Тест по теме Изменения агрегатных состояний вещества,8 класс
Решение более сложных задач по теме
Сегодняшний урок является завершающим в главе «Агрегатные состояния вещества», и в рамках него мы решим несколько задач, которые могли бы быть включены в контрольную работу по этой теме.
Ранее мы рассмотрели множество тепловых процессов: нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, горение топлива.
Кроме этого, мы обсуждали применение в технике технологий, описание которых требует владения указанными понятиями и такой характеристикой любого технического устройства, как КПД.
Вспомним, какие формулы необходимо знать, чтобы решать задачи по теме «Тепловые явления и агрегатные состояния вещества».
Количество теплоты нагрева или охлаждения тела:
Количество теплоты плавления или кристаллизации тела:
Количество теплоты парообразования или конденсации тела:
Количество теплоты сгорания топлива:
В указанных формулах присутствуют табличные величины, которые тоже необходимо вспомнить:
удельная теплоемкость, ;
удельная теплота плавления, ;
удельная теплота парообразования, ;
удельная теплота сгорания топлива, .
Перейдем к решению задач. Начнем с задачи, которая соответствует по типу предлагающимся на ЕГЭ (едином государственном экзамене) заданиям.
2. Задача об исследовании графика тепловых процессов
Пример 1. По указанному графику (рис. 1) определите участок этого графика, который соответствует конденсации вещества. Первоначально вещество находится в газообразном состоянии.
Рис. 1.
Решение. Как видно из графика, по оси абсцисс отложено время, а по оси ординат – температура вещества.
В условии задачи указано, что некое вещество изначально находится в газообразном состоянии (в точке А), из графика можем сделать вывод, что из исходного состояния с течением времени происходит понижение температуры вещества в газообразном состоянии (до точки B).
На участке BC, как видно, с течением времени не происходит изменения температуры, а это соответствует либо поддержанию вещества при постоянной температуре, либо агрегатному переходу.
Поскольку в условии указано, что агрегатный переход (конденсация) осуществляется, а на графике горизонтальных участков больше нет, то BC соответствует процессу конденсации, о котором спрашивается в условии.
Если проанализировать график на остальных его участках, то на участке CD происходит остывание жидкости, а на DE – ее нагревание.Ответ. Участок BC.
3. Задача на уравнение теплового баланса
Пример 2. 20 л холодной воды, взятой при температуре , поместили в некий изолированный сосуд. К этой воде добавили некоторое количество кипятка. В результате получилась вода температурой . Какой объем кипятка был добавлен к холодной воде?
Решение. Запишем условие задачи:
Дано: | СИ |
Поскольку для определения количеств теплоты, которые участвуют в теплообмене, необходимо определить массу воды, выпишем ее плотность из соответствующей таблицы и вычислим массу .
Выпишем также значение удельной теплоемкости воды, которая будет необходима для вычисления количества теплоты: .
Поскольку по условию сосуд, в котором находятся жидкости, теплоизолирован, то можно утверждать, что тепловая энергия перераспределится между холодной и горячей водой, и мы будем иметь возможность воспользоваться в данном случае уравнением теплового баланса. В уравнении будут присутствовать два количества теплоты: нагрева холодной воды и охлаждения горячей, другие тепловые процессы в рамках задачи не происходят.
уравнение теплового баланса.
количество теплоты нагревания холодной воды.
количество теплоты охлаждения горячей воды.
Подставим полученные выражения в уравнение теплового баланса:
.
Вычислим искомый объем воды: .
Замечание. Следует отметить, что значение удельной теплоемкости воды не важно при решении задачи, т. к. эта величина сокращается на определенном этапе решения.
Аналогично можно обойтись и без значения плотности воды, если не рассчитывать массу воды в начале решения, а подставить ее в общем виде в уравнение теплового баланса.
В таком случае плотность воды также сократится.
Ответ. .
4. Задача на КПД теплового прибора
Пример 3. 1,2 л воды, взятой при температуре , на электроплитке, КПД которой равно 65%, довели до кипения (рис. 2). Мощность электроплитки составляет 800 Вт. 3% воды при этом превратилось в пар. Сколько времени длилось нагревание?
Решение.
Рис. 2.
Запишем условие задачи:
Дано: | СИ |
Для удобства расчетов и записи в «дано» проценты переведены в сотые доли.
