Технология уровневой дифференциации, как средство для успешного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология уровневой дифференциации, как средство для успешного обучения

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по типу мышления;

• по темпераменту;

• по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

• Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

• Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

• Повышение качества учебного процесса.

• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

• Выявление одаренных учеников.

• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

• Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

• Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

• Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

• Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

• Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

• Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

• Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

• Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

• Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

• Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

• Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

• Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

• Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

• Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

• Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

• Отсутствие дидактических материалов.

• Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

• проблемная ситуация,

• составление алгоритма действий,

• анализ опорной схемы,

• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

Источник: https://aujc.ru/texnologiya-differencirovannogo-obucheniya/

3. Уровневая дифференциация как средство оптимизации обучения

Технология уровневой дифференциации, как средство для успешного обучения
Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками

Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объёму подготовки к уроку и, кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет…

Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока

fГЛАВА 1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Зачетная система при обучении математике

f1. Уровневая дифференциация

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация…

Использование Интернет-технологий в обучении иностранным языкам

3. Использование видеоподкастов для оптимизации процесса обучения иностранным языкам

В настоящее время в обучении иностранному языку активно используются различные новые информационно-коммуникативные технологии, социальные серверы, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса…

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики

1.2 Уровневая дифференциация на уроках математики

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета…

Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

1.2 Уровневая система регуляции двигательных функций

Работы И.М. Сеченова [38] , П.К. Анохина [3] , Н.А. Бернштейна [6] показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной…

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

2.4 Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения…

Проблема оптимизации методов обучения

1.1 Основные подходы к оптимизации методов обучения

Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого…

Проблемы дифференцированного обучения математике в начальной школе

2.2 Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности…

Психологические основы дифференцированного обучения

f1. Понятия «дифференциация» и «индивидуализация» обучения

Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия «дифференциация обучения», а также его соотношение с понятием «индивидуализация обучения»…

Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе

1.6 Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения…

Реализация уровневой дифференциации при обучении математике

f§3. Уровневая дифференциация

Разновидность внутриклассной дифференциации — дифференциация уровневая, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального)…

Решение задач на экстремум

§1 Дифференциация обучения

Решение задач на экстремум

1.2 Уровневая дифференциация

Очень плотно уровневой дифференциацией занимались Г.В. Дорофеев, В.В. Фисов и др. Организацию учебного процесса с учетом уровневой дифференциации они назвали разноуровневым обучением. Оно выражалось в том, что, обучаясь в одном классе…

Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе индивидуализации и дифференциации обучения химии в основной общеобразовательной школе

§1. понятий индивидуализация и дифференциация обучения

Как и любой социальный институт, общеобразовательная школа подвержена перманентной модернизации. В настоящий момент общественно-политический запрос к общеобразовательной школе заключается в таком построении процесса обучения…

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/8852

Портал образования | «Дифференциация обучения как одно из условий повышения качества образования при реализации ФГОС НОО»

Технология уровневой дифференциации, как средство для успешного обучения

Пащенко Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ№10
Населённый пункт: п.

Цимлянский Шпаковского района Ставропольсокго края
Наименование материала: стаья
Тема: «Дифференциация обучения как одно из условий повышения качества образования при реализации ФГОС НОО».

20.06.2019
Раздел: начальное образование

«Дифференциация обучения как одно из условий повышения качества образования

при реализации ФГОС НОО».

Пащенко Л.И.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №10»

п.Цимлянский

«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного

выбора».

Ш.А. Амонашвили

Современный урок должен быть проблемным, развивающим, он должен активировать

деятельность учащихся начальной школы. Это значит, что при изучении содержания

любого предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а

создавать условия, при которых ученик с помощью учителя разворачивал бы учебный

материал, прогнозировал направление своего развития. Ребенок должен научиться умению

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать

гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Применяя в своей работе элементы современных педагогических технологий, учитель

начальных классов добивается того, чтобы школьник стал активным участником процесса

обучения. Одной из таких технологий является и технология уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация является эффективным средством повышения качества знаний

обучающихся,

способствует

развитию

их

мышления,

играет

определяющую

роль

в

осуществлении личностно – ориентированного подхода к учащимся, так как обеспечивает

сознательное осмысление всех элементов структуры выполняемой учебной деятельности.

Она оказывает положительное воздействие на личность школьника, позволяет ему стать

полноправным участником учебного процесса, получить, наконец, свободу выбора своего

поведения.

Существует ряд важных условий, которые необходимы для успешного осуществления

у р о в н е в о й

д и ф ф е р е н ц и а ц и и :

— Выделенные уровни усвоения материала должны быть открытыми для учащихся.

— Уровень обучения должен быть значительно выше, иначе и уровень обязательной

п о д г о т о в к и

н е

б у д е т

д о с т и г н у т .

