Одежда (конспект занятия по развитию речи в средней группе)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «На птичьем дворе»
Программное содержание:
— Коррекция и развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, наглядно-образного мышления, общей и мелкой моторики; развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
— Формировать представление дошкольников о домашних птицах: внешних особенностях, их привычках, образе жизни, пользе, которую приносят людям. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Формировать обобщающее понятие: домашние птицы.
— Формирование интереса к живой природе, доброжелательности и любви к птицам;
— Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
— Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных в уменьшительно-ласкательных формах, упражнять в употреблении слов-антонимов, продолжать учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом а;
Оборудование: корректурные таблицы (по количеству детей), предметные картинки, перышко, карандаши, задача к игре «Помоги птицам».
Ход занятия в средней группе
Сюрпризный момент.
Дети находят в группе перышко.
I. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
(учить детей подбирать слова-антонимы)
Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.
— Посмотрите, что это? (Перо)
— Оно черное? — …. (оно белое)
— Оно большое? — … (оно маленькое)
— Оно длинное? — … (оно короткое)
— Оно тяжелое? — … (оно легкое)
— Оно грязное? — … (оно чистое)
Это перышко не простое, оно волшебное:
Стоит на него подуть
И оно покажет путь —
В какую сторону идти,
Чтобы хозяина найти.
Воспитатель. — Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три — перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох — через нос, выдох — через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)
II. Основная часть.
1) «Скажи и покажи»
Воспитатель. — Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Отгадайте и покажите, кто живет на нашем птичьем дворе. (Работа с корр. таблицами).
Дети отгадывают загадки и накрывают отгаданных птиц.
Загадки о домашних птицах для дошкольников
Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! — кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко .. (Курица)
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплята)
Он — не всадник, а со шпорами,
Его одежда — с узорами.
Время он знает, как и люди,
Сам — не сторож, а всех будит. (Петух)
И шипит он, и гогочет —
Говорит, что укусить хочет…. (Гусь)
У нее ноги — как ласты,
Клюв плоский, красный,
— Кря-кря-кря, — плывет по реке,
Ест зерно и щиплет травку … (Утка)
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля
…(Индюк)
2) «Отвечай быстро называй»
(Работа с корр. таблицей).
— Сколько лап у индюка?
— Сколько гребешков у курицы?
— Сколько копыт у петуха?
— Сколько у гуся хвостов?
— У кого есть бородка?
— Сколько крыльев у утки?
— У кого еще есть крылья, кроме птиц? (Бабочка, комар, муха, пчела и т.д.)
— Где мы еще можем увидеть крылья? (Самолет)
3) «Скажи ласково»
(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, работа с корр. таблицей).
Цыпленок, а ласково цыпленочек.
Петух, а ласково петушок.
Утка, а ласково уточка.
Гусь, а ласково гусачок.
4) Физкультминутка.
5) Составление сложно-придаточного предложения с союзом а.
(На мольберте картинки петуха, курицы, кошки, индюка)
Воспитатель. Представляете, кошка говорит, что она похожа на курицу. Так ли это?
— Что общего у кошки и курицы?
— Чем они отличаются? ( «Кошка — животное, а курица — птица.» «У кошки четыре лапы, а у курицы — две.» и т. д.)
6) Проблемный вопрос
— Все они живут на птичьем дворе. А кто за ними ухаживает, кормит, поит, строит жилье?
— Как вы думаете, смогли бы домашние птицы прожить в лесу? Почему?
— А зачем они человеку? Какую пользу они приносят? (Мясо, яйца, пух, перо)
7) Пальчиковая гимнастика
Шла уточка каемочкой, (ребром ладони имитируют ходьбу)
Вела своих детенышей:
Большого и малого, (поочередно показывают пальцы рук)
Среднего, последнего. (Поочередно показывают пальцы рук)
Подкрались два лисенка,
Потащили в лес утенка … (делают руками движения, будто что-то хватают)
8) «Помоги птицам»
— Разбрелись птицы с птичьего двора. Помоги им встретится, соедини членов одной семьи, проведи карандашом дорожку и скажи, кто с кем встретился (работа в тетради)
III. Итог. Рефлексия
-Что интересного вы узнали сегодня?
Какие игры вам понравились больше всего? Можете ли вы играть в них дома?
занятие в средней группе, средняя группа, развитие речи в средней группе
Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/zanyatiya-vospitatelya/175-konspekt-razvitie-rechi-srednya-gruppa-domashnie-ptizi
Конспект занятия «Модный магазин»
Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Программное содержание:
Учить детей называть предметы своей одежды, их цвет и другие признаки.Помочь детям усвоить правильные формы родительного падежа множественного числа имен существительных (много туфель, носков).
Упражнять в использовании имен прилагательных, в том числе обозначающих цвет, в родительном падеже и согласовании их с именами существительными.Активизировать в словаре детей слова: мода, покупатель, продавец, названия предметов одежды и обуви.
Познакомить со словами «витрина», «начинающий», пословицей: «Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть не на что».Учить понимать смысл пословицы, взаимозависимость между одеждой, обувью и погодой, временами года.Совершенствовать навыки аккуратного наклеивания.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать эстетический вкус, желание быть опрятным.
Оборудование:
Дидактические картинки «Одежда», «Обувь»; картинки с изображением магазинов, витрин; картинки к дидактической игре «Чего не хватает» с изображением обуви и одежды с недостающими деталями; нарисованные на листах бумаги фигуры человека, вырезанные из цветной бумаги различные предметы одежды и обуви; оборудование для аппликации; запись фоновой музыки.
Предварительная работа:
Обрисовка детьми фигуры человека по шаблону, дорисовывание лица, волос. Настольно-печатная игра «История моды» (типа «Одень куклу»).
Ход занятия:
Ребята, бывали ли вы когда-нибудь в магазине? Конечно бывали. А в каких именно магазинах вы бывали?
Дидактическое упражнение «Назови магазин»
1. Магазин, в котором продают обувь, называется …какой магазин? Обувной магазин.2. Магазин, в котором продают рыбу, называется …какой магазин? Рыбный магазин.3.
Магазин, в котором продают продукты, называется …какой магазин? Продуктовый магазин.4. Магазин, в котором продают мебель, называется …какой магазин? Мебельный магазин.5. Магазин, в котором продают одежду, называется …магазин чего? Магазин одежды.
6.
Магазин, в котором продают игрушки, называется …магазин чего? Магазин игрушек.
Сегодня мы отправимся в два магазина: магазин одежды и обувной магазин. Прежде всего, давайте посмотрим на свою одежду и обувь, которую вам уже купили родители. Давайте устроим показ одежды и обуви.
Дидактическая игра «Показ мод»
Для этого нужно пройти вот здесь, остановиться и рассказать о том, что на вас надето и во что вы обуты. Прошу вас на показ мод. Вы уже знаете, что такое мода? Мода – это то, что людям что-то особенно нравится в данное время. В старину модно было носить мужчинам чулки и банты, а в наше время мужчины одеваются совсем иначе.
Вот сейчас начинается показ современной моды, вы покажете вещи, которые носят сегодня, которые модны в настоящее время. Начну показ мод я сама: я одета в красный свитер и черную юбку, а на ногах у меня черные колготы и красные туфли. А теперь ваша очередь. Вот мы и в магазине. Взгляните на витрину.
Витрина – это такое место в магазине, куда выставляют самые красивые и модные товары, чтобы их было хорошо видно.
Что вы видите на витрине? (Воспитатель побуждает детей называть не только вид одежды, но и ее цвет, длину, детали). Если мы вернемся в этот магазин через некоторое время, то увидим, что в витрине произошли изменения.
Какие-то вещи были проданы, а какие-то просто поменяли местами.
Дидактические игры «Чего не стало» и «Что изменилось»
А сейчас немного поиграем.
Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики
Все, ребятки, поднимайтесьИ в обновки наряжайтесь!Глазами брюки мы найдем,
Наденем и гулять пойдем.
Дети находят висящие под потолком в разных углах комнаты картинки, изображающие предметы обуви и одежды, имитируют их надевание (с застегиванием, зашнуровыванием) движения (ходьба, бег, игра в снежки и т. п.).
Найдите синие кроссовки,В них побегаем мы ловко.Ищите свитер полосатый,Он согреет нас, ребята. Чтоб со снегом поиграть,
Перчатки надо надевать.
Но вернемся в наш магазин. Недавно в нем побывал один начинающий художник. Как вы понимаете слова «начинающий художник»? Начинающий – это тот, кто только начинает чем-либо заниматься. Так и наш художник – только недавно начал рисовать. Так вот, побывал он в магазине одежды, и нарисовал витрину. А рисунок подарил магазину. Взгляните на него.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
У куртки не хватает одного рукава, у перчаток – пальца, на одном ботинке нет шнурка, у платья – одного манжета на рукаве и т. п.
Мы с вами покупатели или продавцы, когда приходим в магазин за покупками. Мы покупатели, потому что покупаем. А кого называют продавцом? Продавец – это тот, кто продает. Давайте поиграем в покупателей и продавцов.
Дидактическая игра «Что я хочу купить»
Сначала я буду покупателем, а один из вас продавцом.
— Будьте добры. Я хочу купить одежду для мальчика, зеленого цвета, эту вещь одевают, когда ну улице прохладно или идет дождь.
Ребенок-продавец выбирает картинку с изображением зеленой мальчишечьей куртки и говорит: «Купите вот эту куртку». Теперь вы сами будете и продавцам и покупателями.
Игра продолжается.
Что-то мы задержались в магазине одежды, пора заглянуть в обувной магазин и подобрать обувь к нашим покупкам. Помните, что обувь должна не только вам понравиться, но и подойти к вашей одежде. Даже самые красивые босоножки не оденешь в морозный денек.
А в сапожках будет жарко летом, когда мы носим майки и шорты. Обратите внимание, как много в нашем магазине разнообразных туфель. И мужских, и женских, и детских туфель. Запомните, что правильно говорить: «много туфель». И «много носков».
Давайте повторим хором и постараемся запомнить: «много туфель», «много носков».
Подвижная игра «Платочки»
Каждому ребенку со стороны спины в области поясницы прикрепляется платок. На ограниченном пространстве дети стараются сорвать чужие платочки, в то же время, сохранив свой собственный. Побеждают те, кто, сохранив свой платок, наберет большее количество чужих платков.
Когда мы с вами рассматривали картинки об истории моды, то говорили о том, что праздничная одежда, а также одежда королевских особ шилась из ткани, которая называется шелком. Вот сегодня я принесла вам кусочки шелка. Потрогайте шелк, можете провести лоскутком по щеке.
Какова шелковая ткань наощупь? В наше время не только королевские особы, а любой человек может купить или сшить себе одежду из шелка. Но по-прежнему шелковая одежда используется для торжеств и праздников. У кого-нибудь из вас или ваших близких есть одежда из шелка? Что это за одежда? Послушайте пословицу: «Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть не на что».
