Психологические игры-тренинги на сплочение классного коллектива.
Игровой тренинг на сплочение класса «я в мире и мир во мне» Цели: сплочение класса; принятие друг друга; формирование доверия друг к другу Пояснительная записка
Занятиямоделируются по 30 – 40 минут. Они могутвключать в себя как одну игру илиупражнение, так и несколько. Онипредполагают разные виды совместнойдеятельности: игровую, аналитическую,коммуникативную (общение), двигательную,чувственную, изобразительную, в процессекоторых и происходит сплочение класса.
Важнойчастью каждого упражнения или игры,является рефлексия (коротенькиесорассуждения педагога и детей о том,что они чувствовали и переживали впроцессе упражнения или игры, что поняли,что было легко, а что трудно, что былоудивительным и т.д.). Важно научить детейпонимать происходящее.
Однойиз важных задач педагога побуждатьдетей проявлять друг к другу внимание,интерес (задавать вопросы, высказыватьсуждения).
«Знакомство»
Каждыйученик в порядке очереди (по кругу)представляет себя классу. Он начинаетсо слов: «Здравствуйте, меня звать …Мне нравится … Я умею … Я хочу …». Каждыйможет говорить что хочет.
Но по каждойпозиции, кроме имени, необходимо назватьдва – три варианта. Члены класса иучитель, могут каждому задавать любыевопросы по тем ответам, которые ихзаинтересовали.
Педагог должен побуждатьдетей задавать друг другу вопросы.
«Мой новый друг»
Учитель делит класс на пары (можно пожребию). Им дается задание в течениепяти минут более тесно познакомитьсядруг с другом (рассказать о себе илизадать друг другу вопросы). Через пятьминут все садятся в круг.
Первый участникстановится за спиной своего товарищаи начинает о нем рассказ со слов «Моегонового друга звать …». Далее учащиесязадают вопросы тому, кто был представленклассу.
Потом участники меняются ролями,и уже второй участник представляетпервого, после чего взаимное представлениеосуществляет вторая пара и т.д. Такосуществляется новое знакомство членов класса.
Учитель спрашивает учеников, узналили они что-нибудь новое о своиходноклассниках.
«Посиделки»
Рядышкомставятся несколько стульев (3 – 4, номожно поставить только один стул.)
Заданиедетям: необходимо сесть так, чтобыкаждый сидел друг у друга на коленях.При этом важно, чтобы никому не былобольно и особенно тяжело. Чтобы внизусидели самые сильные дети. Присаживатьсяна колено одноклассника надо так, чтобычасть веса держать на собствен-ныхногах. Можно потренироваться: сначалаучаствуют 3 человека, потом пять, потомсемь, девять и в итоге – весь класс.«Счастливый деньмоей жизни»
Учитель просит детей вспомнить ирассказать об одном из самых счастливыхдней своей жизни. Ученики могут задаватьдруг другу вопросы и педагог к этому ихпобуждает. Учитель настраивает классна то, чтобы найти общие, схожие моментыощущения счастья, типичных ситуаций,событий, отношений.
«Номерки»
Задание:Учащиеся класса, прейдя на этот этап,выстраиваются в одну шеренгу иповорачиваются спиной к педагогу.
Учитель прикрепляет за воротники вхаотическом порядке, заранее заготовленныеномерки (например, от 1 до 15 или более –по числу учащихся в классе) участникамкоманды, после чего просит повернутьсяих к себе лицом.
Задача команды как можнобыстрее без слов, используя толькомимику и жесты построиться по порядкуномеров от 1 до 15. Переговариваться приэтом они не должны.
Можнокласс разделить на две команды и провестисоревнование на скорость.
«Поймименя»
Задание:Класс выстраивается в колонну (в затылокдруг другу). Первый участник командыповорачивается к учителю и вытягиваетодин из предложенных ему вариантоввидов спорта, которые написаны накарточках. После этого он поворачиваетсяназад, хлопает по плечу 2-го участникакоманды.
После того, как он к немуповернулся 1-й игрок без слов, используятолько мимику и жесты, показывает впередистоящему выбранный вид спорта (например:футбол,, фехтование, фигурное катание,волейбол, плавание и т. д., те, которыезнакомы детям).
