Открытый урок по фортепиано на тему Работа над художественным образом в произведениях

Портал педагога |

Открытый урок по фортепиано на тему Работа над художественным образом в произведениях

Марышева Оксана Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «Краснохолмская детская школа искусств»
Населённый пункт: город Красный Холм, Тверская обл.
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях»
05.10.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в программных

фортепианных произведениях»

Марышева О.А.

преподаватель по классу фортепиано

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

Открытый урок по классу фортепиано

Тема

урока: «Работа

над

художественным

образом

в

программных

фортепианных

произведениях».

Цель

урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального

произведения.

Задачи урока:

развивать творческие способности детей;

активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;

работать

над

выразительностью

музыкального

языка,

преодолением

исполнительских трудностей;

закрепление навыка грамотной педализации;

достижение уровня образной завершенности произведения;

способствовать формированию у учащихся положительной мотивации, интереса к

процессу обучения.

Оборудование и материалы:

инструмент фортепиано;

мультимедийное сопровождение урока: телевизор, DVD;

рисунки;

репродукции.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1.

Вступительная часть

2.

Основная часть: работа над произведением

3.

Заключительная часть

Вступление

С

самого

начала

обучения

и

в

дальнейшем

педагогу

необходимо

развивать

и

совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников.

Важно

интенсивно

«погружать»

ученика

в

исполняемую

музыку,

«заражать»

ею.

Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения

первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл

выразительно, с пониманием характера.

2

Работа

над

художественным

образом

начинается

со

знакомства

с

пьесой.

Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых

эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика,

его

эмоциональное

состояние

будет

положительно

влиять

на

его

прилежание,

способствовать

более

целенаправленной

настойчивой

работе

над

звуком,

темпом,

нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно

прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.

Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальные произведения,

имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в

ней

содержание.

В

программной

музыке

широко

применяются

музыкальная

изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид программной музыки — картинная программность (музыкальной

картины природы, народных празднеств, битв и т.п.).

На данном уроке будет показана работа над художественным образом фортепианного

произведения Ю. Щуровского «Утро» из пионерской сюиты «Зима».

Основная часть урока

Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме утро.

Пример:

(показ

репродукций

художников:

И.И.

Шишкин

«Утро

в

сосновом

бору»,

«Туманное утро», А. Адамов «Раннее утро»), поэты: Я.Полонский «Утро», А. Пушкин

«Зимнее утро», композиторы: П.Чайковский «Зимнее утро», С.Прокофьев «Утро», Э.Григ

«Утро» и др.

Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную

картину зимнего утра. Для того чтобы окунуться в атмосферу зимнего утра преподаватель

предлагает посмотреть картины зимнего утра на музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Показ слайдов.

Вместе с ученицей проводится подробный разбор произведения по предложениям.

К каждому предложению ученица нарисовала рисунок. Проводится работа над каждым

предложением. Ученица сначала рассказывает, какой образ она хочет показать в данном

предложении, затем пытается выразить свой замысел в исполнении на фортепиано.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением,

разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера

музыкального

произведения.

Обращается

внимание

на

исполнительские

трудности,

которые отрабатываются отдельно.

Преподаватель вместе с ученицей проводит разбор динамического плана, штрихов,

темпа.

3

В пьесе «Утро» важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются

не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль

помогает

ярче

раскрыть

выразительные

художественные

возможности

пьесы.

Правая

педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные

элементы фактуры. В этом произведении педаль запаздывающая, игра с запаздывающей

педалью, обычно, вызывает трудность у детей, поэтому надо провести специальную

работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней,

а постоянно её ощущала мягким касанием при постоянном слуховом контроле за чистотой

звучания.

Для самостоятельной работы ученице было дано домашнее задание подобрать

стихотворение про утро. Ученица читает стихотворение С. Смусенко «Утро»:

Солнце встало поутру

Раньше первой птички,

Заплетая на ветру

Лучики в косички.

Солнцу хочется успеть

Ранним утром этим

Приласкать и обогреть

Все на белом свете.

Как же рады все вокруг

Звери, птицы, рыбки,

Речка, поле, сад и луг

Солнечной улыбке!

После проведённой работы на уроке ученицей исполняется произведение «Утро»,

в котором она попыталась выразить художественный образ картины зимнего утра.

