Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления в начальной школе

Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Совершенствование познавательной деятельности и психических функций у детей в начальной школе происходит очень активно. С 1990-х годов особое место в системе обучения стала занимать теория критического мышления (ТКМ). Не все технологии подходят для применения в работе с младшим школьным звеном. Поэтому к их выбору стоит подходить внимательно.

Сущность ТКМ ↑

Под критическим мышлением понимают способ интеллектуальной деятельности человека, при котором наблюдается высокий уровень восприятия, объективности в оценках окружающей среды и предметов.

Качества учеников, которые можно развить с помощью критического мышления:

  • гибкость;
  • способность и умение исправлять свои и чужие ошибки;
  • целеполагание, в т. ч. настойчивость в достижении целей;
  • навыки планирования;
  • умение искать компромиссы.

В педагогической практике и обывательских представлениях критическое мышление часто воспринимается негативно. Связано это с ассоциациями со словом «критика».

На самом деле этот вид мыслительной деятельности подразумевает развитие навыков построения логических суждений на основе детского любопытства и имеющегося у них опыта.

Поэтому в основе занятий по принципам этой теории лежит создание интереса к исследовательской деятельности. В начальной школе это может заложить фундамент будущей профессии.

Принципы развития критического мышления ↑

Перед внедрением любой технологии нужно проверить, насколько она соответствует ключевым принципам теории развития критического мышления.

Чтобы успешного применения теории необходимо:

  • организовать групповую работу в классе;
  • стимулировать активное участие младших школьников в процессе обучения;
  • развивать общение;
  • воспринимать каждого ученика как особо ценного, даже если его уровень оценок невысокий;
  • способствовать повышению интереса к самообучению;
  • задействовать большое количество графического материала и приемы визуального представления предметов;
  • показывать, как соотносятся реальные факты и явления из жизни и изучаемый материал.

Для младших школьников полезно осваивать модели, схемы, а также создавать их самостоятельно. В этом случае происходит развитие абстракции, анализа, синтеза, обобщения и других составляющих мышления.

Этапы технологии критического мышления ↑

Технология применения  теории в учебном процессе имеет следующие этапы:

  • подготовительный. Второе название этого этапа – стадия вызова, в которой требуется заинтересовать учеников начальной школы и привлечь внимание к теме урока;
  • восприятия или реализации смысла. В результате ее реализации ученики должны быть способны отвечать на вопросы по теме, задавать собственные и аргументировать свою позицию;
  • рефлексии. Задачей учителя является подобрать приемы, которые показали бы, какую информацию во время урока усвоили школьники.

Внимание! В отличие от классических принципов обучения в теории развития критического мышления важно, чтобы школьники усвоили то, что актуально для них. Одинакового результата в обучении быть не может.

Инструменты на стадии вызова ↑

От того, насколько успешно учитель реализует приемы данного этапа, зависит качество усвоения темы в целом. Заинтересовать детей, отличающихся по своим характеристикам и уровню развития, непросто. Могут помочь такие инструменты:

  • технология мозгового штурма. Совместно с учителем школьники ищут варианты решения поставленной проблемы;
  • «Верите ли вы?». Задача этого приема побудить учеников аргументировать свои мнения по заданному вопросу;
  • использование кластеров. Для этого создается центральное понятие, ассоциации с которым зарисовываются или записываются вокруг. В дальнейшем возвращение к первоначальным понятиям позволит ученикам самостоятельно установить, что нового они узнали.

По итогам стадии вызова у школьников должно прийти осознание того, как много он не знает по теме урока. На основании этой проблематики строится дальше технология обучения.

Управление осмыслением ↑

Развитие критического процесса достигает своего апогея на данном этапе технологии. В зависимости от темы урока и личных предпочтений учителя можно выбирать работу в паре или в группах. В школе использовать инструменты, где задействован одновременно весь класс сложно и не очень эффективно.

https://www.youtube.com/watch?v=2Vwv0jFWSmA

Помочь могут следующие обучающие технологии:

  • поиск совместного решения ­– в данной ситуации учитель формулирует вопрос, ученики после обдумывания дают ответ. Дискуссия продолжается, чтобы понять, что позволило сформулировать ответ. Данные учеников и их идеи фиксируются на доске или в отдельном журнале, чтобы оценить потом их работу;
  • перекрестный диалог. После формулировки вопроса выдвигаются противоположные оценки, в пользу которых ученики должны приводить аргументы. Тот вариант, который наберет больше доводов, считается ответом на поставленный вопрос. В дополнение можно предложить написать сочинение-размышление по пройденному материалу.

Рефлексия – закрепление пройденного ↑

В конце усвоения материала необходимо понять, что каждый из детей запомнил. Распространенные педагогические приемы включают в себя:

  • фиксация основных понятий в виде сводной таблицы;
  • эссе;
  • прием «незаконченные предложения» – предложенные фразы ученики должны закончить самостоятельно в письменном виде;
  • письменные ответы учеников, отражающие понятия, которые они узнали впервые, и что им осталось непонятным до конца.

