Конспект занятия по Обучению грамоте, старшая группа.
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте
Наша кнопка
Скачать материал
Республика Бурятия Муниципальное Автономное учреждение. Для детей школьного и дошкольного возраста.
МАОУ «Прогимназия № 108».
ЗАНЯТИЕ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Возраст детей 6 лет
(Старшая группа).
Провела: воспитатель Григорян
Маргарита Владимировна.
Улан-Удэ 2010г.
Программное содержание.
1.Закреплять понятие о слове (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом).
2.Закреплять понятие о последовательном расположении слов в предложении.
3.Учить составлять предложения из трех слов без предлогов и союзов.
4.Уметь указывать последовательность слов (первое слово, второе, третье).
5.Уметь найти слово, противоположное по значению.
Материал к занятию.
1.Коробка, на крышке от коробки изображение ежика и лисенка.
2.Игрушки: мяч, машинка.
3.Предметные картинки для каждого ребенка.
4.Большой мяч для игры «Наоборот».
Ход занятия:
Деятельность воспитателя. Деятельность дошкольника.
Ребята у нас сегодня занятие по обучению грамоте.
Утром я обнаружила у себя на столе посылку.
Интересно откуда у нас появилась эта посылка, кто же нам ее прислал.
Посмотрите, кто же на ней изображен.
Ответы детей.
Ежик и лисенок.
Значит, они нам прислали эту посылку.
Давайте посмотрим, что в ней.
Мяч.
Правильно мяч. Мяч- название игрушки.
Мяч-это слово. Назовите словами все, что вы
видите в нашей группе.
Дети перечисляют,
Предметы вокруг себя
(мебель, игрушки, растения, картины).
Что можно составлять из слов.
Предложения.
Верно, предложения. Мы с вами составляли
предложения об игрушках, о предметах по картинкам. Сколько слов было в предложениях,
которые мы составляли?
Предложения из одного и двух
слов.
Ребята, давайте вспомним. Предложения
из одного и двух слов, какие они.
Длинные или короткие.
Короткие.
Верно короткие. Составьте о мяче короткое предложение.
Дети называют предложения из одного и двух слов.
Верно, назови первое и второе слово.
(Предлагаю ребенку, озвучить свое предложение, остальные дети считают и называют количество слов в данном предложении).
Ответы детей.
В посылке еще одна игрушка, что можно сказать
об этой игрушке тремя словами, то есть придумать
предложения из трех слов.
Ответы детей.
А как вы думаете предложения из трех слов
Короткие или длинные предложения. Длинные.
Верно, из трех слов и более считаются
Длинными.
(Ребенок, у доске чертит схему длинного предложения. Определяет место каждого слова в предложения
Слова записываем черточками: ____ ____ ____.
Физкультминутка.
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами:
«Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движения эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо влево разведу.
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А, потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
Ребята у вас на столе карточки, по карточкам надо
придумать предложения из двух и трех слов.
Кто-то из детей придумывает предложения, а остальные угадывают
и хлопают в ладошки, столько раз, сколько слов в предложении.
Дети придумывают предложения
из двух и трех слов, и проверяют друг друга.
Ребята, давайте поиграем в игру «Наоборот».
Дети встают в круг, воспитатель посередине. «Я брошу вам мяч и назову слово,
вы должны бросить мяч обратно, назвав слово
противоположное по значению» .
Белый. Черный.
Светлый. Темный.
Высокий. Низкий.
Широкий. Узкий.
Большой. Маленький.
Сладкий. Кислый.
Красивый. Страшный.
Бежать. Стоять.
Легкий. Тяжелый.
Пол. Потолок.
Итог занятия.
Ребята, какое у нас было занятие? Ответы детей.
Что мы обнаружили на столе?
Кто нам прислал посылку?
Что лежало в посылке?
Что мы делали с игрушками? Придумывали предложения
Из двух и трех слов.
А чем мы еще занимались на занятии?
Играли в игры.
Что вам больше понравилось на занятии?
Ответы детей.
(В конце занятия педагог благодарит детей за работу).
Список литературы.
1.Рыбникова О.М. «Обучение грамоте в детском саду».
2.Морозова И.А., Пушкарева М. А. «Подготовка к обучению грамоте».