В заключение урока преподаватель предлагает послушать и посмотреть слайды на

произведение Э.Грига «Утро».

Заключение

Перед

каждым

проигрыванием

пьесы

учеником

надо

ему

напоминать

о

необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться

играть

не

только

правильно,

но

и

выразительно,

эмоционально,

а

также

замечать

недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь

непрерывно

развивая

музыкальность

ученика,

его

интеллект,

его

эмоциональную

отзывчивость

на

музыку,

совершенствуя

приёмы

звукоизвлечения.

Он

должен

быть

4

увлечён

содержанием

и

образами

пьесы,

тогда

он

более

настойчиво

работает,

совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении

художественный образ произведения.

Важно на уроке использовать различные методические приёмы для активизации

творческого мышления ученика, для активного включения в работу, чтобы урок был

интересным и не скучным.

Для работы дома можно дать задание продолжить работу, начатую в классе, над

исполнением

мелодии,

аккомпанемента,

динамическими

оттенками,

употреблением

педали, работу над художественным образом пьесы.

Одним из главных требований Г.Нейгауза для достижения художественной красоты

исполнения является требование простоты и естественности выражения. Вся работа,

протекающая в его классе, была посильной работой над музыкой и её воплощением в

фортепианной игре, другими словами – над «художественным образом» и фортепианной

техникой. Никуда не годится тот педагог, будь он хоть о семи пядей во лбу, который

удовлетворяется рассказами об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о

«поэзии»

и

не

добивается

конкретнейшего,

материального

воплощения

своих

высказываний

и

внушений

в

звуке,

фразе,

нюансировке,

совершенной

фортепианной

технике. Так же никуда не годится педагог, который видит ясно одну лишь фортепианную

игру, фортепианную «технику», а о музыке, о её смысле и закономерностях имеет лишь

смутное представление.

Опираясь

на

возможности

ученика,

его

развитие,

следует

добиваться,

чтобы

исполняемая

музыка

понятно

«говорила»

ему.

С

пониманием

настроения,

характера

произведения

в

целом

и

основных

художественных

образов

начинается

изучение

произведения.

Используемая музыка:

1.

П.И. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»

2.

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

5

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24061

Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано

Открытый урок по фортепиано на тему Работа над художественным образом в произведениях

Голубева Ирина Николаевна педагог фортепиано, первая квалификационная категория высшего уровня, музыкальная школа Есилького района СКО село Корнеевка

Урок по специальности фортепиано в 3 классе

Цель урока: Обучение исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия при раскрытии содержания произведения.

Задачи урока:

  1. Общее представление о произведении, о его основных художественных образах.
  2. Отбор и овладение средствами выражения; преодоление как общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей.
  3. Собирание всех разделов произведения в единое целое; умение правдиво выразить содержание исполняемого произведения.

Методы: словесный, практический, наглядно-слуховой, анализа и сравнения, частично-поисковый, эмоциональной отзывчивости, обобщения.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово педагога.
  3. Ознакомление с произведением.
  4. Практическая часть (детальная работа над произведением).
  5. Заключение.

2. Вступительное слово:

Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно пианистических трудностей.

Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития.
Работу над произведением условно можно разделить на 3 этапа.

Условность касается и самого членения, и длительности отдельных этапов.

Первый этап посвящён созданию общего представления о пьесе, о её основных художественных образах.

Второй этап — постепенное углубление в сущность музыкального произведения; на этом этапе происходит овладение приёмами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания.

Третий этап подводит итог всей предшествующей работе, приносит и качественно новое начало: художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства, мысли, мастерства.

3. Ознакомление с произведением:

На уроке работаем над произведением В.Рейманна «Маленькая сонатина» С-dur.

Первый этап работы характеризуется общим ознакомлением с сочинением. Очень важно провести с учеником беседу об этом произведении и его стиле и подкрепить показом.

Полезным является ознакомление учащегося с творчеством и биографией композитора, с исторической эпохой создания произведения. Можно порекомендовать ученику соответствующие книги, статьи, прослушивание других произведений данного автора.

Всё это будет способствовать всестороннему овладению требуемым стилем, более глубокому изучению того или иного произведения.