На данный этап не должно уходить много времени.  Одновременно его должно быть достаточно, чтобы младшие школьники могли успеть сформулировать свои итоги. Иначе учитель не поймет, как продвигаться дальше в процессе преподавания.

Технология развития критического мышления позволяет учителю формировать собственные инструменты для повышения эффективности обучения. По мере взросления ученики могут больше погружаться в мир экспериментов. Самостоятельные доклады на тему урока усиливают влияние на познавательную деятельность младших школьников.

Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: https://mozgid.ru/myshlenie/texnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-nachalnoj-shkole.html

Приемы технологии критического мышления в начальной школе

Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Является ли возможным более эффективное мышление? Да, его, как и другие свойства и качества ума, можно развивать. В данном случае подразумевается умение думать. Специально для этого применяется технология критического мышления в начальной школе. Что она собой представляет? Какая у неё цель? Какие особенности реализации?

Цель технологии критического мышления

Она заключается в том, чтобы помочь развить мыслительные навыки учеников, которые им пригодятся не только в учебе, но и в жизни. Так, развиваются умения принимать взвешенные решения, анализировать различные аспекты явлений и процессов, работать с наличной информацией.

Если кратко, то технология критического мышления в школе позволяет реализовать комплексный подход в воспитании и обучении детей. Важным преимуществом является наличие контроля со стороны учащегося.

Исходя из своих целей, он может влиять на направление развития и конечный результат.

Этапы

Рекомендуют использовать на уроке три этапа обучения методу:

  1. Вызов. По данной проблеме необходимо заставить ученика поставить себе вопрос о том, что именно он знает.
  2. Осмысление. На этом этапе ученик под руководством учителя (зачастую ещё и с помощью сотоварищей по классу) отвечает на вопросы, которые были поставлены на первой стадии.
  3. Рефлексия. Ребенок размышляет и обобщает знания, которые относятся к данной проблеме.

А теперь давайте рассмотрим приемы технологии критического мышления. Следует отметить, что их значительно больше и, несмотря на количество рассмотренной информации, эту подборку ещё можно будет дополнить.

Чтение – суммирование в парах

Этот прием с равным успехом может применяться, чтобы объяснить новый материал или закрепить изученный. Лучше всего применять этот приём в третьем-четвертом классах. Детям предлагается несколько разных текстов по одной теме. После прочтения на большом листе необходимо зафиксировать краткое содержание.

Потом перед всем классом необходимо воспроизвести текст, опираясь на свои пометки. Другим ученикам разрешается задавать уточняющие вопросы. После каждого текста необходимо делать коллективный вывод о том, что является их главной мыслью и кто что из них почерпнул.

Эта технология критического мышления через чтение и письмо позволяет развивать аналитические способности и память.

Название данного метода обусловлено количеством этапов в нём. Каким может быть использование технологии критического мышления данного типа? Вот стратегия, которая может быть воплощена при чтении. Разбираем тему русских народных сказок:

  1. Описываем с помощью прилагательных: волшебная, бытовая.
  2. Выражение одним словом: сказка.
  3. Описываем действия, которые приходится делать: читаем, пересказываем, учим, запоминаем.
  4. Фраза, с помощью которой может быть выражено отношение ученика к теме: сказка ложь, да в ней намёк.
  5. Подбираем синоним: выдумка, фантазия.

Чтение с остановками

Применение технологии критического мышления в данном случае рекомендуется при наличии повествовательного текста. Так, первоначально необходимо предложить учащимся по его названию определить, о чем будет вестись речь. Во время урока текст необходимо читать по частям.

После каждого фрагмента ученикам необходимо предлагать высказать предположения о том, как будет развиваться сюжет в дальнейшем. Учитель при этом должен подбирать оптимальные места для остановки.

Эта технология критического мышления в начальной школе способствует тому, что у учеников вырабатывается внимательное отношение к высказываниям других людей и возможность отказа от того, что предложил сам без различных препираний (если подобрана слабая аргументация, к примеру).

Верите ли вы, что…

Это исключительно творческий приём. Класс необходимо поделить на две команды. Первая должна высказывать какие-то предположения, в которых фантазия переплетается с реальностью. А вторая команда анализирует предоставленные данные.

К примеру, первая команда рассказывает такую историю: “Вышли мы из школы, увидели большой листок дуба. Сели на него и улетели вверх. Нас в полёте сопровождали гуси. Мы опустились на опушке леса. Там было много грибов, мы их все собрали.” Вторая команда анализирует: выход из школы – это возможно.

Дуб – это реально. Полёт – невозможно (и почему). Про опушки и грибы – правда.

Работа с вопросником

Этот приём желательно применять при введении нового материала, когда необходимо будет провести самостоятельную работу с учебником. Детям задаются вопросы к тексту, на которые им необходимо найти ответы.

