Контрольная работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) за 1полугодие (6 класс) +схема анализа
Годовые диктанты по русскому языку в 6 классе
Группа долго продвигалась по равнине. Зелёных предгорий, не поросших лесами, здесь не было. Горы начинались отвесной скалой, поднимавшейся вверх. Ветер, вода и просто минувшие века много потрудились над ней. В некоторых местах были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало её. Граница вечных снегов спускалась низко, и ещё до неё деревья редели, потом пропадали. Под стеной тянулась незаметная дорога. Она старалась не прижиматься к стене. Но упрямая жизнь всё-таки брала своё. И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами.
Дорога взбиралась на гору, следуя изгибам каменного откоса.
(110 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор причастия: (стеной) поднимавшейся (1 вариант); (семян) принесённых (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: поросших, заметная, продвигалась (1 вариант); изломанные, разноцветного, взбиралась (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
В некоторых местах отчётливо были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. (1 вариант);
И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами. (2 вариант).
Старый тополь
Старый тополь за окном был со мной всю зиму. Я всегда видел его в окне, и своей холодной белизной он успокаивал меня.
Потом пришла весна. Однажды утром после ночного дождя в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое.
Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал. Он жил всеми своими листьями и радовался жизни каждую минуту.
На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песни. Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно.Какое это было долгое чудесное лето с живым тополем у самого окна! Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны!
Я просыпался. Тополь глядел в комнату, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.
(110 слов)
Дополнительные задания
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! (1 вар.). Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно (2 вар.).
2. Укажите морфемы в словах: предрассветный, белизной, замолкал (1 вар.); бесконечные, радовался, пробуждения (2 вар.).
3. Произведите морфологический разбор слов: своей (1 вар.); каждую (2 вар.).
Поход
Пойти в поход хотелось всем. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, что просплю. И из-за этого сон мой был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.
Было пустынно, но солнце уже ласково пригревало. Погода стояла чудесная!
Я беззаботно напевал, когда шёл к месту встречи. Я самоуверенно рассчитывал быть первым. Оказалось, что некоторые мои одноклассники проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, стал горячо разъяснять свои представления о том, как лучше организовать наше путешествие.
(107 слов)
Дополнительные задания
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице (1 вар.);
Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода (2 вар.).
2. Укажите морфемы в словах: одноклассники, пустынно, прерывистый, разъяснять (1 вар.); путешествие, беззаботно, чудесный, встретиться (2 вар.).4. Произведите морфологический разбор числительных: шесть (1вар.); первым (2 вар.).
Жук
Отряд остановился на отдых. Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин.
Вдруг какой-то сильный шум окружил нас. Что-то больно ударило меня в лицо, и я почувствовал посторонний предмет у себя на шее. Я быстро поднял руку и схватил нечто жесткое, колючее и испуганно сбросил на землю.
Это оказался огромных размеров жук. Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке. Некоторые жуки ползали около костра. Особенно страшными казались те, что летали и старались сесть на голову. Жуки долго ещё попадались на чьём-нибудь одеяле, на шинели, у кого-нибудь в сумке.
Никто из нас ничего не знал об этих жуках. Позднее я выяснил их название — гигантский усач.
(110 слов)
Дополнительные задания
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин (1 вар.);
Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке (2 вар.).
2. Укажите морфемы в словах: гигантский, попадались, рубашке (1 вар.); посторонний, выяснил, размеров (2 вар.).
3. Произведите морфологический разбор местоимений: какой-то (1 вар.); у кого-нибудь (2 вар.).
Ураган
Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.
Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.1
Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы.1
(110 слов)
1 сказать о тире.
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор причастия: (команда) встревоженная (1 вариант); (моряков), борющихся (2 вариант).2.Морфемный разбор слов: пенящиеся, отважных, сгибались (1 вариант); нерастерявшиеся, западная, проясняется (2 вариант).
3.
Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. (1 вариант); Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (2 вариант).
Белка
Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы. Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья.
Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увидите: сыплется снег с ёлок. С ветки на ветку идёт пушистый зверёк.
Протяните руку с орехами, ребята. Вы заметите, что белка прыгнет на снег и побежит к вам. Наклоните руку. Угощение принято. Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. Хорош калёный орех!
Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. Хлопните по карману и сами выберите орех покрупнее. Белка не уйдёт. Будет следить, какой орех вы выберете. Смотришь и удивляешься: до чего смелый зверёк!
(По В. Пескову).
(107 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор глагола: протяните (1 вариант); (моряков), будет следить (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: пушистый, забирается, зверёк (1 вариант); покрупнее, выберите, орехами (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. (1 вариант); Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. (2 вариант).
Источник: http://www.slavkrug.org/godovye-diktanty-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse/
Контрольные работы по русскому языку 6 класс
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Проверочные и контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса
- 1 четверть
- 2 четверть
- 3 четверть
- Итоговый диктант
1 вариант. «Осень» (108 слов)
2 вариант. «Сокровища пирамид» (107 слов)
3 вариант. «Лотос» (102 слова)
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг.
На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.
Прощай, осенний лес!
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
- Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.
Все диктанты за 1 четверть »
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)(107 слов.)
Грамматическое задание
- Произведите синтаксический разбор предложения: Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 (1 вариант);
Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 (2 вариант); - Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант);
- Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).
Лотос
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)
Грамматическое задание
- Произведите синтаксический разбор предложения:
Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 (1 вариант);
К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 (2 вариант). - Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант);
- Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).
Контрольная работа по русскому языку 6 класс
1 вариант. «Ночь» (По В.Бурлаку)
2 вариант. «Синички и снежинки» (По В. Белову)
3 вариант. «Зимой в тайге» (По В.Катаеву)
4 вариант. «Памятник» (94 слова)
Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться.
Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают.
Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
- Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
- Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).
Все диктанты за 2 четверть »
Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.
4 Что это она делает?
Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.
Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова.)
Грамматическое задание
- Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 (2 вариант);
- Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант);
- Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).
Памятник
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.
В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.
(По В.Катаеву.) (112 слов.)
Грамматическое задание
- Найдите в тексте: (1 вариант) Выпишите 2 качественных прилагательных;(2 вариант) Выпишите 2 относительных прилагательных;
- Морфологический разбор слова: (1 вариант) серебряной;(2 вариант) чистенькой;
- Морфемный разбор слов: (1 вариант) велосипедного, телефонной;(2 вариант) прямоугольном, традиционном;
- Синтаксический разбор предложения: (1 вариант) Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;(2 вариант) Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге
Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!
Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)Грамматическое задание
- Найдите в тексте: (1 вариант) Выпишите 2 качественных прилагательных;(2 вариант) Выпишите 2 относительных прилагательных;
- Морфологический разбор слова: (1 вариант) глубокому;(2 вариант) полна;
- Словообразовательный анализ слов: (1 вариант) черно-изумрудную, зимнего;(2 вариант) Холодный, юго-восточном;
- Синтаксический разбор предложения: (1 вариант) Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;(2 вариант) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
1 вариант. «Конец зимы» (103 слова)
2 вариант. «Весна» (100 слов)
3 вариант. «Летнее утро» ((По Г.Скребицкому)
4 вариант. «Подвиг Сталинграда» (100 слов)
Конец зимы
У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.
К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.
Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.
Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант);
- Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант);
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 (2 вариант).
Все диктанты за 3 четверть »
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.
4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы.Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант);
- Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант);
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.
(1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).
Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез.
Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.
Скребицкому)
Грамматическое задание
- Озаглавьте текст
- Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.
Подвиг Сталинграда
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.
4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы.
Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант);
- Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант);
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными… (1 вариант);
На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).
Источник: http://7oom.ru/diktanty/diktanty-po-russkomu-yazyku-6-klass.htm
Как проводить диктант?
Методика проведения диктантов по русскому языку в разных классах
Диктант – вид упражнения, когда учащийся записывает слова, предложения или тексты, которые воспринимаются на слух. Методика проведения диктантов в начальных классах и в старших имеет несколько существенных различий. Также стоит иметь в виду, что есть несколько типов диктантов, для каждого из которых разработаны отдельные методические рекомендации.
Виды диктантов
Все диктанты условно можно разделить на две большие группы: обучающие и контрольные. К первой группе относятся выборочные, словарные, распределительные, творческие, свободные, предупредительные, восстановленные, графические, диктанты по аналогии и т.д.
Эти же виды диктантов можно использовать и в качестве контрольных. Но чаще всего для контроля выбирают полный диктант (без изменения текста) и диктанты с грамматическим заданием. Для контрольных диктантов обычно выбирают связный отрывок текста из художественного произведения, а в старших классах можно выбрать текст из научной статьи или СМИ.
Как проводить диктант в начальной школе
Во-первых, следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подобно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.
Во-вторых, текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трех!
Порядок работы:
1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.
2. Чтение всего текста учителем.
3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).
4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.
5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз – для понимания смысла предложения, второй раз – под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.
Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.
Читать текст нужно громко, четко проговаривая каждое слово. Но! Не допускается «подсказывание»: например, нельзя читать «коГО-то или мОлОко». Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.
Чтобы сориентироваться, какого времени достаточно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью, и ориентироваться по нему.
Как проводить диктант в 5-7 классах
При проведении контрольных диктантов в средних и старших классах, схема проведения урока остается той же. Что приведена выше. Меняются лишь количество слов и сложность текста.
В средних классах контрольные диктанты можно усложнить более обширными грамматическими заданиями. В этот же период обучения следует вводить свободные диктанты, диктанты по картине, творческие. Это даст возможность разнообразить виды контроля.
Один из хороших и нестандартных вариантов написания контрольного диктанта – релейный.
Суть его в том, что учащиеся уже задолго до контрольной работы предупреждаются, что диктант будет взят из того материала, который они будут проходить в течение определенного периода времени.
Практика показывает, что ученики после такого предупреждения гораздо внимательнее относятся к выолнению упражнений, как в классе, так и дома. Еще бы! Диктант-то будет взят из учебника.
Однако стоит заранее предупредить и о том, что релейный диктант будет оцениваться гораздо строже, чем обычный, так как текст уже знакомый.
Как проводить диктант в 8-9 классах
Начиная с 8 класса, учителя стараются начать подготовку к ГИА. А так как на экзамене нужно будет писать изложение, то и для диктантов все чаще выбирают тот вид, которые предполагает пересказ текста своими словами. Это может быть диктант по картине, письмо по памяти, диктант с элементами изложения.
К этому времени объем изученных орфограмм возрастает настолько, что требуется тщательно выбирать тексты, чтобы акцентировать внимание на новых правилах, но, в то же время, последовательно повторять и все пройденные темы.
Чтобы повысить интерес к обучению и хотя бы немного снять стрессовую нагрузку на учеников, которая их охватывает уже при произнесении лишь слова «Диктант», можно раз в четверти проводить подготовленный диктант – соревнование. Суть его в следующем:
Учитель заранее дает список трудных слов, которые нужно изучить, список правил, которые будут задействованы в диктанте, слова, значения которых нужно уточнить в словарях. Далее начинается подготовка учащихся.Они могут сами составлять словарные диктанты, диктовать друг другу, работая в парах или группах, сами проверять, выявлять ошибки, растолковывать правила.
Практика показывает, что после такой подготовки результаты контрольного диктанта заметно улучшаются, а материал лучше усваивается.
Как проводить диктант в 10-11 классах
К этому периоду учащиеся уже должны владеть техникой написания всех видов диктантов, что дает для учителя возможность варьировать задания, комбинировать виды диктантов.
В старших классах уже нет смысла в проведении привычного диктанта по схеме: диктовка-написание.
Так как выпускников готовят к выпускным экзаменам (где, кстати, требуется написание сочинения), то и все диктанты в 10-11 классах лучше выбирать такие, которые предполагают работу с текстом.
Неплохой вариант – свободные или творческие диктанты. Они позволят не только определить уровень владения орфографическими и пунктуационными навыками, но и умение ученика свободно излагать текст своими словами.
Еще один вариант – диктанты с языковым анализом. Он проводится как обычный. А вот затем следует аналитическая работа с текстом. Т.е.
после диктанта учитель предлагает ряд вопросов, касающиеся языка изложения, выразительных языковых средств, образов, стиля речи. Получается, что после диктант учащимся нужно написать часть контрольной работы в своем изложении.
Это позволит проверить, насколько свободно учащиеся могут излагать свои мысли, насколько они владеют терминологией.
Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82.html
Контрольные работы / диктанты по русскому языку за 4 класс УМК
Школа России — одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению. А вот узнать, насколько они подготовлены по русскому языку, помогут нам контрольные работы в виде диктантов с грамматическим заданием. А работа над ошибками позволит повторить материал и «закрыть» пробелы в знаниях.
Входная контрольная работа по русскому языку 4 класс
Диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Планируемые результаты: п. – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к.
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л.
– установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Клюква
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая.
Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
Грамматические задания:1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.2.
Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.
4*.
Выписать из текста слова с противоположным значением.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.Валя кинулась к брату.
Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд.
Она очень испугалась.
По Н. Артюховой
Грамматические задания:1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:Вариант I Вариант II○, ○ и ○. ○ и ○.[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ].
[ _ ͇ ], [ _ ͇ ].2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.
3.
Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».
Осень
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб.
Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания:1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.2.
Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.
4*.
Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей.
Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал.
Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматические задания:1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.2.Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.
4*. Составить из слов пословицы.
Выделить окончания имен существительных.
Контрольный диктант за первое полугодие
Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.
Лес
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток.
Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматические задания:1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.2. Списать предложения.
Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.
Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».
Зимний день
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла.
Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматические задания:1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён существительных.2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные:1. В …, …, … уборе стоит осенний лес.
2. На … небе загорелись … звёзды.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя. Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи.
Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.
Вот она какая – кукушка!
Грамматические задания:1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.3.
Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом.
На … дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».
Совесть
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой.
Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала.
Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
По А. Гайдару
Грамматические задания:1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.
Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс
Волчиха
Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались.
Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей.
Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.
Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.
Грамматические задания: 1 вариант 1. Выполнить полный разбор 8 предложения2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении
3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.
2 вариант1. Выполнить полный разбор: 1 предложения 2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении
3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.
Последние денёчки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли.
А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк.
Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматические задания:1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.
Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1467-kontrolnye-raboty-diktanty-po-russkomu-yazyku-za-4-klass-umk-shkola-rossii.html