Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Подготовка к написанию сжатого изложения

Особенности написания изложения в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Подготовка к написанию сжатого изложения

Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков.

Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения.

Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.

С 2014 года в школах России введено итоговое сочинение как условие допуска к выпускным экзаменам. Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке, и развивать это умение нужно на протяжении всего школьного курса.

Конечно, особая ответственность здесь лежит на учителях-словесниках, потому что именно на уроках русского языка и литературы учащиеся получают знания о самом процессе, технике написания сочинения на заданную тему.

Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании.

Следовательно, при организации работы по развитию речи во всех классах (а не только в выпускном!) мы в первую очередь стремимся к решению основной задачи: научить ребёнка думать, размышлять над темой и передать свои размышления и мысли в форме сочинения. Изложение в этой работе является необходимым и очень важным звеном.

Особенности изложений в 6 классе

Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.

Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений.

В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.

Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.

Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.

Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.

Последовательность работы над изложением

  1. Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно.

    Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.

  2. Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается.

    Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.

  3. Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения.

    При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.

  4. Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.

  5. Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.
  6. Выполнение творческого задания: описание предмета, наглядно представленного на уроке.

    Оно должно быть небольшим, 3-5 предложений, с использованием рабочих материалов – словосочетаний, составленных перед уроком развития речи.

  7. Учащиеся ещё раз перечитывают и проверяют весь текст, переписывают его в чистовик.

На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.

Текст №1

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское,  Кулигино, Воробьёво, Лебедево,  Хохлому –  всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью.

Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота.

Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.

Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.

Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIII — начала XIX века.

(168 слов)

Текст №2

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи.

Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

(179 слов)

Тексты взяты из пособия для учителя «Русская культура: этнография, декоративно-прикладное искусство», Симферополь, «Антиква», 2011г.; авторы О. А. Дьяченко и Е .А. Поворозная.

Источник: http://olgadyachenko.ru/izlozhenie-po-russkomu-yazyku-6-klass.html

Подготовка к сжатому изложению в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Подготовка к написанию сжатого изложения

Урок развития речи в 6 классе по УМК по русскому языку под редакцией С.И. Львовой. Подготовка к сжатому изложению по тексту Д. Латышиной

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: комбинированный.

Технологии: основная – групповая технология; вспомогательные: технология критического мышления через чтение и письмо; технология опорных схем, игровая технология.

Цели урока:

  • тренировать учащихся в проведении многоаспектного анализа текста;
  • отработать умения сжато пересказывать текст;
  • содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи;
  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с художественными текстами;
  • создать памятку (опорный конспект) «Как сжимать текст?»

Оборудование: текст Д. Латышиной, фрагмент мультфильма «Цветок папоротника», фишки для поощрения, бортовой журнал-таблица, листья папоротника, листы цветной бумаги, маркеры, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: чтение повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

Вступительное слово учителя (целеполагание)

— Ребята! В прошлой четверти мы с вами писали сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Заячьи лапы». Эта работа прошла не очень удачно. Как вы думаете, почему? (Обучающиеся дают ответы на вопрос.)

— Поэтому сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения и в конце урока создадим памятку «Как сжимать текст». А ещё мы узнаем необыкновенную историю удивительного растения, о котором мы уже имеем некоторое представление, так как недавно прочитали повесть «Вечер накануне Ивана Купала».

— О каком растении, как вы думаете, идёт речь? Совершенно верно, о папоротнике.

Просмотр отрывка из мультфильма «Цветок папоротника»

— Один из самых ярких эпизодов в произведении Н.В. Гоголя — это цветение папоротника. Чтобы представить, как это происходит, предлагаю вам посмотреть маленький отрывок из фильма.

Подведение итогов конкурса «Ассоциации»

— На уроке литературы я просила вас написать свои ассоциации к слову «папоротник» после прочтения произведения Н.В. Гоголя. Вот что у нас получилось.

Представители трёх групп выходят к доске и по очереди рассказывают о тех словах, что они предварительно написали коллективно. Учитель подводит итоги этого соревнования, распределяет очки, которые записываются в таблицу результатов.

Нахождение темы текста и его идеи

— Но есть и другой взгляд на явление цветения папоротника, и он представлен в учебнике, в упражнении 227. Давайте прочитаем этот текст. (Ребята вслух выразительно читают текст.)

