Тест Средства выразительности 11 класс

Тест Средства выразительности 11 класс

Тест Средства выразительности 11 класс

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Троп (от греч. – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе.

Эпитет

Метафора

Метонимия

Ирония

Сравнение

Фигура (от лат. – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность.

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

Риторический вопрос

Антитеза

Градация

Повтор

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫАнтитеза (противопоставление)

Градация

(постепенное изменение, нарастание

или убывание)

Анафора

Эпифора

Параллелизм

Риторические

вопросы,

обращения, восклицания

Оксюморон

Парцелляция

Инверсия

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так(В. Высоцкий)

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней.

(М. Лермонтов)

Не жалею, не зову, не плачу…(С. Есенин)

Листок иссохший, одинокий,

Пролётный гость степи широкой…

(Д. Давыдов)

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет. (А. Пушкин)

Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!(М. Лермонтов)

О весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта. (А. Блок)

Под нимструя светлей лазури,

Над нимлуч солнца золотой. (М. Лермонтов)

Под полозьямиполе скрипит,

Под дугойколокольчик гремит. (Я. Полонский)

Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! (А. Пушкин)

Ах! Уймись ты, буря!

Мёртвые души.

Живой труп.

Иневозможное возможно, дорога долгая легка.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (Б.Пастернак)

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана. (М. Лермонтов)

Использование антонимических сочетаний и конструкций типа

Если…, то…;…, но…

В то время как…

Использование синонимических сочетаний

Единоначатие, повторение слова или нескольких слов в начале фразы.

Повторение заключительных элементов последовательных фраз

Повторение синтаксически сходных фраз

Усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Дробление, деление целой фразы на небольшие фрагменты.

Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)

ТРОПЫ

Пример

Особые приметы

Эпитет – художественное

определение.

Тучказолотая; утёс-великан; стоитодиноко; в пустынечахлой и скупой.

Вся комнатаянтарнымблеском // Озарена…

Как правило, выражен именем прилагательным в переносном значении.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Глаза,как небо,голубые.

Я жил,как деды,по старинке.

Посмотрит –рублем одарит.

Чаще всего оформляется в виде сравнительных оборотов, с использованием союзов КАК,

БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Изумлен, что день не минул…

Осторожноветер// Из калиткивышел

Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.

В шар земной упираясь ногами,Солнца шар я держу на руках…

Литота – художественное преуменьшение

Мальчик спальчик;мужичок сноготок.

В противоположность гиперболе.

Метафора-перенесение значения по сходству.

Горитвосток зарёю новой (словно пожар)

И воск слезами с ночника

На платье капал.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, активно используется в поэзии.

Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Не то на серебрена золоте едал…

Ну, скушай же тарелочку, дружок…

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

Прочитал всего Пушкина.

Название профессии может быть заменено названием орудием деятельности.

Перенос: с человека – на его одежду;

с автора – на произведение;

с сосуда – на содержимое…

Синекдоха – перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Все флаги в гости будут к нам.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Часть вместо целого;

целое в значении части;

единственное число в значении множественного;

замена числа множеством…

Перифраз(а) – название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки

Царь зверей (лев);

чёрное золото (нефть);

Северная Пальмира (Санкт-Петербург);

Туманный Альбион (Англия)

Имя существительное нарицательное заменяется словосочетанием

Особые группы слов

Антонимы

Контекстные антонимы

Белейлишьблеск,чернеетень.

Они сошлись:волна и камень,// стихи и проза,лед и пламень

Слова, противоположные по значению.

Являются противоположными именно в тексте. Вне контекста это теряется.

Архаизмы

Угас, каксветоч,дивный гений…

И в светлойгриднице,в кругу князей, бояр…

Устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность.

Диалектизмы

Пахнет рыхлымидрачёнами, под окошком вдёжкеквас.

Слова, употребляемые только в определённой местности.

Неологизмы

Будет буря – мы поспорим

Ипомужествуемс ней.

О, рассмейтесь,смехачи!

Новообразованные слова и выражения, усиливающие выразительность речи.

Синонимы

Контекстные синонимы

Выхожу один я надорогу,//Сквозь туман кремнистыйпутьблестит…

Мнегрустноисветло, печаль моя полна тобою…

слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу .

Являются близкими по значению только в данном тексте.

Профессионализмы

Кок – повар;

арго – жаргон.

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.

Фразеологизмы

Кривить душой – лицемерить;

на скорую руку – быстро.

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

Задание 1.

А. Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так дерево свои листы

Меняет с каждою весною.

Б. Мело, мело по всей земле// Во все пределы…

В. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.

Г. Оставь свой край, глухой и грешный, // Оставь Россию навсегда.

Д. Весенний и тлетворный дух.

