Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Башкирские музыкальные инструменты: список с фото и названиями, классификация

Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса.

Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой.

Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии – все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская музыкальная культура

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением.

Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы.

В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Другое дело в том, что башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники ого исполнения довольно уникальны и самобытны. Многоголосным пением и мелодией древних инструментов всегда сопровождались сказания народных приданий и притч.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах.

Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара.

Ведь по национальным инструментам можно судить о голосе души человека, принадлежащего определенному этносу.

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне.

Звучание башкирской национальной мелодии, раз услышав, уже трудно с чем-либо спутать.

Хотя список башкирских музыкальных инструментов насчитывает порядка пятидесяти разновидностей, остановиться стоит на самых характерных и древних.

Кубыз

Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в наши дни.

Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов.

Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.

При помощи особых пощипывающих движений пальцами рождается неповторимый звук кубыза. Многое зависит от мастерства исполнителя. Всю полноту и богатство звучания инструмент приобретает еще и благодаря особым дыхательным техникам и работе артикуляционного аппарата.

Кубыз до начала XX века был очень популярен среди женского населения Башкирии. Он компактен, его звук деликатен и негромок. Кроме того, при продолжительной практике музицирования женщины легко осваивали технику, при которой для игры на кубызе вообще не требовались руки. А что может быть лучше для женщины, чем иметь возможность совмещать приятное с полезным.

Глубокий бархатный звук этого инструмента имеет поистине магические свойства: он успокаивает нервную систему, погружает в состояние приятной расслабленности. Считается даже, что маленькие дети от этих звуков способны быстро успокаиваться и засыпать. Даже коровы дают больше молока, когда слушают кубыз. Чем, кстати, к своей выгоде пользуются многие алтайские домохозяйки.

Курай

Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии.

Курай – дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих.

Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.

О происхождении и видах курая

Во многих народных башкирских эпосах идет речь о происхождении курая. Наиболее популярная притча повествует историю о том, как главный герой, гуляя в долине реки, был привлечен красивыми мелодичными звуками. Когда юноша стал искать источник мелодии, то выяснилось, что это стебли растения поют на ветру. Тогда он срезал этот стебель и сделал из него первый курай.

Классификация музыкальных инструментов башкир насчитывает с десяток его видов. Самый распространенный классический курай имеет 5 отверстий: 4 основных и 1 отверстие для большого пальца на тыльной стороне инструмента.

Во время знакомства с инструментом музыкальные педагоги нередко используют метод последовательного вырезания отверстий. Сначала ученик осваивает простейшие техники извлечения звука. Затем вырезаются первое и третье отверстия.

По мере роста мастерства к ним добавляются второе и четвертое. Ну, а пятое с тыльной стороны остается на самый «десерт».

Курай часто классифицируется по материалу, из которого изготавливается инструмент. Так, существует медный курай, который напоминает трубочку наподобие флейты из латуни и имеет семь отверстий.

Встречается даже серебряный курай, частично или полностью изготавливаемый из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается затейливым орнаментом.

Агач-курай изготавливается из древесины клена, орешника или калины.

Историю этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждает и тот факт, что вот уже не одну сотню лет существует, например, курай из соломки. Он попросту делается из злаковых стеблей.

Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть эталонной. Выбирался стебель подлиннее – в среднем 160-180 мм, и делалось несколько отверстий для игры.

Для нехитрых мелодий после окончания трудового дня в поле этого было вполне достаточно.

Или еще одна подобная разновидность инструмента, который трудно назвать музыкальным в абсолютном понимании – сор-курай. Аналогично изготавливался из подходящего стебля любой степной травы. Он использовался в основном при охоте или в походах для подачи сигналов.

Надо отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Аналогичную длину имеет еще один вид курая – казанский, с той лишь разницей, что он изготавливается из металлических трубок. А вот ногайский бывает чуть покороче, до 700 мм, и имеет лишь два игровых отверстия. Этот инструмент считается женским.

Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.

Как это часто бывает, такие сказители были народным голосом и высказывали те мысли и идеи, которые волновали в тот момент массы населения.

Так, в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра.

Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.

Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Зурна

Еще один башкирский музыкальный инструмент, название которого похоже на название специи или национальной одежды. На самом же деле это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном.

Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления.

В Башкирии его принято называть сорнай.

Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа.

Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн.

Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями – пастухами и скотоводами.

Дунгур

Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур.

С древнейших времен в качестве ударных инструментов башкиры использовали всевозможные бытовые предметы: ведра, щиты или подносы. Как ни крути, а ритмичность мелодии, особенно праздничной веселой, играет важную роль. Из одного из таких бытовых приспособлений и родился в свое время дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей.

Башкирские народные музыкальные инструменты традиционно отдают предпочтение звучности и мелодичности. Ведь дунгур, пожалуй, единственный из них, относящийся к классу мембранофонов.

Однако не следует забывать и о важной роли всевозможных языческих обрядов, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом.

Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.

Голосовые техники

Нельзя ограничивать культуру музицирования лишь музыкальными инструментами Башкирии. Ведь этот народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса.

Во время исполнения традиционных мелодий мастера различных ых техник способны настолько мастерски вплетать свой голос в узор мелодии, что отвлеченный слушатель оказывается буквально загипнотизирован, не сразу понимая, что этот инопланетный звук создается человеческим голосом.

Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. И несправедливо было бы, говоря о музыкальной культуре этого народа, обойти эту тему стороной. Узляю называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего. Хотя существуют и разновидности высокого пения в такой технике.

Традиционно именно извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае, если говорить о музыкальной культуре Башкирии.

Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического.

Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Инструменты, популярные в Башкирии

Помимо башкирских музыкальных инструментов, фото с которыми неизменно сопровождают любую статью о музыкальной культуре этой республики, здесь ценятся и пользуются популярностью и другие оригинальные инструменты.

Справедливости ради стоит отметить, что культура использования иноземных инструментов очень молода в сравнении с игрой на аутентичных инструментах. Так, примерно в конце XIX века башкиры узнали и полюбили русскую гармонь.

Хотя характер и строение музыки, исполняемой на гармони, довольно далек от традиционного башкирского этнического музицирования, ее появление в рядах популярных музыкальных инструментов произвело настоящую революцию.

На гармони традиционно исполнялись простые задорные напевы, призванные развлечь публику и поднять настроение. Распространенная в других областях России разновидность гармоник – баян.

Он тоже пришел в Башкирию сравнительно поздно, уже в двадцатом веке.

И несмотря на то, что местная школа игры на этом инструменте и аккордеоне относительно молода, она уже славится по всей стране и даже за ее пределами.

Повсеместное распространение в Башкирии получили и струнные, и смычковые инструменты. Однако более всего – мандолина и скрипка. Эти инструменты составляют зачастую отличные ансамбли с традиционными башкирскими, такими как курай или кубыз.

На мандолине чаще всего исполняется репертуар исторического содержания. В то время как скрипка часто заменяет кубыз класса смычковых, так называемый кыл-кубыл, и аккомпанирует в ансамблях с мелодическим репертуаром, имеющим мистический характер.

После знакомства с богатой историей и завидным разнообразием башкирских музыкальных инструментов к нам приходит осознание тесной связи музыкальной культуры народа с ее историей, характером и условиями формирования национальных особенностей. Башкирская этническая музыка мелодична, но в то же время сложна как для исполнения, так и для слушания. Для полного и глубокого знакомства с ней необходимо быть открытым для древнего знания и быть достаточно мудрым для его принятия.

Источник: http://fb.ru/article/399183/bashkirskie-muzyikalnyie-instrumentyi-spisok-s-foto-i-nazvaniyami-klassifikatsiya

Слово педагога |

Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Теляпкулова Залия Закировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: город Стерлитамак республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: “Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом курай”
11.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Знакомство с башкирским национальным музыкальным

инструментом курай».

Форма организации: Игровая – образовательная ситуация.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое

развитие, художевственно-творческое развитие.

Цель: Продолжать знакомить детей с башкирскими национальными

музыкальными инструментами.

Задачи:

– Образовательные: Знакомить детей с башкирским национальным

музыкальным инструментом курай. Учить определять его по звучанию.

– Развивающие: Развивать музыкальные способности детей через восприятие

звучания башкирского национального музыкального инструмента.

– Речевые: Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои

мысли, обогащать словарный запас.

– Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к музыкальному

инструменту, любовь к музыке, любознательность, интерес к истории

родного края.

Средства обучения и воспитания:

– ТСО: магнитофон, ноутбук.

– Оборудование: Столы, стулья, магнитная доска.

– Музыкальный инструмент курай, плакаты с изображением

государственных символик РБ, стебель растения Реброплодника уральского,

листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:

1.

Организационный момент.

2.

Прослушивание аудиозаписи с мелодией курая.

3.

Загадывание загадки

4.

Познавательный рассказ воспитателя.

5.

Сказка о курае.

6.

Подвижная игра «Курай»

7.

Рассматривание государственных символик РБ.

8.

Чтение стихотворения А. Игибаева «Курай».

9.

Пальчиковая гимнастика.

10.Рисование цветка курая.

11. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Звучит мелодия курая.

– Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами познакомимся с одним из чудес

нашей родины Башкортостан. А что это за чудо вы мне сами скажете, отгадав

загадку:

Голос птиц, мелодия рассвета,

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка. (Курай)

– Да, ребята, это башкирский национальный музыкальный инструмент –

курай. Он является самым древним музыкальным инструментом башкирского

народа. Его изготовляли сами исполнители из стебля растения, которое

называется реброплодник уральский, а в простонародье просто – курай. Он в

большом количестве растет в Башкортостане. Вот это растение (дети

рассматривают растение).

– Посмотрите, на какой музыкальный инструмент похож курай? (Дудочка,

флейта)

– Ребята, давайте ещё раз послушаем, как звучит курай. (Прослушивание

мелодию курая).

– Курай воспет во многих прекрасных стихах наших поэтов:

Когда я слушаю Курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик,

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез,

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай…В родном краю,

Я песни звонкие пою.

писал поэт Абдулхак Игибаев в своем стихотворении «Курай». О нем

рассказаны легенды и сказки, одну из которых я хочу вам рассказать.

– В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он

жестоко угнетал народ.

Каждую неделю он брил себе голову; для этого хан призывал каждый раз

нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и

так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого

никто не смел.

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три

сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал

другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик

со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и

последнего сына.

Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала

на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать.

Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала,

чего дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и

напекла сыну лепешек, Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и

отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он

родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным

Ирандеком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с

тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели

к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему

голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления; на голове у хана торчал рог. Но

удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, то хан сказал: «Посиди тут»,— и вышел. А

егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и

начал ее есть. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то

такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.

Хан сказал егету:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать, Егет отломил хану

кусочек лепешки. Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебе

ды и испекла эти лепешки,— ответил егет.

Хан был поражен и не знал, что и думать.

«Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь, выходит, я стал

его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью

его, он расскажет всем, что на голове у меня рог,— думал хан.— Чтобы

избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не

ступала нога человеческая, и оставить там»,— решил хан.

Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.

Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли,

Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят

одни дикие звери

Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами, Он смастерил лук и стрелы

и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда

на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу

и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как

туда дойти.

Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть.

Поднялся сильный ветер.

Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и

пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на

вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно

покачивалось на ветру и издавало приятный звук, Егет сорвал это растение,

сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые

шли из стебля растения.

Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился

играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие

знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче

и спокойнее.

Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел

на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный

народ, что жил на яйлау, и пришел к егету.

Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых

егетов, о том, как он сам спасся от смерти.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в

поколение, и играют на нем хорошие, задушевные песни.

– Ребята, вам понравилась сказка? Вы не устали? Давайте отдохнем, поиграем

в одну интересную игру.

Игра «Курай».

Дети делятся на четыре группы и встают шеренгами, чередуясь, мальчик с

девочкой, вдоль стен зала. Водящий ребенок – кураист сидит в центре зала на

стуле и играет на курае.

Дети поют, исполняя танцевальные движения:

Становитесь в хоровод,

(Идут вперед простым шагом и исполняют тройной притоп)

Всех курай плясать зовет.

(Отходят спиной на свои места и повторяют притоп)

Ты, курай, задорней, Веселей играй.

(Приплясывают на месте: девочки – притопы с прищелкиванием пальцев,

мальчики – энергичный притоп правой)

Тех, КТО лучше пляшет,

ногой, вращая правой кистью над головой.