Кто такой неряха? Как вы понимаете эту пословицу? Даже самая красивая одежда, если она грязна и измята, выглядит некрасиво.А теперь ваша задача – подобрать одежду. На этих листах нарисованы фигуры человека. (Дети сами накануне обвели их по шаблонам). А здесь приготовлены разнообразные модели одежды и обуви. Ваша задача – полностью одеть своего человечка.
Аппликация «Подбери одежду»
Во время работы детей, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей рассказывать о том, какую одежду и обувь они выбрали, для какой погоды и т. д.
Скачать конспект занятия «Модный магазин»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/modny-magazin.html
Конспект логопедического занятия по теме “Одежда” в старшей группе детского сада
Тема «Одежда» часто встречается в содержании занятий по развитию речи для дошкольников. Данный конспект логопедического занятия по теме “Одежда” может быть использован в старшей группе для фронтального урока или индивидуальных бесед.
Задачи
Занятие позволяет решить следующие образовательные задачи:
- Обогащение словаря по теме Одежда.
- Совершенствование навыка составления рассказов по серии картинок.
- Тренировка умения придумывать загадки-описания.
- Автоматизация шипящих, а также сонорных звуки в речи.
- Формирование основ совместной учебно-игровой деятельности воспитанников.
- Развитие произвольного внимания и других познавательных процессов.
Методические приемы
- Чередование фронтальной и индивидуальной работы
- Проведение речевых игр с наглядным материалом разного типа
- Использование загадок, сюрпризных моментов
- Составление рассказа-описания по образцу
- Применение мнемотаблиц
Материал
- большая иллюстрация к стихотворению Маршака «Вот какой рассеянный» (с изображением главного героя в нелепой одежде);
- серия картинок «Как растет хлопок»;
- сюжетная картина «Откуда взялась рубашка»;
- набор предметных картинок «Одежда»;
- несколько комплектов игры «Рабочая одежда»;
- мяч;
- сковородка.
Введение
Педагог просит детей занять свои места. Звучит веселая музыка. Воспитатель говорит: «Похоже, что сегодня к нам пришел необычный гость. Посмотрите, пожалуйста, что он оставил в раздевалке (достает сковородку)! Как вы думаете, кто заглянул к нам сегодня?». Дети предлагают свои варианты (повар, Масленица, Колобок).
Воспитатель показывает им иллюстрацию к стихотворению Маршака «Вот такой рассеянный» и читает стихотворение. Затем она спрашивает: «Чем же оказалась сковородка для Рассеянного? Правильно, головным убором. Конечно, он надел ее на голову вместо шляпы по ошибке. Давайте исправим его оплошность, вспомним все, что можно надевать на голову в разные сезоны».
Игра «У меня на голове»
Дети передают друг другу мяч и называют головные уборы, приговаривая: «У меня на голове…». Все отвечают по очереди. Победителем становится тот, кто вспомнит нужное название последним.
Тема головные уборы уже встречалась в программе курса по развитию речи в старшей группе, поэтому на этом занятии материал закрепляется.
Игра «Отгадай, что меня на голове»
Педагог говорит: «Вы вспомнили и назвали много разных головных уборов, а теперь мы попробуем отгадать тот, который каждый из вас увидит на картинке».
Затем она раскладывает предметные карточки с головными уборами перед собой, вызывает каждого ребенка, просит выбрать одну из иллюстраций, но не называть ее. Ребенку предлагается рассказать о загаданном предмете.
Другие дети должны угадать тот элемент гардероба, о котором идет речь.
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть самим, но сделать гимнастику для язычка по сказке “У бабушки с дедушкой”
Беседа по картине «Откуда берется рубашка»
Педагог показывает картину, дети рассматривают иллюстрацию.
Затем воспитатель спрашивает: «Скажите, люди каких профессий делают одежду?». Дети перечисляют специальности: ткачиха, швея, модельер, закройщица. О каждой из них воспитатель уточняет:
- Что делает этот работник?
- Зачем он это делает?
- Где его рабочее место?
- Какие инструменты помогают ему трудиться?
«Почему на картинке есть люди, которые собирают что-то в поле? Разве одежда растет в поле?». Дети отвечают, педагог дополняет рассказ о хлопке (с демонстрацией хлопковой коробочки, а также хлопчатобумажной ткани).
Составление рассказа картинкам
Педагог берет по одной картинке из серии для логопедического занятия по теме Одежда. Затем обсуждает с группой, то, что на ней нарисовано. Дети дополняют рассказ. Все картинки выкладываются по порядку. Затем они перемешиваются и воспитатель предлагает кому-нибудь разложить их снова, повторяя рассказ полностью.
Игра «Шьем одежду мишке»
Все садятся в круг. Воспитатель предлагает всем передавать друг другу лоскуток хлопковой ткани, называя одежду, которую могли бы сшить из него игрушечному медвежонку.
Заучивание и повторение скороговорок
Педагог просит вспомнить скороговорки про одежду. Предлагает несколько для заучивания. Например:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон!
Физминутка
Проводится за столом.
- Хлопок дружно собирали, (активно двигаем руками, «собираем» коробочки)
- Ткань мы из него соткали, (двумя руками двигаем вперед-назад, имитируем работу ткацкого станка)
- Раскроили. («режем» ножницами)
- Будем шить, («строчим» на машинке)
- Чтоб в обновках всем ходить! (руки на талию, слегка поворачиваемся в стороны)
К любому логопедическому занятию в старшей и подготовительной группе имеет смысл подбирать подходящие по смыслу стихи для физкультурной паузы.