Поскольку в условии задачи речь идет об учитывании значения КПД плитки, то следует определиться с тем, какая работа является полезной в данном случае. Полезной работой является количество теплоты нагрева воды и ее частичного парообразования, т. к. именно для этого, в частности, и предназначена нагревательная плитка.
Выпишем дополнительные табличные данные, необходимые для решения задачи: плотность воды , ее удельная теплоемкость и удельная теплота парообразования .
Вычислим массу воды, которая нагревается:
.
Количество теплоты, затраченное на нагревание воды:
.
Для вычисления количества теплоты парообразования части воды необходимо вычислить массу пара, которая в итоге образуется. Для этого более подробно остановимся на вычислении 3% от массы воды. 3% – это три сотых от числа, т. е. для вычисления 3% от массы воды (масса образовавшегося пара) проделаем следующее действие: .Количество теплоты, затраченное на парообразование части воды:
.
Воспользуемся формулой мощности для вычисления количества теплоты, выделенного электроплиткой (), т. е. полного количества теплоты:
.
Полезная работа нагрева и парообразования воды, как уже было оговорено ранее:
.
Воспользуемся формулой вычисления КПД электроплитки (без процентов), выразим из нее искомое время и вычислим его:
.
Ответ. .
Рассмотренная нами задача является сложной и представляет собой образец применения сразу нескольких понятий изученной темы в едином комплексе.
На этом мы подводим итог теме «Тепловые явления и агрегатные состояниявещества». На следующем уроке мы начнем новую большую тему «Электромагнитные явления».
Вопросы к конспектам
В термос с водой, температура которой , опустили кубик льда с такой же температурой. Будет ли лед таять?
Какое количество теплоты должен отобрать холодильник у воды, взятой при температуре , чтобы получилось льда при температуре ?
Может ли вода быть жидкой при температуре ?
В калориметре находится вода при температуре . После того как в калориметр впустили 5 г водяного пара, имеющего температуру , температура поднялась до . Сколько воды было в калориметре?
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1037
Решение задач на изменение агрегатных состояний. 8-й класс
- Несмиянова Оксана Викторовна, учитель физики и информатики
Разделы: Физика
Цель урока: Закрепление и совершенствование знаний при решении задач по данной теме.
Задачи урока:
- Образовательная: Развивать умения применять знания при решении экспериментальных, качественных и расчетных задач.
- Развивающая: Работать над формированием умений анализировать свойства и явления.
- Воспитывающая: Воспитывать внимательность; учить думать, делать выводы, развитие сотрудничества.
Задача учащихся: научится применять формулы при решении задач на изменение агрегатных состояний.
Оборудование: интерактивная доска, графический регистратор данных Xplorer GLX и температурный датчик, Л.А. Кирик, Физика 8 класс «Самостоятельные и контрольные работы»
Методические приемы: эксперимент, работа с электронными датчиками, индивидуальная работа, работа в группах.
Тип урока: урок комплексного применения и закрепления знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Работа в группах (решение задач).
- Домашнее задание.
- Выставление оценок.
- Подведение итогов урока.
I. Организационный момент
- Проверка отсутствующих.
- Проверка готовности кабинета к уроку.
II. Повторение формул по теме: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».
Первый вариант выполняет нечетные задания, второй – четные.
Задание: Найдите соответствие между названием физической величины её единицами измерения и формулой.
- Количество теплоты, поглощаемое при нагревании вещества.
- Единица измерения количество теплоты.
- Удельная теплоемкость вещества.
- Масса сгоревшего топлива.
- Единица измерения разности температур.
- Количество теплоты, выделяемое при конденсации вещества.
- Изменение температуры.
- Количество теплоты, необходимое для плавления вещества.
- Удельная теплота сгорания топлива.
- Единица измерения удельной теплоемкости вещества.
- Масса вещества при плавлении.
- Количество теплоты, выделяемое при отвердевании вещества.
- Масса нагреваемого вещества.
- Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива.
- Удельная теплота парообразования.
- Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива.
- Масса испаряемого вещества.
- Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества.
- Удельная теплота плавления.
- Единица измерения удельной теплоты парообразования.
