Словарные диктанты для 5 класса (2-3 четверть)
Диктанты по русскому языку 5 класс
***
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов).
***
Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова).
***
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод.
Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов).
***
Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов).
***
В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово).
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.
***
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника. Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду.
Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
В лесу
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек.
Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный.
А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!
***
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы постепенно замолкают.
Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины.
Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
***
Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.
Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.
Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.
Диктанты по русскому языку 5 класс
Источник: http://7oom.ru/diktanty/diktanty-po-russkomu-yazyku-5-klass.htm
Диктанты в 5 классе
Подробности Колесникова Елена Создано: 31 августа 2012 10 июля 2018 1293011
Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год по четвертям. Для каждой четверти на выбор учителя по два диктанта с грамматическим заданием, рассчитанным на два варианта.
Многие тексты адаптированы для обучающихся 5 класса. Выверено количество слов (от 90 до 100). В самом конце материала в качестве образца представлена таблица для анализа проведённого диктанта.
Светлячки
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой.4
На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней.4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: «Смотри, Юра!»
Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.
Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)
(91 слово.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой.4 (1 вариант); А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней.4 (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.
3. Выполните фонетический разбор слов: лошадь (1 вариант), всё (2 вариант).
Отдых в деревне
Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.
По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду.4 Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся.4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.
Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.)
Грамматическое задание
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.
3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант).
Заблудился
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я выбрался на опушку и пошёл через поле.4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.4
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)
(95 слов.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я выбрался на опушку и пошёл через поле.4 (1 вариант); Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.4 (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).
3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам II четверти
Дедушка Мороз
По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л. Яхнину.)
(98 слов.)
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. | 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы. |
2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. | 2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» |
3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. | 3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. |
Зимой
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. | 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. |
2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. | 2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. |
3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея. | 3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. |
Контрольный диктант по итогам III четверти
Белка
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе.4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.)
(98 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: ни о чём (1 вариант); кто-нибудь (2 вариант).
2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:
из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.
4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);
Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).
О Михаиле Пришвине
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России.4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии.4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги? (91 слово.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: (с) ружьем (1 вариант); сады (2 вариант).
2. Выпишите 3 существительных с разными орфограммами: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте морфологический разбор существительных: юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. (1 вариант);
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам учебного года
ЦИРК
Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели3 афиши.
И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.
Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.
К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!» (93 слова.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Они мычат от страха и сбиваются в кучу.4 (1 вариант);
И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками.4 (2 вариант).
ВЕСНА
Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».
Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд.
Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В.Бианки.)
(99 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);
Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).
В САМОЛЁТЕ
Самолёт набирает3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Самолёт часто проваливается3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке. (95 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Самолёт часто проваливается3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх.4 (1 вариант).
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле.4 (2 вариант).
СКАЧАТЬ таблицу для анализа диктанта.
Источник: http://ruslita.ru/vidy-kontrolya/33-diktanty-6-4
Диктанты за II четверть в 5-6 классах
Категория: Пишем диктанты Создано: 21 января 2016 72570
За полторы недели до окончания 1 полугодия, в декабре, проводим контрольную работу по русскому языку.
В данном материале предлагаем тексты диктантов для 5-6 классов. Цель проведения контроля: выяснить усвоение новых тем, уровень владения правописными умениями и навыками грамматических разборов.
Для каждой параллели класса составлено по 4-5 текстов на выбор учителя.
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.
Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка.4 Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё.4 Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.
На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.
(91 слово.)
(По Юнатову.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. (1 вариант); Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: длинного, трубочка, посмотрел (1 вариант); тоненькая, комарику, собирается (2 вариант).3. Фонетический разбор: речь (1 вариант); языка (2 вариант).
Диктанты по русскому языку, 5 класс — ЖИВОЕ СЛОВО
Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год. Для каждой четверти на выбор учителя два диктанта. Представлена таблица для анализа проведённого диктанта.http://ruslita.ru/masterskaya-uchitelya/vidy-kontrolya/33-diktanty-v-5-klasse