Конспект урока литературы на тему Волшебная сказка Царевна-лягушка

Урок 4 СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» | Поурочные планы по русской литературе 5 класс | Русская литература

Конспект урока литературы на тему Волшебная сказка Царевна-лягушка

Урок 4 СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

05.05.2015 9162 0

Цели: познакомить с волшебной сказкой; обучить художественномупересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развиватьнавыки беглого выразительного чтения.

Ход урока

I. Проверка домашнегозадания.

Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки»из учебника):

1. Что такое «сказки»?

2. Поясните слова А. С.Пушкина:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

3. В какихпословицах отразились образы и сюжеты сказок?

4. Что хотели людиотразить в сказках?

5. Какие виды сказок вызнаете?

6. Поясните, что такое«присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».

7. Какие волшебные сказкивы читали? О чем они? Кто их герои?

Далееучащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.

Обобщая беседу, учительподчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народномтворчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самымраспространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русскаянародная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победудобра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.

М. Горький писал: «Уже вглубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху – об этомговорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете».

Мечтали об ускорениидвижения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»… Мыслили о возможности прястьи ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в однуночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага;создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок длятканья и создали сказку о Василисе Премудрой…

» Это сказка «Царевна-лягушка».Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась ивыдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этойсказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодняпознакомимся.

II. Чтение сказки учителем.

Величаво и неторопливозвучит зачин, напевно – повторы, ярко и назидательно – концовка. Заостряетсявнимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, наотношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также надругих не менее важных моментах жизни героев.

III.Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.

IV. Обучение художественномупересказу.

В давние временасуществовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили постране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь.

Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходятсказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимаетэто как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известногофольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы XX в.

Он спросил уодной из сказительниц:  «А разве этомогло быть?»  Она  ответила: «А как же?  Все было!» – «И звериговорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станутбрехать старые люди? Зачем им?..»

Вера в правдивость сказкипомогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мирсказки, пережить самому все события сказки.

Такое  мастерство считалось  профессией,  к  этим  людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь былабы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя вартель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всемиплату.

До нас дошли именасказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, ИванКовалев – эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

Составление и запись плана пересказа.

1. Сватовство царевичей.

2. Испытание невесток:

    а) испечь каравай хлеба;

    б) выткать ковер за ночь;

    в) приехать на царский пир.

3. Иван-царевич и старыйстаричок.

4. Встреча царевича с медведем,зайцем, селезнем, щукой.

5. Царевич и Баба-Яга.

6. Счастливое завершениесказки.

Домашнеезадание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/357-1-0-15911

Конспект урока на тему «Царевна — лягушка»

Конспект урока литературы на тему Волшебная сказка Царевна-лягушка

Наша кнопка

Скачать материал

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.

Наглядность и оборудование: Сборники русских народных сказок, сборники татарских народных сказок, иллюстрации И.Билибина и В.Васнецова к русским народным сказкам.

Ход урока

I. Орг. момент (знакомство с целями и задачами данного урока)

II. Фронтальный опрос

Слово учителя: Ребята, у нас сегодня необычный урок, так как он посвящен сравнительному анализу русской и татарской волшебной сказки. Но для начала вспомним материал, изученный на предыдущих уроках о сказке.

  1. Что же такое сказка? (жанр устного народного творчества, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера).

  2. Только ли народные сказочники создавали сказки? Какие сказки, созданные писателями вы помните?

В отличие от народных сказки, написанные писателями, называют литературными или авторскими.

  1. На какие три группы подразделяются сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

III. Аналитическая работа с текстами сказок

Теперь переходим к проверке домашнего задания, вы должны были дома прочитать татарскую волшебную сказку «Тан — батыр».

  • Ребята, понравилась ли вам эта сказка? (сказка полюбилась необычностью повествования, чудесными превращениями и образом главного героя).

  • Что отличает героя сказки Тан — батыра? (ребята говорят о силе и мужестве, несокрушимости Тан — батыра).

  • Какой эпизод вам больше всего запомнился и понравился? (ребята по очереди высказываются).

После прослушивания фрагментов сказок «Тан — батыр» и «Царевна — лягушка» обращаем внимание на начало произведений. Перечитываем их.

  • Какое выражение показалось вам знакомым? («В некотором царстве, в некотором государстве жил — был царь, и было у него три сына…» и «В давние — предавние времена жил, говорят, некий падишах…»).

  • Как называется вступительная часть повествования в сказке? (зачин).

  • Что мы узнаем в зачине? (в зачине указываются герои сказки, место и время действия).

  • Кто из героев сказки «Царевна — лягушка предстает перед нами и каковы они? (учащиеся без труда называют царя, трех его сыновей, их жен, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу).

  • Кто представлен в татарской сказке «Тан — батыр»? (героями являются падишах, супружеская пара — родители троих сыновей Кич — батыра, Тен — батыра, Тан — батыра, див, три девицы, помогающие ему).

  • Что сказано о месте действия в сказках? (место действия обозначается неконкретно — «в том городе», «В некотором царстве…»).

Слово учителя: Здесь сказка как бы отделяет наш обычный реальный мир от волшебного, вымышленного, который представлен в сказке. С одной стороны, мир волшебной сказки во многом похож на наш реальный мир.

Действие в начале происходит на широком отцовском дворе или в доме падишаха, доме бедных мужа и жены, показаны заботы и тревоги обычных людей.

В то же время мир сказки отличается от реального: в нем действуют, кроме обычных людей, фантастические существа. Происходят волшебные события.

  • Ребята, что следует в волшебной сказке после зачина? (возникновение какой — либо беды (завязка)).

  • С какой беды начинается сказка «Тан — батыр»? (С неожиданного исчезновения трех падишаховых дочерей).

