Контрольные диктанты, списывания, изложения по русскому языку для 3 класса
Контрольные и проверочные работы за III четверть. Русский язык
Цель работы – проверить умение применять пройденные правила.Вариант 1ЛучиНаступила весна. Стоят тёплые деньки. Лучи понесли свет и тепло листьям, цветам и травам. Вот лучи упали в сад. На сливах и вишнях лопнули почки. Маленький лучик остановился во дворе. Там гуляли Анна и Даша. Он с ними стал гулять.Грамматические задания1. В пятом предложении подчеркнуть главные члены. 2. Подчеркнуть орфограмму, которая объединяет слова тепло, цветам, во дворе.Вариант 2КорабликНаступил тёплый апрель. Стоят ясные дни. С крыш падает частая капель. На деревьях надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он пустил его на воду. Плыви, кораблик!Грамматические задания1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены. 2. Подчеркнуть орфограммы в словах: на деревьях, бежит, у Никиты.КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕЦель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.Скворцы прилетелиПришла весна. Вернулись на родину птицы. Они обновили свои гнёзда. Каждый вечер птицы садились на рябину под окном и пели. Я любил их слушать. Скворцы часто летали друг к другу в гости. Днём они деловито бегали в огороде и в саду. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМI. Обучающее изложение.ВолчишкоЧеловек в лесу поймал волчишку. Он принёс его домой. Утром человек ушёл. Волчишко спал под креслом. Проснулись кот и пёс. Они бросились к чашке с молоком. Дверь была открыта. Волчишко выбежал на крыльцо, а потом в огород. За огородом был лес.В лесу его ждала мать. Волчишко и мать скрылись в лесу.(По Е. Чарушину)План1. Человек поймал волчишку. 2. Домой в лес.3. Встреча с матерью. |
Слова для справок: волчишко, человек, принёс, ушёл, бросились, обнюхала, облизала.
II. Составьте текст, используя данные выражения. Озаглавьте текст.
- под корнями старого дуба
- логово волчицы
- весной родились маленькие
- любили играть
- заботливая мать
III. Подготовьте ответы на вопросы. Запишите их. Озаглавьте текст.
– Какое время года наступает после долгой зимы? – Какие звери просыпаются после зимней спячки? – У какого зверька меняется цвет шубки?
– Кто звонкой песней встречает весну?
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на диапазоне изученных правил.
Вариант 1
На лугу
Зелёный луг блестит на солнце. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. А в густой траве сидит большой зелёный кузнечик. Над лугом льются звонкие голоса птиц.
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
2. Образовать от слов утро, весна родственные слова с удвоенными согласными. Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб, сс.
Вариант 2
Весной
Стояла поздняя весна. С черёмухи осыпались последние белые лепестки. Птицы свили гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата. Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я подъехал к лугу.
Он был мокрый и холодный от росы. Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук. Мелькнула серая тень.Это пробежала полевая мышь.
Грамматические задания
1. Указать номер предложения, которое подходит к этой схеме:
========= и ======== ––––––––––– .
Ответ: № _____ .
2. Что объединяет группу приведенных ниже слов: 1) падеж; 2) склонение?
Написать на строке нужную цифру.
___________ с черёмухи, от росы, около полянки, травой.
Контрольные работы за 3 четверть (3 кл, русский язык, варианты) (2)
Цель работы – проверить умениеобнаруживать орфограммы в тексте, писать слована диапазоне изученных правил.
Вариант 1
На лугу
Зелёный луг блестит на солнце. По всейокрестности разливаются запахи цветов и трав.Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистыйгорошек. Сладким медком пахнет розовый клевер.Белеют крупные ромашки с золотой серединкой.Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. Ав густой траве сидит большой зелёный кузнечик.Над лугом льются звонкие голоса птиц.
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнутьглавные члены.
2. Образовать от слов утро, веснародственные слова с удвоенными согласными.Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,сс.
Вариант 2
Весной
Стояла поздняя весна. С черёмухиосыпались последние белые лепестки. Птицы свилигнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата.Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Яподъехал к лугу.