Формулы и единицы измерения:
- Q = c ∙ m(t2 — t1)
- Q = λ · m
- Q = r · m
- Q = q · m
- m = Q /q
- r = Q / m
- q = Q / m
- c = Q / m(t2 — t1)
- Q = — c ∙ m(t2 — t1)
- m = Q/ λ
- ∆ t = Q / c∙ m
- Q = — r · m
- m = Q / c ∙ (t2 — t1)
- m = Q / r
- λ = Q/ m
- Q = — λ · m
- °C
- Дж/кг
- Дж/ (кг ∙ °C)
- Дж
Ответы: 1-1, 2-20, 3-8, 4-5, 6-17, 7-12, 8-11, 9-2, 10-7, 11-19, 12-10, 13-16, 14-13, 15-4, 16-6, 17-14, 18-9, 19-15, 20-18.
III. Работа в группах (решение задач)
Весь класс разделен на 4 группы. Каждая группа работает на листах ответов.
1. первая группа (физический эксперимент)
Задание: Определить экспериментальным путем удельную теплоту плавления льда, сравнить экспериментальное значение с табличной величиной, сделать вывод.
Правила по технике безопасности.
Эксперимент проводится используя Xplorer GLX по описанию работы (Приложение 1), результаты оформляются в отчете по эксперименту (Приложение 2). Эксперимент и анализ результатов проводится с использованием программы DATASTUDIO. На интерактивной доске демонстрируются графики и цифровые данные эксперимента. Сравниваем показания, делаем выводы.
2. вторая группа (решение качественных задач)
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь?
- Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных местностях применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?
- В каком состоянии (твердом или жидком) находятся серебро и вольфрам при температуре 1000 °C?
- Какие металлы можно расплавить в медном сосуде? Приведите 2-3 примера.
- Можно ли в медном сосуде расплавить олово?
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк?
- В каком состоянии (твердом или жидком) находятся олово и медь при температуре 500 °C?
- Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой?
- Почему летом разбрызгивание воды в комнате заметно понижает в ней температуру воздуха?
- Что остывает быстрее в одинаковых условиях: жирный суп или чай? Почему?
- Почему кипящая в чайнике вода сразу же перестает кипеть, как только чайник снимают с огня?
- Почему в нейлоновой и капроновой одежде трудно переносить жару?
3. третья группа (решение расчетных задач)
- Сколько воды взятой при температуре 0 °C, можно превратить в пар за счет энергии, выделившийся при сгорании 50 г спирта?(480 г)
- До какой температуры нагреется 0,8 л воды. находящейся в медном калориметре массой 0,7 кг и имеющей температуру 12 °C, если ввести в калориметр 0,05 кг пара при 100 °C? (46 °C)
- На электроплитке мощностью 600 Вт за 35 мин нагрели 2 л воды от 20 °C до 100 °C, причем 200 г воды обратилось в пар. Определить КПД электроплитки. (90 %)
4. четвертая группа (работа по графикам)
- На рисунке 1 изображен график изменения температуры олова. А) Как изменяется температура олова на участках АВ, ВС и СD? Б) Как изменяется внутренняя энергия олова на этих участках? Почему?
В) Какому состоянию олова соответствует отрезок графика ВС?
Рисунок 1 - На рисунке 2 графически изображен тепловой процесс конденсации 1 кг водяного пара и охлаждения образовавшейся воды. А) Как изменялась температура воды в процессе конденсации и в процессе охлаждения? Б) В начале или в конце процесса конденсации молекулы воды обладают большим запасом кинетической энергии?
В) Сколько энергии выделилось при конденсации воды?
Рисунок 2
- На рисунке 3 дан график изменения температуры алюминиевой детали массой 0,5 кг в зависимости от времени. А) Каким процессам соответствуют участки графика АВ, ВС и СD. Б) Как изменялась кинетическая энергия молекул алюминия на этих участках?
В) Какое количество теплоты выделится на участке АС?
Рисунок 3
IV. Домашнее задание
Индивидуальные задания, подготовка к контрольной работе.
VI. Подведение итогов урока, сдача листов ответов
16.10.2012
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625371/
Тренировочный тест по физике Изменение агрегатных состояний вещества 8 класс
04.08.2018Тесты по предметамФизика8 класс
Тренировочный тест по физике Изменение агрегатных состояний вещества 8 класс с ответами. Работа включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий.