Педагог исполняет сонатину и сообщает краткие сведения о композиторе:

А) вместе с ученицей определили жанр произведения — крупная форма; дали характеристику этому жанру.

Б) Рейман Виллем Мадисович родился 19 ноября 1906 года в Пярну. Окончил Таллиннскую консерваторию по классу композиции и фортепиано. Совершенствовался в композиции в Будапештской музыкальной академии у З.Кодая, Л.Вейнера.

Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии Эстонской ССР, профессор Таллиннской консерватории.

Среди произведений композитора оперы, симфонии, увертюры, сочинения для симфонического, духового и эстрадного оркестров, хоры, песни, романсы, музыка для театра и кино, фортепианные пьесы, детская музыка.

На ранних ступенях обучения правильному ознакомлению с произведением способствует педагог. Он должен уметь не только верно направить ученика, но ясно и доступно раскрыть перед ним основное содержание, образы произведения, особенности формы и т. д. Но уже с детских лет следует приучать учащегося к самостоятельному разбору произведения.

Вместе с ученицей делаем ознакомительный разбор:

1. Сонатина написана в форме сонатного allegro, которая предполагает три раздела:

Экспозиция состоит из Главной партии (16 тактов) и Побочной партии (16 тактов).

партия танцевального характера, основана на интонациях народных эстонских танцев.

Побочная партия не вносит яркого контраста, но она более активная, уверенная. Акцентированные аккорды созвучны с притопами в танце.

Разработка написана в F-dur, лирического, напевного характера.

Реприза дословно повторяет экспозицию, но удлинена за счёт коды, в которой Г.П. звучит сначала в верхнем голосе, затем в партии левой руки, утверждая радостное, весёлое настроение.

В целом, музыке этого произведения присущи: жизнерадостность, живость, детская непосредственность. Все разделы сонатины объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением.

Очень важным разделом работы над художественным произведением является изучение нотного текста. Вовсе нет необходимости без конца проигрывать всё произведение целиком. Ознакомившись с произведением в целом, важно, чтобы ученик выявил наиболее трудные для него эпизоды в данном сочинении.

Вместе с ученицей определяем сложные моменты:

  1. синкопированный ритм в партии левой руки в Г.П.
  2. проведение мелодии в нижнем голосе в разработке.

Однако не стоит затягивать период работы над частями, разделами, эпизодами произведения. Время от времени ученик должен и на данном этапе проверять себя, проигрывая произведение целиком.

4. Практическая часть

Остановимся на более важных моментах второго этапа работы. Выбор тех или иных средств выражения никак не может быть произвольным или случайным; он определяется именно содержанием и характером музыки.

1. Звучание инструмента. Чрезвычайно важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук — полный, мягкий, сочный — и привить потребность в таком звучании. В младших классах учащиеся не в полную меру могут пользоваться возможностями фортепиано и собственными руками.

Поэтому путём показов, объяснений, работы на уроке, внимательных домашних занятий, надо добиваться того, чтобы погружённые в клавиши пальцы ученика, вместе со свободно опирающимися на них кистью, рукой, давали такое звучание.

Ощущение опоры легче приобрести при работе над фрагментом произведения аккордового изложения, требующим большой наполненности звучания.

Ученица исполняет аккордовые эпизоды П.П. сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками, добиваясь сочного звучания, свободы в руках от плеча, контролируя слухом каждый аккорд.

2. На данном этапе особое значение приобретает фразировка. Учащийся должен воспринимать фразу как цельное построение, уметь выявить направление развития фразы и довести мысль до её ближайшей «вершины» — кульминации. Работая над художественной фразой, ученик должен добиваться максимально гибкой динамики исполнения.

Динамические нюансы, проставленные композитором, должны быть тщательно выполнены, так как они органически входят в замысел композитора и произведения. Динамические оттенки бывают постепенные и контрастные.

Уже в первые месяцы обучения учащихся, исполняя небольшие пьески, сначала должны познакомиться с контрастной динамикой, при этом помогают образные ассоциации вроде: «близко — далеко», «день — ночь», «труба — эхо».

Мы с ученицей определили фразы в каждом разделе сонатины: в 1 и 3 — фраза состоит из четырёх тактов; во2 — из двух тактов; выделили «вершины» в каждом построении. Затем ученица отрабатывала контрастные оттенки на первых двух фразах П.П.

