Методы рефлексии в начальной школе
Рефлексия на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Одной из приоритетных задач современного образования младших школьников является формирование у учащихся способностей к рефлексивному самоконтролю деятельности. Это необходимо для того, чтобы у детей появился источник мотивации, сформировались – готовность к успешному обучению и умения учиться.
Рефлексия является одной из составляющей современного урока или занятия, и является обязательным условием развивающей среды на уроке и во внеурочной деятельности.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
В педагогическом процессе рефлексия имеет несколько функций:
- диагностическую,
- проектировочную,
- организаторскую,
- коммуникативную,
- смыслотворческую,
- мотивационную,
- коррекционную.
Рефлексия помогает развивать у учеников следующие качества: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, занятии, а также по итогам изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии учитель должен учитывать цель урока или занятия, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Виды рефлексии на уроках в начальной школе
Рефлексия бывает:
- по содержанию: устная и письменная;
- по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
- по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
- по функциям: физическая (успел — не успел, легко — тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал).
Также практикуется в начальной школе следующая классификация рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Рефлексию настроения и эмоционального состояния можно проводить как в начале урока или занятия, так и в конце деятельности.
Целью рефлексии является установление эмоционального контакта с группой. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Через рефлексию деятельности дети получают возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных решений. Этот вид рефлексии возможно применять на этапе проверки домашнего задания, при защите проектных работ.
С помощью данной рефлексии дети могут оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.Приведем приемы организации рефлексии на занятиях во внеурочной деятельности:
Примеры рефлексии на уроках в начальной школе:
1 класс.
Тема занятия: «Давайте знакомиться».
Способ проведения: — комментированное рисование «Мои первые впечатления в школе».
Форма деятельности: – индивидуальная или в небольших группах. Ученикам предлагается изобразить на рисунках то, что больше всего им запомнилось в первые школьные дни, а затем рассказать о своем рисунке;
Тема занятия: «Мои друзья – дети и взрослые».
По содержанию: проводится в устной или письменной форме с целью самооценки учащимися характера и интенсивности своих взаимоотношений с детьми и взрослыми.
2 класс:
Тема занятия: «Это — я». Рефлексия – «Что обо мне расскажут друзья?».
Форма деятельности: Проводится в форме индивидуальной беседы и направлена на развитие самооценки учащихся, умений рефлексии и эмпатии, знаний о своих индивидуальных особенностях и их оценки с позиций другого человека.
Тема занятия:«Друзья и близкие». Рефлексия – «Каким должен быть друг».
Форма деятельности: Проводится в форме анкеты с предложенными вариантами ответов, из которых ученик выбирает наиболее подходящие с его точки зрения.
Цель анкетирования: выявить наиболее значимые для ученика 2-го класса черты характера, создать условия для рефлексии собственных предпочтений во взаимоотношениях с другими людьми.
3 класс:
Тема занятия: «Я и люди». Рефлексия – мини-сочинение «Понимаю ли я других людей». ответов учеников покажет уровень их зрелости во взаимоотношениях с другими людьми и продиктует направление дальнейшей работы с детьми.
Тема занятия: «Мир профессий». Проводится рефлексия в форме фронтальной беседы «Кем бы я хотел стать? Что для этого нужно?».
Целью работы является осмысление многообразия профессий и их связи с индивидуальными особенностями людей, их характером.
4 класс
Тема занятия: «Я – ученик». Рефлексия – «Мои достижения в начальной школе». Проводится в форме письменного тестирования с целью анализа учащимися хода и результатов собственного развития в начальной школе.
Все занятия взаимосвязаны между собой с помощью комплексной программы внеурочной деятельности и могут проводиться в рамках воспитательной работы образовательных учреждений.
К интеллектуальной рефлексии можно отнести такой вид рефлексии, когда учащиеся оценивают себя с помощью цвета.
Например, при использовании интегрированного образовательного курса «Математика с увлечением» во внеурочной деятельности, дети разукрашивают на страницах тетрадей иллюстративный материал (листочки, кружочки) разными цветами.
В 1 классе на каждом занятии учитель предлагает разукрасить листочек в тетради, а во 2,3,4 классах — кружочки, так как ученики оценивают свою работу.
