Урок Б.С.Житков Храбрый утенок
Конспект урока литературного чтения 2 класс Б. Житков «Храбрый утёнок»
Наша кнопка
Скачать материал
Конспект урока литературного чтения 2 класс
Б. Житков «Храбрый утёнок».
Цель:
1. Познакомиться с творчеством и биографией Б. Житкова.
2. Развивать умение составлять картинный и словесный план к произведению.
3. Формировать умения и навыки младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух.
4. Воспитывать чувства справедливости, взаимовыручки, дружбы, умения постоять за себя и товарищей.
Оборудование:
компьютер и проектор, магнитофон, аудиозапись рассказа, аудиозапись для физминутки («Танец маленьких утят»), портрет писателя Б.Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана, держалка, карточки с многосложными словами для тренировки, маски утят и стрекозы для инсценирования.
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
II. Сообщение темы и цели урока.
— На сегодняшнем уроке мы встретимся с творчеством нового писателя. Это замечательный автор многих произведений, путешественник, человек, который сменил несколько профессий, и в каждой он достиг мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком.
И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека. Имя этого человека – Борис Степанович Житков.
(портрет) (Слайд 2)
— Послушайте отрывки из некоторых произведений Б. Житкова.
(чтение отрывков учителем + выставка книг)
— А особенно мне нравится этот рассказ___________________
— О чём писал Б.Житков?
— Вы смогли заметить, что произведения писателя о природе и интересных природных фактах и явлениях.
III. Изучение нового материала.
1) Подготовительная работа.
— Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений.
— Откройте страницу учебника 82. Что бросается в глаза? ( Ф.И. автора, но нет заголовка.)
— Не читая, предположите, о чём это произведение? На страницах есть подсказки. ( о природе, о животных, об утятах)
(На доске слова (предположения детей) – утята,…)
— Но без прочтения произведения, трудно определить его тему. Опираясь только на иллюстрацию, мы лишь можем предположить, о чём оно.
— Значит, всё-таки, читать произведение необходимо.
2) Первичное восприятие текста.
— Ну, а теперь, я предлагаю вам прослушать это произведение.
(аудиозапись)
— Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.
— Какие разные чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.
— А самим хочется перечитать этот текст?
3) Чтение текста хорошо читающими детьми.
— В этом тексте могут встретиться многосложные слова, которые требуют тренировки. Давайте с ними поработаем. (Слайд 3)
(чтение слов по слогам и целыми словами с использованием держалки)
— Встретились ли среди прочитанных слов непонятные?
— А теперь давайте прочитаем сами.
(чтение текста 4 человека)
— Оказались ли наши предположения верными?
— Да, здесь речь идёт и об утятах, и о стрекозе, но главный герой – это утёнок Алёша.
4) Озаглавливание текста.
— Озаглавьте этот текст сами.
— Авторы учебника предлагают следующие заголовки, посмотрите на с.82. Может мы уже выбрали такой же? (Слайд 4)
— Какой из них наиболее подходящий? Почему?
— Верно, в заголовке «Храбрый утенок» отражена тема произведения – храбрость.
— Где можем убедиться, что наши мысли совпали с мыслями автора?
— Откроем оглавление и посмотрим по содержанию.
— Совпали наши мысли с автором? (Слайд 5)
5) Определение жанра произведения.
— Попробуйте определить жанр этого произведения.
(предположения детей)
— Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделеныречью)
— Чтобы лучше понять поступки героев, автор наделил их речью.
— А что ещё есть сказочного?
(учитель зачитывает отрывки)
— Но такое могло произойти и в обычной жизни. (хозяйка выносит утятам корм,они его едят,… )
— Это рассказ с элементами сказки. И тема его – храбрость.
— Что такое храбрость? (Слайд 6)
Храбрость — мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
— В чём проявилась смелость утёнка?
— Как ещё можно назвать утёнка Алёшу, подберите синонимы.
(на доске – отважный, смелый, мужественный, доблестный)
— А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?
— К маленькому герою, к ребёнку, а именно с ним автор сравнивает утёнка, даже называет его детским именем – Алёша, больше подходит слово «храбрый».
Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.
Физминутка
— Давайте встанем из-за парт, прославим храброго Алёшу танцем.
(танцевальные движения под музыку )
6) Составление плана.
— Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем?
(план и пересказ)
— Какие виды плана вы уже знаете? (картинный план и словесный)
— Сейчас вам предстоит проделать работу, связанную с видами плана. Я предлагаю поработать по группам.