Знакомство с мнемо-таблицей
Воспитатель: «Сейчас мы с вами будем играть в загадки. Вот таблица-подсказка, она нам поможет. Давайте внимательно посмотрим на те небольшие рисунки, которые есть на ней. Если я хочу рассказать вот об этой зимней шапке, то таблица не даст мне ничего забыть!»
Педагог составляет краткое описание о зимней шапке, опираясь на пиктограммы. (Это надевают на голову, это головной убор — Его носят все — Мы надеваем такой головной убор в холодное время года — Он связан из шерсти, он теплый — Эта вещь разноцветная, с полосками). Затем воспитатель предлагает поиграть с картинками и таблицей.
Игра «Опиши-отгадай»
Педагог раскладывает картинки с изображениями предметов одежды. Дети (по очереди) подходят к столу, каждый из них открывает одну картинку, описывает изображение, но не называет его. Остальные отгадывают то, о чем ведущий увидел.
Игра «Одежда для работы»
Воспитатель рассказывает группе о том, что люди разных профессий на работе одеваются особым образом.
Затем она просит всех разделиться на подгруппы, раздает каждой из них одну карточку с изображением атрибутов профессии, а также полный набор картинок-изображений разных предметов одежды. Каждая группа отбирает нужные карточки из набора.
В конце игры педагог показывает всем отобранные предметы одежды для каждой специальности, все обсуждают правильность подбора карточек.
Минутка поэзии
Воспитатель: «Мы с вами поговорили о той одежде, которую носят люди на работе. А какая одежда нужна тому, кто целый день стоит на улице зимой? А если это не человек, а снежная баба? Ее нужно одевать?» Дети отвечают, а затем педагог читает стихотворение С.Черного «Снежная баба» и просит ответить на вопросы:
- Почему мальчик решил вынести снежной бабе одежду?
- Что он выбрал для нее?
- Как он оделся сам, чтобы выйти на улицу?
- Что будет утром?
- Что вы сказали бы мальчику, если бы снежной бабой были вы?
Игра «Собираемся на прогулку»
Вся группа рассаживается по кругу. Дети передают друг другу мяч, называя предметы зимней одежды, зимнюю обувь, головные уборы.
Занятие заканчивается. Педагог благодарит всех за ответы, еще раз напоминает тему прошедшего занятия, предлагает задание на дом (нарисовать себя или кого-то другого в любимой одежде).
Данный конспект занятия может быть полезен для логопедов, а также педагогов, занимающихся развитием речи детей в старшей группе детского сада. Часть упражнений может пригодится родителям, дети которых посещают логопедическую группу.
Источник: https://orechi.ru/logopedam/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-na-temu-odezhda
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда наша»
Название: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда наша»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи , старшая группа
Чистова Евгения Александровна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ №299
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Гусарова, д.24
Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей
Цель: расширить словарный запас по теме: «Одежда» и закрепление знаний по теме.
Задачи:
— закрепление образования существительных в единственном и множественном числе, а так же образование существительных с прилагательными; закрепления представления о деталях, видах и различных материалах, из которых она сшита;
— воспитание навыка бережного отношения к одежде;
— развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.
Оборудование для проведения занятия:
предметные картинки и иллюстрации по теме: «Одежда», плоскостное изображение (вырезано из фанеры) куколки Маши, плоскостные изображения (из картона цветного) деталей гардероба, разные небольшие лоскуты ткани, части для сборки плоскостного изображения кофты куколки Маши.
Организационный момент.
- «Помоги нашей куколки Маше».
(Дети рядом стоят со стульями; на стул присядет тот, кто увидел у куколки Маши в шкафу одежду и правильно ее назовет.)
— Дети, а кто-нибудь знает рассказ про «Маша кукла наша». Жила была одна кукла, звали ее Маша. Маша была очень не аккуратной и не особо любила порядок. Сегодня мы к ней приглашены в гости. Она немного неряшлива и разбросала в своем шкафу свои вещи, и ей сложно найти их так как все лежит не на своих местах. Мы сможем помочь ей. Давайте найдем нашей куколки Маше одежду.
— Ребята я предлагаю вам перечислить названия одежды, которую вы видите в шкафу у куколки Маши, (пальто, куртка, платье, юбка и т.д.);
— Дети, как называется все вещи, что вы видите в шкафу у Маши одним словом? (одежда);
— Замечательно. Мы с вами будем сегодня разговаривать об одежде которую вы видели в шкафу у куколки Маши и которая есть у вас и вы видели на других, о составляющих деталях одежды, из каких материалов она сделана.
2) Игра «Собери кофту Маши».
— Но для начала нам необходимо обсудить детали, из которых состоит одежда;
Посмотрите, Маша растеряла детали от своей кофты. Эти части — перед вами. Подойдите к фланелеграфу и соберите из деталей кофту (Дети вместе собирают).
— Что у вас получилось? (кофта).
— Без чего была эта кофта в начале? (без рукавов, кармана, без пуговиц, без воротника);
— В какое время года нужна кофта Маше? (когда прохладно);
3) Игра «Назови вид одежды».
— Ребята, расскажите нашей Маше, какие виды одежды вы знаете;
— Если мы надеваем куртку осенью, значит это какой вид одежды? (осенняя).
— Какую еще одежду мы одеваем осенью?;
— А какие предметы одежды понадобятся нашей Маше зимой? (шуба, варежки, шарфик и т.д.);
— Это какой вид одежды? (Зимняя);
— А какая одежда нужна Маше весной? Это какая одежда? (весенняя);
— А какая одежда защищает Машу летом от жары? Как она называется? (летняя);
Также интересное занятие по развитию речи: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Необитаемый остров»
4) Игра «Какой, какая, какое?»