Пример самооценки в 1 классе:
«Если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали все самостоятельно – закрасьте листочек зеленым цветом;
Если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали трудности – закрасьте листочек желтым цветом;Если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания – закрасьте листочек красным цветом».
2,3 и 4 классы:
Аналогично проводится рефлексия в 1,2,3,4 классах в тетрадях при изучении интегрированного образовательного курса — «Чтение с увлечением».
Во внеклассном чтении может применяться рефлексия, направленная на организацию самопроверки и самооценки работы с читательскими дневниками.
Поэтому же принципу проводится рефлексия при проведении итоговых комплексных работ.
Статья оказалась полезной? Поделитесь ссылкой на материал:
Источник: http://www.planeta-kniga.ru/blog/refleksiya-na-urokakh-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole.html
Рефлексия на уроках в начальной школе
Определение 1
Рефлексия – полное сомнений, противоречий размышление; анализ собственного психического состояния.
Обучение в начальной школе направленно не только на решение образовательных задач, но и на развитие у детей самодисциплины и самоанализа.
Данные качества важны не только для усвоения знаний, но и имеют большое значение в приобретении детьми жизненного опыта.
В настоящее время существует множество приемов, направленных на обучение оценивать самого себя, но одним наиболее емким и содержательным методом является рефлексия.
Замечание 1
Современная педагогика под рефлексией понимает самоанализ деятельности субъекта и ее результатов.
Значение рефлексии для учащихся начальных классов имеет большое значение, так как она помогает им сформулировать полученные знания и оформить их в итоговый результат, определить дальнейшие цели обучения, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия находится во взаимосвязи с другим важным действием – целеполаганием. Так, постановка учащимися целей своего обучения, их достижение и последующая рефлексия способствуют осознанию действенности тех способов, которые были использованы для достижения цели.
Таким образом, рефлексия, для учащихся начальных классов – это не только итог, но и своего рода, стартовое звено для новой учебной деятельности и постановки новых целей.
Использование рефлексии на уроках в начальных классах имеет большое значение для развития трех важных качеств, которые помогут ребенку стать полноценным членом современного социума:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Самостоятельность. Рефлексия способствует тому, что не педагог отвечает за учащегося, а учащийся сам анализирует и осознает свои возможности и, исходя из этого, делает собственный выбор, несет ответственность за свою деятельность.
- Предприимчивость. Учащийся понимает и осознает, что именно он может предпринять в конкретной ситуации, чтобы изменить ее к лучшему. В случае неудачи или ошибки, не отчаивается, а оценивает ситуацию, исходя из новых условий, и ставит новые цели и задачи для успешного ее разрешения.
- Конкурентоспособность. Подразумевает умение делать что-то лучше, чем другие, находить выход из сложной ситуации более эффективно и быстро.
Важным при организации рефлексии на уроках в начальной школе является психологический подход, то есть педагогу необходимо создать такие условия, при которых учащийся будет иметь желание говорить о своем поведении и деятельности во время учебного занятия.
Рефлексия в начальной школе может быть реализована на любом этапе учебного занятия, по итогам изучение определенной темы, учебного предмета и т.д.
Замечание 2
Выбор вида и типа рефлексии зависит от поставленной цели урока, содержания и сложности учебного материала, методов и способов обучения, индивидуальных особенностей учащихся.
Виды рефлексии в начальной школе и их направленность
Виды рефлексии:
- По содержанию: письменная или устная.
- По форме деятельности: коллективная, групповая или индивидуальная.
- По способу проведения: опрос, рисунок, анкетирование и т.п.
- По функциям: интеллектуальная, сенсорная, физическая
Большое внимание необходимо обратить на рефлексию по виду функции, то есть по виду взаимодействия педагога и учащихся. Так как именно они отражают основные сферы человеческой сущности:
- физическая: «тяжело-легко», «успел – не успел»;
- сенсорная: «интересно – скучно», «комфортно-дискомфортно»;
- интеллектуальная: «понял – не понял», какие затруднения испытал, что осознал и т.п.
- духовная: «созидал – разрушал», «стал лучше – хуже».
Замечание 3
Необходимо отметить, что духовная рефлексия учащегося предполагает только письменную индивидуальную форму с сохранением конфиденциальности.
