Техника безопасности на уроках технологии
Техника безопасности в кабинете технологии: общие правила, инструкция
Помните анекдот о том, чем закончилась драка между физруком и трудовиком? Победу одержал трудовик, потому что карате — это карате, а молоток – это молоток. Шутки шутками, но в школе все инструменты должны использоваться только по назначению, как предписывает техника безопасности.
Техника безопасности – простая формальность?
Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.
Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.
Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.
Общие правила
Для начала рассмотрим общие правила техники безопасности в кабинете технологии:
- Приходить на урок следует за 5 минут до звонка.
- Заходить в кабинет можно только с разрешения преподавателя.
- Все ученики должны быть одеты в специальную одежду.
- Каждому следует занять закреплённое за ним место и не покидать его без разрешения педагога.
- Работу можно начинать только по команде учителя. Отвлекаться от работы не следует. Если к ученику обращается учитель, то стоит приостановить выполнение работы.
- Перед использованием инструмента ученик должен ознакомиться с правилами обращения с этим инструментом.
- Оборудование можно использовать только по назначению.
- Неисправные или тупые инструменты не могут быть использованы.
- Держать их нужно так, как показал учитель.
- Инструменты должны храниться в предназначенном для них месте.
- На рабочем месте каждого ученика должен быть порядок.
- Инструменты раскладываются строго в указанном преподавателем порядке.
- Отвлекаться на посторонние дела во время работы запрещено.
- На время перемены нужно покинуть кабинет.
- После урока рабочее место должно быть приведено в порядок.
В кабинете технологии техника безопасности соблюдается на основе инструкции. В неё включаются правила, позволяющие избежать травм учеников во время уроков технологии.
Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии обычно включает:
- общие положения – информация, раскрывающая предназначение инструкции;
- требования и правила перед началом, во время и после работы;
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.
Инструктаж проводится в следующих случаях:
- вводный – в самом начале года;
- первичный – перед началом изучения новой темы;
- повторный – раз в полугодие;
- внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
- целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.
Журнал техники безопасности
Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:
- фамилии и инициалы учеников;
- даты рождения проинструктированных;
- класс, в котором они учатся;
- дата инструктажа;
- номер инструкции и её название;
- подписи учеников;
- фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
- подпись преподавателя.
Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.
Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.
Для мальчиков
Техника безопасности в кабинете технологии для мальчиков включает правила работы с мужскими инструментами и оборудованием.
Правила работы за станками
Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.
Перед началом работы:
- Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
- Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
- Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
- Проверить, как работает станок «вхолостую».
Во время работы:
- Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
- Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
- Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
- Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.
После окончания работы:
- После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
- Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.
Ручная обработка металла
При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.
До начала работы:
- Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
- Надеть очки (при рубке металла).
- Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
- Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
- Убедиться в исправности верстачных тисков.
Во время работы:
- Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
- Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть — 6-7 см).
- Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
- При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
- Очистить оборудование от следов работы.
- Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
- Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
- Привести в порядок себя.
Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Обработка древесины
Обрабатывать древесину вручную – процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.
До начала работы:
- Надеть спецодежду (халат, головной убор).
- Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
- При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
- Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).
Во время работы:
- Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
- Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Пользоваться инструментами строго по назначению.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
- Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
- Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
- Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
- Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.
Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:
- при приготовлении пищи;
- при работе, связанной с кройкой и шитьём;
- при пользовании электрическим утюгом.
Приготовление пищи
Одно из любимых занятий девушек – кулинария. Однако для того, чтобы оно принесло только положительные эмоции, необходимо следовать установленным правилам.
Перед началом работы:
- Надеть халат или фартук, спрятать волосы под шапочку или косынку.
- Проверить исправность оборудования, изучить его маркировку.
- Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов.
- При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.
Во время урока:
- Вымыть руки.
- Перед тем, как начать работу с электроплитой, следует проверить, исправна ли она. Перед этим нужно встать на диэлектрический коврик.
- Также нужно проверить целостность вилки и шнура и установить плитку на специальную термоподставку. Не допускается использование плиты с открытой спиралью.
- Готовить нужно только в эмалированной посуде.
- Пользоваться приборами, предназначенными специально для конкретной деятельности.
- Пользоваться хорошо заточенными ножами.
- Пользоваться разделочными досками соответствующей маркировки.
- Проталкивать продукты в мясорубку специальным деревянным или пластиковым пестиком.