Если 2-й игрок понял, онпоказывает это кивком головы иповорачивается вперед и хлопает поплечу следующему игроку, если же нет,то 1-й игрок повторяет свой показ.Последний игрок в колонне ничего непоказывает, он только называет тот видспорта, который ему показали.
Припроведении этого этапа важно проследить,чтобы игроки до того, как их попросятповернуться, не поворачивались.«Ромашковыйлуг»
Необходимосесть, закрыть глаза, расслабиться,послушать тишину, а потом представитьсебя в образе шмеля (стрекозы, бабочкии др.), сидящего под ромашкой. Надопостараться ощутить себя в его образе,посмотреть его глазами на мир.
Представьте,что вы забираетесь по стеблю ромашкина сам цветок. Вы видите над собойогромную каплю росы, в которой отражаетсявсеми цветами окружающий вас мир. Вотвы в центре цветка качаетесь на тычинках.Потом взлетаете над ним все выше и выше.Вы видите под собой огромное полеромашек. Полюбовавшись этим зрелищем,вы делаете круг, и возвращаетесь висходное положение.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1664834/
«Один в поле не воин» — тренинг на сплочение класса
Занятие, посвященное сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков. Учитель сам определит, какую педагогическую задачу ему помогут решить предложенные упражнения.
Педагогическая задача тренинга
Мой новый восьмой класс, в котором я являюсь классным руководителем, был сформирован из вновь поступивших в школу ребят.
С самого начала я уделяла особое внимание формированию классного коллектива, проводила с ребятами групповые занятия, беседы, внеклассные мероприятия, часть из которых они организовывали сами (конечно, в контролируемых и специально созданных условиях).
В итоге образовался достаточно дружный коллектив, в котором микрогруппы доброжелательно взаимодействовали друг с другом; не осталось ребят, совсем исключенных из классной жизни.
Но в последнее время групповая динамика изменилась, стали выделяться ответственные и инициативные ребята, наверное, более трудолюбивые, на которых остальные начали «сваливать» внеклассные дела, поручения и организацию их собственных праздников.
На мой взгляд, это неправильная тенденция для коллектива, который просуществует еще минимум три года, поэтому я решила провести специальное занятие, направленное на сплочение коллектива.
Были подобраны упражнения, выполнение которых не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника.
Все упражнения достаточно активные.
Время проведения: 60 минут. Необходимое оборудование: линии на полу, веревка, связанная в кольцо (ее длина должна быть достаточной, чтобы все участники могли взяться за веревку руками), доска.
Разминка
После вступительного слова ведущего каждый участник по кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».
Конечно, ребята проучились вместе больше полугода и знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного ученика, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.
После того, как все высказались, учителю важно подвести итог, резюмировать сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели занятия («Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…»).
Упражнение «Крестики-нолики»
На доске расчерчено поле – 6×6 клеток. Группа делится на две команды по произвольному принципу (например, в зависимости от того, как они сидели – справа или слева от ведущего). Каждая команда выбирает капитана, который будет от ее лица выполнять ход – вписывать «Х» или «0» в одну из клеток.
Ведущий объясняет, что каждая команда должна стремиться получить наибольшую выгоду, заработать максимальное количество очков, то есть заполнить как можно больше полных строк или столбцов. Ходы выполняются по очереди, за ход можно поставить только один знак.
В данном упражнении много тонкостей. Во-первых, в инструкции нет никаких указаний на конкуренцию, нет запретов договариваться с другой командой, но именно стратегию конкурирования чаще всего избирают команды, и, конечно, обе не получают ни одного очка.
Затем подсчитывается итог, неутешительный для обеих команд. Дальше педагогу нужно не напрямую в ходе обсуждения подтолкнуть ребят к идее, что максимальная выгода для каждой команды – это по 3 очка каждой, а если одна из команд начнет «вредничать», то сама проиграет.Затем проводится второй раунд игры.
Это упражнение – этап предъявления проблемы. По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы стратегий конкуренции и кооперации.
Упражнение «Досчитать до десяти»
Упражнение выполняется с закрытыми или опущенными глазами и в тишине, чтобы участники не могли переглядываться и договариваться заранее. Ребята все вместе должны досчитать до десяти, но таким образом, чтобы каждую цифру называл только один человек. Если какую то цифру произносят одновременно несколько подростков, счет начинается заново.