Учебной рефлексии на уроках в начальной школе могут подвергаться:
- Настроение и эмоциональное состояние учащихся, их ощущения и чувства в конкретной образовательной ситуации. Проводится вначале урока, с целью выявления эмоционального настроя учащихся на занятие.
- Деятельность учащихся. Анализ деятельности дает возможность осмыслить приемы и способы работы с учебным материалом, выделить наиболее эффективные и рациональные среди них. Этот вид рефлексии рационально использовать на этапе проверки домашнего задания или защите учащимися собственных работ.
- учебного материала. Данный вид рефлексии используется для выявления уровня осознания и усвоения пройденного учебного материала.
Разработка педагогом рефлексивной методики
При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать:
- состав класса (группы), возрастные и индивидуальные особенности детей;
- особенности учебного предмета, изучаемой темы и типа урока;
- целесообразность и необходимость проведения данного типа рефлексии.
Правила организации и проведения рефлексии на уроках в начальной школе:
- Рефлексия, проводимая педагогом, должна быть не самоцелью, а подготовкой к развитию личностных качеств учащихся.
- Сам по себе процесс рефлексии должен быть многогранным, так как он предусматривает осуществление оценки не только себя самого, но и окружающими.
- Рефлексия на уроке в начальной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на совершенствование учебного процесса и преодоление трудностей.
- Процесс рефлексирования должен быть привлекательным для учащихся, так как однообразие и обыденность приводят к тому, что осуществление рефлексии становится предсказуемым и не интересным.
- Необходимо постоянно пополнять педагогическую копилку новыми приемами рефлексии.
Приступая к разработке рефлексивной методике, в первую очередь педагог должен сам для себя ответить на вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Замечание 4
Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/refleksiya_v_pedagogike/refleksiya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole/
Виды, приёмы и образцы рефлексии в начальной школе на уроках математики, физкультуры и прочих
Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа.
Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта.
Существует несколько приёмов, позволяющих научить школьников оценивать самих себя, но наиболее ёмким и содержательным является рефлексия.
Суть приёма
Латинское слово «reflexio» дало название термину «рефлексия», которым апеллируют и психологи, и лингвисты, и педагоги. Что касается определения понятия, то в методической литературе оно трактуется как этап самоанализа и оценки результатов учебной деятельности. Цели применения приёма на уроке следующие:
- приучение ребят к самоконтролю;
- развитие навыка самоменеджмента (способности прорабатывать собственные ошибки в той или иной сфере жизни);
- формирование осмысленного подхода к действительности;
- стимуляция критического мышления.
Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы над конкретной темой или блоком тем, а также оценить уровень психоэмоционального комфорта на занятии. Кроме этого, приём позволяет:
- определить цели работы;
- скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом;
- сформировать универсальные коммуникативные учебные действия, которые в своей совокупности и составляют педагогический опыт.
Английский политический деятель Б. Дизраэли говорил: «Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше».
Рефлексия традиционно проводится в конце урока для подведения итогов. Однако некоторые её виды могут быть очень эффективным инструментом контроля усвоения материала на любом этапе занятия.
Чтобы эффективнее построить процесс обучения, рефлексию можно и нужно проводить, начиная с 1 класса
Виды и типы рефлексии
Существует несколько классификаций самоанализа. Первая опирается на сферы человеческой сущности:
- физическая рефлексия (оценивает активность ребёнка на уровне «успел-не успел»);
- сенсорная (определяет, насколько ребёнку комфортно, как он себя чувствует в процессе урока);
- интеллектуальная (направлена на выявление затруднений в процессе обучения, связанных с пониманием/непониманием материала);
- духовная (показывает, произошли ли какие-то положительные или отрицательные изменения личности в процессе урока или цикла занятий).
Если говорить о видовых отличиях рефлексии, то есть более общая классификация, которая используется психологами:
- личностная рефлексия, объектом анализа которой для человека являются собственные поведенческие характеристики;
- коммуникативная рефлексия направлена на оценку поступков другого человека и его внутреннего мира;
- когнитивная отражает знания о теме или проблеме и способах работы с ней.
