложите на альбомном листе, расставить игрушечную мебель в комнате.

Еще один любимый малышами вариант игры на ориентацию в пространстве – игра в прятки. Вы прячете в кукольной комнате маленький сюрприз и на плане кукольной комнаты показываете, где он спрятан. Малыш находит.

Если малыш прекрасно ориентируется в плане кукольной комнаты, можно нарисовать план реальной комнаты и на нем обозначить предмет, где Вы спрятали игрушку.

На плане реальной комнаты обозначьте дверь, окно и 3-5 предметов.

С четырехлетним малышом после проведения первых игр с планом, можно усложнить задачу. И в этом усложнении есть несколько очень интересных вариантов.

1.Мы также как и раньше отметим на плане место, где спрятали сюрприз, но… перевернем план кукольной комнаты вверх ногами и введем новое правило, что переворачивать план нельзя! Малышу придется « в уме» перевернуть план комнаты, сориентироваться по окну и дверям, где что находится. Это отличная умственная зарядка для ребенка!

2. Мы скажем, что наш мишка купил новый диван (или пианино, или буфет и т.д.) – красивый и удобный, и его надо поставить в комнату. Дадим малышу прямоугольник, обозначающий этот предмет, и попросим его найти ему место  в комнате.

Для этого малышу придется передвигать фигурки на плане и учесть некоторые обстоятельства. Например, диван не поставить у двери, т.к. в комнату будет не зайти. Неудобно поставить диван у окна, т.к. будет дуть.

Малыш находит вариант расположения дивана в комнате на плане, а затем можно «установить» диван из конструктора в игрушечной комнате.

3. Начертите реальный план Вашей комнаты простым карандашом в альбоме, спрячьте предмет и отметьте на плане, где спрятан Ваш сюрприз. Дайте план в руки малыша. Ему придется сориентироваться, как повернуть план в руках. Сначала ребенку надо  взять в руки план так, чтобы место плана с дверью совпало с местом двери в комнате. Потом – понять, где он находится сейчас. А затем уже искать предмет.

4. Таким же образом поиграйте с ребенком 4 лет на кухне, в коридоре, на даче. Это поможет ему научиться быстрой ориентации в пространстве.

3. Речевая  игра для развития ориентации в пространстве  «Не ошибись!»

Эта игра учит малышей быть внимательными и различать предлоги за, между, перед.

Вариант 1.  Играет группа детей (можно поиграть всей семьей). Выбирается ведущий (взрослый), который дает команды. Все игроки встают в затылок друг другу «паровозиком». Если игрок ошибается, он переходит в команду ведущего. Задача – как можно дольше остаться в команде игроков.

Примерные команды ведущего (степень сложности команд зависит от возраста детей. Для детей старше 4-5 лет можно давать сложные команды, для малышей 3,5 — 4 лет самые простые):

  • Все, кто стоит перед Леной, похлопайте в ладоши!
  • Тот,  кто стоит между Петей и Игорем – покружитесь!
  • Все, кто стоит за Ксюшей – сядьте. А теперь кто сидит перед Петей – встаньте (при этом должны встать не все дети, а те, кто стоит за Ксюшей перед Петей). Это пример сложной команды.
  • Тот, кто стоит за Таней – покукарекайте
  • Тот, кто стоит между Таней и Ваней — попляшите и т.д.

Если ребенок ошибся, он выходит из игры и встает рядом со взролсым-ведущим, выполняя абсолютно все его команды и путая этим игроков, оставшихся в игре.

Когда ребенок ошибается, обязательно обговариваем ошибку: «А ты разве перед Леной? Ты ведь за Леной!»

Победителям, оставшимся в игре,  аплодируем и гордимся ими от всей души!!! Обязательно надо поблагодарить за игру и тех детей, которые ошиблись – они ведь Вам помогали!

В одной игре с малышами не должно быть много команд  (примерно 5-6 команд). Если никто не ошибся, искренне и восхищенно порадуйтесь и удивитесь! Скажите, что даже не ожидали, что все будут такими внимательными!!! Малышам очень нравится, когда их хвалят (ласковое слово ведь и кошке приятно, правда?)

Вариант 2. Игра с одним ребенком. Предложите малышу поиграть в цирк. Вы с малышом будете дрессировщиками, а игрушки будут артистами в цирке.  Поставьте артистов на «арене» друг за другом и начните «выступление».

