Конспект урока по музыке на тему Музыка вокруг нас (1 класс)
Конспект урока по Музыке
Наша кнопка
Скачать материал
Цель урока: Познакомить с нотной грамотой, с историей возникновения нот.
Задачи урока: Способствовать творческому развитию детей, с учётом возможностей каждого ребёнка в процессе различных видов деятельности на уроке (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение ), развивать инициативу обучающихся, создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через работу в группах.
воспитывать интерес к музыке, повысить мотивацию к образовательной деятельности на уроках музыки,развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность; способствовать развитию метро-ритмических, вокально-хоровых, импровизационных навыков, умения игры на музыкальных инструментах;
Методы и приёмы:Поисковый (эвристический), метод исследовательский.
Виды музыкальной деятельности: игровая деятельность с элементами театрализации, исполнительская деятельность, сочинения- импровизации, игра на музыкальных инструментах, работа в парах.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проекционный экран, фортепиано, презентация, карточки с названием нот, музыкальные инструменты, шапочки для героев сказки, бумажное пианино(нарисованные клавиши), пособия деревянные на которых изображён нотный стан и прикреплены нотки-бусинки на леске.
Музыкальный материал:
«Чему учат в школе» слова М.Пляцковского, музыка В. Шаинского
«Шёл по лесу музыкант» слова и музыка С.Суэтов
ХОД УРОКА
1.Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении.
Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами.
— Как они называются?
— Какой жанр музыки нас встретил?
— О чём поётся в этой песне?
Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с какими знаками?
Дети: С цифрами, сложение, вычитание, равно.
Учитель: На уроке чтения вы открываете книгу- азбуку.
В ней живут какие знаки?
Дети: Буквы.
Учитель: Правильно! Буквы складывайте в слоги, а слоги в слов.
У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок.
Вы, ребята, любите сказки?
Дети: Да!
Чтобы нам увидеть сказку надо выбрать героев, выбирать будет режиссёр. Кто хочет быть режиссером? (выбрали режиссёра)
Учитель: Ваня,- ты режиссер и должен выбрать на роль героев ребят, которые справятся с заданием, а задание простое: произнести в образе героя слова:Кто-кто в терёмочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
Первое испытание для мышки: режиссер выбирает сам несколько девочек для испытания, они произносят слова выразительно, как мышки- самую лучшую приглашаем сыграть в сказке.
Далее, точно так же выбираем лисичку и медведя.
Спасибо всем за работу, и вам режиссер. Начинаем сказку….Детям, которых выбрал режиссёр надеваем шапочки геров- мышка, лиса, медведь.
Учитель поёт: Стоит в поле теремок- теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю — полю мышка бежит,
Остановилась у дверей и стучит:
Мышка подбежала к теремку, постучала, пропищала свою песенку:
Мышка:Кто кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?Пи-пи-пи,
Учитель: Теремок был музыкальным. И замок на нём был музыкальный, дверь –то сразу и не открылась.
Мышка, а ты попробуй взять треугольник, и поиграй на нём, может дверь откроется?
Мышка: Играет- дверь не открывается…
Учитель: Наверно мышка, не ту песенку ты играешь, посмотри на доску и попробуй сыграть как показано:
(Если ребёнок сыграл не правильно, попросить ребят помочь сыграть на инструменте).
сыграть надо тихо-громче и ещё громче (показать динамику)
Как только будет задание выполнено раздаётся звон колокольчика-дверь домика открывается.
Учитель: Стала мышка жить –поживать да песенки распевать.
Учитель поёт: Стоит в поле теремок
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю — полю лисонька бежит,
Остановилась у дверей и стучит:
Лисичка поёт песенку.
Учитель: Хороша твоя песенка, да не та. Теремок не открыл дверь. Попробуй выполнить задание. Посмотри на доску. Выбери нужный инструмент и сыграй как написано:
Лисичка выбирает ложки и играет:два раза стукнуть ложку об ложкупауза-затем ещё один удар в ложки. Если герой сказки не справляется -попросить детей помочь. Как только будет задание выполнено раздаётся звон колокольчика-дверь домика открывается.
Учитель: Стала лисичка жить –поживать да песенки распевать.
