План работы с детьми ГРУППА РИСКА

Дети группы риска. Индивидуальный план работы с детьми группы риска

План работы с детьми ГРУППА РИСКА
Дом и семья 23 января 2015

Дети группы риска — так мы говорим о ребятах, которым с трудом дается не только учеба, но и общение в целом. Такие дети отказываются придерживаться общепринятых норм поведения, ведут себя с напускной независимостью и открыто демонстрируют свое нежелание учиться.

Авторитет в детском коллективе дети группы социального риска зарабатывают угрозами или применением грубой физической силы, поэтому сами зачастую играют роль изгоев. Будучи отверженными в школьном коллективе, такие дети находят единомышленников на стороне, что рано или поздно приводит ребенка на путь правонарушений.

Как верно выстроить работу с детьми группы риска, если таковые есть в вашем классе? Как нивелировать их негативное влияние на коллектив и включить их в воспитательное пространство класса, школы, общества? В этом вам поможет индивидуальный план работы с детьми группы риска, речь о котором пойдет ниже.

Причины детской «трудности»

Среди самых распространенных причин возникновения детской асоциальности ученые называют:

  • алкоголизм одного или обоих родителей, алкогольное отравление во внутриутробный период развития;
  • психофизические факторы (нежелательная беременность и проч.);
  • осложненные роды, родовые травмы;
  • кризисные ситуации, стресс (как матери, так и ребенка).

Таким образом, становится понятно, что трудный ребенок является заложником плохой наследственности или среды обитания. Он жертва, и ему нужна помощь.

Особенности поведения детей группы риска

У трудных детей наблюдается одна или сразу несколько проблем: это трудности в освоении учебного материала, во взаимоотношении со сверстниками и учителями, непонимание и конфликты с родителями, подверженность пагубным пристрастиям и даже зависимость, проблемы с законом.

Проявлением нарушения социализации таких детей могут быть агрессивное состояние, вспышки гнева, замкнутость, плаксивость, грубость, пропуски уроков без уважительной причины и др.

Дети группы риска в школе — это, безусловно, проблема для всего педагогического коллектива. Такие дети служат негативным примером для других школьников и мешают усвоению учебного материала.

Как построить работу с детьми группы риска?

  • Шаг 1. Выяснение, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине. Этот пункт выполняется заочно при анализе анкетных данных родителей и медицинской карты ребенка.
  • Шаг 2. Выяснение условий проживания каждого ребенка. С этой целью каждым классным руководителем проводятся обходы семей. Индивидуальный план работы с детьми группы риска будет составляться с учетом данных, полученных при таких обходах.
  • Шаг 3. Совместная работа со школьным психологом. Обсуждение проблемных ситуаций, уже возникших за период обучения. Психолог должен предпринять необходимые действия с трудным ребенком (тестирование, собеседование, анкетирование). После более глубокого изучения личности психологом вырабатываются рекомендации по работе с данным ребенком (для классного руководителя, для родителей, для педагогов дополнительного образования).
  • Шаг 4. Составление карты учащегося (с указанием индивидуальных особенностей, трудностей). Карты составляются на каждого учащегося в классе. Карты детей группы риска помечаются цветным стикером для удобства работы.
  • Шаг 5. Определение формы работы с такими учащимися. Это могут быть совместные формы работы и индивидуальные. Теоретические беседы следует равномерно сочетать с практическими занятиями, экскурсиями, трудовой деятельностью.

Составление плана работы

Индивидуальный план работы с детьми группы риска составляется с учетом всех данных, собранных на предыдущем этапе. Учитывая психологические особенности ребенка, его семейно-бытовые и внутриколлективные взаимоотношения, нужно спроектировать модель личности, к которой мы стремимся приблизиться.

Педагоги, проанализировав индивидуальную карту ребенка, должны постараться насытить его скудную жизнь эмоциями и переживаниями. Беседы о прекрасном на пустом месте не возымеют должного эффекта — начать нужно с похода в театр, на природу. Чувство ответственности полезно начинать воспитывать с возложения обязанностей ухаживать за кем-то, будь то младший брат или домашнее животное.

Если это необходимо, возможно внесение в план работы бесед с родителями или законными представителями ребенка. Хорошо, если родители выступают вашими союзниками, хуже, если они настроены враждебно. При любом развитиии событий педагог обязан действовать в рамках закона и придерживаться норм морали.