- Не натирать на тёрке мелкие частички продуктов.
- Ножи и вилки подавать только рукояткой вперёд.
- Отходы помещать в урну с крышкой.
- Горячие крышки, кастрюли, сковородки и другую кухонную утварь брать с помощью прихваток.
После окончания занятия:
- Отключить плиту от электропитания за вилку, не дёргать за шнур.
- Убрать рабочие столы, вымыть посуду и инвентарь.
- Убрать мусор, выбросить отходы.
- Выключить вытяжку.
- Снять халат или фартук, головной убор, вымыть руки.
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Работа с тканью
Кройка и шитьё также сопряжены с немалыми опасностями, поэтому техника безопасности при работе в кабинете технологии должна соблюдаться беспрекословно.
Перед началом урока:
- Надеть фартук, на голову повязать косынку.
- Проверить наличие нужных инструментов и их исправность.
- При обнаружении ржавых булавок, иголок, сломанных ножниц и т.п. сообщить учителю.
Во время работы:
- Проверить работу электрической швейной машинки, целостность шнура и вилки.
- Иголки и булавки в перерывах между шитьём вставлять в специальную подушечку или убирать в коробочку.
- Не брать в рот острые предметы.
- Пользоваться при шитье напёрстком.
- Выкройку к ткани прикреплять острым концом от себя.
- Ножницы класть и острым концом от себя, а передавать ручками вперёд.
- Не наклоняться низко над работающей швейной машинкой.
- Не держать пальцы близко к лапке работающей швейной машинки.
- Не откусывать нитки зубами.
После окончания занятия:
- Отключить машинку от электропитания за вилку, а не за шнур.
- Привести в порядок рабочий стол, убрать мусор в специальную урну.
- Снять фартук и косынку
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Использование электрического утюга
Любой электрический прибор представляет собой опасность, а утюг особенно, ведь им пользуются в непосредственной близости от рук, в связи с чем вероятность ожога увеличивается.
Перед началом занятия:
- Надеть фартук, спрятать волосы под косынку.
- Проверить, исправен ли утюг: осмотреть шнур и вилку на наличие повреждений.
Во время занятия:
- Включать и выключать утюг из сети сухими руками.
- В перерывах между работой ставить утюг на термоподставку.
- Не допускать соприкасания подошвы утюга со шнуром.
- Не прикасаться руками к подошве утюга.
- Не оставлять горячий утюг без присмотра.
После окончания занятия:
- Отключить утюг от электропитания за вилку.
- Привести рабочую поверхность в порядок.
- Снять спецодежду.
- Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Техника безопасности в кабинете технологии должна соблюдаться каждым учеником, вне зависимости от пола и возраста. Знакомиться с её правилами нужно серьёзно, задумываясь над каждым пунктом. Бездумно поставленная подпись в журнале по технике безопасности не спасёт от порезов, ожогов или других неприятностей.
Источник: http://fb.ru/article/351968/tehnika-bezopasnosti-v-kabinete-tehnologii-obschie-pravila-instruktsiya
Техника безопасности на уроках труда в мастерской
Оцените:
Просмотрите список похожих статей на нашем сайте
Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников, особенно если речь идет о работе с дерево- и металлообрабатывающими инструментами.
Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря.
Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.
Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски.
Еще сайт «Защитница Багира» рекомендует вам ознакомиться с методическим материалом «Безопасность на уроках труда по шитью».
А для родителей, у которых есть дошкольники, или для воспитателей детского сада, возможно, будет интересно прочесть «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Общие правила техники безопасности на уроках труда
- Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;
- Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
- Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
- Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
- Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
- На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
- Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
- В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
- По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
- После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.
Инструкция по технике безопасности на уроках труда
Каждый школьник на уроке труда должен неукоснительно соблюдать технику безопасности, а учитель контролировать её выполнение.
Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины
- Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты.
Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;
- Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии.
Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;
- На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах.
Ничего лишнего на верстаке быть не должно;
- Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.
);
- При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;
- Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;
- В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;
- Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;
- При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;
- При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;
- Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.
Технике безопасности на уроке труда при обработке металла и древесины на станках
- Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
- Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
- Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
- Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
- Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
- Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
- Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
- Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
- Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
- При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
- Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
- Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.
Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителя донести школьникам важность правил техники безопасности.
Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:
Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:
Источник: http://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-shkolnikov/92-tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-truda