3 Авторская методическая разработка.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории педагогика:
Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po-obucheniyu-gramote.html
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Серикпаева Гульнара Аспенбаевна, воспитатель Мини-центра КГУ СШК № 19, г. Усть-Каменогорск
Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”».
На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений.
Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.
Область:
Коммуникация.
Подобласть:
Основы грамоты и письма.
Тема: Закрепление пройденного материала
Билингвальный компонент:
Кукла – куыршак, лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак .
Программное содержание:
Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат.
Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите, с помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа».
Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово». Продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный звук, выделяя его голосом.
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.
Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.
Оборудование и материал:3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, домик, кукла, детское домино. Шнурки, цветные карандаши, руль, алфавит, карточки-схемы, звуковой молоточек.
Ход занятия
Воспитатель:
— Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять, и прочитать.
— Ребята, а вы хотите научиться читать? Это пригодится вам для успешной учебы в школе. А в этом поможет нам страна «Буквомания». Хотите попасть туда, где живут буквы? Все готовы к путешествию? Нас ожидает автобус.
Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место.
Воспитатель:
— В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит)? Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». Найдите эту букву в алфавите, которая обозначает данный звук. Отправляемся в путь. Звучит песня «Мы в автобусе сидим». Дети имитируют движения, подпевают.
Первая остановка.
Воспитатель:
— Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета (красного)? Почему?
Загадка:
Два столбца наискосок,
А между ними поясок
(буква «А»)
Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.
Игра «Где живет звук?»
Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).
— Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:
Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).
Дети выкладывают овощи по тарелочкам.
— Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Назовите овощи на казахском языке (лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак). Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.
Дети идут к автобусу.
Воспитатель:
— Чтобы узнать, куда мы отправляемся дальше, отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то (облако).
Назовите первый звук в слове. Найдите эту букву на нашей карте. Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.
Вторая остановка.
Воспитатель:
-Домик какой буквы мы видим? Отгадайте загадку:
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква… («О»).
Протяните этот звук. Поймайте его (хлопок в ладоши).
Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).
Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?
Подвижная игра «Из обруча в обруч». Какую букву напоминает нам обруч?
Игра «В каком слове живет звук “О”». Воспитатель показывает предметные картинки и называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О».
Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.
Едем дальше.
Загадка:
Это кто там по тропинке
Домик свой везет на спинке (улитка)?
Произнесите первый звук. Найдите букву «У» в алфавите. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку.
Третья остановка.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Протяните звук, поймайте его в воздухе. Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. Какого цвета домик у буквы «У» — почему?
Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».
— Где вы слышали такие звуки (в сказках).
Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».
Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»? Как будет кукла на казахском языке?
Воспитатель читает четверостишье:
— У меня есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день: «Уа, уа».
Вот и все ее слова.
— Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа». Буквы предлагают нам игру. Выложить из цветных шнурков и карандашей буквы.
Дети делятся на две команды. Выкладывают на ковре буквы «А», «У», из шнурков и цветных карандашей с помощью опорных точек.Воспитатель:
— Прочитайте, что получилось. Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад. Дети едут в автобусе, звучит музыка.
Остановка «Детский сад».
В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну Буквомания.
Итог, обобщение занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»
Познавательное занятие в старшей группе
Источник: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-grupe.html
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»
Автор занятия: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».
Цель:
Расширять словарный запас ребенка, словами со звуком К(К’); упражнять детей в прочтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера; отрабатывать разные интонации для передачи своих чувств; упражнять в составлении предложений с разными знаками препинаниями.
Оборудование:
Предметные картинки со звуком К, предметные картинки «кошка», «мышка», «слон»; сахар рафинад.
Упражнение на внимание. Чтение стихотворения
(стихотворение читается два раза)
Вот сколько на К я сумею назвать:Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,Корова, квартира, картина, ковер,Кладовка, калитка, комод, коридор…
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
— Назовите слова со звуком К(К’), которые запомнили.
— А сейчас давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).
Чтение слоговой таблицы с составлением слов в индивидуальных кассах
РУ КУ ЛУРА НА ША
РЫ КА МА
Давайте прочитаем эти слоги.
Составление слов
Попробуем составить слова (предложить детям попробовать сначала составить самим, затем совместное составление)
Составление схемы слова
После составления слов, детям предлагаются карточки со словами для составления схемы слова. (Слова: Рука, Каша.)