Индивидуальный план работы

С детьми группы риска важно правильно организовать досуговую деятельность, что не только позволит найти интересное занятие для детей во внеурочное время, но и расширит кругозор ребенка, повысит его самооценку, поможет в процессе социализации и самоопределения.

Индивидуальный план работы касается не только самого педагога, он позволяет спланировать и взаимодействие различных специалистов.

Психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, библиотекарь, тренер — в таких руках ребенок не может остаться прежним.

Он обязательно встанет на путь исправления, если хотя бы половина приложенных усилий дойдет до адресата.
Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/18318/

Особенности индивидуальной работы с детьми группы риска

План работы с детьми ГРУППА РИСКА

Особая загвоздка для преподавателя в работе с детьми группы риска ─ правильно определить их заинтересованность, вовлеченность или наоборот, отторжение от классических методов обучения. Правильно составить план работы для детей группы риска можно только после определения психологической или социальной категории малыша.

Что такое группы риска и какие они бывают

Группа риска ─ термин из психологии. Он обозначает возможность ребенка быть социально неадаптированным или опасным, как для себя, так и для окружающих. Малыши этой категории иногда обучаются персонально, иногда группами, иногда в общеобразовательных классах, с учетом особенности конкретных детей. Все напрямую зависит от преподавателя, типа учебного заведения и т.п.

Определить к какой именно категории относится ребенок, и какие обязанности ложатся на учителя, можно опираясь на общие понятия по распределению на группы:

  1. Проблемы в развитии ребенка.
  2. Ребенок из неблагополучной или асоциальной семьи.
  3. Дети без родителей или без попечительства родителей.
  4. Дети с психолого-педагогической и социальной дезадаптацией.
  5. Ребенок из семьи, которой оказывается социальная, экономическая или психологическая помощь по той или иной причине.

В зависимости от научной работы конкретного психолога, количество категорий может изменяться, но все они приблизительно аналогичны приведенному выше списку. Каждая категория требует разработать индивидуальный план группы риска. Первоначальная и главная задача психолога и педагога верно определить ту самую категорию, чтобы наладить контакт с несовершеннолетним малышом.

Определение «группа риска» впервые появилось в СССР, и обозначает субъект, который подвержен негативному влиянию окружающих или сам проявляет неприязнь к социуму.

План работы с детьми группы риска предусматривает поэтапную адаптацию, что означает не только нормализацию психологического здоровья, но и эмоциональную подноготную. Ребенок имеет повышенный шанс в будущем преступить закон, навредить себе и окружающим или стать отшельником общества.

Основная задача педагога и психолога в первую очередь заключается в составлении индивидуального плана работы с детьми группы риска, для его адаптации.

Кто допускается к работе с детьми группы риска

Законодательно не регулируется круг лиц, имеющих прямой доступ к социально неадаптированному ребенку (кроме случаев ограничения по решению суда). Но стоит учитывать и другие аспекты доступа преподавателей. Заниматься обучением и воспитанием имеет право только лицензированный преподаватель, при условии, если есть план индивидуальной работы с ребенком группы риска.

Рассматривается как возможность индивидуального обучения самостоятельно учителем, так и с содействием психолога. В частности работа в области психологии и социологии ложиться на всех лиц, контактирующих с ребенком.

Индивидуальная работа с детьми группы риска должна быть согласована всеми сторонами-преподавателями, чтобы не нарушить единого плана развития.

В случаях, когда подопечный причисляется к разряду опасных, не лишним будут групповые занятия с учителем, психологом и привлеченным третьим лицом от органов исполнительной власти.

Какой план индивидуальных работ с детьми группы риска выбрать

Индивидуальный план с группой риска разрабатывается психологами в образовательном учреждении или за его пределами. Исходя из этого правила, не существует единой программы работ, но сам педагог может брать за основу плана работ учения своих коллег, допущенных к практике. Касательно конкретных метод, то необходимо следовать нескольким простым правилам:

  1. Четко разграничивайте характер отклонений ребенка и его склонность к восприятию информации или ее отторжению. Для определения состояния ребенка достаточно личной беседы или знаний из личного дела.
  2. Учитывайте, что индивидуальная работа с детьми группы риска важна, но забывать о групповых тренингах (при необходимости) тоже не стоит. Работа в коллективе ─ главная задача учителя и психолога с ребенком.
  3. Используйте или готовые методики из учебника или создавайте собственные способы для адаптации ребенка, если у вас есть для этого достаточно знаний и опыта.
  4. При необходимости корректируйте индивидуально план группы риска, при форс-мажорах или в непредвиденных ситуациях. Главное, не усугубить шаткое состояние психики ребенка.
  5. Кроме классических встреч и уроков не лишним будет проводить дополнительные мероприятия, задействуйте логику, желания и фантазию, чтобы расположить подопечного к себе положительно.