— Дети, Маша не знает, из каких материалов сделана ее одежда. Давайте Маше поможем. (У детей на столе лежат трафареты изображений одежды и небольшие кусочки ткани);
— Выберите по одному кусочку ткани и скажите, как она называется; надо положить ткань под трафарет и рассказать, какая у вас одежда, (шерстяные носочки, ситцевое платье и т.д.);
5) Физкультминутка.
Ищет вещи наша Маша, (Повороты туловища влево и вправо).
Маша кукла наша:
И на стуле нет, (Показать обеими руками)
И под стулом нет, (перед собой руки вытянуть вперед)
На кровати нет, (присесть.)
Под кроватью нет.
И на полке нет,
И под полкой нет.
Вот какая Маша, (Развести руки в разные стороны.)
Маша — наша.
6) Закрепление темы.
а. Игра «Собери Машу на прогулку».
— Сегодня очень холодный январский зимний денек. Нам необходимо подобрать одежду, которую Маша оденет для прогулки, в ней ей будет комфортно и не холодно. Подойдите к нашему шкафу и «оденьте» нашу куколку Машу. Молодцы!
Теперь вы ребята расскажите, что именно вы подобрали из гардероба и почему эту одежду, а не другую выбрали;
— Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой? (Дети выбирают одежду для куколки Маши и комментируют свой выбор того или иного предмета гардероба. Вот например: «Я выбрала для нашей куколки Маши желтую шерстяную кофту»).
Вы подобрали одежду, а я подобрала Маше подходящую обувь: синие сапожки, вязаную шапку. Теперь Маша готова к прогулке.
б. Игра «Что изменилось?».
— Мы на прогулке каждый день с вами играем, давайте и мы немного нашей Маше покажем, как мы играем вместе дружно. Вы запомнили, как одета наша куколка Маша? Тогда мы все закроем глазки ладошками. (В это время один из предметов одежды меняется на куколке Маше).
— Расскажите, что изменилось? (вместо юбочки у куколки Машеньки появились брючки).
7) Итог занятия.
— Маша вам благодарна за то, что вы ей рассказали об одежде, ее деталях, какая она бывает, о материалах из которых мы одежду шьем; нашу куколку Машу научили бережно обращаться с одеждой и в гардеробе у нее теперь всегда будет порядок. Наша куколка Маша хочет с вами еще поиграть – загадать замечательные загадки:
1)Дождик, посильнее плачь,
Я надену красный … (плащ).
2)Короткие штанишки.
Носят наши мальчишки (Шорты)
3)Из меха одежка,
Спереди застежка,
Зимой на мне сидит,
Летом в шкафу висит. (Шуба)
3)Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером
Брат большой не смог согласиться.
И отдельно от всех поселился. (Варежки)
4)Что наши девчонки носят с блузкой,
Бывает она широкой и узкой. (Юбка).
8) Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, что вам больше всего запомнилось. Что стало с Машей. О чем сегодня говорили на занятии? Теперь проводим куколку Машу, она очень устала, скажем ей дружно: «До свидание! Приходи к нам в гости».
в разделах:
Источник: https://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-razvitiyu-rechi-starshej-grup/
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения П.Воронько «Обновки» — (Одежда и Обувь)
Асафова Индира Рафитовна — логопед высшего уровня квалификации второй категории КГКП ясли-сада «Карлыгаш» города Шахтинска |
Программное содержание:
К-О. Формировать обобщающие понятия — одежда, обувь. Уточнить названия одежды, обуви и их назначение. Учить группировать одежду, обувь по сезонным признакам. Активизировать словарь по теме. Продолжать учить отвечать на вопросы.
Формировать грамматический строй речи: образование притяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, составлять простые предложения. Учить выразительно читать наизусть стихотворение П. Воронько «Обновки». Учить понимать смысл произведения, воспроизводить с помощью мнемотаблицы.
Продолжать учить детей складывать разрезные картинки.
К-Р. Развивать память, внимание, логическое мышление. Развивать речевую активность, интонационную выразительность. Развивать артикуляторную моторику, общую моторику.
К-В. Воспитывать аккуратность к своему внешнему виду. Воспитывать отзывчивость, доброту.
Материал и оборудование: 2 дерева, на которых располагаются картинки — одежда и обувь. Игрушки: кошка, кукла Маша, сапожки и трусы для кошки. Запись на компьютере артикуляционной гимнастики — «Язычок на прогулке». Мнемотаблица к стихотворению П. Воронько «Обновки», игра «Сложи картинку» (одежда).
1. Минутка вхождения:
1, 2, 3,На занятие пришли,Будем говорить красиво,
Четко и неторопливо.
2. Игровое упражнение: «Что сегодня я надел?»
Логопед: Посмотрите друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь. На мне красивое платье, на ногах черные туфли. Расскажи что ты сегодня надел.
3. Дети заходят в кабинет и попадают в волшебный лес (2 дерева, на которых располагаются одежда и обувь)
— Как у наших у ворот, Чудо дерево растет. Чудо, чудо, расчудесное!Не листочки на нем, Не цветочки на нем,
А чулки и башмачки, словно яблоки! ЧУДО ДЕРЕВЬЯ!
Дети усаживаются.
Логопед: Что растет на желтом дереве? (юбка, платье, брюки…)
Как мы это можем назвать одним словом? (одежда)
Что растет на красном дереве? (валенки, сапожки, туфли…)
Как мы это можем назвать одним словом? (обувь)
4. А нужны ли человеку одежда и обувь? Для чего они нужны?