Причем их можно давать не только в прямой, но и в косвенной форме, что будет стимулировать анализ и рассуждения и заставит их опираться на свой собственный опыт.

Когда работа выполнена, то необходимо проверить точность и правильность ответов, что были найдены.

Знаю, узнал, хочу узнать

Этот приём подходит для стадий объяснения и закрепления материала.

Так, его смысл заключается в составлении таблицы, которая имеет два столбца: в первый записывается то, что дети знали о чем-то, а во второй – полученная в рамках урока информация. Её можно дополнять теми данными, о которых есть желание узнать.

При использовании данного приёма необходимо быть готовым выйти за рамки урока и стимулировать детей самих искать информацию, на которую не нашлось ответов или времени.

Мозговой штурм

Позволяет активизировать мышление при разрешении проблем и формирует возможность высказывания «необычных» мыслей. В данном приёме не предусмотрено разделение ответов на правильные и неправильные. Учеником может быть высказана любая мысль, которая может оказаться выходом из сложившейся ситуации или привести к нему.

Уголки

Используется для составления характеристики персонажа произвольного литературного текста. Класс необходимо поделить на две группы. Первая будет готовить информацию о положительных характеристиках. При этом используется текст и их жизненный опыт, чтобы доказать, что это так и есть.

Другая группа подготавливает информацию о негативных качествах. Всё опять же должно быть подтверждено текстом. Применять данный приём рекомендуется, когда произведение полностью прочитано. Под конец обсуждения необходимо сделать совместный вывод.

Этот приём позволит учить детей диалогу и культуре общения.

Написание творческих работ

Используется этот прием, чтобы закреплять пройденный материал. Например, детям можно предложить написать продолжение текста, который понравился. Также можно написать стих по мотивам произведения.

К данному приёму можно обращаться, когда изучена тема (или их группа). Детям предлагается с помощью учебных текстов самостоятельно подготовить вопросы по пройденной литературе. Их потом необходимо определить в группы и провести соревнования. В каждой из них выбирается «знаток» – тот, кто лучше всех ответил на вопросы. И под конец устраивается соревнование между победителями.

Логическая цепочка

Этот приём помогает подготавливаться к пересказам текстов. После того как был прочитан определённый текст, ученикам предлагается все события, которые были в нём, выстроить в логической последовательности. Данный метод рассчитан на общеклассную работу.

Гроздь

Этот приём критического мышления используется при литературном чтении. Необходимо выделить смысловые единицы текста, а затем графически оформить их в определённом порядке. Причем конечный результат должен выглядеть как гроздь.

Важным преимуществом данного метода является то, что он может быть практически в любой составляющей урока: стратегии, вызова, осмысления или рефлексии. А как же осуществляется этот графический приём систематизации и обработки материала? Для начала необходимо выделить центр. В него заносится тема. От неё отходят лучи. В их качестве выступают крупные смысловые единицы.

И уже от них идут выученные понятия и термины. Из-за этого некоторые люди называют построенный рисунок моделью солнца. Развивать работу можно постепенно. Так, первые несколько уроков ученикам можно давать заготовки, где будут определены главные темы и, возможно, лучи. Всё остальное необходимо будет дописать школьникам.

Со временем задача может усложняться, и спустя 2-3 раза процесс будет более технологичным, и его можно выводить на новый уровень. Но здесь многое зависит от преподавателя. Так, необходимо оценить текст, с которым будет вестись работа. Проработайте вопросы разделения на малые и большие смысловые единицы.

Также необходимо будет принимать активное участие в самих процессах во время их выделения, когда нужно будет разрешить сомнения ученика. Также в качества усложнения применяется дополнительный приём, суть которого заключается в том, что необходимо объяснить связи, что возникли.

Источник: http://fb.ru/article/241341/priemyi-tehnologii-kriticheskogo-myishleniya-v-nachalnoy-shkole

Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. Приемы технологии развития критического мышления

Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания.

Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.

Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

  • 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
  • 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
  • 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

  • чтение — суммирование в парах;
  • синквейны;
  • чтение с остановками;
  • прием «Верите ли вы, что…»;
  • мозговой штурм;
  • таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
  • работа с вопросниками;
  • написание творческих работ;
  • создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
  • логическая цепочка;
  • уголки;
  • кластер.

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников).

Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков.

Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы.

После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Прием «синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием — «Работа с вопросником»

Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.

Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.

Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока.

Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Мозговой штурм»

Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы.

Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения.

В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ»

Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

Прием критического мышления «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Кластер («гроздь»)

Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Информационные источники.

  1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
  2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html
  3. http://www.openclass.ru/node/138345
  4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
  5. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Об авторе: Силантьева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, Юрловский филиал МОУ “Никифоровская СОШ №2”. Материал был впервые опубликован по адресу: http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778 21.04.2011 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/kriticheskoe_myshlenie_v_nachalnyh_klassah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.