Инклюзивное образование в начальной школе

Как организовать инклюзивное обучение в школе

Инклюзивное образование в начальной школе

Елена Кутепова-кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

Виктория Ярцева-юрист-редактор справочной системы «Образование»

Чтобы организовать совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, обеспечьте доступную среду в школе, укомплектуйте штат специалистами, разработайте образовательную программу и создайте атмосферу психологической безопасности. Для каждого нового ребенка с ОВЗ эти действия надо будет совершать заново, если ребенок относится к категории детей с ОВЗ, для которой школа еще не адаптирована.

В какой форме организовать обучение

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ можно организовать двумя путями: открыть специальные классы для учащихся с ОВЗ одной категории или комплектовать классы совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся учащихся.

Практика показывает, что чем чаще и больше дети с ОВЗ контактируют с нормально развивающимися детьми, тем быстрее особенные дети адаптируются к образовательной среде и показывают лучшие результаты. В какой форме будут обучаться дети с ОВЗ, должны решить их родители.

Совет: чтобы организовать инклюзивное обучение в школе, используйте методические рекомендации, которые направило Минобрнауки письмом от 11.03.2016 № ВК-452/07.

Как обеспечить доступную среду в школе

Чтобы дети с ОВЗ могли обучаться в школе, адаптируйте территорию, здание и оборудование школы к возможностям таких детей.

Комиссия, которая проводит оценку образовательной организации для паспорта доступности, определяет степень сформированности доступной среды.

Комиссия также определяет, что еще надо сделать школе, чтобы адаптировать образовательную среду для детей с инвалидностью и ОВЗ.

Для каждого ребенка создайте условия, чтобы он физически имел доступ к образовательному процессу.

Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут понадобиться пандус, направляющие поручни в коридорах и специально оборудованная сантехкабина.

Для детей с нарушением зрения выделите контрастным цветом (желтым или белым) верхние и нижние ступени лестниц, разместите рельефные обозначения на поручнях, прикрепите желтый круг или квадрат на двери.

Каких специалистов принять на работу

Чтобы организовать инклюзивное обучение, проверьте, все ли необходимые специалисты есть в школе. Для инклюзии нужны: учителя, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы, координаторы по инклюзии. Специалистов можно принять в штат и заключить с ними трудовой договор или оформить их по гражданско-правовому договору.

Перечень специалистов и их количество определите с учетом количества детей с ОВЗ и рекомендаций ПМПК. Учитывайте также примерные штатные единицы, которые утвердило Минобрнауки в приказе от 30.08.2013 № 1015.

Расчет количества специалистов

Какой специалистНа какое количество учащихся с ОВЗ ввести штатную единицу
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог)6–12
Учитель-логопед6–12
Педагог-психолог20
Тьютор или ассистент, помощник1–6

Чтобы подготовить учителей к работе с особенными детьми, направьте педагогов на курсы повышения квалификации.

Иначе педагоги не будут знать, как себя вести с детьми с особыми образовательными потребностями, и могут создать ситуации недопонимания и стресса для учащихся с ОВЗ.

Раздайте учителям памятки по работе с ребенком с ОВЗ, чтобы педагоги использовали их в качестве кратного конспекта-напоминалки.

Назначьте одного или несколько координаторов по инклюзии. Они нужны, чтобы обеспечивать взаимодействие всех участников инклюзивного образовательного процесса – родителей, учителей, учащихся, администрации.

Координатором по инклюзии назначьте такого работника, который обладает управленческими навыками, имеет высшее педагогическое образование, знает основы специальной психологии и дефектологии или коррекционной педагогики, имеет опыт практической педагогической деятельности, умеет работать с нормативной документацией и обладает высокой личностной и коммуникативной культурой. Например, координатором может быть заместитель руководителя или руководитель психолого-педагогического консилиума, если он есть в образовательной организации.