На уроке представлены все три вида: учитель проводит коммуникативную рефлексию, а ученики — личностную и интеллектуальную.
Выделяется несколько типов самоанализа. По количеству участников:
- индивидуальный тип, способствующий выработке реальной самооценки (достигается вопросно-ответной работой — За что ты можешь себя похвалить? Почему ты добился именно таких результатов? Что можно изменить?);
- групповой — проводится для акцента на личном вкладе каждого из участников рабочего коллектива (в этом случае детям предлагаются вопросы из разряда «А смогли бы вы добиться таких результатов, если бы не Петров, Васин и другие?»).
В школе, как правило, используется типология, основанная на функциональном назначении рефлексии:
- диагностика эмоционального состояния и настроения;
- оценка деятельности на уроке;
- критический подход учебной информации.
Способы проведения в начальной школе
О своём настроении во время урока ученики могут сигнализировать с помощью смайлов
При проведении рефлексии в начальной школе используется целый комплекс приёмов. Например, для проверки настроения ребят можно применить такие:
- карточки со смайликами (грустным, весёлым, серьёзным);
- «Покажи палец» (для положительной оценки эмоционального состояния ребёнок направляет большой палец вверх, при отрицательной — вниз);
- «Моё солнышко» (дети выбирают одно из трёх изображений: солнце – «у меня всё получилось», солнце и тучка – «всё получилось, но были затруднения», тучка – «сегодня у меня не получилось ничего»);
- «Гномик» (фигурка с улыбкой — урок прошёл отлично, грустный старичок — было скучно и неинтересно).
Чтобы малыши могли оценить свою работу на уроке, особенно на этапе проверки домашнего задания или после защиты проектов, можно предложить следующие варианты для проведения рефлексии:
- «Лестница успеха». На листе А3 нарисована лестница. У ребят есть по набору человечков. Если у малыша ничего не получилось на уроке, то он на нижнюю ступеньку крепит человечка с опущенными руками. Если были какие-то проблемы, но в целом удалось справиться с заданиями, на середину лестницы помещается человечек с руками, разведёнными в стороны. А тем, у кого вышло абсолютно всё, на верхние ступеньки нужно прикрепить фигурку с поднятыми вверх ручками.
- «Украшаем ёлку». У доски стоит небольшой макет ёлочки (можно заменить рисунком), в случае правильного ответа ребёнок берёт шарик, лежащий около деревца, и вешает его на ветку. Если решение предложено неверное, то шарик остаётся под ёлкой.
- «Поезд впечатлений». На доске располагается поезд с вагончиками, которые символизируют этапы урока. У детей есть по два смайлика (весёлый и грустный). Каждый малыш должен распределить их по вагончикам, отметив понравившееся задание и непонравившееся. Такой приём также помогает воспитывать в детях свободу выбора.
- «Полянка». Это альтернатива предыдущему способу: на доске картинка с поляной цветов — этапов урока. Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся заданию.
При анализе критического подхода к учебной информации педагоги считают эффективным применять такие виды работы, которые бы выявили уровень осознания содержания пройденного материала.
Такая рефлексия, как правило, проводится в конце урока, чтобы дети смогли оценить свой личный вклад в достижение целей, активность и работу всего класса, а также увлекательность заданий, которые выполнялись в процессе занятия.
Для младших школьников очень важно красочно оформлять материалы для самоанализа
- «Скажи одним предложением». Детям предлагается набор фраз, которые они должны дополнить:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрёл…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось
- «Таблица де Боно». Эдвард де Боно из Кембриджского университета предложил оценивать урок глазами ученика с помощью таблицы «Плюс, минус, интересно»:
Примеры организации этапа рефлексии в младших классах
Оценить свою работу на уроке математики дети могут с помощью отметок на линейках
Математика
На уроках математики уже с 1 класса можно применять приём «Волшебные линеечки» для оценки деятельности на занятии. После выполнения каждого примера ребятам нужно поставить крестик на одной из трёх шкал: чем выше значок, тем выше оценка своей работы.
Русский язык
Не секрет, что письмо требует от маленьких учеников серьёзной и сосредоточенной работы, связанной иногда с внутренней борьбой, так как именно в этот момент ребёнку хочется бегать, прыгать или петь.