(Для защиты нашего тела от холода, от жары, от солнечного ожога…) Одежду носят папы, мамы, бабушки, дедушки…
5. Игра «Чья одежда? Обувь?»
— Я буду показывать картинки, и спрашивать чьё это? А вы будете отвечать, чьи это вещи; мамины, папины, … (сапоги, шапка, брюки, перчатки…)
5. Логопед: Зимой и летом мы носим разную одежду и обувь. Зимой одежда и обувь защищают нас от холода, а летом от солнечного ожога
Зимой на улице мороз. Отморозит щеки, нос. В какой одежде пойдем гулять?
Летом в жаркие часы — только майка и трусы. Что еще мы одеваем летом?
7. Физминутка: «Зимняя прогулка» (выполнение движений за текстом)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)Я надену шубку, (показываем, как надеваем шубку)Я надену шарфик. Потуже завяжу.
(«завязываем» шарфик)А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)Крошки — рукавички на ручки натяну.(поглаживаем тыльную сторону ладоней)И хотя я маленький, (руки на пояс)У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)Возьму с собою санки, на горочку пойду.
(шаги на месте)На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
9. Раздается «Мяу, мяу, мяу»
— Кто у нас спрятался в коробку и не хочет выходить, давайте ее вместе позовем, может она выйдет: кис-кис-кис. Не выходит! Наша кошка сегодня грустная. Катя спроси, что у нее случилось? (Катя спрашивает кошку, что случилось.)
Кошка: Я очень хочу быть красивой и нарядной. Я хочу, чтоб у меня была обувь и одежда, и я пойду на праздник мам.
Логопед: Да скоро праздник 8 Марта. Праздник наших любимых мам. Как мы будем поздравлять наших мам? (песни петь, стихи читать). А на праздник все приходят нарядными, красивыми. Вот и кошка захотела быть красивой.
10. Появляется кукла Маша. Слеметсізбе! Здравствуйте!
Чтение стихотворения П. Воронько «Обновки».
Я купила кошкеК празднику сапожки,Причесала ей усы,Сшила новые трусы.Только как их надевать
Хвостик некуда девать?
Логопед: Какое замечательное стихотворение. Написал его Платон Воронько. Называется «Обновки».
Вопросы: Про кого это стихотворение? Что девочка купила кошке к празднику? Что она причесала кошке? Что она сшила кошке? Только как их надевать хвостик некуда девать?
Логопед: Наша кошка сидит в коробке и не слышит, что кукла Маша принесла ей наряды. Я вот сейчас тоже расскажу как кукла Маша. А поможет мне картинка. (логопед по мнемотаблице рассказывает стихотворение)
Логопед предлагает вместе рассказать стихотворение (дети договаривают строчки из стихотворения). 3 ребенка рассказывают.
Логопед: А вот и сапожки, и новые трусы для нашей кошки. Вот я ей сейчас наряды отнесу, в коробку положу.
Кошка появляется нарядная.
Наша кошка обрадовалась, повеселела и захотела потанцевать.
11. Логопед: Ребята, какая Маша молодец! Купила кошке сапожки и сшила трусы. Я предлагаю для Маши сделать подарок. Мы сейчас пойдем в мастерскую, и будем шить новую одежду для Маши
(Из 2–3 деталей сложить одежду)
Индивидуальные ответы детей: Я сшил Маше юбку.
12. Маша благодарит за новый гардероб, загадывает загадку:
Эти вещи надо знать,В них хорошо играть и спать,Гулять и летом, и в мороз,И даже в холод спрятать нос.Красивы, просто загляденье…
О чем мое стихотворенье? (о вещах, об одежде)
Итог: Сегодня на занятии мы говорили об одежде и об обуви. У наших ворот выросли чудо деревья, пришла кукла Маша и рассказала нам стихотворение, про обновки. Мы Маше сшили новые наряды. Мы с вами сегодня молодцы. Возьмите такое сердечко, какое у вас сейчас настроение!!!
Источник: https://www.azbyka.kz/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe-zauchivanie-stihotvoreniya-pvoronko-obnovki
Рисование в средней группе на тему «Одежда и обувь», а также головные уборы, конспект занятия
Занятия рисованием — это вид активности, которому уделяется довольно много времени в детском саду.
Задача воспитателя — составить план работы над темой таким образом, чтобы дети были заинтересованы на протяжении всего занятия и могли развивать не только изобразительные способности, но и получать необходимый объём знаний, умений и навыков, требуемый программой образования в дошкольном учреждении.
Другими словами, занятие по рисованию должно быть составлено методически грамотно и интересно. Рассмотрим основные аспекты этой работы на примере темы «Одежда, обувь, головные уборы» в средней группе.
Как подготовиться к занятию с детьми 4–5 лет
Дети в возрасте 4–5 лет отличаются повышенной активностью и подвижностью, поэтому задачей воспитателя является грамотно составить план урока, чтобы поддерживать заинтересованность малышей на протяжении всего времени занятия.
В средней группе дети с удовольствием раскрашивают картинки, в том числе и предметы гардероба
Краски и основа
В этой группе дети начинают рисовать более осмысленно, то есть они могут воспроизводить простые образы «из головы». Происходит переход от простого обведения трафарета или раскрашивания готовой картинки к рисованию несложных фигур с натуры. Для рисования используются:
- гуашь, позволяющая сделать цвет образа ярким, насыщенным;
- карандаши и восковые мелки (материал менее тонкий, с точки зрения изобразительных возможностей, но при этом удобный для рисования без пятен на одежде и мебели);
- акварель (как более доступная с позиции цены альтернатива гуаши);
- фломастеры (для наведения контуров или прорисовки каких-то ярких деталей).