Каждый ребенок ─ личность, которая формируется под вашим надзором. Не забывайте, что нужно находить правильный подход к каждому. Используйте специальные уроки, информационные буклеты, разъяснительные беседы и т.д.

Как взаимодействовать с «трудными» детьми

Индивидуальная работа с детьми в группе риска подразумевает особый подход к одному или группе подростков, но не следует путать эту категорию детей с «трудными детьми».

Как показал независимый опрос министерства образования, в котором приняли несколько тысяч  преподавателей среднеобразовательных школ, учителя не могут самостоятельно определить рассматриваемую категорию.

Для большинства учителей к группе риска относятся дети:

  1. Которые на протяжении трех или более месяцев мешают проводить занятия.
  2. Самоутверждаются на уроках, срывая преподавателю план занятий.
  3. Агрессивно относятся к сверстникам и педагогическому коллективу.
  4. Отказываются участвовать в жизни класса или школы.
  5. Игнорируют указания учителя и старших.

Индивидуальные планы по детям группы риска ни в коем случае не должны применяться на таких детей и подростков (только если они не отвечают параметрам социально неадаптированных).

Фактически, «сложный ребенок» это ученик, к которому педагог не может найти подход и не налаживает контакт. Естественно, это существенный минус самому педагогу, но индивидуальная адаптивная программа обучения может только усугубить положение нормального ребенка.

Трудные подростки могут почувствовать себя изгоями, из-за особого отношения к их персоне.

Если преподаватель составляет индивидуальный план на ребенка из группы риска, но сомневается в его причастности к тому или иному случаю социальной неадаптивности, лучше дважды перепроверить свою догадку. Обратитесь к архивам, прочтите личный файл ребенка, поговорите с родителями, обратитесь к коллегам или школьному психологу для подтверждения своей догадки.

Как расписать индивидуальный план работы с ребенком группы риска на учебный год

Для работы с социально неадаптированным ребенком рекомендуется расписывать план работ на четверть, семестр и учебный год. Если это групповые занятия, следует выделить основные аспекты, не углубляясь в общую концепцию уроков. Обязательно, отдельными пометками отмечайте привлеченность третьих лиц в план работы с группой риска. К привлеченным лицам можно отнести:

  • родителей, родственников ребенка, положительно влияющих на его успехи в развитии и обучении;
  • психологов, коллег и прочих лиц которые напрямую или косвенно могут повлиять на развитие отношений между учеником и педагогом;
  • работников полиции, в случаях с неуравновешенным и агрессивным состоянием ребенка;
  • работников скорой помощи, медицинских учреждений для общей оценки физического и эмоционального состояния ребенка;

Этот список может меняться и дополняться по желанию преподавателя. Вы самостоятельно решаете, кто может положительно повлиять на ребенка и стоит ли прибегать к помощи третьих лиц вообще.

План работы с группой риска в общем классе

Вопрос индивидуального обучения не всегда актуален в реалиях нашей жизни, поэтому не менее важным будет план работы с группой риска в школе, с другими учениками. Существует три основных сценария развития такого обучения:

  1. Излишнее внимание «особенному» ребенку. Преимущество очевидно ─ чем больше общения между преподавателем и учеником, тем лучше будут отношения. Минус очевиден, пострадают остальные участники общеобразовательного процесса.
  2. Недостаток внимания ребенку из группы риска. Ситуация обратно пропорциональна первому варианту. Вдобавок ребенок может почувствовать свою неполноценность, что может привести к непредвиденным последствиям.
  3. Обычное отношение и требования как к окружающим. Этот вариант может показаться оптимальным, но и он имеет свои явные недостатки. Социально неадаптированный ребенок не сможет заниматься на уровне среднестатистического школьника, что может стать причиной насмешек. Поблажки к его персоне не приведут к положительному результату.

Вопрос о том, как построить индивидуальный план работы с ребенком группы риска в общеобразовательном заведении, вполне логичен.

Разные специалисты по детской психологии предлагают внедрять различные методы дополнительного или альтернативного образования с разъяснениями для всех учеников.

Привлеките помощь школьного психолога, устройте дополнительные уроки, чтобы наладить контакт, догнать программу. Придется исхитриться, для нормальной работы и взаимодействия.