1 группа –разложить иллюстрации в соответствии с рассказом.
2 группа — расставить в нужном порядке заголовки частей текста.
-Приступаем к работе. Кто справится, по 2 человека от каждой группы, полученное расположить на доске.
(дети выполняют задание в группах по заготовкам)
— Взаимопроверка: 1 группа проверяет правильность работы 2 группы, а 2 группа – первой. Если есть сомнения и вопросы, ставьте ? напротив.
(соотнесение картинного плана и заголовка)
План:
1.Кормление утят.
2.Страх.
3.Нетронутая еда.
4.Смелое обещание утёнка.
5.Сражение.
6.Угощение для спасителя.
— Что получилось? (словесный план и картинный)
— Как ещё можно проверить, что оба плана составлены верно? ( объединить обаплана, они должны совпасть)
(соотнесение картинок и заголовков)
— Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)
— А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)
— Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?
— Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)
IV. Первичное закрепление.
— Прочитайте отрывок из рассказа, который соответствует первому пункту плана. (Слайд 7)
(«Каждое утро выносила хозяйка….., а сама уходила.»)
— Давайте проинсценируем эпизод, как утята испугались стрекозу. (Слайд 8)
(1 ученик читает отрывок, 3 утёнка и стрекоза)
(«Как только утята подбегали к тарелке,…….Они боялись, что стрекоза прилетит опять.»)
— Следующая часть называется «Нетронутая еда». Кто хочет пересказать её? (Слайд 9)
(«Вечером хозяйка убирала тарелку……, голодные ложились спать.»)
— Найдите отрывок, в котором речь идёт об обещании, которое дал Алёша маленьким утятам. Прочитаем по ролям. (Слайд 10)
— Сколько ролей выделим?
— С какой интонацией будем читать слова утёнка Алёши? (смело, важно)
— А слова утят? (испуганно)
(«Однажды к утятам…. испугаешься и побежишь.»)
— Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза.
Народ местный испугался,
Лишь один храбрец остался.
— Найдите в тексте отрывок, который можно отнести к этому четверостишию. (Слайд 1)
(«На другое утро…. и с поломанным крылом улетела»)
— Перескажите последнюю часть этого рассказа. (Слайд 12)
(«С тех пор….,что он спас их от стрекозы.»)
V. Итог урока.
— На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте. (Слайд 13)
ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.
-Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)
— Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)
-Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?
— А какую вы бы взяли на вооружение?
— А у коми народа есть такая пословица: ДВА ИВАНА, А МЫШЬ НЕ БОИТСЯ.
— Как объясните смысл этой пословицы?
— Иван- это самое распространенное мужское имя на Руси. Иванами обычно называли сильных и крепких мужчин. Коми народ – невысокий, но коренастый.
— Раньше в коми деревнях сильного, крепкого, большого мужчину называли два Ивана.
Почему же сильного, большого мужчину даже маленькая мышка не боялась?
(потому что он был трусливым)
— У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым — это значит уметь преодолеть свой страх.
— Какова главная мысль этого рассказа? Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)
VI. Домашнее задание.
(Слайд 14)
— К следующему уроку подберите пословицы, которые могут научить храбрости. Может, вы подберёте и коми пословицы.
— Какое задание ещё можно выполнить по плану? (пересказать по нему рассказ)
— Если вам захотелось почитать произведения Б. Житкова, я предлагаю вам воспользоваться нашей выставкой книг.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории литература:
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-klass-b-zhitkov-hrabriy-ut.html
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему: Б.С. Житков «Храбрый утенок»
Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок». ( чтение. 2 класс.)
Цель урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с новыми произведениями,
-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
развивающие:
—содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;
-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
воспитывающие:
-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;
-способствовать сплочению классного коллектива;
-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер, портрет писателя Б. Житкова;
картинки на доске, выставка книг;
Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие гостей.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
— Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
1.Проведем речевую разминку:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уж уходит от ежа.
2.
Проверка домашнего задания
— Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/— О ком мы узнаем в этом разделе?
— Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
— С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
— Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение
— Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
— Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
— Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
II. Изучение нового материала. Постановка цели урока.
А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
а) Загадка.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Что вы знаете о ней?
В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
Чем она питается?
Какая же стрекоза на самом деле?
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету.Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками .
Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
б) Кто же второй герой?
Загадка.
Кря- кря! Сюда! Сюда!
Раздается из пруда,
Так зовет свою малютку
Кряква, по- другому … (утка)
Что вы знаете о ней?
В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).
