Анализ урока литературного чтения в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Портал образования |
Богатырева Александра Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ «Веневский центр образования №1»
Населённый пункт: город Венев
Наименование материала: методический материал по анализу урока в начальной школе
Тема: «Анализ урока литературного чтения»
25.10.2018
Раздел: начальное образование
Самоанализ урока литературного чтения
Тема: «Басни И.В.Крылова»
Класс: 2а
Учитель: Богатырёва Александра Викторовна
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Место урока по теме: 34 урок. Раздел «Русские писатели».
Представленный урок проводился в рамках «Школьного калейдоскопа
открытых уроков» для учителей начальных классов
Планируя современный урок мы должны знать:
чему учить; ради чего учить; как учить;
на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия;
на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и
сотрудничества;
на современном уроке есть место каждому ученику, потому что
современный урок-залог его успеха в будущем!
Сегодня учитель не столько «источник знаний», сколько «помощник»,
«организатор», «защитник», «эксперт». На современном уроке нельзя
обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности
обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и
запросами общества в целом.
Цели данного урока: продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова,
рассмотреть художественное и идейное своеобразие басен, обобщить
полученные знания по данной теме.
Задачи урока:
— обучающие: выделить важнейшие характеристики басни, доступные для
восприятия младших школьников, вызвать желание читать басни;
продолжить развитие общего и литературного образования обучающихся
через чтение басен.
— развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления,
интеллекта, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление
сходства и отличия басен, сказок, стихотворений; развивать умения понимать
иносказательный подтекст басен, их мораль; развивать умение планировать
свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации
— воспитательные: продолжить работу над развитие культуры речи;
продолжить воспитание сотрудничества; способствовать развитию умения
анализировать свои поступки.
Планируемые результаты:
Личностные
—Проявление творческого отношения к процессу обучения.
—Умение
оценивать
себя
и
окружающую
жизнь
при
анализе
образов,
особенностей поведения героев басни.
Познавательные
-Умение находить сходство и различие между героями басни.
-Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных
источников.
-Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
— Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные
-Умение
ставить
цель
на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
школьнику и того, что ещё неизвестно.
-Умение составлять совместно с учителем план действий.
-Умение
контролировать
результаты
работы
на
уроке,
обнаруживать
отклонения от образца.
Коммуникативные
-Умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
-Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности
действий
и
результате,
представлять
другим
ход
своей
работы
и
её
результат, слушать мнение других.
Предметные
-Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.
-Умение различать речь автора и героев басни.
-Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни»,
«автор».
-Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.
Оборудование:
Выставка
книг
с
иллюстрациями
к
басням
И.А.Крылова,
портреты
писателей,
презентация
«В
гостиной
дедушки
Крылова»,
проектор,
мультимедийная
приставка,
сигнальные
карточки
трех
цветов
(зеленый,
желтый,
красный)
для
оценки
и
самооценки,
карточки
с
заданиями
по
группам и в парах, костюмы героев для инсценирования басен
Урок актуализации знаний и умений по теме «Басни Ивана Андреевича
Крылова», является обобщающим и систематизирующим знания детей о
басне, как литературном жанре, в ходе которого дети расширят знания о
басне, как особом жанре с ярко выраженной спецификой художественного
видения её автором явлений реальной действительности, усвоят одну из
важнейших жизненных задач- развивать умения анализировать свои
поступки. Урок проводился с использованием технологий системно-
деятельностного подхода, игровых технологий, элементов технологии
развития критического мышления, здоровьесберегающей технологии, что
способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения.
Учащиеся 2а класса хорошо мотивированы, имеют высокий учебный
потенциал. При планировании урока учитывалась способность обучающихся
коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания,
активно взаимодействовать друг с другом.
Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и
обеспечить необходимую мотивацию, т.к необходимо было выбрать среди
всех портретов, портрет писателя, творчеству которого посвящена книжная
выставка и поделиться своими знаниями о нем. Этот вид работы включил
всех учеников в этап актуализации знаний, побуждение интереса к уроку и
самостоятельному определению темы урока. Обучающиеся дают
определение «басни», работая «в парах», выбирают среди пословиц мораль,
вспоминают героев к которым применялась эта мораль и инсценируют
известные им басни. Задание «Грамотеи» было направлено на развитие
умений работать в группах, где формировались коммуникативные умения
сотрудничать, договариваться друг с другом, слушать мнения других, а также
регулятивные: умения действовать по плану, давать оценку своим действиям
и оценивать результат. Предметные умения отрабатывались на этапе
исправления «ошибок художников» «Что перепутал художник?» а также
умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения.
Эмоциональная направленность каждого этапа состоит в организации для
каждого обучающегося «ситуации успеха», мотивирующей его к включению
в дальнейшую познавательную деятельность.
Домашнее задание предполагало интеграцию уроков русского языка и
литературного чтения. Это позволяет объснить самому себе «что я хочу» и
«что я могу».
Урок заканчивается рефлексией, где каждый определил степень своей
успешности выполнения работы, свою позицию и сформулировал свое
отношение к уроку.
В ходе урока планировалось: создать условия для самостоятельной
работы, групповой, работы в парах (образовательная задача), способствовать
развитию логики, навыков исследовательской деятельности, критического
мышления (развивающая задача), прививать самостоятельность, уверенность
в собственных силах, развивать умение рациональному использованию
времени (воспитательная задача). Отбор методов и форм педагогической
работы осуществлялся в соответствии с учебными целями и задачами, что
позволило добиться их полной реализации: дети самостоятельно проводили
исследовательскую деятельности, выдвигали различные гипотезы и
проверяли их на основе ранее полученных знаний. В ходе урока
использовались портреты писателей, мультимедийная презентация,
инсценирование басен учащимися. Контроль ЗУН носил обучающий
характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения
заданий, заполнения таблиц. Учебная деятельность велась в атмосфере
успешного поиска, активного взаимодействия. Ученики проявляли
инициативу, принимали рекомендации педагога, помогали друг другу. Цели и
задачи занятия достигнуты. Результаты учебной работы позитивны. В ходе
проверки результатов групповой и индивидуальной образовательной работы
удалось выявить, что тема усвоена хорошо. Возможность участия каждого
ребенка в освоении новых знаний было реализовано.
Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=7718
Уроки литературного чтения в начальной школе
Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.
Специфика предмета «Урок литературного чтения в начальной школе»
Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, — но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся.
Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.
В результате освоения программы по литературному чтению у младших школьников должен быть сформирован необходимый уровень читательской компетентности, который позволит им осознать себя грамотными читателями, способными к творческой деятельности. Составляющими читательской компетентности в начальной школе являются:
- научиться читать;
- осознанное использование различных приемов (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- освоение на практике приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знание книг (читательский кругозор) и умение их самостоятельно выбирать;
- наличие духовной потребности в книге как средстве познания себя и окружающего мира1.
Проблемы освоения литературного чтения у младших школьников
Уже в начальной школе педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые в основной школе усиливаются, значительно влияя на результаты освоения литературы и других учебных предметов, прежде всего предметов гуманитарного цикла.
Во-первых, это снижение или полное отсутствие мотивации к прочтению у младших школьников. Причиной этого может быть несоответствие программы интересам современных детей, несформированность читательского навыка, избыток литературоведческого, лингвистического материала на занятии в ущерб эмоциональности восприятия художественного произведения.
Во-вторых, это проблема самостоятельного литературного чтения младших школьников. В результате освоения этого навыка дети не сразу становятся (а порой и вовсе не становятся) самостоятельными читателями. Читательские мотивы у них не формируются или формируются довольно медленно.
Эта ситуация усугубляется излишней формализацией деятельности учащихся на занятии, имитацией самостоятельной читательской деятельности, отсутствием поддержки со стороны семьи и активного сотрудничества с библиотеками. Вслед за С.Соловейчиком можно утверждать, что там, где нет «наслаждения книгой, — нет чтения, нет читателя»2.
Приобретение личностного смысла в процессе знакомства с книгой возможно только в случае перехода педагогов от работы по прочтению произведений, определенных в программах, к созданию условий для приобщения к литературе, к писательскому искусству как на занятиях, так и во внеурочное время.