Он был мокрый и холодный от росы.Я тихо бродил около полянки. Вдоль полянытянулась узкая тропа. Вот нора крота. Онаосыпалась и заросла травой. Хрустнул сук.Мелькнула серая тень.
Это пробежала полевая мышь.
Грамматические задания
1. Указать номер предложения, котороеподходит к этой схеме:
========= и ======== ––––––––––– .
Ответ: № _____ .
2. Что объединяет группу приведенныхниже слов: 1) падеж; 2) склонение?
Написать на строке нужную цифру.
___________ с черёмухи, от росы, околополянки, травой.
2 вариант
ДИКТАНТ
Цель – проверить уменияобнаруживать орфограммы в тексте, писать слована основе изученных правил.
Вариант 1
ЦВЕТЫ
Пришла ранняя весна. Солнышко разбудилолес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упалипервые капельки на снег. Они пробили сугроб исухую листву. Из земли стали показыватьсязеленые стрелки. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулсяландыш. Он издает нежный запах. А как красивы егобелые колокольчики! Цветы – подарок весны.Сохрани их.
Слово для справки: показываться.
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркнутьглавные члены.
2. Образовать от слов утро, веснародственные слова с удвоенными согласными.Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,сс.
Вариант 2
КЛУБОК
У Кости Воробьева поселился чудесныйпушистый щенок. Как назвать собачку? Побежалщенок по полу. Казалось, серый клубок покатился.За это и назвали щенка Клубком. Щенок всю зимупровел в доме. Хорошо жилось Клубку в тепле. Онгонял мяч лапками, прятал под кровать варежки.Щенок таскал зубами за полу пальто. Мальчик иКлубок стали большими друзьями.
Слово для справки: щенок.
Грамматические задания
1. В предпоследнем предложенииподчеркнуть главные члены.
2. К словам побежал, покатилсяподобрать по два проверочных слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умения списыватьтекст, обнаруживать орфограммы.
ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые,
Что кудри, завила…
Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, В траве между корней Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая Развесившись стоит, И зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. Есенин)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
СТАРЫЙ ПЕС
Был у человека верный друг. Звали егоПолкан. Много лет он сторожил дом.Шли годы. Полкан постарел. Он стал плохо видеть.Однажды в ясный летний день Полкан не узналсвоего хозяина. Он выбежал из своей будки и стална него лаять. Хозяин удивился.
Через несколько дней человек принес маленькогощенка. Он поселил его рядом с Полканом. Старый песподружился со щенком. Они часто вместе играли.Полкану теперь не было скучно.
Слова для справок: много, видеть,на него, лаять, несколько.
II. Прочитайте стихотворение.Подготовьте и запишите ответы на вопросы.
СПЯЩИЙ КОТЕНОК
– Если котенок улегся у лавки, Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки, Что из него получилось, дружок?
– Маленький рыжий пушистый клубок.
(Ф. Грубин)
Вопросы
1. Придумай и запиши, у кого жил котенок.2. Каким он был?3. Где он любил спать?4. Что прятал котенок, когда спал?5. На что он был похож?6. Какой котенок у тебя? (Или: какого котенка тыхотел бы иметь?)7. Как его зовут? (Или как бы ты его назвал?)
8. Что он любит делать?
III. Свободный диктант.
КТО ХОЗЯИН?
У Сережи и Захара жила собака. Ее звалиЖук. Мальчики подобрали Жука с перебитой ногой.Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.Кто хозяин Жука? Сережа и Захар каждый деньспорили об этом.Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди.Вдруг на Жука напали овчарки. Сережа закричал иполез на дерево. А Захар не убежал. Он взял палку изащитил Жука. Прибежал сторож и отогнал собак.Сережа теперь не спорит, кто хозяин Жука.
Слова для справок:
1-я часть: ухаживали, за ним, выздоровел;
2-я часть: об этом;
3-я часть: впереди, овчарка;
4-я часть: теперь.
Источник: http://www.mamapapa-arh.ru/publ/3_klass/kontrolnye_raboty_za_3_chetvert_3_kl_russkij_jazyk_varianty_2/105-1-0-713