в) Загадка.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
Почему сказали утенок?
Как он появляется на свет?
Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
Почему говорят «покрошил яйцо»?
А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».
Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?
Если я права – хлопайте в ладоши.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок ( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок ( малек)
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волченок.
У голубки – голубенок ( птенец)
III. Обобщение и сообщение темы.
1.На доске мы видим картинки стрекоза, утка с утенком.
Итак, наши гости — стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
Физкультминутка №1
Утром стрекоза проснулась. Потянулась, улыбнулась.
https://www.youtube.com/watch?v=xqJTwfU-FQk
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась
Три – шагнула и присела,
На четыре – полетела
У реки остановилась —
Над водою закружилась.
2.Изучение новой темы.
Выставка книг Б. Житкова.
Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем.
Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди.
Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.
3.Работа с учебником.
Откройте учебник на с.139
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?
( высказывания детей)
Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.
Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались — быть сытым.
4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».
( стр.139 учебника,рассказ читают учитель и учащиеся)
4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа
— Понравилось произведение?
— О чём оно?
— Как хозяйка кормила утят?
— Почему утята не ели? Кого они боялись?
— О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
— Кто пришёл в гости к утятам?
— Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
— Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
— Прилетала ли стрекоза ещё раз?
Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)
Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?
Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?
5. Закрепление изученного материала.
1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
1ч.
С чего начинается рассказ?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?
Как озаглавишь 1ч.
Хозяйка кормит утят
2ч.
Почему утята не ели?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?
Как озаглавишь 2 ч.?
3 ч
Чему удивлялась хозяйка?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?
Как озаглавишь 3 ч.?
4 ч
Кто к ним приходил в гости?
Что происходило между ними?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?
Как озаглавишь 4 ч?
Разговор Алеши с утятами. 5 ч.
Что произошло?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?
Как озаглавишь 5 ч.?
Алеша прогоняет стрекозу
6 ч
Чем заканчивается рассказ?
Какое чувство испытывают утята?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?
Как озаглавишь 6 ч.?
Довольные утята.
2. Работа в группах.
Задания в конвертах
1 группа.
План разрезан на отдельные полоски.
Итог урока.
Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши: — С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)- Кто автор? (Б. Житков)- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
— Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
Рефлексия:
У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):
— Красный квадрат, я активно работал на уроке!
— Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!
— Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану.
Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-literaturnomu-chteniyu-vo-klasse-na-temu-bs-zhitkov-hrabriy-utenok-586695.html
Структура урока чтения во 2 классе Тема: По Б.Житкову
ЛысьваДолжность: Учитель начальных классов Характеристики урока (занятия) начальное общее образование дополнительное образование детей специальное (коррекционное) образование школы-интернаты, детские дома Классный руководитель Методист Родитель Учитель (преподаватель) Литературное чтение
Задачи урока:
- Совершенствовать навыки правильного слогового чтения и умения работать над содержанием произведения.
- Продолжать учить пересказывать рассказ с опорой картинный план.
- Способствовать развитию связной устной речи через умение правильно отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
- Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие.
- Способствовать формированию адекватной самооценки своей деятельности на уроке.
- Воспитывать интерес к чтению, усидчивость.
Комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Чтение» 2 класс для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида (авторы-составители С.Ю.Ильнина, А.К.Аксёнова и др.) – М,
Используемая методическая литература:
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классахвспомогательной щколы: -М., 1988г.
Используемое оборудование:
Оборудование: доска, мел, учебник «Чтение» 2 класс для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида (авторы-составители С.Ю.Ильнина, А.К.Аксёнова и др.) – М,, 2013., серия опорных картинок, коллаж с изображением животных, цветные квадраты (красные, зелёные)
Обучение учащихся правильному осознанному по-слоговому чтению.Совершенствовать навыки умения пересказа текста с опорой на картинный план. Ученики учатся адекватно оценивать свою деятельность.
Урок чтения во 2 классе
Бевзенко Виктория Владимировна, учитель начальных классов С(К)ОШИ VIIIвида Пермский край, г.Лысьва
Тема: По Б.Житкову «Храбрый утёнок»
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
- Совершенствовать навыки правильного слогового чтения и умения работать над содержанием произведения.
- Продолжать учить пересказывать рассказ с опорой картинный план.
- Способствовать развитию связной устной речи через умение правильно отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
- Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие.
- Способствовать формированию адекватной самооценки своей деятельности на уроке.
- Воспитывать интерес к чтению, усидчивость.
