Сценарий нетрадиционного родительского собрания
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»
Цели: • раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка; • осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;
• выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.
Форма проведения: Формы работы с родителями постоянно меняются.
Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме — один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»— это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и т.д.
Ход и содержание.
Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В.А.
Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей.
школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Воспитатель: Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик.
Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми возникают первые симпатии к ним.
Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Наша с вами встреча будет проходить в виде игры. Игра называется «Пойми меня».
Дорогие родители, вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.
Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме.
(На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд) У капитанов имеются звоночки, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.
1 тур
Разминка «Мудрые мысли»
Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение) Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
o Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил) o Человек без воспитания – …(тело без души) o Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло) o Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом) o Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает) o Лучше плакать в детстве,…(чем в старости) o Добрый пример лучше… (ста слов) o Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается) o Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь) o На что и клад, коли… (в семье лад) o Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
o Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)
2 тур
Мир наших увлечений
Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. (От каждой команды по 3-4 символа).
3 тур
«Ассоциации»
Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.
— Если семья — это постройка, то она … — Если семья — это цвет, то она … — Если семья — это музыка, то она … — Если семья — это геометрическая фигура, то она … — Если семья — это название фильма, то она … — Если семья — это настроение, то она … -Если семья – это страна, то она называется -Если семья – это фрукт, то это… -Если семья – это известный литературный.персонаж, то это….
-Если семья – это животное, то это….
Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.
4 тур
Карусель проблем
Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин. • Выпал первый снег.
Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили.
Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь.
В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
• За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышанье: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных.
Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)
5 тур
Решаем конфликт
Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать кубик).
Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.
Предлагаю разрешить конфликт первой команде:
• Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!
Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.
(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена.
Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению.
Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Следующая проблемная ситуация для второй команды: • Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал. Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу. Рома: «Ну, пожалуйста…Папа: «Займись делом!
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?
(Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).
6 тур
Игрушки
Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута.
Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды.
Ведущий: Все дети развиваются по-разному. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития.
Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования.
Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке.
Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают.
Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственное развитие), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки и т.д.
Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.Подведение итогов
Воспитатель: А теперь давайте «включим» все наше воображение, окунемся в мир детства и приготовимся к полету… на Марс! Представим на секунду, что возможно нам больше не удастся вернуться на Землю. Взять с собой на Марс можно только самое дорогое, что у вас есть. Но только три вещи: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. (Желающие от каждой команды высказывают свои мысли).
И вот мы оказались на Марсе! Все самое главное вы с собой взяли, осталось построить дом.
Из кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным очагом и защитой. Команды соревнуются в постройке дома.
Ведущий подводит итоги и называет команду, набравшую наибольшее количество кубиков/кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и добавляет в заключении:
Но всё-таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом – это семья, а семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении.
Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их.
Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению.
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!
Список использованной литературы.
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004 2. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008 3. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010 4. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.Буре Р.С.
Совершенствование процесса нравственного воспитания дощкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №2 5. Шувалова Т.П. Юрина А.Н. Социальная адаптация ребёнка. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5 6. Чваркова Н.Г. Добро и зло в воспитании нравственных отношений. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №6
7. Ильина С.К. Уроки доброты.
// Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5
Таныгина Ирина Ивановна,воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №13 «Клюковка», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Статья размещена в авторской редакции
Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?
Источник: http://PlanetaDetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/roditelskoe-sobranie-v-netradicionnoj-forme-rol-semi-v-socialno-nravstvennom-vospitanii-rebenka.html
Сценарий родительского собрания по теме: «Растим любознательных»
Авторы: Ошева Ольга Борисовна, Баландина Наталия Николаевна, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.
Цели:
Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
План проведения:
Вступительная часть собрания.Прослушивание и обсуждение ответов детей.Решение педагогических ситуаций.Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».Показ детьми сценки «Почему».Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Подготовительный этап
Провести анкетирование родителей (смотри приложение).Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.
Вступительная часть собрания
Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются.
Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.
Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь.
Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …Любопытство:Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Ведущий:
Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?Обсуждение вопросов.
Решение педагогических ситуаций.
Ведущий:
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» — и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?4.
Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»Обсуждение возможных вариантов ответов.Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
Ведущий:
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:
Пушистая ватаПлывет куда-то.Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
— Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста.Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.
Показ детьми сценки «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!Почему, скажи мне, просомНазывается зерно?Почему сосед новатор?Что такое экскаватор?Почему шагает он?Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты?А приплыть в любое мореМогут, думаешь, киты?Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днем?Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишкаОт отцовского стола.Почему? Когда же? Где же?Всякий раз ответ один.Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.Но однажды в час вечернийУ почтенного отцаОт волненья, огорченьяИзменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?В чем причина? Совершенно не пойму!У других, посмотришь, деткиТолько радуют сердца.Почему твои отметки –Огорченье для отца?Почему разбил стекло ты?Поцарапал в школе дверь?Почему одни заботыПричиняешь мне теперь?Почему других ты хуже?В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.
Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.
Ведущий:
Пожалуйста, подумайте:Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?
Обсуждение.
А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.
Подведение итогов собрания. Чаепитие.
Анкета для родителей «Познавательные интересы»
Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?Чем интересуется ваш ребенок больше всего?Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?Что делается в семье для развития интересов ребенка?Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.Не раздражайтесь из-за них на ребенка.Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.Проводите постоянные прогулки на природу.Мастерите с детьми поделки из природного материала.Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал.
Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Вопросы для детей
Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
Скачать конспект сценария родительского собрания «Растим любознательных»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rabota-s-roditelyami/rastim-liuboznatelnyh.html
Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной группе
Родительское собрание – ответственная встреча, цель которой – решение организационных вопросов, просвещение, разрешение конфликтных ситуаций, совместный досуг детей и взрослых. Они могут проводиться не только в привычной форме встречи, но и иначе.
Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной группе – это викторины, концерты, круглые столы, мозговые штурмы, тренинги, семинары и конкурсы. Среди всего многообразия форм проведения старший воспитатель и администрации детского сада выбирают подходящую.
В подготовительной группе традиционно проводится два или три собрания:
- установочное в сентябре;
- промежуточное в декабре;
- итоговое — в апреле-июне.
Нетрадиционное итоговое родительское собрание в подготовительной группе
Встречи родителей и воспитателей, как правило, преследуют одни и те же цели:
- Оценить трудности, которые испытывают дети в контексте адаптации к переходу на новый жизненный этап.
- Провести анализ проблем и найти пути их решения.
- Определить психологическое состояние дошколят, акцентировать внимание на их успехах и преимуществах.
- Подвести итоги и оценить степень готовности детей в школьной жизни.
Отвечает Светлана Сабельникова, заместитель директора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»»
Ни одно родительское собрание не обходится без многоэтапной предварительной работы. Чем масштабнее мероприятие, тем больше сил придется приложить организаторам в ходе его подготовки.
Когда речь заходит об итоговой нетрадиционной встрече, подготовка должна быть еще более серьезной.
Нетрадиционное итоговое родительское собрание в подготовительной группе требует присутствия не только воспитателя, но и представителя администрации, и психолога.
Чтобы приглашенные на встречу мамы и папы чувствовали себя уютно, стены группы стоит оформить работами и детскими фотографиями, сделанными за годы, проведенные в саду.
Отдельно можно сделать стенд с поделками и результатами детского творчества за этот период.
Важно, чтобы на импровизированной выставке присутствовали работы совершенно всех воспитанников, независимо от того, насколько привлекательными они кажутся воспитателям. Родителям стоит приготовить похвальные грамоты и благодарственные письма.
Среди популярных форм проведения родительских собраний особое место занимают:
- интеллектуальный марафон;
- театрализованное представление;
- игровая викторина;
- КВН для детей и родителей.
Конспект нетрадиционного родительского собрания в подготовительной группе
Родительское собрание проходит по заранее написанному плану. Для этого воспитатель составляет конспект нетрадиционного родительского собрания в подготовительной группе. Традиционно мероприятие, даже нестандартное, проходит по общепринятой схеме:
Скачать поэтапный план родительского собрания
Скачать в .docx
Этап | Описание |
Приветствие | Старший воспитатель или представитель администрации приветствует гостей, благодарит их за то, что они смогли найти время для этой встречи. Озвучивает тему вечера, определяет план мероприятия. |
Теоретическая или лекционная часть | Воспитатель или психолог озвучивает особенности психологического состояния детей старшего дошкольного возраста, специфику их поведения, возможные отклонения. Родителям важно обрисовать портрет подготовленного к школе ребенка: • мотивационная готовность — осознание важности роли школьника, желание посещать уроки, изучать новое, знакомиться с детьми и учителями; • интеллектуальная — развитие аналитических способностей, памяти, пространственного мышления, поиска закономерностей; • эмоционально-волевая — дошкольник может ставить себе цели и достигать их, планировать свою деятельность, оценивать ее результативность, обладает достаточной усидчивостью для выполнения скучной и однообразной работы; • коммуникативная готовность — умение следовать правилам, установленным в детском обществе, вести себя прилично и толерантно, уметь руководить и подчиняться, отстаивать свою точку зрения, поддерживать гармоничные отношения с одногодками. Если дошкольник не готов к школе, он отличается недостаточной самостоятельностью, серьезностью, бесконтрольностью, игривостью. Он испытывает сложности в общении со сверстниками, не может концентрироваться на одном задании, не умеет обобщать, находить взаимосвязи, мало знает об окружающем мире. Сигналом слабой подготовки к школе служит неразвитая мелкая моторика рук, недостаточное развитие координации, памяти, речи. |
Практическая часть | Воспитатель предлагает родителям: 1. вопросы для обсуждения; 2. темы для круглого стола; 3. тестовые упражнения для закрепления материала; 4. решение проблемных ситуаций, которые помогут подготовить или помочь ребенку в школе; 5. анкетирование; 6. творческие задания |
Выводы | Заведующая ДОУ подводит итоги мероприятия. Вручает родителям благодарственные грамоты и листы, отмечает положительные черты каждого ребенка, хвалит их за успехи, желает дальнейших успехов. |
Сценарий нетрадиционного родительского собрания в подготовительной группе
Мероприятие проводится по заранее составленному сценарию, который может включать как театрализованные представления, так и викторины, подвижные игры, конкурсы.