  • А в сказке «Царевна–лягушка»? (сжигание Иваном — царевичем лягушечьей кожи и исчезновение Василисы Премудрой).

Вспомните следующий за завязкой эпизод волшебной сказки? ( отправка героя из дома в дорогу за похищенным).

  • Почему отправился из дома Тан — батыр? ( Тан — батыр и его братья отпрашиваются у родителей и идут в путь — дорогу искать пропавших падишахов дочерей).

  • А Иван — царевич? ( пошел искать Василису Премудрую в царство Кощея, «за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое царство»).

  • Кто похитил падишаховых дочерей? (див).

  • Что за персонаж Див? ( мифологический персонаж, он живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой, под землей, обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен).

  • Где начались испытания братьев — джигитов? (в темном лесу, где царствует Див).

  • А где начались испытания героя в русской народной сказке? (Ивану — царевичу пришлось идти искать свою ненаглядную Василису Премудрую в царство Кощея Бессмертного).

  • Кто является главным врагом Тан — батыра? (див).

  • Каким вы его представляете? (он кровожаден, ненавидит людей, готов живьем сожрать джигита).

  • Кто является прямым противником героя в русской сказке? (Кощей Бессмертный).

  • Почему так тяжел поединок с Кощеем? ( он бессмертный, его смерть находится на конце иглы; игла — в яйце; яйцо — в утке; утка — в зайце; заяц — в ларце; а ларец — на вершине высокого дуба, а дуб в дремучем лесу живет).

  • Кто выступает в качестве помощника в татарской сказке? ( Мышь, Белый козел).

  • Вспомните, как они помогают Тан — батыру? ( мышь дает герою четыре полка мышиных солдат, которые выводят его по тропинке из глубокого подземного царства к дворцу дива, белый козел после победы Тан — батыра над дивом выносит его на белый свет).

  • А кто является чудесным помощником в русской народной сказке? (старичок, Баба Яга, медведь, селезень, щука — рыба, клубочек с нитками).

  • Почему все, кого встречал Иван — царевич на своем пути, помогали ему? (Иван — царевич добрый, он жалеет животных, птиц и рыб, отпускает их на волю, не убивает).

IV. Словарная работа.

Батыр — богатырь; джигит — парень, молодец; чукмар — палица; шайтан — дьявол; падишах — правитель; Каф — сказочная гора; сарай — дворец; хряпает об землю — ударяет; тягаться — мериться силами; Кеч — батыр — вечер; Тен — батыр — ночь; Тан — батыр — заря.

Красное крыльцо — главное, парадное крыльцо; не тужи — не печалься, не горюй; ниже плеч буйну голову повесил – низко опустил голову; боярский двор — от слова боярин (устар.) — богатый и знатный человек; диву дался — очень удивился; карета — большая закрытая четырехколесная повозка, в которой ездили богатые люди; кубок — большой красивый сосуд, из которого пили вино.

V. Продолжение сопоставительного анализа.

  • Какова символика чисел в сказках? (в обеих сказках символичны числа три и семь: в семье у бедных родителей Тан — батыра — три сына, у царя – три царевича, младший Иван.

    Три раза Тан — батыр сражается с дивом, произнося одну и ту же фразу: «Дядя пусть твой тягается, а мы бороться будем». Три трудных задания царя: испечь хлеб, соткать ковер за одну ночь, станцевать на пиру — выполняет Царевна — лягушка для Ивана — царевича.

    Три дворца (медный, серебряный, золотой остаются после смерти дива, семь чугунных ворот должен сокрушить Тан — батыр, чтобы победить дива.

  • Итак, ребята, есть ли общее в развитии сюжета сказок? (Учащиеся, глядя на схему «Путь героя волшебной сказки», называют повторяющиеся ситуации).

  1. Нарушение запрета.

  2. Задание царя (падишаха), трудные испытания героя:

а) достать царевну, добыть падишаховых дочерей;

б) привезти царевну, дочерей падишаха.

3. Выполнение этих заданий с помощью чудесного помощника.

4. Герою (героине) дается новый облик.

5. Царь (ложные герои) наказываются.

6. Воцарение героя.

  • Сопоставьте общие черты в образах Василисы Премудрой и Тан — батыра.

  1. Ум и находчивость героев.

  2. Красота.

  3. Доброта.

  4. Ответственность за принятие решений.

  5. Надежность.

  6. Сила характера.

  • Вспомните, как поступают с Тан — батыром старшие братья? (братья отсекают до колен ноги Тан — батыру и бросают его погибать в чужом царстве кровожадного дива).

  • Какое наказание ожидает за это старших братьев? (Тан — батыр отпускает их на все четыре стороны, герой проявляет доброту и гуманность, прощает братьев)

  • Ребята давайте обратим внимание на заключительный элемент композиции волшебной сказки — концовку, как заканчиваются прочитанные нами сказки? («И сию пору, говорят, живут они исправно да ладно» — в татарской народной сказке; «И жили они долго, дружно и счастливо» — в русской народной сказке.)

VI. Итоги и выводы урока.

Ребята, проанализировав и сопоставив татарскую народную волшебную сказку «Тан — батыр» и русскую народную сказку «Царевна — лягушка», какие мы можем сделать выводы?

  1. По композиции и системе персонажей русская и татарская сказки очень похожи.

  2. Сходство обнаруживается в характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста.

  3. В обеих сказках добро торжествует над злом.

VII. Домашнее задание: прочитать татарскую волшебную сказку «Таз — зять падишаха» и русскую сказку «Сивко-бурко», нарисовать иллюстрации к похожим сказочным эпизодам.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-na-temu-carevna-lyagushka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.