Учитель поёт: Стоит в поле теремок
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю — полю мишка идёт,
Остановился у дверей и ревёт:
Выходит медведь поёт…
Учитель: Хороша твоя песенка, да не та. Теремок не открыл дверь. Попробуй выполнить задание. Посмотри на доску, возьми ксилофон и сыграй песенку:
На доске песенка записана нотами: медведь поёт и играет на металлофоне, помогают дети, в процессе мы с детьми выясняем почему же дверь теремка не открылась?
Дети: Надо знать ноты, чтоб сыграть песенку Медведя
Учитель: Правильно ребята, песенка записана настоящими нотами и поэтому не смогли вы сыграть её правильно.
Как же быть уважаемые зверята и ребята? Как Мишке помочь?
Учитель:Давайте пригласим Енота, известного музыканта
(учитель заранее просит выучить стих).
Выходит Енот, раздаёт детям бумажное пианино и предлагает вспомнить названия нот
Кошка села на такси,
Кошку звать мадам Люси,
Пела кошка у окошка:До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Песенка про ноты: муз Ж.Металлиди.учитель поёт запев, дети-припев
Поют и показывают ноты на бумажном пианино.
Учитель: Любят гамму все ребята,
Больше прочих гамм-сестёр,
Вы, конечно, догадались,
Что за гамма?..(до мажор)
Ребята, мы с вами выучили ноты, может сыграем песенку медведя по нотам?
Играют- не получается…
А что же мы с вами ещё не знаем, чтобы правильно спеть эту мелодию?
Выходит ребёнок в руках скрипичный ключ (выбираем заранее героя)
Чтобы ноты прочитать, надо очень точно знать,
Где какие Нотки тут,
На линеечках живут.
Спеть по нотам песню всем
Ключ поможет без проблем!
Смотрим интерактивную клавиатуру, и учим ноты- соль и ми.
На второй линейке –соль-соль,
А на первой-нота ми-ми.
Соль-ми, соль-ми,
В руки палочку возьми.
Давайте попробуем спеть песенку медведя по нотам. Мишутка и желающие ребята берут ксилофоны и играют мелодию:
Раздаётся звук колокольчика- дверь открывается в теремок!
Учитель: Молодцы! мы с вами дверь теремка сумели открыть так как правильно спели песенку.
3.Оркестр
Учитель: Возьмите ребята музыкальные инструменты и сыграем эту песенку все вместе!
Как называется коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах?
Дети: Оркестр!
Задание:1партию играют музыканты на маракасах
2 партию на бубнах
3 партию оркестра играют на ксилофонах
(Предварительно с детьми прохлопать ритм каждой партии).
Учитель: Молодцы!
— А кто из вас знает, сколько нот в музыке?
Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.
— Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь?
Дети: 7 дней в неделе, 7 цветов радуги…
Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют.
Пора с ними познакомиться.(раздаю детям пособия деревянные, на которых прикреплены ноты-бусинки)
Внимательно смотрите на слайд и выкладывайте ноты по порядку- начинаем с ноты-до, помогайте друг другу (работа в парах).
Молодцы, ребята, все справились с заданием, помогали друг другу!
Попробуйте выложить песенку Медведя самостоятельно, давайте повторим её.
Дети выкладывают, помогая друг другу, учитель помогает в случае затруднения.
Молодцы ребята!
4.Игра Звукоряд
Учитель: А сейчас детвора, для вас весёлая игра: Звукоряд!
2 -3 команды по 7 человек, каждой команде учитель раздаёт каточки с названием нот, побеждает команда, которая быстрее встанет и построит звукоряд.
(игра направлена на закрепление материала в игровой форме и даёт возможность расслабиться и подвигаться, учит работать в команде, быстро принимать решения)
5. Как возникли ноты?
Учитель: Давным-давно музыку записывали знаками. Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов.
И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.
Все ноты живут в музыкальном доме.
Как называют его?
Нотоносцем.
Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5.
Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный –без него мы не попадём в дом.
Посмотрите как он пишется:
Я сначала нарисую закорючку- вот такую,
Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь,
Я чуть — чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный
А зовётся он-скрипичный.
Ребята, хочу познакомить вас с весёлой песенкой Лесного музыканта, я буду куплеты исполнять, а вы припев подпевать.
