Урок Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль
Методические рекомендации к проведению уроков по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — Урок — стр. 1
От составителя. Это своеобразное продолжение семинария «Уроки пензенских учителей», опубликованного в № 8 за 2003 год. К сожалению, в ту подборку вошли далеко не все самые интересные находки, сделанные словесниками Пензы.
Сегодня предлагаем читателям ещё один материал, разработанный творческой группой учителей-словесников школы № 51.
Отметим, что учителя этого города работают в основном по учебно-методическому комплексу «В мире литературы», подготовленному коллективом авторов под редакцией А.Г. Кутузова.
Поэтому естественно, что все уроки сориентированы именно на него.
Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений
№ урока | Тема урока | Сведения по истории литературы | Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий | Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений |
1 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» | Просветительские идеи и русская литература | комедия | Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа. |
2 | Речевая характеристика | Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев. | ||
3 | Драматургический конфликт и его развитие | Чтение по ролям с элементами инсценирования. | ||
4 | Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»» | Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция. | ||
5 | Продолжение урока | |||
6 | Творческий практикум | Сочинение по комедии |
Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия
Работа со статьёй учебника
Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?
Какова роль писателя в XVIII веке?
Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?
Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)
Почему Фонвизин выбирает драматургию?
Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?
Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?
Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)
Работа с эпиграфом на доске
…Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
(А.С. Пушкин)
Вступительное слово учителя
Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.
Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.Вспомнить особенности драматических произведений
ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой).
Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир.
Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.
События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.
Самостоятельная словарная работа
Карточка (8 групп). Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии»,словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.
Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.
Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.
Гарнизонный — принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.
Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).
Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.
Дворянский— принадлежащий дворянину.
Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.
Деспотизм — 1) самовластное правление. Монархический д.; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура.
Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.
Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Крепостной— крепостной крестьянин.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.
Мошенник — человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.
Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.
Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.
Оппозиция — противодействие, сопротивление (книжн.). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).
Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.
Посвятить(что, кому–чему) — предназначить, отдать. П. свою жизнь работе.
Привилегия — преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны.
Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.
Просветить (кого, что) — передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.
Разорение (кого, что) — нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи.
Сговор — помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар.).
Скаредность — большая скупость, жадность.
Стяжательство— корыстолюбие, стремление к наживе.
Труженик — человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села.
Челобитчик — тот, кто подаёт челобитную.
Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.
Фаворит — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции и так далее.
Кто для вас главный герой пьесы?
Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум — от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».
Работа с названием
Источник: http://uchebana5.ru/cont/3359729.html
От составителя. Это своеобразное продолжение семинария «Уроки пензенских учителей», опубликованного в № 8 за 2003 год. К сожалению, в ту подборку вошли далеко не все самые интересные находки, сделанные словесниками Пензы.
Сегодня предлагаем читателям ещё один материал, разработанный творческой группой учителей-словесников школы № 51.
Отметим, что учителя этого города работают в основном по учебно-методическому комплексу «В мире литературы», подготовленному коллективом авторов под редакцией А.Г. Кутузова.
Поэтому естественно, что все уроки сориентированы именно на него.