Вариант 1
1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их расчёта. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Физические величины
А) удельная теплота плавленияБ) количество теплоты, необходимое для нагревания вещества в данном агрегатном состоянии
В) количество теплоты, необходимое для плавления вещества при температуре плавления
Формулы
1) Q/(m(t2 − t1))2) Q/m
3) cm(t2 − t1)
4) λm
5) Q/(cm)
2. Удельная теплота плавления льда равна 3,3 · 105 Дж. Это означает, что
ет,что
1) в процессе плавления 1 кг льда при температуре плавления выделяется количество теплоты 3,3 · 105 Дж
2) для плавления 3,3 · 105 кг льда при температуре плавления требуется количество теплоты 1 Дж
3) в процессе плавления 3,3 · 105 кг льда при температуре плавления выделяется количество теплоты 1 Дж
4) для плавления 1 кг льда при температуре плавления требуется количество теплоты 3,3 · 105 Дж
3. На диаграмме приведены значения количества теплоты, необходимого для превращения двух веществ одинаковой массы из жидкого состояния в газообразное при температуре кипения. Сравните у дельную теплоту парообразования L1 и L2 этих веществ.
1) L1 = 0,5L2
2) L1 = L2
3) L1 = 1,5L2
4) L1 = 2L2
4. На рисунке приведён график зависимости температуры спирта от времени при его нагревании и последующем охлаждении. Первоначально спирт находился в жидком состоянии. Какой участок графика соответствует процессу кипения спирта?
1) АВ2) ВС3) CD
4) DE
5. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. В начальный момент времени вода находилась в газообразном состоянии. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1?
1) только в газообразном2) только в жидком3) часть воды в жидком состоянии, часть — в газообразном4) часть воды в жидком состоянии, часть — в твёрдом
6. Чему равна масса куска олова, если на его нагревание от 32 °С до температуры плавления и на последующее плавление было затрачено количество теплоты 21 кДж? Температура плавления олова 232 °С, удельная теплота плавления олова 59 000 Дж/кг, удельная теплоёмкость олова 230 Дж/(кг · °С).
1) 0,2 кг2) 0,36 кг3) 0,40 кг
4) 0,46 кг
Вариант 2
1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их расчёта. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Физические величины
А) удельная теплота плавленияБ) удельная теплоёмкость вещества
В) удельная теплота сгорания топлива
Формулы
1) Q/(m(t2 − t1))2) Q/m3) Q/(cm)4) λm
3) qm
2. Удельная теплота плавления льда равна 3,3 · 105 Дж. Это означает, что при температуре 0 °С
1) в процессе кристаллизации 3,3 · 105 кг воды выделяется количество теплоты 1 Дж
2) для кристаллизации 1 кг воды требуется количество теплоты 3,3 · 105 Дж
3) в процессе кристаллизации 1 кг воды выделяется количество теплоты 3,3 · 105 Дж
4) для кристаллизации 3,3 · 105 кг воды требуется количество теплоты 1 Дж
3. На диаграмме приведены значения количества теплоты, необходимого для превращения двух веществ одинаковой массы из жидкого состояния в газообразное при температуре кипения. Сравните у дельную теплоту парообразования L1 и L2 этих веществ.
1) L2 = 0,3L1
2) L2 = L1
3) L2 = 1,5L1
4) L2 = 3L1
4. На рисунке приведён график зависимости температуры спирта от времени при его охлаждении и по следующем нагревании. Первоначально спирт находился в газообразном состоянии. Какой участок графика соответствует процессу конденсации спирта?
1) АВ2) ВС3) CD
4) DE
5. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. Начальная температура воды 50 °С. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1?
1) только в газообразном2) только в жидком3) часть воды в жидком состоянии, часть — в газообразном4) часть воды в жидком состоянии, часть — в твёрдом
6. Какое количество теплоты необходимо затратить на нагревание куска олова массой 0,2 кг от 32 °С до температуры плавления и на последующее его плавление? Температура плавления олова 232 °С, удельная теплота плавления олова 59 000 Дж/кг, удельная теплоёмкость олова Дж/(кг · °С).
1) 21 000 Дж2) 11 800 Дж3) 10 672 Дж
4) 9200 Дж
Ответы на тренировочный тест по физике Изменение агрегатных состояний вещества 8 класс
Вариант 11-2342-43-14-25-36-1
Вариант 2
Источник: https://testytut.ru/2018/08/04/trenirovochnyiy-test-po-fizike-izmenenie-agregatnyih-sostoyaniy-veshhestva-8-klass/