Самый удобный материал для рисования — гуашь: и оттенки получаются сочные, и работать удобно
Фломастеры для рисования в детском саду отрицаются многими методистами, так как они не дают нужного чувства цвета, то есть не позволяют сделать тонкие оттенки, а также их нельзя смешать в одной палитре.
В качестве основы выступают обычные альбомные листы для рисования. Кроме этого, можно использовать тонкий картон, например, для темы «Рукавички для сестрички», когда рисунок наносится на вырезанный шаблон рукавицы.
Какие техники и приёмы можно использовать
В средней группе особое внимание уделяется традиционным техникам визуализации образа, а именно:
- раскрашивание готовых картинок;
- дорисовка деталей (например, к готовому рисунку шляпки дорисовывается декоративный элемент — цветок или перо);
- обведение и раскрашивание трафаретов (это самый популярный вид рисунка, а его использование при изучении темы «Одежда» позволяет значительно сэкономить время занятия);
- рисование с натуры (когда дети изображают предметы, которые видят перед собой).
Для изучения темы «Одежда» рисунок с натуры может применяться гораздо чаще, чем при работе с другими темами. Это связано с тем, что малыши очень хорошо знакомы с изображаемыми образами в повседневной жизни, а значит, трудностей при срисовывании возникает меньше. Как правило, они связаны с масштабом и пропорциями, а не с контурами фигуры.
При выборе оптимальных приёмов рисования следует учитывать тот факт, что в 3–4 года ребёнок уже не ограничивает движение руки с карандашом или кисточкой краем листа — границы определяются точками изображаемого образа.
Для этой возрастной группы можно использовать:
- раскрашивание изображений разного размера (причём это могут быть даже мелкие детали);
- прорисовку широких линий при наклонном положении кисточки и опоре на весь ворс;
- создание тонких линий при вертикальном положении кисточки по отношению к листу-основе, когда опора идёт лишь на кончик ворса;
- смешение красок для создания оттенков (например, красный и жёлтый для оранжевого, красный и синий для пурпурного и пр.);
- закрашивание при наклонном положении карандаша.
С помощью ватной палочки можно создавать причудливые узоры на варежках Объёмные декорации воспитатель предоставляет детям в готовом виде Метод тычка помогает создавать узоры на ткани платьев Обычно для работы над темой «Сапоги для Кота в сапогах» используются нетрадиционные техники
В детском саду малыши должны получить представление обо всех основных видах изобразительной деятельности. Но дети 4–5 лет уже активно проявляют свой интерес или, наоборот, нежелание заниматься тем или иным способом творчества.
Что же делать, если малыш, например, не любит рисовать, но с удовольствием вырезает аппликации или лепит из пластилина? Для решения задачи применяется комбинация рисования с лепкой, аппликаций.
В качестве сопутствующих материалов можно использовать
- дары природы (шишки, жёлуди, листья, например, для пуговиц или вставок на плаще, пальто);
- кусочки ткани (эти детали в теме «Одежда» будут очень уместны);
- пластилин (например, для закрашивания сапожек Кота в сапогах);
- цветную бумагу (для создания акцента на фактуре ткани, например, рисунок-горох на платье Мальвины).
В зависимости от выбранного дополнительного материала работу над картинкой нужно построить так, чтобы дети всё равно большую часть времени посвятили рисованию (контуров, отделочных деталей и пр.).
Как индивидуализировать задание
На всех этапах образования педагог должен максимально индивидуализировать задания, раскрывая потенциал конкретного ребёнка. Если говорить о реализации индивидуального подхода на занятиях рисованием, то его возможности определяются, прежде всего, тематикой.
Так, при рассмотрении темы «Одежда, обувь, головные уборы» дети могут сами подбирать цветовую гамму для раскрашивания того или иного предмета гардероба, подыскивать подходящий материал для украшения (например, кусочки ткани или жёлуди для отделки курточки Буратино).
А также маленькие художники могут самостоятельно выбирать цвет фона для своего рисунка.
Обратите внимание и на то, что дать почувствовать свою самостоятельность, значимость деткам можно уже на этапе подготовки — при раскладывании необходимых для работы материалов.
Изучение одежды, обуви и головных уборов в средней группе не идёт оторвано от тематики других программных составляющих. То есть если на занятии по развитию речи малыши работали со сказкой «Кот в сапогах», то логично на следующем занятии по рисованию нарисовать сапоги кота.
Кроме того, при рассмотрении вариантов расположения предметов в пространстве (вертикально, горизонтально, наклонно) также уместна работа с рисунком на тему одежды: в этом случае дети получают задание нарисовать узор на той или иной детали гардероба.
Нельзя не отметить и блок тем, посвящённых изучению времён года, когда малыши изображают сезонную одежду.
