Выступление на родительском собрании Взаимосвязь логопеда и семьи
Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе
В статье родителям первоклассников рассказывается о том, что включает в себя понятие речевая готовность к школе, какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой, как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму»
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Задачи:
• Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
• Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
• Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.
Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи
— правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
— четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
— говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
— изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание.
Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа
Дети должны уметь:
— делить предложения на слова;- делить слова на слоги;- уметь выделять все звуки в словах;
— устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
— перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас)
Дети должны уметь:
— точно подбирать слова;
— ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
— дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
— употреблять сложные слова (например: длинноногий);
— пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
— подбирать метафоры (например: туча комаров);
— использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
— подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);- употреблять различные предлоги;- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
— правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
— ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
— пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
— ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
— образовывать название детенышей животных;
— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
— замены суффиксов (козлята – «козленки»);
— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
— свободно общаться с взрослыми и сверстниками;- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;- рассказывать о пережитых событиях;- пересказывать содержание сказки, рассказа;- описывать окружающие предметы;
— раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в каждой школе работают учителя-логопеды, которые проводят специальные коррекционные занятия.
Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом.
Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
Приложение: Развитие речевых навыков у первоклассников (памятка для родителей).
Гарипова Земфира Айратовна,учитель-логопед МАОУ ОСШ №3,
город Белоярский ХМАО
Литература:
1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М., 2002.2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод.
разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М., 1985.5. Кравцова, Е.Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. — М., 2002.7. Лисина Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. – Кишинев, 1987.8. Пантелеева, Л.А.
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. — №4.9. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб., 1998.
10. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Л.
Подготовка к школе.-СПб.:Дельта, 1999.
Источник: http://LogoPortal.ru/vyistuplenie-logopeda-na-roditelskom-sobranii-v-pervom-klasse/.html
Логопедическая гостиная для родителей. Родительское собрание | Учебный блог | Учебные презентации
Рытова Олеся Александровна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1 СП «Детский сад № 8 «Тополек» г. Чапаевска Самарской области
Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.
Задачи:
- Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
- Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
- Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
- Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.
Оборудование:
План мероприятия:
- Заполнение анкет родителями.
- Игра «Клубок».
- Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
- «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
- Элемент логоритмики «Электричка»;
- «Веселый зоопарк» (станции);
- Игра «Покричи как животное»
- Составь образ животного;
- Рефлексия, подведение итогов.
Организационный момент:
- Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
- свободное общение родителей и детей друг с другом.
- индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.
Ход встречи:
1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей.
Предлагает «познакомиться»:
Игра «Клубок»
Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
Оборудование:мягкая и симпатичная игрушка.
Ход игры: взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я — Мишка-Топтыжка.
Я очень — очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).
2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.
3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
Элемент логоритмики
Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом.
Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.
Мы едем в электричке:«Ура, ура, ура!»Стучат, стучат колеса:«Та-та! Та-та! Та-та!»Мелькают мимо сосны,И ели, и дома.Стучат, стучат колеса«Да-да! Да-да! Да-да!»А в зоопарке лисыИ слоник, и верблюд.Приедем в зоопарк мы,
Как весело же тут!
Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.
4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.
1 стол — «Познакомимся со слоненком»
На этой станции представлен:
Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.
Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».
Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:
«Листочки». Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.
«Кораблики». Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)
Задания:
Выбери картинки с определенным звуком;
Составь предложение с этими картинками;
В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)
Игры:
«Шумящие коробочки» — это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит.
Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки).
После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.
«Отбивание ритма» — взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.
2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста
«Я в лучах солнца»Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.
Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение.
Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка».
Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».
В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.
Список используемой литературы
- Визель Т.Г. Как вернуть речь? — М., 2001.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: 2003.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
- Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » — СПб., 2009
Источник: https://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai/logopedicheskaya-gostinaya-dlya-roditelej.html