Учителю стоит заранее подбирать такие задания для урока, которые не дадут малышам заскучать. Для диагностики в начале занятия можно предложить детям выбрать один из предметов: самолёт — «хочу отправиться в полёт за знаниями», машина — «не хочу».
В конце урока обязательно спросите малышей, не хотят ли они теперь поменять транспорт.
Кроме того, дети могут закрашивать кружочки в тетради после выполнения каждого задания, оценивая свою работу. Цвета можно подобрать на усмотрение учителя, но менять их в дальнейшем нельзя. В конце урока преподавателю нужно будет проанализировать, кружочки каких оттенков преобладают в тетрадях учеников.
На физкультуре рефлексию в конце урока можно сделать подвижной. Например, использовать метод «Полянка» или «Поезд впечатлений», а после выполнения того или иного задания дать детям оценить свою работу приёмом «Покажи палец».Рефлексия на уроках в начальных классах — это важный этап формирования личности. Для учителя самостоятельная оценка учениками своей работы помогает правильно выстраивать стратегию обучения и корректировать пробелы в знаниях школьников, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/refleksiya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-chto-zachem.html
Рефлексия в конце урока – методы, основные приемы и практические примеры
В конце урока каждый учитель долженуметь определить эффективность проделанной работы, то есть узнать, какпрочитанный материал усвоили учащиеся. Ребенку же этот прием помогаетсистематизировать знания и сравнить успехи с достижениями соседа по парте.
Рефлексия – официальное требованиефедерального государственного стандарта. Учителю здесь отводится рольнепосредственно организатора. Ученики, в свою очередь, выступают действующимилицами.
В этой статье подробнее рассмотрим понятиерефлексии, ее цели, приведем примеры приемов, которые можно использовать науроке.
Цели рефлексии
В дословном переводе рефлексия –размышления по поводу своему внутреннего состояния, это так называемый самоанализ,важный в части усвоения знаний. Задача хорошего педагога не просто рассказатьто, что он знает, а достучаться до детей, научить их думать и запоминать.
«Как я могу использовать свои знания в будущем, какие выводы можно сделать после урока, была ли понятна мне эта информация?»
В то же время далеко не все учителясчитает, что это нужно осуществлять на практике. Часто они просто раздают детямсмайлики, обозначающие грусть и удачу, чтобы оценить результат своего труда. Считается,что данный подход является самым неэффективным, несмотря на простоту.
Что же на самом деле такое рефлексия?Это этап урока, на котором ученику необходимо самостоятельно оценить своизнания, поделиться эмоциями от услышанного, проанаилизировать полученныесведения. Школьник должен подумать, насколько полезной является информация инеобходимо ли ее усваивать вообще.
Важность рефлексии в конце урокапроявляется в следующем:
- Какие цели достигнуты;
- Какие знания получены;
- Как информация может использоваться вбудущем;
- Можно ли корректно оценить свою работу итруд одноклассников;
- Развитие привычек самоконтроля;
- Стимулирование критического мышления;
- Формирование осмысленного подхода ковсему происходящему.
Учитель пользуется рефлексией, чтобыопределить план своей дальнейшей работы, оценить сильных и слабых учеников, атакже найти подход к ним. Прием может осуществляться абсолютно на любом этапеурока, в конце пройденной темы.
Разновидности рефлексии
Существует множество классификаций рефлексии. Рассмотрим ееразновидности по содержанию:
- Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек сцифрами и других характерных изображений;
- Устная — рассказывает о своих впечатлениях;
- Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросыанкеты и т. д.
По виду деятельности принято различатьследующую рефлексию:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Фронтальная;
- Коллективная.
Последняя считается наиболееэффективной. К этому виду работу дети привыкают постепенно. Класс можноразделить на небольшие группы для закрепления знаний и выполнения определенныхзадач. Часто учителя прибегают и к индивидуальному варианту.
По целевому назначению существует такаяклассификация:
- Эмоциональная. С помощью нее можнооценить не только восприятие школьной программы, но и настроение ученика,которое сложилось у него после урока. В частности, удается выяснить понятно/непонятно, интересно/не интересно;
- Рефлексия действительности. Этот видиспользуется педагогом на этапе проверки домашних заданий или в ходезакрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха»,«вагончики»);
- материала – проводится обычнов конце урока. Ребенку предлагается в устной или письменной формы ответить навопросы, продолжить предложение или же описать свои впечатления от новой темы(облако тегов, небольшое сочинение, анкета).