Это классическое упражнение, и ученики моего класса выполняли его регулярно. Оно очень хорошо для введения в тему командообразования и сплочения, а также в качестве разминки. Его вполне можно использовать многократно. После каждой неудачной попытки стоит напоминать ребятам, что с этим упражнением невозможно справиться без внимания друг к другу, умения слушать.
Упражнение «Единый шаг»
На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.
Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.
Упражнение «Фигуры из веревки»
Участники встают в круг, каждый берется за веревку, связанную в большое кольцо. Ведущий объясняет ребятам, что их задача – по команде закрыть глаза и молча придать веревке форму той фигуры, которая будет названа. Затем все снова откроют глаза и увидят, что получилось.
Дальше участникам предлагается сделать квадрат, ромб, овал, трапецию (любые плоские фигуры). Если упражнение проходит очень хорошо, можно усложнить задачу и предложить сделать пирамиду или куб.
Конечно, выполнить более сложное задание с закрытыми глазами невозможно, и за этим правилом нужно следить только вначале, на простых фигурах. К концу упражнения главной задачей становится поиск решения, что гораздо важнее. Если кто-то проявляет себя слишком авторитарным, старается руководить всеми и не прислушивается к мнению команды, можно напомнить о запрете на разговоры.
Упражнение «Путаница»
Участники встают в круг, близко друг к другу. По команде ведущего все закрывают глаза и вытягивают руки, а по следующей команде каждый берется за чью-нибудь руку. Затем учитель проверяет, все ли взялись за руки попарно, и если нет – исправляет. После этого ребятам разрешается открыть глаза. Задача – распутаться, не отпуская рук.
В этом упражнении школьники получают возможность тактильного контакта, что так важно в подростковом возрасте. Упражнение невыполнимо без внимательного и бережного отношения друг к другу, слаженной совместной работы, умения слушать друг друга.
Итоговое обсуждение
Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:
— Что было проще или сложнее всего и почему? — Что понравилось или не понравилось и почему? — Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?
— Какие эмоции сейчас преобладают?
Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/trening-na-splochenie-classa.html
Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров
Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.
Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи тренингов, направленных на сплочение коллектива.
Цели и методы тренингов на сплочение коллектива
Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.
Задачами организатора и ведущего являются:
- создание неформальных связей и межличностных симпатий;
- помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
- формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
- налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.
План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).
Пример №1
Цель: Снятие напряжения
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Пример №2
Цель:Установление контакта
Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.
Пример №3
Цель:Построение коллектива
Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).
Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников.После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе.
По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.
Пример №4
Цель:Построение коммуникации в группе
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против).
Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку.
В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
Пример:
В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.
Пример №5
Цель:Повышение доверия
Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.
Пример №6
Цель:Близкое знакомство
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.
Пример №7
Цель:Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.Пример №8
Цель:Творческий подход
Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.
Предполагаемый результат тренингов
Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).
На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.
Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.
В результате ожидается:
- оптимизация отношений внутри коллектива;
- развитие умения действовать сообща;
- возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
- высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
- продуктивный рабочий процесс.
Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).
hr-elearning.ru
Источник: https://hr-portal.ru/article/treningi-na-splochenie-kollektiva-8-primerov
Упражнения на сплочение
Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение. Однако профессиональные тренеры используют упражнения на сплочение и в тренингах на другие темы.
Ведь хорошие упражнения на сплочение поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм.
За это их и ценят.
Мы подобрали для вас 5 качественных упражнений на сплочение, которые есть в свободном доступе и пользуются заслуженной популярностью у тренеров-практиков. Эти упражнения помогут вам создать эффективный и интересный тренинг.
Упражнение «Фигуры»
Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.
Размер группы: 6–20 человек
Время: 10–15 минут
Ресурсы: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?
Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы, но не комментируем их.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Подводим итоги упражнения:
- Вы довольны результатом группы?
- Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
- На какие из этих факторов вы могли повлиять?
- Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Упражнение «Интеллектуальный футбол»
Цель: Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.
Размер группы: 8–20 человек
Время: 20–25 минут
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря.
Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю.
Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- О чем это упражнение?
- Что вам помогало?
- Что мешало?