Координатора назначьте приказом и заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору на расширение зон обслуживания или совмещение должностей. Поручите координатору по инклюзии:

  • планировать, организовывать, реализовывать и мониторить специальные условия образования для каждого учащегося с ОВЗ в школе;
  • организовывать условия для инновационной деятельности специалистов в рамках инклюзии;
  • развивать взаимодействие с профессиональным сообществом по вопросам инклюзивного обучения детей;
  • координировать взаимодействие между специалистами инклюзивного обучения школы;
  • регулировать взаимоотношения между всеми участниками инклюзии, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Чтобы работа специалистов инклюзивного обучения была эффективной, организуйте для них повышение квалификации и участие в мероприятиях по обмену опытом – конференциях, круглых столах, форумах, посвященных инклюзивному обучению детей.

По каким программам обучать

Вид и вариант АООП определяет ПМПК в заключении, которое выдает ребенку с ОВЗ. Например, в заключении может быть указано, что ребенка надо учить по АООП начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 2, или по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1.

Для детей с ОВЗ одной категории, например детей с глухотой, которые обучаются в отдельном классе, разработайте адаптированную основную образовательную программу (АООП) на каждый уровень образования – начальный, основной и средний.

Источник: http://nachalka.dolgorukovo48.ru/index.php/obuchenie-detej-s-ovz/20-kak-organizovat-inklyuzivnoe-obuchenie-v-shkole

Журнал Педагог | Инклюзивное образование в начальной школе

Инклюзивное образование в начальной школе

Гладкова Валентина Петровна
Должность: учитель начальнах классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инклюзивное образование в начальной школе
27.12.2018
Раздел: начальное образование

Деловая

игра

«Инклюзивное

образование:

проблемы

и

пути

решения»

Сценарий проведения

Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных

учреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностями

здоровья.

Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и

реализации инклюзивного образования в современном образовательном

учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания

безбарьерной образовательной среды инклюзивной школы.

Предварительная работа: изучение теоретических материалов по

проблеме инклюзивного образования.

Время работы: 2-2,5 часа.

Критерии оценивания:

– соблюдение регламента игры на всех этапах;

– содержание идей, предложений, инноваций;

– наиболее яркое выступление (практическое задание);

– умение вести дискуссию отвечать на вопросы.

Методы активного обучения:

– неимитационные (дискуссия);

– игровые методы (игровое проектирование);

– неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);

– решение ситуативных задач, мозговой штурм.

Правила игры:

1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.

2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,

сбивать с мысли, задавать вопросы).

3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам

неверной.

4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.

5. Педагоги делятся на три команды.

В то же время в содержании деловой игры прослеживаются элементы

тренинга.

Сценарный ход проведения деловой игры

Вступление ведущего.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику

современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который

подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к

различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ

к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается

моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к

образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно

создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом

командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В

такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и

ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип

инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей

учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать

такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и

наиболее включающей.

Этот принцип означает, что:

1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную

жизнь школы по месту жительства;

2) задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую

потребности каждого;

3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью,

обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными,

ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот

процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.

Сегодня Вам предлагается принять участие в деловой игре, позволяющей

рассмотреть проблему реализации инклюзивного образования с разных точек

зрения для того, чтобы иметь полное представление о возможных проблемах и

способах их решения на практике.

Ведущий.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская пословица

Ведущий. Предлагает участникам игры разделиться на три команды

(деление участников на три группы (игровая жеребьевка), придумывание

названия).

Ведущий. Я предлагаю первое игровое задание

Разминка

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово

“инклюзия”?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

и – индивидуальность…

н – новизна…

к – комплексный подход…

л – личность…

ю – юридическая грамотность….

з – законность…

и – индивидуальная программа развития ребенка…

я – Я-Концепция.

Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но

каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно

поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке,

называемой

«Я»,

пытаемся

понять «Какую

роль

я

могла

бы

сыграть

в

инклюзивном

образовании»,

«Кем

я

вижу

себя

в

инклюзивном

образовании»

1 этап

Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать

на листе ватмана представление о себе; о своей роли для сотрудничества между

педагогами и родителями; возможно использование различных символов, схем,

знаков и др.

После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем

присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=11169

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.