Задание по группам:чем переданная в этом тексте информация о цветении папоротника отличается от той, что представлена в «Вечере накануне Ивана Купала»?

— Ответить на этот вопрос мы сможем, определив тему текста и его идею! Ответ запишите на длинных полосках.

Тема текста. Цветение папоротника и сила его цветка.

Идея текста. По народному поверью, папоротник цветёт в купальскую ночь и цветок этот наделяет человека невиданной силой

Подбираем заголовок к тексту

Задание по группам: теперь, ребята, подберите заголовок, отражающий тему и идею текста.

Каждая группа даёт свой заголовок.

Варианты ответов: «Удивительный цветок», «Чудесный цветок», «Волшебный цветок», «Чудо купальской ночи».

Определение типа и стиля речи

— Как вы думаете, к какому типу и стилю речи мы можем отнести этот текст? Обдумайте ответ. (Ребята работают в группах и выдают ответ.)

Ответ: художественное повествование с элементами описания (динамическое описание).

Словарная работа по группам «Создадим свой папоротник»

Каждая команда берёт себе абзац текста и работает с ним.

— Сейчас вы должны выбрать из вашего абзаца опорные слова, которые связаны с содержанием этого отрывка и записать их маркером на листьях папоротника и прикрепить их к доске к папоротнику вашей группы.

Ответы 1-ой группы: природа оживала, травы шепчутся, главное растение, беседуют животные, ночь накануне Ивана Купала или Иванов день, чудо, появляется почка, деревья движутся.

Ответы 2-ой группы: полночь, огненный цветок, миг, чудный, редкий, волшебный цветок, больно смотреть, яркий, горячий, огненным пламенем.

Ответы 3-ей группы: сила, удивительный цветок, невиданная власть, повелевать всеми.

— Скажите, что символизируют папоротники каждой группы?

Папоротники каждой группы символизируют абзацы и микротемы, представленные в данном тексте. Каждая группа работает со своей микротемой.

Нахождение языковых средств

Языковые средства — эпитеты, олицетворения, сравнения — которые способствуют созданию таких стилевых черт, как образность, выразительность, эмоциональность.

1-ая группа должна найти в своём абзаце олицетворения (переходят с места на место деревья, шепчутся деревья и травы)

2-ая группа – сравнение (сияет огненным пламенем)

3-ая группа – эпитеты (удивительный цветок, невиданная власть)

А какие эпитеты есть ещё в других абзацах? (Правильные ответы дают дополнительные баллы – за каждое угаданное балл)

Ответы: огненный, яркий горячий, чудный, редкий, волшебный (цветок).

Пробуем озаглавить каждую часть текста

— Помните, что заголовки должны отражать содержание каждой микротемы и в то же время быть связаны с темой текста.

Каждая группа работает над своим абзацем.

 Чудо купальской ночи, или Чудо ночи накануне Ивана Купала.

  1. Огненный цветок.
  2. Сила папоротника.

— Какая связь существует между частями текста?

Ответ: последовательная, т.е. все части текста связаны с темой текста «Папоротник».

Можно попросить сделать схему, если позволяет время.

Сжатие текста путём исключения лишней информации

— Вы помните тему нашего сегодняшнего урока? Мы должны сжать текст, а это возможно, если избавиться от лишней информации, которая есть в каждой микротеме.

Задание: уберите слова, каждый из своего «папоротника», которые, как вам кажется передают лишнюю информацию в вашей микротеме, т.е. исключите подробности.

Ответы 1-ой группы: природа оживала, травы шепчутся, главное растение, беседуют животные, ночь накануне Ивана Купала или Иванов день, чудо, появляется почка, деревья движутся.

Ответы 2-ой группы: полночь, огненный цветок, миг, чудный, редкий, волшебный цветок, больно смотреть, яркий, горячий, огненным пламенем.

Ответы 3-ей группы: сила, удивительный цветок, невиданная власть, повелевать всеми.

— А теперь попробуйте добавить к вашему заголовку каждого абзаца опорные слова, которые вы оставили в папоротнике , чтобы получилось одно предложение. Можно добавлять для связки другие слова.

Ночью накануне Ивана Купала происходит чудо – цветёт папоротник.

В полночь огненный цветок на миг распускается, и на его огненное пламя больно смотреть. Человек, который отыщет удивительный цветок получит невиданную власть.

— Итак, ребята, переходя с этапа на этап мы проделали большую и трудную работу – сжали текст. Какой показалась вам эта работа? Трудной? Не очень? Почему? А потому что мы выполняли работу последовательно, шаг за шагом. И чтобы запомнить, как работать над сжатием текста, мы составим опорный конспект.

Изображение записи: фотографии Freepik

Источник: http://mukhina.info/brief-composition/

Подготовка к написанию сжатого изложения в 6-м классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Подготовка к написанию сжатого изложения

  • Пудова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • повторение темы “художественные средства языка”, “стили и типы речи”,
  • обучение приёмам сжатия текста,
  • развитие умения выделять микротемы,
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

Оформление доски:

  • Юрий Яковлев.
  • Рассказ “Солнце с белыми лучами”
  • Сжатое изложение.

1. Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

(На уроке будем готовиться к изложению; написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла)

– А название рассказа о чём вам говорит? Какое средство выразительности использует автор?

Почему? (слайд 2)

(Речь пойдёт о ромашке; метафора – скрытое сравнение; так интереснее, загадочнее)

(слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с  белыми лучами”.

3. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? (В будущем)

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок,  удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого,   например, страшно весело)

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому  предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Чтение первого абзаца (слайд 3), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (Странный цветок) слайд 4

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац? Что сделаем с диалогом? Как быть с повторами?

д) Запишите свой вариант первого абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 4.

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Чтение второго абзаца (слайд 5), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (отец изучает незнакомца) слайд 6

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац?

д) Запишите свой вариант второго абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 6

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал   незнакомое растение, даже измерил и   сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Чтение третьего абзаца (слайд 7), выделение ключевых слов, определение микротемы.

Далее с абзацем работаем по плану, указанному выше.

а) О чём идёт речь?

(Для всех это растение – загадка: никто не узнаёт его)

б) Озаглавьте абзац.

(Таинственный новосёл) слайд 8

в) Далее по плану

Вариант сжатия абзаца (слайд 8):

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Чтение четвёртого абзаца (слайд 9), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

в) Перечитайте пятый абзац (слайд 10), можно ли объединить эти два абзаца? (Конечно, говорится об одном)

г) Озаглавьте. (Ромашка из бабушкиного детства) слайд 11

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

Вариант сжатия четвёртого и пятого абзацев (слайд 11):

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек  было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое  солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и  их становилось всё меньше.

Чтение шестого абзаца (слайд 12), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Чем важна эта часть? (В ней – основная мысль, идея всего текста)

– Какие слова повторяются дважды и почему? (Не уберегли, люди виновны в том, что исчезла ромашка, так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного  отношения к природе)

б) Как озаглавим? (“Мы виноваты перед вами, дети: не уберегли родной  цветок ”)

Вариант сжатия шестого абзаца (слайд 13):

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Какова она?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок.

Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные  используются, чтобы избежать повторов, ярче и  выразительнее выразить мысль)

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

Литература:

  • Сборник  текстов для  изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Приложение

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,

– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки.

Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами.

А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.  (399 слова)

Вариант сжатого изложения

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.  (151 слово)

Презентация

15.02.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611759/

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Подготовка к написанию сжатого изложения

Волкова Валентина Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Рязани

Описание материала: предлагаю урок развития речи в 6 классе по теме «Обучающее изложение». Этот урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Урок предназначен как для отработки учащимися умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и развития коммуникативной, лингвистической и культуроведческой  компетенций.

Тема: Выборочное изложение по тексту И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу»

Цель:

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию  навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию  у учащихся любви к природе, Родине.

Раздаточный материал: Отрывок из произведения К.Паустовского «Прибрежный луг». Текст изложения по данному отрывку. Текст И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Методы обучения, используемые  на уроке:

— словесные, наглядные, практические;

— методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

— методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Игра – соревнование по русскому языку для 6 класса

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Источник: https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/ruskii-jazyk/konspekt-uroka-obuchayuschego-vyborochnogo-izlozhenija-v-6-klase.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.