1) оксюморон; 2) гипербола; 3) парцелляция; 4) сравнение; 5) анафора.

Задание 2.

А. И наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет…

Б. Уж вечер… Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает.

В. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком.

Г. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Д. Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой.

1) антитеза; 2) олицетворение; 3) эпитет; 4) синекдоха; 5) перифраза.

Задание 3.

А. Не то на серебре – на золоте едал.

Б. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

В. И невозможное возможно, дорога долгая легка.

Г. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились,

горели, сияли огромные голубые глаза.

Д. О Русь, покойный уголок,//Тебя люблю, тебе и верую.

1)градация; 2) литота; 3)метонимия; 4) оксюморон; 5) перифраза

Задание 4.

А. Рассвет рукой прохлады росной // Сшибает яблоки зари.

Б. Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат.

В. В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучина перед ней.

Г. Нужны мне разом //Юг и север,// Восток и запад,// Лес и степь…

Д. И только сбруя золотая

Всю ночь видна… Всю ночь слышна.

1)антитеза; 2)парцелляция; 3)синекдоха; 4)метафора; 5)перифраза

Задание 5

А. Я обручился с тишиной,

Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

Б. Так вокруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как растет трава. (А. .Ахматова)

В. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин)

Г. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)

Д. И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)

1) гипербола; 2) антитеза; 3) метафора; 4) метонимия; 5) оксюморон.

БЛАНК ОТВЕТОВ В8 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

задания

Варианты ответов

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

КЛЮЧ К ОТВЕТАМ В8 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

задания

Варианты ответов

А

Б

В

Г

Д

1

4

2

3

5

1

2

5

2

1

4

3

3

3

2

4

1

5

4

4

3

5

1

2

5

5

1

4

2

3

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/otg4f9vx.html

25 средств художественной выразительности

Тест Средства выразительности 11 класс

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

ПовторВ начале, конце, на стыке предложенийЭтот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы
АнтитезаПротивопоставление. Часто используются антонимы.Волос длинный – ум короткий
ГрадацияРасположение синонимов в порядке нарастания или ослабленияТлеть, гореть, пылать, взрываться
ОксюморонСоединение противоречийЖивой труп, честный вор.
ИнверсияИзменения порядка словПришел он поздно (Он поздно пришел).
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияВетер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
ЭллипсисПропуск подразумевающегося словаЗа шапку и в дверь (схватился, вышел).
ПарцелляцияРазделение единого по смыслу предложения на отдельныеИ думаю я снова. О тебе.
МногосоюзиеСоединение через повторяющиеся союзыИ я, и ты, и все мы вместе
БессоюзиеИсключение союзовТы, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение.Используются для усиления чувствКакое лето! Кто, если не мы?Слушай, страна!
УмолчаниеПрерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волненияМой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексикаСлова, выражающие отношение, а также прямая оценка автораПрихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html

Тест

Тест Средства выразительности 11 класс

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Троп (от греч. – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе.

Эпитет

Метафора

Метонимия

Ирония

Сравнение

Фигура (от лат. – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность.

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

Риторический вопрос

Антитеза

Градация

Повтор

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Антитеза (противопоставление)

Градация

(постепенное изменение, нарастание

или убывание)

Анафора

Эпифора

Параллелизм

Риторические

вопросы,

обращения, восклицания

Оксюморон

Парцелляция

Инверсия

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так (В. Высоцкий)

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней.

(М. Лермонтов)

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин)

Листок иссохший, одинокий,

Пролётный гость степи широкой…

(Д. Давыдов)

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет. (А. Пушкин)

Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава! (М. Лермонтов)

О весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта. (А. Блок)

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой. (М. Лермонтов)

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)

Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! (А. Пушкин)

Ах! Уймись ты, буря!

Мёртвые души.

Живой труп.

И невозможное возможно, дорога долгая легка.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (Б.Пастернак)

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана. (М. Лермонтов)

Использование антонимических сочетаний и конструкций типа

Если…, то…;…, но…

В то время как…

Использование синонимических сочетаний

Единоначатие, повторение слова или нескольких слов в начале фразы.

Повторение заключительных элементов последовательных фраз

Повторение синтаксически сходных фраз

Усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Дробление, деление целой фразы на небольшие фрагменты.

Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)

ТРОПЫ

Пример

Особые приметы

Эпитет – художественное

определение.

Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.

Вся комната янтарным блеском // Озарена…

Как правило, выражен именем прилагательным в переносном значении.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Глаза, как небо, голубые.

Я жил, как деды, по старинке.

Посмотрит – рублем одарит.

Чаще всего оформляется в виде сравнительных оборотов, с использованием союзов КАК,

БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.