— В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по

уровням.

— Добровольность в выборе уровня усвоения.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с

разным

уровнем

способностей:

для

реабилитации

отстающих

и

для

(продуктивного)

п р од в и н у то го

о бу ч е н и я

т ех ,

кто

с п о с о бе н

у ч и т ь с я

с

о п е р е ж е н и е м .

Необходимо

хорошо

понимать,

что

разноуровневая

форма

обучения

не

может

дать

положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и

методикой преподавания. Приступая к изучению темы, необходимо соотнести количество

рекомендуемых

часов

с

трудностью

темы,

учитывая

посильность

ее

для

класса.

В

соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и

умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.

Можно

и

нужно

использовать

дифференциацию

на

разных

этапах

урока.

Виды

дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя

волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на

различных планируемых трех уровнях:

1 уровень — минимальный (репродуктивный)

Выполнение

заданий

этого

уровня

основано

на

памяти

учащихся.

Если

учащиеся,

выбирают

задания

воспроизводящего

характера,

решают

шаблонные,

многократно

рассматриваемые ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку

«3».

2 уровень — понимания и творчества (частично-поисковый)

Здесь выполнение заданий требует мыслительных операций. Если учащиеся выбирают

задания, при выполнении которых они могут воспользоваться способом получения тех или

иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов,

и

приводя

соответствующий

анализ

этих

фактов,

решают

задачи,

которые

можно

расчленить на подзадачи с одним типом связи (явным), то они получают отметку «4».

3 уровень — продвинутый (творческий)

Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше

остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, путём даже

таких,

в

которых

кроме

явной

присутствует

ещё

и

скрытая

(латентная)

связь;

ориентируются на глобальные и межпредметные признаки, отличающие широкие классы

объектов и явлений, и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и

нестандартные ситуации. Выполнение заданий такого уровня оцениваются отметкой «5».

Перечислю приёмы преподавания, которые используются в слабых группах на уроках

математики, русского языка, окружающего мира: описание, работа с правилом, работа по

образцу, работа с карточками -подсказками, тренировка в применении алгоритмов и т.д.

И для сравнения приёмы работы в сильных группах: создание проблемных ситуаций,

побуждение к поисковой деятельности, задания творческого характера, анализ и синтез

учебных ситуаций, самостоятельное создание алгоритмов действий и другие. На уроках

русского языка на этапе актуализации знаний предлагаю такие задания:

1.Объяснить значение слов и определить количество слогов в словах: интеллектуальность,

легкомыслие,просвещение.

2.Найти лишнюю пару: ростовчанка-ростовчанин, машинист-машинистка,узбек-узбечка.

3.Подчеркнуть лишнее слово в каждой строчке: подлежащее,сказуемое,местоимение;

ураган,буря,вьюга;

кавалерия,лошадь,конница;

4.Дополнить фразеологизмы и объяснить их значение:

Зарубить …..

Работать спустя…..

Как снег …..

В час ……

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе

разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей

детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе

может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без

затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него

материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет

тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство

неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся угаснет интерес к

обучению.

Так,например, изучая новые темы по окружающему миру предложить школьникам можно

такие домашние задания:

составить план к тексту параграфа;

составить экологическую сказку, памятку или листовку;

заполнить таблицу или составить схему;

работа с иллюстрациями- рассмотреть рисунок учебника и составить задания на

сравнение;

составить кроссворд к параграфу или викторину, ребус и т. д.

изготовить макет солнечной системы;

подготовить проект «Мое домашнее животное», «Зелёные страницы» и т.д.

Необходимо

отметить

положительные

аспекты

технологии

дифференцированного

о б у ч е н и я ,

э т о :

1 . П о в ы ш е н и е

у р о в н я

м о т и в а ц и и

у ч е н и я

в

с и л ь н ы х

г р у п п а х .

2.В группе, где собраны дети с одинаковыми способностями, ребенку легче учиться.

3. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

4.Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня

преподавания; обоснование, открывающее перспективы творческого применения; этот

уровень

позволяет

ребенку

проявить

с ебя

в

с амо стоятельной

р а б о т е .

5.Варианты

заданий

обычно

отличаются

уровнем

трудности,

уровнем

творчества,

объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.

6.Применение

игровых

приемов,

с

помощью

которых

задаётся

уровень

сложности

задания.

Следует отметить, что использование данной технологии на уроках способствовало тому,

что ученики начальной школы с большим удовольствием стали участвовать в олимпиадах,

к о н к у р с а х

р а з л и ч н о г о

у р о в н я ,

г о т о в я т

и н т е р е с н ы е

проекты,кроссворды,викторины,презентации,

повысился

уровень

учебной

мотивации.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=11036

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.