- Какие выводы можно сделать на будущее?
Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Размер группы: 8–20 человек
Время: 10–15 минут
Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- a. Если команда — это постройка, то она…
- b. Если команда — это цвет, то она…
- c. Если команда — это музыка, то она…
- d. Если команда — это геометрическая фигура, то она…
- e. Если команда — это название фильма, то она…
- f. Если команда — это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
- Что вам понравилось в этом упражнении?
- Какие ответы были для вас самыми интересными?
- Какие ответы удивили вас?
- О чем нам говорит это упражнение?
Упражнение «Собери ПК»
Цель: Это упражнение на сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.
Размер группы: 8–20 человек
Время: 20–35 минут
Ресурсы: Предварительно готовим 4 конверта с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «паззл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать «паззлы».
На работу у вас максимум 15 минут.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- Что сейчас происходило?
- Чем вы можете гордиться?
- Что не получилось?
- Как это упражнение связано с работой?
Упражнение «Арифметические действия»
Цель: Выводы из данного упражнения на сплочение хорошо демонстрируют плюсы партнерских отношений, плюсы сплоченной команды.
Размер группы: 8–20 человек
Время: 7–10 минут
Ход упражнения: Для следующего упражнения нам нужно встать в круг. Ведущий встает в круг вместе с участниками.
Наверное, все мы учились в школе и помним что такое арифметические действия. Следующее упражнение подразумевает, что мы можем сложить, отнять, разделить и умножить. Все могут? Тогда начнем.
Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т. е. первый участник, например я, называет какое-либо число.
Следующий по кругу участник должен назвать одно из четырех арифметических действий:
- плюс
- минус
- умножить
- разделить
Следующий за ним участник должен назвать какое-либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого-нибудь из участников и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?».
Если участник отвечает не правильно, мы фиксируем ошибку и начинаем упражнения заново. Если он прав счет продолжается до следующей остановки.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- Что сейчас происходило?
- Как это соотносится с темой нашего тренинга?
- Какая стратегия была бы правильной в этой игре?
- Какие выводы вы сделали после упражнения?
Мы представили вашему вниманию 5 качественных упражнений на сплочение, которые есть в свободном доступе. Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:
- доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов. Это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения;
- не содержат подробной инструкции проведения упражнения. А не секрет, что просто знать упражнение и знать, как именно его провести — это две большие разницы. Обычно тренеру требуется 2–3 раза провести упражнение, чтобы понять, как же проводить его наилучшим образом.
Если вам понадобятся:
- самые лучшие упражнения для тренингов
- эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
- упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,
то вы всегда можете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU!
Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.
И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:
- отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам,
- профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!
Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».
Из упражнений на сплочение рекомендуем вам посмотреть, прежде всего, такие упражнения:
Прекрасное упражнение-разминка, быстро повышающее энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, повышающее уровень доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и сильное упражнение на сплочение команды.
Упражнение красивое, редкое, и то, что называется «незаезженное». Оно способно заинтересовать даже опытную и искушенную в тренингах аудиторию.
Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что выгодно быть единой командой, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий.
Это, несомненно, упражнение-бриллиант, которое точно стоит положить в свою тренерскую копилку.
Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.
Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.
Эффектное упражнение-разминка, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.
Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что мы часто по привычке начинаем «бороться», вместо того, чтобы действовать единой командой.
Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, а, значит, смогут и эффективно работать в команде.
Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, эксклюзивна, поэтому её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые хотят «чего-то новенького».
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:
Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-na-splochenie
Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)
Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.
Задачами организатора и ведущего являются:— создание неформальных связей и межличностных симпатий;— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.
План занятий.1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).
Пример №1
Цель: Снятие напряжения
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;• разговаривать запрещено;• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Пример №2
Цель:Установление контакта
Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.
Пример №3
Цель:Построение коллектива
Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников.
После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе.
По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.
Пример №4
Цель:Построение коммуникации в группе
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против).
Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку.
В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
Пример:
В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.Пример №5
Цель:Повышение доверия
Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:• члены команды должны удержать падающего человека;• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе.
Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.
Пример №6
Цель:Близкое знакомство
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.
Пример №7
Цель:Общее делоЗадание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером.
Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
Пример №8
Цель:Творческий подход
Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты.
Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы.
Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.