При работе над постепенными оттенками можно использовать такое сравнение, как «раздувание звука трубы».

Ученица работала над crechendo в фразах Г. П. Постепенно прибавляя силу звука, довела развитие построения до логического завершения(сначала играла отдельно каждой рукой, затем двумя руками вместе).

3. Важным разделом в процессе работы над произведением является ритм. Педагог должен стремиться к созданию ясного представления у учащегося о ритме исполняемого им произведения.

В данной сонатине трудность представляет синкопированный ритм в партии левой руки Г.П. в экспозиции и в партии правой руки в разработке. Очень важно, чтобы ученик услышал смещение сильной доли на слабую (на счёт «и»).

Полезно проучить этот ритмический рисунок с ритмо-слогами, например: «ежонок колючий скатился вниз», «зайчишка-трусишка напуган волком».

Ученица играет сначала левой рукой ритм с проговариванием одной из фраз, затем правой, контролируя слухом каждую длительность. Затем проигрывает эти эпизоды двумя руками, точно выполняя ритмический рисунок.

4. В рассматриваемый период работы над произведением следует уделить большое внимание таким средствам выражения, как штрихи и аппликатура.

Педагоги хорошо знают, что небрежное отношение к аппликатуре затрудняет и удлиняет период работы над произведением. С учащимися младших классов педагогу лучше заранее проверять поставленные в тексте указания аппликатуры, в случае необходимости — вносить изменения.

Ученица проигрывает такты: 2–4, 6,22,23,31,38,40–43 — правой рукой и 67–74 такты левой рукой соблюдая правильную аппликатуру. (Проверка домашнего задания — проучить в этих тактах точные пальцы).

От штрихов в немалой степени зависят характер исполнения как всего произведения, так и исполнение фраз, их выразительные оттенки.

В данной сонатине для передачи художественного образа композитор использовал все основные штрихи. Но ведущим является штрих staccato. Именно он придаёт произведению лёгкость, танцевальность, жизнерадостность, что присуще всем детям.

Ученица добивается лёгкого, подвижного staccato (пример Г.П.). Следует исполнять упругой лёгкой рукой, как бы «посыпая», близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы. Кисть и предплечье составляют единое целое.

5. Одна из весьма важных сторон работы касается технического овладения произведением.

Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для исполнения пианистические движения, но и «приладиться» к ним: они должны стать для учащихся удобными, «своими»…Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений: овладение ими, приобретение нужной ловкости, ориентация на клавиатуре требуют большого внимания. Обязательно понимание того, в чём её художественное значение, каковы соответствующие данной цели характер пианистических движений и самого звукоизвлечения, продуманная аппликатура.

6. Весьма важный вопрос — игра на память: она имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Соответствующие навыки и привычки к такому исполнению следует воспитывать с первых месяцев обучения.

Я считаю, что значительную часть произведения полезно знать ещё в начале изучения. Исполнение на память становится особенно удобным и естественным для ученика.

Это облегчает и ускоряет сам ход работы над произведением и помогает ученику приобретать ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении.

5. Заключение

По мере овладения различными частными трудностями, основное внимание учащегося постепенно перемещается на вопросы, связанные с целостностью исполнения, выявлением общего исполнительского замысла, то есть на содержание завершающего этапа работы. На этом этапе в наибольшей степени сказывается художественная индивидуальность музыканта: мастерство, артистизм, темперамент, вдохновение, творческая воля.

Если ранее педагог должен был избегать того, чтобы делать все замечания сразу, то после «сквозного проигрывания» пьесы он делает сразу все указания, необходимость в которых выявилась в процессе исполнения; учащийся уже подготовлен к охвату всех замечаний.

Важно окончательно уточнить темп исполнения. Темп произведения не может быть единым для всех исполнителей: однако общее представление о темпе данного сочинения всё же остаётся более или менее устойчивым.

Исполнитель стремится органично слить в одно художественное целое все частности, все отработанные детали, добиться цельности художественного впечатления. Все удачно найденные и закреплённые — в сознании и в ощущениях — движения полностью подчиняются одной цели: правдиво и искренно выразить содержание исполняемого произведения.

Источник: https://www.azbyka.kz/rabota-nad-muzykalnym-proizvedeniem-v-klasse-fortepiano

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.