Оборудование: доска, мел, учебник «Чтение» 2 класс для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида (авторы-составители С.Ю.Ильнина, А.К.Аксёнова и др.) – М,, 2013., серия опорных картинок, коллаж с изображением животных, цветные квадраты (красные, зелёные)
Ход урока:
I. Организационно — подготовительная часть.
Организация класса. Приветствие.
- Мозговая гимнастика (кинезиологические упражнения)
- «Покачивания головой»
- «Шапка размышления»
- «Моргания»
- «Ленивая восьмёрка»
2.Упражнение на развитие произвольного внимания
II. Проверка домашнего задания
- Расшифруйте слово Б, Н, А, А, Р
- Речевая разминка.— Чтобы наш язычок хорошо работал, потренируемся читать четко, быстро. Прочитаем скороговорку: Жужжащее чтение, хором.
Ра-но ут-ром два ба-ра-на ба-ра-ба-нят в ба-ра-ба-ны.
Работа в парах: повернитесь друг к другу и проговорите скороговорку по очереди.
- Выразительное чтение стихотворения В.Лифшица «Баран» (учеб., стр.64) (1-2 ученика)
III. Введение в тему.
— Рассмотрите животных. Назовите лишнее. Докажите, почему лишний утёнок.
IV. Постановка темы, целей урока.
— Ребята, сегодня вы познакомитесь с рассказом Бориса Житкова «Храбрый утёнок» (на доске название рассказа, ФИО писателя)
Б.С. Житков «Храбрый утёнок»
— В ходе работы на уроке вы будете учиться: правильно читать, понимать содержание текста и продолжать учиться пересказывать рассказ.
V. Работа над произведением.
1. Подготовка к восприятию.
— По содержанию учебника определите, на какой странице находится рассказ (стр.66 учебника).
— Предположите, о ком будет говориться в произведении.
— Ребята, прослушав рассказ, ответьте на вопрос (записывается на доске):
Что сказал утёнок Алёша об утятах?
- Чтение рассказа учителем «Храбрый утёнок»
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.
https://www.youtube.com/watch?v=CslrJhsYSLw
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.3. Проверка первичного восприятия
— Что вы представляли себе, когда слушали данный рассказ?
— Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Гимнастика для глаз.
- «Часики», «Стрелялки», « Далеко – близко»
4. Словарная работа (трудночитаемые слова)Отработка техники чтения сложных слов (сначала девочки, затем мальчики, вместе) уточнение значения некоторых слов
Сопряжённое чтение:
- Чтение слов с подготовкой (на доске)
ра хра хра-бре-цы
ре сте стре-ко-за
ва рва вы-рва-лась
- Чтение слов, имеющих одну приставку или корень:
вы-ле-та-ла вы-но-си-ла
вы-рва-лась вы-би-ра-ла
(слева направо, через одно слово, в обратном порядке)
один она серый его сосед потом это надо
5. Чтение рассказа учащимися
- Жужжащее чтение
- Чтение по цепочке
6. Анализ, выборочное чтение.
— О ком говорится в этом рассказе?
— Кто каждое утро прилетал к тарелке с едой?
— Что сказал утёнок Алёша об утятах?
— Прочитай отрывок, в котором говорится, о том, почему утята боялись стрекозу.
— Удалось ли утёнку Алёше прогнать стрекозу?
— Прочитайте отрывок, в котором говорится, как он это сделал?
— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к иллюстрации.
Физминутка
«Раз-два — шли утята»
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи!(Топаем ногами.)
7. Пересказ рассказа по картинному плану.
— Предлагаю вам пересказывать рассказ с опорой сюжетные картинки. Вспомните, что было сначала. Что потом произошло? Чем закончился рассказ.
— Чей рассказ вам больше понравился? Почему? (Оценивание пересказов учащимися друг друга)
8.Итоговая беседа
— Кто автор рассказа?
— Что автор хотел донести до детей?
— Можно ли назвать Алёшу – «храбрым утёнком»? — Как по-другому можно озаглавить рассказ?
— Кому бы вы посоветовали прочитать этот рассказ?
IV Итог урока.
— С каким произведением вы сегодня познакомились? — Чему учит нас рассказ?
- Оценка деятельности класса и учащихся.
- Домашнее задание: инсценировка рассказа «Храбрый утёнок»
- Рефлексия.
У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):
— Красный квадрат, я активно работал на уроке!
— Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!
— Вы молодцы! Спасибо за урок.
Урок чтения Бевзенко.doc | 1.28 MB |
Источник: http://www.openclass.ru/node/418215