Каждый учитель в процессе накопленияопыта работы пользуется своими методами рефлексии.
Примеры рефлексии в начальной школе по ФГОС
Карты со смайлами
Ученикам могут раздаваться карты серьезными, веселыми, грустными смайлами, окоторых мы уже упоминали в начале нашей статьи. Такие стикеры эффективны дляоценки пройденного материала. Однако их рекомендуется использовать только вначальной школе.
Внимание! Карты со смайлами – самый простой прием рефлексии. Он позволяет учителю понять, понравился ли школьникам проведенный урок, был ли он интересным, веселым и содержательным.
Также на практике можно использовать не только смайлы, но иследующие элементы:
- Палец. Положительная оценка – большой вверх,негативная – вниз;
- Картинки солнышка. Если ярко светит солнце, всеполучилось, солнце и тучка – все понятно, но есть некоторые вопросы, тучка –материал не усвоен;
- Гномик. Если он улыбается, занятие прошлоуспешно, грустный – урок был скучный и не увлекательный.
Согласно статистике, часто применяется методика смайлов исолнышек с тучками.
Лестница успеха
Лестница изображается на большом листе картона. Ученикам раздаются изображения трех человечков, один из которых имеет опущенные руки, второй –руки, разведенные в стороны, третий – руки, поднятые вверх.
В том случае, если урок прошел неудачно,ребенок закрепляет на нижнюю ступеньку первого человечка, средне – оставляет второгов середине лестницы, успешно – фигурка с руками, поднятыми вверх, закрепляетсяна самой вершине.
Вагончикиполучения впечатлений
В классе на доске закрепляется поезд, состоящийиз нескольких вагончиков. Каждый из них должен выступать своеобразным символомразного этапа уроков.
Детям раздается несколько грустных и веселых смайликов, которые должны распределяться по необходимым вагончикам. Если материал не понятен – это грустное изображение, понятен – веселое.
Интересно знать! Описанный выше способимеет альтернативу в виде картинки с цветочной поляной. Ученикам раздаютсякартинки бабочек, которые садятся на цветок-задание, которое понравилась большевсего.
Деревочувств
Этот прием считается самым эффективным врефлексии в конце урока в соответствии с ФГОС. Чтобы применить его на практике,педагогу потребуются картинки со следующими элементами:
- Дерево;
- Разноцветные яблоки.
Если урок прошел удачно, а у детей не осталось вопросов, но поднялось настроение, то на доске закрепляется яблоко зеленого цвета. Если имеются проблемы – то присутствует красный оттенок фрукта.
Чтобы более глубоко понять настроениеученика, можно расширить палитру цветов. С точки зрения психологии, оттенкиобозначают следующее:
- Оранжевый – радость;
- Зеленый – спокойствие;
- Черный – проблемы и плохое настроение;
- Синий – неудовлетворение и грусть;
- Желтый – дела обстоят нормально;
- Фиолетовый – напряжение и тревога.
Чтобы развивался критический подход канализу ситуации, рекомендуется использовать определенные виды рефлексии,которые направление на увеличение степени осознанности учеников. Им вниманиебудет уделено ниже.
Вмести все в одно предложение
Учитель долженпредложить один из вариантов начала предложение, а ребенок должен его закончитьв любой удобной форме – устной или письменной. Примеры:
- Сегодня я узнал…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
- Мне было непонятно…
- Теперь я знаю, что…
- Меня удивило…
- Я бы хотел узнать, почему…
Таблица де Боно
Существует еще один доступный и простой метод рефлексии,применяемой в конце урока. Эдвард Де Боно, профессор Университета Кембриджа,предложил оценивать впечатления учеником посредством простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
- «+» — все, что понравилось на уроке;
- «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным;
- «Интересно»— что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно оценивать полученные знания.
Анкетирование
Данный вид рефлексии используется дляучеников всех возрастов. Детям предлагается дать ответы на вопросы о разныхэтапах успешного процесса и аргументировать собственную точку зрения.