Вариаций проведения собрания достаточно много, воспитателю следует подобрать оптимальный сценарий нетрадиционного родительского собрания в подготовительной группе.
Есть несколько увлекательных занятий, которые могут стать частью полноценного сценария.
- «Посмотрим в будущее…». Воспитателю следует приготовить забавные четверостишья или карточки с изображениями профессий, которые, по его мнению, с успехом освоят выпускники. При этом важно тонко подметить интересы и увлечения дошколят, чтобы предположить для него захватывающую судьбу балерины, архитектора, учителя, полицейского или даже астронавта.
- «Парад талантов». Нельзя забывать о том, каких успехов удалось достичь детям за время пребывания в детском саду. Стоит приготовить забавное видео или фотоколлаж, который бы демонстрировал, какие полезные навыки они приобрели. Теперь дошколята умеют писать и рисовать, петь и танцевать, самостоятельно кушают и одеваются, знают много игр, знакомы с героями детских сказок, знают многое об окружающем мире, рассказывают стихи и многое другое
- «Викторина шутки ради» Если нетрадиционная встреча проходит совместно с детьми, тогда уместным будет юмористическая викторина, которая наилучшим образом продемонстрирует детские знания. Составьте карточки с вопросами о растениях и животных, напишите несколько забавных объявлений и поинтересуйтесь, кто из героев сказок мог бы их написать (например, «Обменяю старую избу, корыто и деда на машинку-автомат» — Старуха из сказки А. Пушкина, «Кто и белочке помог, и в бане пригодился?» — дуб)
- «Кто кем станет?». Для детей стоит приготовить карточки с вопросами о том, кто кем или чем станет. Если дошколята теряются в ответах, родителям можно разрешить им помочь, но не словами, а языком жестов. В результате дети демонстрируют свои знания об окружающем мире и предметно-следственные связи. Пример карточек: Кем станет больной? Чем станет кирпич? Чем станет желудь? Кем станет медвежонок?
- «Пусть песня льется». Этот конкурс можно проводить только между детьми, либо же разделить дошколят в пары с родителями. Каждая команда вытягивает первые слоги названия песен, которые они должны угадать и вместе пропеть (например, «В тра…» — «В траве сидел кузнечик», «В ле…» — «В лесу родилась елочка»).
- «Пожелания». Заключительная часть мероприятия всегда навевает грусть от прощания с детством. Трогательным и одновременно забавным будет задание лопнуть воздушный шарик товарища, который на длинной ленте привязывают к нему сзади таким образом, чтобы он касался пола. В шариках находятся пожелания для детей, которые после зачитывают перед всеми гостями.
Итоговое собрание родителей, которое проводится в нетрадиционной форме, должно нести ценность для его участников. С этой целью воспитатели подготавливают рекомендации для родителей будущих первоклассников. Благодаря им лето перед школой дошколята проведут с пользой:
- побуждать сына или дочь больше играть на свежем воздухе, играть в подвижные игры, знакомиться с детьми;
- придумывать сказки или истории, которые после рассказывать старшим и друзьям-одногодкам;
- проводить время за совместным чтением не только детских, но и познавательных книг;
- много рисовать, работать с природным материалом, лепить из пластилина;
- петь детские песни, танцевать.
Все эти, казалось бы, простые советы помогут провести незабываемое лето, лучше узнать ребенка, развить в нем коммуникабельность, избавить от стеснительности, определить наличие тех или иных талантов.
Узнать больше о проведении родительских собраний можно в статьях:
Источник: https://www.resobr.ru/article/63114-qqq-17-m5-netraditsionnoe-roditelskoe-sobranie-v-podgotovitelnoy-gruppe