Алгоритм работы с группой риска в индивидуальном порядке

Преподаватель должен понимать, что вверенный ему ребенок из группы риска ─ серьезная «проблема», которую нужно немедленно решить. Чем быстрей вы найдете подход к детям из этой категории, тем быстрей они выйдут из нее и смогут заниматься на общих основаниях и принесут меньше проблем себе и окружающим.

План мероприятий с детьми группы риска

Индивидуальный план работы с группой риска необходимо составлять и организовывать по следующему алгоритму:

  • определите, есть ли в классе дети, относящиеся к группе риска (убедитесь в правильности решения, не забывайте об ошибке с трудным ребенком). Если такие имеются, постарайтесь поговорить и выяснить причину;
  • расспросите о социальном и материальном благополучии в семье у ребенка, классного руководителя, родителей;
  • пообщайтесь со школьным психологом. При необходимости попросите письменные и устные рекомендации по дальнейшим действиям, составьте необходимый запрос/отчет для дальнейшей работы;
  • составьте карту учащегося, опишите (в первую очередь для себя) какая необходима индивидуальная работы с ребенком группы риска;
  • после определения правил работы с проблемным ребенком получите одобрение плана у школьного психолога, районного или городского руководства.

Эти пять простых шагов помогут правильно распланировать вашу работу на ближайший учебный год, полностью исключат возможность ошибки и т.п. Каждый ребенок требует индивидуальный план работы с детьми группы риска и никак иначе. Нельзя проводить одинаковый ряд воспитательных работ со всеми учащимися.

План работы с группой риска: классный руководитель

Несмотря на вовлеченность в воспитание таких детей большого количества педагогов, огромная ответственность ложится именно на классного руководителя, особенно, когда речь заходит о подростках. План работы с группой риска в школе происходит только после согласования его со всеми учителями, психологом и вышестоящим руководством.

Основная задача классного руководителя заключается в попытке самостоятельно вывести ребенка из группы риска. Для этого необходимо выполнять обязательный план работы с подростками группы риска с подробными отчетами в классном журнале или специальных заявлениях. От вас требуется всего несколько простых отчетностей:

  1. Составление общего плана мероприятий, бесед и т.д. Общий план профилактических мероприятий с детьми группы риска следует подробно описывать. В него могут входить групповые или индивидуальные беседы, игры, родительские собрания с участием детей и т.п.
  2. Ведение подробного дневника на каждого ученика. В нем фиксируется уже выполненный индивидуальный план работы на ребенка группы риска.
  3. Если индивидуальный план с детьми группы риска не принес результатов, необходимо создать заявку на постановку на внутрешкольный учет и дальнейшие коллективные работы.

Профилактический учет может быть принят и составлен только специальной комиссией, с учетом основных правил школы, с учетом потребностей ученика.

Причины и правила постановки на профилактический учет

Педагогический совет составляет план индивидуальной работы с детьми группы риска в следующих случаях:

  • ученик регулярно нарушает устав школы;
  • отказывается от выполнения заданий на уроке и дома;
  • агрессивно ведет себя со сверстниками, дискриминирует детей по комплектации, цвету кожи, вероисповедании;
  • портит государственное имущество;
  • регулярно пропускает занятия, без явной причины;
  • совершает правонарушения, повлекшие за собой постановку на учет в милицию, создает угрозу жизни другому человеку и т.п.
  • употребляет наркотические, табачные и алкогольные изделия;

Эти и другие причины могут послужить причиной сбора педсовета для постановления учащегося на учет.

Фактически именно коллегия из представителей РАЙОНО, ГОРОНО, полиции, учителя и директора школы решает дальнейшую судьбу ребенка. На собрание обязательно приглашаются родители ребенка или его опекун.

На заседании решается, необходима ли индивидуальная работа с группой риска в школе или потребуется другая мера для исправления поведения ученика.

 Для постановки на учет необходим один из четырех возможных документов:

  1. Заявление классного руководителя ребенка.
  2. Заявление от администрации учебного заведения.
  3. Постановка ребенка на учет в полиции за совершение деятельности, за которую предусмотрено административное наказание.
  4. Совершение учеником правового нарушения, за которое предусмотрена криминальная ответственность.

Любое из перечисленных заявлений предусматривает, что в дальнейшем будет проведена обязательная индивидуальная работа с детьми группы риска, для выявления психических расстройств и их искоренения.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65521-qqq-18-m9-plan-individualnoy-raboty-s-detmi-gruppy-riska

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.