В круг их приглашай!

Одновременно кураист двигается по кругу переменным шагом, с окончанием

пения кланяется детям и кладет курай на стул.

Исполняется музыкальное заключение. 1-я часть музыки:

1 – 3-й такты – идут друг за другом переменным шагом, образуя большой круг.

4-й такт – повернувшись в круг лицом, исполняют тройной притоп. 2-я часть

музыки:

5 – 7-й такты – идут башкирским танцевальным ходом к центру, сужая круг.

8-й такт -исполняют тройной притоп.

9 – 11-й такты – отходят назад, расширяя круг.

12-й такт – исполняется тройной притоп.

С окончанием музыки все вместе говорят “хай!”, а мальчики бегут к стулу,

стараясь быстро взять курай. Выигравший ребенок становится кураистом.

– На гербе и государственном флаге нашей республики тоже изображен

цветок курая. А что он символизирует? Да, он символизирует дружбу

народов. Наша республика многонациональная и все вместе мы живем в

дружбе и согласии.

– Ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок курая. Перед началом работы

давайте поиграем с пальчиками.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

(Самостоятельная работа детей).

Литература:

Агишева Р.Л. «Я – башкортостанец», Программа, Уфа, 2001.

Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. «Я познаю Башкортостан: Учебная

хрестоматия».

Гризик Т.И. «Познаю мир. Знаки и символы».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НЕДЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА)

Подготовила: З.З. Теляпкулова,

воспитатель

2017 – 2018 учебный год

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3521

Башкирские музыкальные инструменты

Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К.

Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.

Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса 2. Корпус 3. Внешние щечки корпуса 4. Внутренние щечки корпуса 5. Язычек 6. Колено язычка 7. Кончик язычка

8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов – и упругого стального язычка.

Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между , а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком.

Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука – палец исполнителя, приводящий его в движение.

Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка.

Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата.

Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон – бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

                                 Курай.

Кура́й (башк. ҡурай) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром.

[attention type=yellow]
Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы.
[/attention]

Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

История: О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», “Заятуляк и Хыухылыу”, башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского).

Народной мелодии Сыңрау торна (“Звенящие журавли”), исполняемой на курае, более 1000 лет.Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.В 1970 году в башкирском издательстве “Китап” (г.

Уфа) вышла книга “Курай” автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

Разновидности:

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбыҙғы).
  • Медный, серебряный курай.

                              Мандолина

Мандолина и скрипка. Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии.

По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням, а скрипка – к коробчато-шейковым лютням. Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах.

Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, ударными.

С 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.).

Наиболее удачные варианты  инструментов  связаны  с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.  По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда – «Гюслэ») и «Ятаган», на которых играли щипком или ударом специальных палочек.

6. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М.-Л.: АН СССР,1955

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/muzyka/bashkirskie-muzykalnye-instrumenty/

Традиционный башкирский кубыз

Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века).

Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним “башкорт” и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.

Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики.

В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века.

Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом.

Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.

Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.

Думбыра.

Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).

Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам.

При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода.

Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям.

Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов.

Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С.

У. Баймухаметов. Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.

Несколько слов о названии инструмента: Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское – “Домра“) происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “…Тан – сердце, бура – терзать”.

Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются (“М” на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме “А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур – “домбур – дунбура – думбра – домбра – домр – домра” и так далее.

Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.

Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра – достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент.

Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины.

Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая – португальская.

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К.

Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.

Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса 2. Корпус 3. Внешние щечки корпуса 4. Внутренние щечки корпуса 5. Язычек 6. Колено язычка 7. Кончик язычка

8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов – и упругого стального язычка.

Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между , а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком.

Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука – палец исполнителя, приводящий его в движение.

Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка.

Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата.

Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон – бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Курай.

Кура́й (башк.ҡурай) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром.

[attention type=yellow]
Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы.
[/attention]

Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

История: О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», “Заятуляк и Хыухылыу”, башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского).

Народной мелодии Сыңрау торна (“Звенящие журавли”), исполняемой на курае, более 1000 лет.Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.В 1970 году в башкирском издательстве “Китап” (г.

Уфа) вышла книга “Курай” автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.