Давайте рассмотрим примерный списоквопросов:
- На уроке я делал…
- Своей работой я доволен/не доволен потому что…
- Этот урок показался мне…
- За урок я бы поставил себе, потому что…
- Материал урока я освоил…
- Мое настроение после занятия…
«Что, если…»
Данный вопрос предполагает, что события могут развиваться поальтернативному сценарию. В результате у ребенка появляется поле длямногогранной фантазии. Этот вид рефлексии эффективен в конце урока политературе или русскому языку.
Например:
- Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
- Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
- Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?
Соответствующаятехника заставит учеников размышлять над той или иной ситуацией.
Синквейн
Этот прием является очень популярным в современнойпедагогике. Речь идет о стихотворении из пяти строк без привычной рифмы. Впервыетехнику начали использовать в США в минувшем веке, когда активнораспространялась мода на японскую поэзию.
В конце урока можно предложить учащимся написать своювариацию синквейна на базе прослушанного материала. Алгоритм здесь следующий:
- 1 строка должна отражать основную тему занятия,обязательно присутствие ключевого слова;
- 2 строка – два прилагательных, описывающие базовоепонятие;
- 3 строка – три глагола, ответственных засовершенное действие;
- 4 строка – короткое предложение о сути всегопроисходящего;
- 5 строка – синоним ключа.
Совет! Не стоит зацикливаться на одном и том же споосбе рефлексии. И Вам, и детям, должен был интересен этот процесс.
Самопроверка
Этот прием предполагает самостоятельную проверку ученикомработу соседа по парте. Дети в устной форме должны задать друг другу вопросы,спросить, что получилось, а что – нет, поставить импровизированные оценки. Педагогуздесь отводится роль наблюдателя.
Важно! Чтобы урокзавершился на позитивной ноте, можно использовать прием «комплимент». Учительдолжен выразить благодарность за внимание, а ученики – за новые знания.
Как правильно использовать рефлексию
Первым советом является постояннаясмена приемов. Если бесконечно используется одна и та же техника,вероятность, того, что детям перестанут быть интересны уроки педагога являетсявысокой, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми.
Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзинаидей проходила этапы обновления, а класс постоянно развивался и думал, а несидел на одном месте.
Справка! Важнообеспечить не только комфорт работы учителя с детьми, но и обратную связь.
Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту. Конечно, такие методы как смайлы или вагончики уучеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять,упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс долженполучиться максимально творческим.
Применение одинаковыхмаркеров хорошо/плохо. В рамках одного из уроков учитель сказал школьников,что яблоко красного цвета говорит об успехе, а в рамках другого –свидетельствует о не усвоении материала.
Такие приемы только запутают учеников, особенно в начальнойшколе. В связи с этим перед началом профессиональной деятельности стоитвыработать для себя характерные признаки рефлексии.
Больше о приемах рефлексии Вы узнаете в следующем видео:
Источник: https://naturalmask.ru/refleksiya-v-kontse-uroka-metody-osnovnye-priemy-i-prakticheskie-primery.html
Рефлексия на уроках в начальной школе: примеры, особенности в условиях ФГОС
Принципами современного обучения в начальной школе должны быть активность, сознательность и творчество. Каждое действие ученика должно быть полностью осознанным. Именно на этом должен быть основан интеллектуальный процесс познания.
Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято.
Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности.
Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.
Поэтому по ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии.
Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения я ощущал дискомфорт?».
Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. В зависимости от обстоятельств, необходимо использовать такие виды рефлексии:
- физическую — успел или не успел выполнить все задания;
- сенсорную — как чувствовал себя на уроке, были ли моменты дискомфорта;
- интеллектуальную — все ли понял в изучаемом учебном материале, какими познавательными методами пользовался, какие были затруднения;
- духовную — был ли элемент самосовершенствования, повысилась ли самооценка или расстроен неудачей.
Выбирая упражнения для проведения рефлексии, следует ориентироваться на цели, которые преследуется этим видом работы:
- рефлексия эмоционального состояния и настроения помогает установить эмоциональный контакт с классом или отдельными учениками в начале или конце урока;
- рефлексия содержания учебного материала служит выявлению уровня усвоения содержания изученного;
- рефлексия деятельности используется для оценивания активности ребенка в ходе урока и на отдельных его этапах, осмысления способов и приемов работы, выбора наиболее рациональных.
Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребенку и вызывает чувство собственной значимости.
Виды упражнений для рефлексии
Для проведения рефлексии на уроках в начальной школе по ФГОС предлагаются различные упражнения, приведем их примеры. Наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений. Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.
«Смайлики»
Учитель должен подготовить изображения смайликов, которые раздаются каждому ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.
В первом случае используется изображение лиц, выражающих различные эмоции: радость, недовольство, грусть, удивление, восхищение. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания, оценивать их участие в ходе изучения материала.
Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Каждому ребенку предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию.
«Солнышко и тучки»
Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:
- Доволен своей работой на уроке.
- Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.
- Не доволен, много не сумел сделать.
Можно попросить школьников показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.
Часто во время проведения упражнений рефлексии используют цветовые ассоциации.
«Карточка настроения»
Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек разного цвета. Школьники имеют возможность выбрать одну из них, цвет которой будет символизировать их ответ на поставленные вопросы. При этом можно предлагать детям уже готовую картотеку символического значения цветов, например:
- красный — радость;
- фиолетовый — интеллектуальную удовлетворенность;
- оранжевый — много непонятного и т.д.
Также учитель может попросить детей показать выбранную карточку и самостоятельно пояснить значение своего цвета.
«Букет настроения»
Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность составить букет своего настроения.
Это должна быть коллективная работа, при которой каждому ребенку нужно выбрать на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо) и поставить его в вазочку. Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.
Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:
- дерево украсить разноцветными листочками или плодами;
- купить билеты на поезд соответствующего цвета или сесть в определенный вагон;
- повесить свой флажок на семафорную ленту кораблика и т.д.
Тему для рефлексивного упражнения можно подбирать в соответствии с содержанием урока.
«Маятник настроения»
Для упражнения понадобится коллективное фоновое панно, которое разделено на три полосы: черную, серую и белую. Детям можно раздать стикеры любого вида (фишки, бейджики, фигурки и т.д.). Им необходимо разместить свой стикер на той полосе, которая отвечает их настроению.
В зависимости от уровня подготовленности школьников и времени на уроке представленные упражнения можно проводить только для фиксации эмоционального ощущения детей или же предлагать им объяснить свой выбор.
Более сложные виды заданий для рефлексии предполагают выражение не эмоций, а словесных оценок и результатов самоанализа.
«Пять пальцев»
Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:
- мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
- безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
- средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?
- указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?
- большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?
«Таблица результатов»
Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют.
Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшиеся столбца.
Эти же карточки можно сохранить, дополнять записи на протяжении следующих уроков и подвести итоги полученных результатов на уроке обобщения по теме.
«Плюс – минус»
Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму. Основной принцип — разделить ее на две части. Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные.
Это упражнение можно провести коллективно. На две части делится плакат и прикрепляется на доску. Школьники получают несколько пустых стикеров (можно сделать их двухцветными) на которых делают записи по теме урока.
Затем эти стикеры прикрепляются на плакат. В завершение рекомендуется провести обсуждение негативных моментов на уроке.
Можно предложить детям, которые показали, что хорошо поняли материал урока, помочь своим товарищам разобраться с возникшими затруднениями.Есть ряд упражнений, которые способствуют созданию духа конкуренции, соревнования. При этом детям предлагается сравнить собственные достижения с результатами своих одноклассников.
«Лесенка»
Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребенка. Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5-7 ступенек:
- все отлично, работал самостоятельно, выполнял творческие задания;
- справился со всеми заданиями урока;
- работал по образцу учителя;
- при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;
- большую часть заданий не смог выполнить и т.д.
Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.
«Письмо благодарности»
Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих товарищей. Детям предлагается написать на стикере имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог ему на уроке понять изучаемый материал.
Овладение ребенком умением рефлексирования служит фундаментом для дальнейшего успешного обучения. На основе этого навыка происходит формирование критического мышления, развитие таких необходимых для современного взрослого человека качеств, как самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость, самоменеджмент.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/fgos/6400_refleksia_na_urokah_v_nachalnoy_shkole