Рисунки одежды можно приурочить к изучению времён года
Варианты формулировок заданий по рисованию могут быть следующими:
- «Моя шапка»;
- «Сапоги для Кота в сапогах» (на этой теме отрабатываются узоры, а сами сапоги предъявляются детям в виде шаблонов — вырезанных или нарисованных);
- «Платье для Мальвины»;
- «Варежки для сестрёнки»;
- «Шляпка старухи шапокляк»;
- «Ботиночки для семьи белки» (вариант коллективной композиции, когда дети разрисовывают вырезанные шаблоны обуви для семьи белочки и приклеивают «счастливому обладателю» на общую основу);
- «Карнавальный костюм» (уже на этапе формулировки темы воспитатель может индивидуализировать задание, предложив героев изученных сказок и рассказов);
- «Любимое мамино платье»
Как мотивировать детей
В самом начале мы уже упоминали о том, что одним из самых важных моментов изобразительного творчества в детском саду — это вызвать заинтересованность ребят. Для этого воспитателю необходимо подобрать комбинацию мотивационных приёмов, которая подходила бы под ту или иную тему.
Беседа и наглядность
Работе с любой темой по изобразительному творчеству в детском коллективе должно предшествовать рассматривание вещей, картинок, слайдов и обсуждение увиденного. Если говорить о теме «Одежда, обувь, головные уборы», то, прежде всего, дети должны увидеть те предметы гардероба, которые им нужно нарисовать.
По возможности, дети должны не только увидеть, но и пощупать тот предмет одежды, который им предстоит рисовать
Например, если рисовать предстоит варежки, то можно показать малышам вязаные варежки, меховые, с рисунком, вышивкой и т.д.
Если речь идёт о костюме сказочного персонажа, то есть смысл показать несколько картинок с изображением этого героя в разных ракурсах, чтобы дети смогли представить образ целиком.
Если тема занятия «Зимняя одежда», то на слайдах можно показать то, как одевались люди в разное время (от шкур до шуб и пальто). Сопровождающую эту подготовительную работу беседу можно построить в виде ответов на вопросы воспитателя, например, для темы «Моя шапка»:
- «Какое сейчас время года?»
- «Что мы надеваем, когда выходим на улицу зимой?»
- «Почему нельзя выходить на улицу в холодное время года без шапки, а летом без панамы?»
- «А какие ещё головные уборы мы знаем» и т. д.
Загадки и стихотворения
Дети с удовольствием учат рифмовки и отгадывают загадки.
Группа европейских психологов, исследуя особенности психических процессов у детей, посещающих детский сад, пришли к выводу, что малыши с удовольствием учат стихотворения потому, что процесс заучивания — это повод провести больше времени с родителями. Так как во время пребывания в дошкольном учреждении карапузам очень не хватает родительского внимания. А вот дети, не посещающие детский сад, заучивают рифмовки не так охотно, так как недостатка опеки родных не испытывают.
Работу с загадками можно построить в форме хоровых ответов или «договорок»:
- Если дождик, мы не тужим – Бойко шлёпаем по лужам.Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять (резиновые сапоги).
- Варежки для ног (носки).
- Шутовской колпакС головы снят,На ноги надет,Бубенцов нет.Кто его надевает,
Тот холода не знает (колготки).
Описание хода работы над рисунками
Инструкции будут полезны воспитателям при планировании занятия по рисованию на тему «Одежда, обувь и головные уборы».
«Варежка»
Инструкция:
- «Дети, начинаем разрисовывать варежку сверху. Для оформления мы будем использовать такие фигуры: круги, спирали-завитки, снежинки, полоски».
- «Обмакиваем кисточку в краску нужного цвета и рисуем ту фигуру, которая, вам кажется, будет уместна сверху. Помните, что после тёмных цветов краски воду нужно менять».
- «Пока рисунок сохнет, моем кисточки и вытираем пальчики влажными салфетками».
Для выполнения задания воспитатель раздаёт детям заранее вырезанный шаблон варежки
«Шапочка»
Для выполнения этого задания необходимо нарисовать контуры шапочки. Рисунок позволяет отработать с детьми особенности изображения симметричных фигур.
https://www.youtube.com/watch?v=ZpQ97usYYY8
В процессе выполнения задания малыши учатся рисовать симметричные фигуры
Инструкция:
- «В середине листа ближе кверху рисуем горизонтально расположенный овал».
- «Слева от него проводим закруглённую с одной стороны линию вниз».
- «Повторяем такую же линию справа».
- «Соединяем обе линии внизу одной горизонтальной».
- «Раскрашиваем шапочку, делая фон для узора».
- «Даём фону подсохнуть, наносим узоры».
«Костюм Снегурочки»
Эта тема позволяет закрепить изучение геометрических фигур (голова — круг, шуба Снегурочки — треугольник).
Задание позволяет отработать навык рисования геометрических фигур
Инструкция:
- «Смешиваем белую и красную краски, чтобы поучить розовую».
- «Обмакиваем кисточку в розовую краску и рисуем круг, закрашиваем его».
- «К кругу дорисовываем треугольник, обмакнув кисточку в синюю краску».
- «Проводим с двух сторон линии — это руки Снегурочки в рукавах шубки».
- «Даём рисунку немного подсохнуть, и дорисовываем на шубке вертикальные узоры и пуговицы».
- Если способности детей позволяют, то дорисовываем лицо Снегурочки. Если же нет, то можно либо поставить точки для обозначения глаз, носа и чёрточку для рта, либо оставить без детализации.
Если предмет гардероба рисовать сложно, то детям предлагается раскрасить готовый шаблон Для прорисовки контура варежек дети могут обвести свои ладошки При работе над рисунком узора варежек дети учатся сочетать разные узоры в одной композициии
Занятие по рисованию в средней группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы» имеет несколько вариантов, представленных в календарно-тематическом планировании. Воспитатель может использовать её при изучении геометрических фигур, направлений линий в пространстве, времён года, а также при знакомстве с литературными произведениями.
Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/risovanie-v-sredney-gruppe-na-temu-odezhda.html