Работа над предложением
Произнеси фразу «Посмотри на меня». Ласково, мягко попроси. Резко прикажи.
Составление предложения
Детям предлагается ряд слов и знаков препинания (на доске): «Ромы У мак рос.!?» Составляется предложение, используя разные знаки препинания, прочитываем предложения. Затем аналогичная работа выполняется индивидуально.
Составление схемы предложения
После составления и прочитывания предложений индивидуально, предложить детям составить схему полученного предложения, обратить внимание детей на предлог «У», он является словом и обозначается также.
Физминутка «Где мы слышим букву К»?
Где мы слышим букву «К»?
(Дети прикладывают ладини к ушам и «прислушиваются»)
В слоге «ко» и в слоге «ка»,
(Покачивают коловой)
В слове «кит» и в слове «кот»,В слове «ток» и в слове «крот».
(Ставят руки на пояс и поворачиваются влево-вправо)
В слове «крошка»,
(Наклоняются)
В слове «кладь»,
(Подпрыгивают)
Много где — не сосчитать!
(Выпрямляются, поднимают руки над головой, потягиваются)
Фронтальная работа. Дидактическая игра «Составь, прочитай и опиши»
Воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают и отгадки составляют из букв азбуки большого формата на доске. Дети читают слово и рассказывают все, что знают об этом животном, предложить изобразить животное
Загадки
Загадка про кошку
У порога плачет,Коготки прячет,Тихо в комнату войдет,Замурлычет, запоет.
(кошка)
Загадка про мышку
Эта маленькая крошкаРада даже хлебной крошке.Потому что до темнаВ норке прячется она.
(мышка)
Загадка про слона
У этого крошкиСтолбики –ножки,Глаза-поварешки,А ушки покудаС столовое блюдо.
(слон)
Загадка про сахар
Он тверд и бел,Как будто мел,И ты его немало съел.
(сахар)
(Предложить детям попробовать сахар рафинад).
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон»
(с целью дополнения знаний о животных)
У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индиец умер.
Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею.
И слон стал слушаться этого мальчика и работать на него. Почему слон так поступил?
Итог занятия
Какой звук мы повторили? (К, (К’)) Звук К (К’) обозначается буквой К. Теперь давайте каждый назовет слово с данным звуком. Слова придумали, молодцы. Сейчас составим предложения с данным словом, используя разные знаки препинания.
Скачать конспект занятия по обучению грамоте «Буква К»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/bukva-k.html
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (6-7) лет
Программные задачи: закрепить представления детей о некоторых гласных и согласных буквах; формировать начальный навык слогового чтения; способствовать освоению правильной позы для письма; развивать умения дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки, понимать отношения между словами (антонимия), интерес к звучащему слову, мышление, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности, нравственные качества (настойчивость в достижении цели, эмпатию).
Материал и оборудование: карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов, букв (Ф, Т, О, Г, С, Ж); карточки, с одной стороны которых изображение буквы, а с другой — цифры, 2 письма, воздушный шар, 4 конверта, игрушечный медведь, мольберт, заводной поезд, книга, изображение Золушки из 4-х частей, муляж дерева, игрушечная птичка, «волшебная» палочка, пособие «Моё настроение», костюм Золушки для взрослого, аудиозапись таинственной музыки, по количеству детей: 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица), листы бумаги с узорами из точек, ручки.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, нам пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (открывает письмо и читает).
«Здравствуйте, ребята! Через несколько дней во дворце состоится бал. Никогда мне ещё не приходилось бывать на балу, но я очень мечтаю туда попасть. Я много раз представляла, как буду танцевать в красивом платье с принцем… Помогите мне, пожалуйста!»
Ребята, мы же никогда никого не оставляли в беде. Поможем? (Да.) Только, кто же написал это письмо, кому нужна наша помощь? Чтобы узнать это, необходимо выполнить задания. Приступим!
Задание «Чистоговорки»
На столе лежат карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов. Воспитатель произносит начало чистоговорки, а дети, глядя на карточки, выбирают подходящую, называют её, а затем проговаривают чистоговорку полностью.
Па-ба-ба — у Пети есть… (труба).
Ро-ро-ро — на полу… (ведро).
Чи-чи-чи — звенят мои… (ключи).