(проговорить слова припева с детьми перед исполнением)
Звучит «Лесная песенка»
Учитель:Молодцы, все старались, пели весело.
VI. Заключение, рефлексии
Учитель: Подошел к концу наш урок
Что вам понравилось?
Что нового вы узнали?
А что для вас было наиболее трудным?
Домашнее задание: Придумай ритмический рисунок и выбери музыкальный инструмент для других героев Теремка-лягушки и комарика.
Проверь себя:
Как назвали итальянцы музыкальные знаки?
Сколько нот в музыкальной азбуке?
Где записываются ноты?
А как попасть на нотный стан?
Я хочу отметить вашу дружную работу в классе, ваши замечательные творческие способности, ваш задор и энергию.Спасибо. До свидания!
Звучит песня «Чему учат в школе» дети выходят из класса!
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории музыка:
Источник: https://doc4web.ru/muzika/konspekt-uroka-po-muzike-puteshestvie-v-mir-muziki-klass.html
«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс
Наталья Иванищева
«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс
«Путешествие в волшебный мир звуков»Урок Музыки 1 класс.
Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков»
Обобщающий урок по разделу «Музыка вокруг нас»
1 класс
Учитель музыки : Иванищева Наталья Николаевна
Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме первого полугодия.
Задачи:
Закрепление знаний о простых музыкальных формах -песня, танец, марш.
Учить понимать музыку, рассуждать о ней.
Развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения.
Воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Музыкальный материал:
1. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
2. Итальянский танец «Тарантелла»
3. П. И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
4. Ф. Шуберт «Вальс»
5. Книппер «Почему медведь зимой спит»
6. А. Ермолов «Теперь мы первоклашки»
7. Е. Поплянова «Палочки — скакалочки»
ТСО: компьютер, проектор, СD- диск, презентация.
Ход урока:
1. Организационная часть урока.
Учитель: Разрешаю тихо сесть
Тссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже … (звонок)
Начинается … (урок).
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука
Ведь урок наш (музыка).
Музыкальное приветствие : «Добрый день»
Под аккомпанемент учителя класс исполняет распевку.
Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора – вверх)
Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора – вниз)
Говорим мы (пропевает учитель по трезвучию – вверх)
Каждый день (пропевают ученики по трезвучию– вниз)
Этими словами (пропевает учитель по ступеням звукоряда до
пятой ступени вверх.)
Здороваемся с вами (пропевают ученики с пятой ступени вниз)
2. На экране выведен эпиграф урока:
Вслушайтесь весь мир поет-
Шорох, свист и щебет,
Музыка во всем живет!
Мир ее волшебен. М. Пляцковский.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить …
Дети: О звуках.
Учитель: Мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков.
Учитель: Что такое звук?
Дети: Это то, что мы слышим ушами.
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Шумовые и музыкальные.
Учитель: Где мы встречаемся с шумовыми звуками?
Дети: В природе, на улице, в окружающем мире.
Учитель: А с музыкальными?
Дети: В театре, на празднике, на телевидении, на радио.
Учитель: Как мы знаем, музыкальные звуки имеют четыре свойства.
Они бывают высокие или низкие (высота.) Короткие или длинные (длительность). Громкие или тихие (динамика). Окраска звука (тембр). (Музыкальные примеры)
Учитель: Определите на слух звуки, которые сейчас услышите.
Учитель: посмотрите на экран, какие звуки можно услышать, глядя на эту картинку?
(Слайд №5-6)
Внимательно посмотрите на картинки и определите, что шумит, что звучит.
3. Музыкальная разминка. Поплянова «Палочки – скакалочки»
Девочки и мальчики хлопают вот так (4Р)
Вот так, вот так. Хлопают вот так. (3р)
Вот так (7р)
Прыгают
Кружатся
Приседают так
Топают
Качаются
Прячутся
Прощаются.
4. Основная часть урока.
Учитель: Музыка имеет огромное значение в жизни человека, она может влиять на человеческие чувства и настроение. Давайте вспомним развитие событий, которое происходили в песне «Почему медведь зимой спит». Давайте составим исполнительский план.