- —Как по-новому организовать работу на уроках литературного чтения
Новые технологии урока литературного чтения в начальной школе
Чтобы обеспечить достижение планируемых результатов освоения программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования, необходимо пересмотреть структуру и механизмы организации урока литературного чтения в начальной школе, эпаты урока по ФГОС в начальной школе.
Во внимание следует принять технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного читания), разработанную профессором Н. Н. Светловской.
В отличие от традиционных подходов, предполагающих передачу ученику готового знания, указанная технология подразумевает организацию исследовательской работы детей, в процессе которой они сами додумываются до решения ключевой проблемы учебного занятия, определяют способы деятельности.
Обновленная структура урока литературного чтения в начальной школе
С учетом технологии продуктивного читания структура уроков должна включать три основных этапа, обусловленных законами восприятия художественного произведения (от общего к частному и к новому обобщению). На занятии должно прослеживаться три основных этапа урока по ФГОС в начальной школе3:
- первичное восприятие текста;
- анализ;
- интерпретация (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения).
В рамках технологии продуктивного прочтения работа с текстом представляет собой соответствующий этому трехступенчатый процесс:
- работа с текстом до изучения;
- во время и
- после прочтения.
Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным материалом.
- Как провести книжную неделю в школе
Этап первичного восприятия текста в структуре урока литературного чтения в начальной школе
На первом этапе происходит подготовка учащихся к восприятию художественного текста. Целью педагога на этом этапе является создание у учащихся мотивации к прочтению книги, формулирование детьми учебной задачи, связанной с прочитыванием (или его анализом), минимизация языковых и речевых трудностей посредством предварительной словарной работы (в случае необходимости ее проведения).
До начала литературного чтения у младших школьников педагог может провести беседу, уточняющую и обогащающую представления детей, необходимые для полноценного восприятия текста.
Мотивационной основой предстоящей работы могут стать проблемный вопрос или ситуация, связанные с рассматриваемыми в художественном произведении морально-нравственными проблемами, учебная задача, ситуация затруднения.
Перед прочитыванием лирических стихотворений с целью создания благоприятных условий для их эмоционального восприятия можно предложить прослушать музыкальное произведение, созвучное настроению автора.
Преподаватель должен так организовать данный этап урока по ФГОС в начальной школе, чтобы учащиеся заинтересовались темой предстоящего читания, захотели найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к произведению, познакомиться с творчеством писателя или поэта.
Мотивирующие приемы урока литературного чтения в начальной школе. Активизации читательских мотивов способствует использование приема антиципации (предвосхищение, предугадывание до знакомства с произведением).
Это может быть: рассматривание представленных на книжной выставке произведений, беглая ориентировка учащихся в материале, просмотр заголовка, фамилии автора, иллюстрации, т. е.
все, что помогает учащимся прогнозировать тему предстоящего произведения, делать предположения об его идее, действующих лицах, жанре.
Читая, младшие школьники, могут попытаться сформулировать ответ на вопрос, который затем подтверждается или опровергается на протяжении последующей работы с художественной книгой. Результатом использования приема антиципации может быть и предложенная учащимися последовательность работы с изучаемым произведением на основе опыта, приобретенного на предыдущих занятиях.
В результате такой предварительной работы учащиеся могут сами или с помощью наставника определить тему занятия.
На уроке литературного чтения в начальной школе учебная задача может быть сформулирована в воспитательном аспекте, например, поиск ответа на вопрос, что такое быть настоящим другом.
По мере накопления читательского опыта и становления обобщенных учебных умений учащиеся смогут самостоятельно формулировать учебную задачу.
Постепенно у детей формируется навык планирования предстоящей деятельности: от работы на основе готового плана, предложенного преподавателем, до самостоятельного составления плана на основе учебной задачи, целевых и мотивационных основ деятельности, имеющегося у учащихся опыта учебной и читательской деятельности.Источник: https://www.menobr.ru/article/59750-qqe-16-m7-uroki-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole