6-6 класс стихотворные размеры — двусложные

Стихотворные размеры в таблице с примерами

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

      Стопа – единица измерения стихотворного размера.
      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).


     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

      Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
      Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.

Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1)    Пронумеровать все слоги в строке.

2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3)    Выписать подряд номера ударных слогов.

4)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/656-stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami.html

Конспект урока по Литературе «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА» 6 класс

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Наша кнопка

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС.

ФИО (полностью)

Малышева Надежда Вячеславовна

Место работыМОУ «ООШ» с.Шепелёвка Турковского райна Саратовской областиДолжностьУчительВысшая квалификационная категорияПредметЛитератураКласс6Базовый учебник Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 318с.: ил. – ISBN 5-09-014534-2.Применяемая технологияТехнологияразвития критического мышления.
  1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.

9. Задачи:

Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов.

  1. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.

Развивающие: 1.Содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.2.Развитие навыков работы на компьютере и использования информационных технологий.

3. Развивать речь учащихся.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к слову.

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

  2. Краткий разбор домашнего задания. ( Было дано задание: кратко определить различия между стихом и прозой)

Учитель подводит итог: стихотворная речь отличается от прозаической своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак).

  1. Работа со стихами. (Слайд 1)

Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина. Спишите, расставьте в них ударения:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Учитель: Сверим.( Слайд 2)

ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы

НедОлго нЕжил нАс обмАн.

Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи.

Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда возможен и другой приём.

Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;

НЕвидИмкОю лунА

ОсвещАет снЕг летЕчий;

МУтно нЕбо, нОчь мутнА.

«Бесы»

( Слайд 4)

МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –

ПорА, красАвицА, проснИсь:

ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…

«Зимнее утро»

Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?

Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы, заменив ударный слог знаком , безударный слог — знаком . Тогда схема первой строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):

Мчатся тучи, вьются тучи…

Мчатся тучи, вьются тучи…

А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):

Мороз и солнце; день чудесный!

Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?

Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, после безударного стоит ударный.

Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?

Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их чередование с безударными.

Учитель: Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7) .

а во втором – из безударного и ударного(Слайд 8) . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как (Слайд 10) размер.

Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) – двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12) хореем ( ), а если второй, то стопа называется (Слайд 13) ямбом ( ). Но есть и другие стопы, с которыми мы будем знакомиться позже.

Давайте проследим, как в уже проанализированных стихах соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):

Мчатся тучи, вьются тучи,

Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):

Невидимкою луна…

Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из него и части другого (Слайд 16):

Мутно небо, ночьму тна.

Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха. Если мы с вами вспомним четверостишие из послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):

ПокА свобОдою горИм,

ПокА сердцА для чЕсти жИвы,

Мой дрУг, отчИзне посвятИм

ДушИ прекрАсные порЫвы!

Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.

V. Сообщения учащихся. ( На дом уч-ся получили задание – подготовить сообщения о ямбе и хорее).

1-ый учащийся:

Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По размеру ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года.

Длилась популярность примерно 10 лет Самый распространённый из всех размеров русского стиха – четырехстопный ямб, который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

2-ой учащийся:

Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.

Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда трагические.

5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали – М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о смерти.

В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм является В. Маяковский.

Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.

Задание 1. Составить кластер по теме.

Задание 2. Определить стихотворный размер в данных примерах и нарисовать схемы.

Слайд ( 17)

1.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жные крутя́;∩́ __ / ∩́ __ / __ __ / ∩́А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

2.

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Слайд 18

Ночевала тучка золотая

На груди утёа-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

М.Ю.Лермонтов

Схема: !-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!- пятистопный хорей.

Слайд 19.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Ф.И.Тютчев.

Схема: -!-!-!-!

-!-!-!-!-

-!-!-!-!

-!-!-!-! четырехстопный ямб

Слайд 20.

Вот холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

А.С.Пушкин.

Схема: -!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!- пятистопный ямб

Слайд 21.

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Ф.И.Тютчев.

Схема: !-!-!-!

!-!-!-!-

!-!-!-!

!-!-!-!- четырёхстопный хорей

VII. Рефлексия.

Написать синквейн. Первый вариант слово ЯМБ, второй – ХОРЕЙ. (Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны.

Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.

Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.)

Ямб

Четырёхстопный, распространенный

Различать, сочинять, удивлять

Ломоносов первый сочинил

Стихосложение.

Хорей

Народный, плясовой

Рифмовать, подражать, употреблять

Простонародный русский размер

Подвижность.

Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.

Использованная литература.

  1. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов: Москва «Детская литература», 1989

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И. Новиков. – М., Педагогика, 1987.

  5. Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-dvuslozhnie-razmeri-stiha-klass.html

Как определить размер стихотворения: примеры двусложных и трёхсложных размеров

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.

  • Что такое стихотворный размер?
  • Ямб
  • Хорей
  • Дактиль
  • Анапест
  • Амфибрахий
  • Заключение

Что такое стихотворный размер?

Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих».

Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения, которую, в свою очередь, можно разделить на стопы.

Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.

Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп. Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них.

Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным.

Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:

: что такое жанр в литературе, список и примеры.

Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.

Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:

  • Дактиль.
  • Анапест.
  • Амфибрахий.

Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина. Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей.

Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое.

Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Дактиль

В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное, делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.

«Тучки небесные, вечные странники…»

М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.

Анапест

Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю. Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:

«О, весна, без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!»

Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный.

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Заключение

Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kak-opredelit-razmer-stihotvoreniya-primery.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.