Сначала Вы даете команды, а малыш действует той игрушкой, которой дана команда. В данном варианте игры действие производит одна игрушка!  Пример: «Артист, стоящий перед львом! Прыгните в этот горящий обруч!», «Артист, стоящий между жирафом и обезьяной, спойте зрителям песню», « Артист, стоящий за тюленем! Покажите, как Вы пляшете».

Затем обязательно предложите малышу самому придумать задания для артистов. Помогите ему!

4.Игра для развития восприятия и речи ребенка «Кто спрятался?»

Все дети по-разному учатся правильно употреблять предлоги. У кого-то всё получается быстро, у кого-то есть сложности с конкретным предлогом.

Если есть сложности, то их можно  быстро разрешить с помощью этой игры. В этой игре используйте именно те предлоги, в которых малыш еще путается.

Игра очень простая. Мы берем игрушки или картинки и прячем их так, чтобы была видна только одна часть, например, лапка или хвостик или рога. Малышу нужно догадаться, кто спрятался (по этой видимой части).

Место, где будем прятать, зависит от самых трудных для малыша предлогов. Например, если он путает В и НА, то будем прятать В окошке или НА крыше. Можно аналогичным образом прятать ЗА  забором, ПОД игрушечным или настоящим деревом или ОКОЛО коробки (закрыв платком, чтобы была видна только часть игрушки или картинки).

5. Игры со стихами

Игры со стихами и интересными заданиями, помогающими  детям 3-7 лет освоить правильное употребление предлогов, Вы найдете в статье «Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей»

А сейчас для читателей «Родной тропинки» — ребус. Конечно же, это ребус с предлогами! 

Ребусы.

Спасибо всем, кто ответил на ребус и даже прислал в ответ свои ребусы :).

Еще о развивающих играх, помогающих ребенку научиться ориентироваться в пространстве и точно употреблять предлоги:

Статья 1. Статья об  играх, которые знакомят детей с планом и картой, учат различать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади»  «Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве» Часть 2.

Статья 2. Игры с предлогами на, под, в, около.

Статья 3.  Предлоги в стихах и развивающих заданиях для детей.

Интересные речевые игры с детьми ждут Вас в статьях:

20 идей развития речи малышей для занятых мам: как развивать речь в повседневном общении, без лишних затрат времени, денег и сил.

Домашние занятия с детьми 3- 4 лет. Развитие речи. Учимся рассказывать и пересказывать. Кошки — мышки.

Домашние птицы: задания в картинках для детей.

Посуда в речевых играх, картинках, стихах, заданиях для детей.

Одежда в картинках, речевых упражнениях и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/orientatsiya-v-prostranstve-igry-dlya-detej-3-4-let/

Ориентировка в пространстве с помощью игр

Дидактические игры для младшего возраста. Ориентировка в пространстве.

:  5 / 5

Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал – игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами.

Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?

Что для вас скорость реакции, умение быстро ориентироваться в окружающем? Для меня – это качества, обеспечивающие успешность обучения. Пространственная ориентация – основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире – основа способности выживать и адаптироваться.

У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве – врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно это важное качество может быть развито в детстве.

Виды пространственной ориентировки

  1. в схеме тела,
  2. в пространстве,
  3. на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простой приём – “покажи глазки, ушки” и так далее – уже в раннем возрасте.

В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое – “вверху-внизу”, “впереди-позади”и, менее очевидное, “справа-слева”.

Четырёх-пятилетний дошкольник осваивает умение ориентироваться, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху – где голова, внизу – где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с малышом правую и левую стороны тела.

Если воспитаннику трудно запомнить это, то надо создать какие-то “якоря”.

Якоря для ориентации в пространстве

Часто таким “якорем” становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: “Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая”.

Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка.

 Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил “справа и слева”. Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные “фенечки”. Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним “якорем” для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: “Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела”

«Далеко – близко»

Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

“Дотронься до…”

Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до уха слева,
  2. почеши левой рукой ногу слева,
  3. надуй щёку справа и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания

«Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде “Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д.

” Далее следуют прыжки: “Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево”. Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды.

А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.

“Куда змея ползёт”

Играющим надо стать “змейкой”. Ведущий даёт команды, а “змейка ползёт” в указанном направлении. Поменяйте “змейку” на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят “ездить в автомобиле”.

“Найди клад”

Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется.

Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: “Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала.

Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад”.

“Поставь игрушки, как я скажу”

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: “Поставь игрушки так, как я тебе скажу”. Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее. 

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/podgotovka-k-shkole/orientirovka-v-prostranstve-s-pomoshhyu-igr

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.