1 куплет — неторопливое начало рассказа, поем спокойно, не спеша,но в самом конце куплета происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох. Так же звучит и музыка : быстро, взволнованно, шумно.2 куплет-переполох, смятение, крик лисы и только в конце куплета
Слова дятла звучат поучающе.
3 куплет: медведь залез в берлогу, уснул, и в лесу наступил покой.
Изменяя интонации голоса, характер звуковедения, темп, динамику, исполним песню, придавая каждому ее куплету характерные черты в зависимости от изменения сюжета.
Исполнение песни.
Учитель: Так почему же медведь зимой спит?
Дети: Зимой холодно, нечего кушать, чтоб ни кого не напугать.
Учитель: Ребята, медведю зимой в теплой берлоге приснился удивительный сон…
(Слайд №7)
«Сказка о музыкальных капельках»
(Слайд №8)
Началась эта история теплым летним утром, когда над планетой Разноцветной Музыки взошло солнце (пианино)
(Слайд №9) Взглянуло оно на лес – ожили, распрямились деревья, расправили свои густые кроны и заговорили листочки. (лист бумаги).
(Слайд №10) Прикоснулось теплым лучиком к лугу – потянулись к солнцу розовые, голубые колокольчики и зазвенели. (колокольчики, треугольник, зашептали росистые травы (провести по листу бумаги)
(Слайд №11)
Проснулся ветерок (лист бумаги) и побежал под разноцветным мостиком- отозвалась радуга нежным мелодичным звоном, каждый из семи цветов- на свой лад. (металлофон)
(Слайд №12)
А солнце поднималось все выше и выше, и вот уже зажужжали пчелы и шмели. (зззз)
(Слайд №13)
Запели птицы. (птичка-свистулька)
(Слайд №14)
Озорник ветер разогнался и побежал еще быстрее (лист бумаги)
Оторвались от радуги (металлофон)тысячи маленьких капелек –звоночков полетели в разные стороны, разнося по всей планете волшебные музыкальные звуки (колокольчики, треугольник).
Шаловливый западный ветер закружил в стремительном вихре вереницу музыкальных капелек и опустил их прямо посреди страны Танцев.
(Слайд №15)
Слушание и исполнение Тарантелла. Зазвучали веселые бубны, (бубны) мелодичные свирели (свирель,громогласные трещетки (трещетки) и звонкие кастаньеты (маракасы)
Учитель: Что мы выделяли в музыке?
Дети: Сильные доли, куда падает ударение.
(Слайд №16)
Строгий северный ветер унес часть звоночков в страну Маршей, где звуки шли стройными рядами, отбивая четкой дробью каждый музыкальный шаг (карандаши)Учитель: Кто марширует?
Дети: Солдатики игрушки.
Учитель: Кто сочинил этот марш?
Дети: Петр Ильич Чайковский. Русский композитор.
(Слайд №17) Портрет
Учитель: Ребята, что мы с вами выстукивали в музыке?
Дети: Пульс, ровные доли.
(Слайд №18)
Учитель: Теплый южный ветер понес музыкальные капельки в удивительную страну Песня.
Исполнение песни «Теперь мы первоклашки»
5. Обобщение и итог.
Учитель: На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день. Что это за звуки?
Дети: Музыкальные и шумовые.
Учитель: Где мы слышим шумовые звуки?
Дети: В природе, на улице и т. д.
Учитель: А где можно услышать музыкальные звуки?
Дети: В театре, в кино, по радио и т. д.
Учитель: В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни марши танцы. Чтоб услышать музыку нужны музыкальные инструменты. Какие?
Дети: Перечисляют знакомые инструменты.
Учитель: Для того, чтобы записать музыку что нужно знать?
Дети: Музыкальную азбуку или ноты.
Учитель: Музыка живет рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти, она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек просто не может.
6. Рефлексия.
На доске два смайлика, если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднений, нарисуйте лучик смайлику с улыбкой. Если у вас возникли затруднения, вы ничего не поняли, вам было не интересно на уроке, то смайлику с грустным лицом.
Учитель: У нас получилось все очень замечательно! Спасибо за урок! До свидания!
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-v-volshebnyi-mir-zvukov-urok-muzyki-1-klas.html