Ка-га-га — у козы… (рога).
Ха-ха-ха — не поймать нам… (петуха).
Аф-аф-аф — мы поставим в угол… (шкаф).
Фу-ву-ву — в лесу видели… (сову).
Су-зу-зу — мы поймали… (стрекозу).
Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Аш-аш-аш — у Саши… (карандаш).
Жи-ши-ши — в реке живут… (ерши).
Цы-цы-цы — летят на юг… (скворцы).
Затем воспитатель обращает внимание на появившийся у двери воздушный шар, к нитке которого привязан конверт. В нём — часть изображения.
В. Ну, а теперь пришёл черёд
Сыграть в игру, где всё наоборот.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово и просит детей подобрать к нему слово противоположного значения.
Чёрный — белый.
Высоко — низко.
Опускать — поднимать.
Хороший — плохой.
Плакать — смеяться.
Левый — правый.
Открывать — закрывать.
Потерять — найти.
Начало — конец.
В. С этим заданием вы тоже справились, молодцы! (Обращает внимание на конверт в лапах игрушечного медведя.) Вот ещё один конверт.
Игра «Узнай и покажи»
Воспитатель загадывает букву:
— Какая буква стоит подбоченясь? (Буква Ф.)
— Какая буква пугалом в огороде торчит? (Буква Т.)
— Какая буква похожа на бублик? (Буква О.)
— Какая буква подъёмным краном «работает»? (Буква Г.)
— Какая буква умеет свистеть? (Буква С.)
— Какая буква жужжит? (Буква Ж.)
После отгадывания буквы демонстрирует карточку с её изображением. Дети показывают её по одному и в парах.
В. Вы справились с непростым заданием. (Въезжает заводной поезд, в вагончике которого — конверт.) Вот ещё конверт. Разгадка близка, осталось совсем немного.
Задание «Буквы, по местам!»
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки, с одной стороны которых изображение букв, а с другой — цифр. Нужно расположить буквы по порядку, который подскажут цифры на обратной стороне карточки, и прочесть слово.
В. Ещё одно задание позади. Молодцы! А вот и конверт (достаёт его из книги).
Физкультминутка
В. Теперь у нас все части изображения, соберём их и узнаем, кто прислал нам письмо. (Дети складывают изображение Золушки.)
Входит Золушка.
Золушка. Дорогие ребята! Вы догадались, кто я? (Золушка.) Верно. Мачеха с сёстрами уехали на бал. Ах, как же мне хочется хоть одним глазком посмотреть на дворец и принца… Вы поможете мне попасть на бал?
В. Ребята, вы хотите, чтобы мечта Золушки сбылась? (Да.) Тогда выполним последнее задание. Но сначала сделаем разминку.
https://www.youtube.com/watch?v=Y0HH6l79Ln4
Пальчиковая гимнастика «Слова»
Раз и два, раз и два! —
Сложим мы из букв слова.
(Сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
«Солнце» — слово лучистое,
(Раздвинуть пальцы рук в стороны.)
«Лев» — слово пушистое.
(Соединить большой, средний и безымянный пальцы, слегка приподнять согнутые указательный палец и мизинец.)
«Носорог» — слово рогатое,
(Выпрямить указательный палец, остальные пальцы согнуть.)
А «зебра» — слово полосатое.
(Соединить подушечки пальцев, округлив свод кисти.)
Упражнение «Обведи»
Детям необходимо по точкам обвести узоры. Воспитатель следит за качеством выполнения задания: умением правильно держать ручку, контролировать силу нажима при письме, не переворачивать лист во время работы, и напоминает, чтобы дети следили за осанкой.
После выполнения задания звучит таинственная музыка, воспитатель взмахивает «волшебной» палочкой, произнося слова:
Би-би-ди, бо-би-ди-бам —
Спеши, Золушка, на бал!
Золушка уходит, а педагог обращает внимание на муляж дерева, на котором сидит игрушечная птичка с письмом. Педагог открывает конверт и читает: «Наконец, сбылась моя мечта — я на балу! Огромное вам спасибо, друзья! Золушка».
В. Ребята, вы сегодня потрудились на славу! Я горжусь вами! Теперь возьмите карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и положите её в нужный кармашек.
Воспитатель передаёт каждому ребёнку по 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица). Если ребёнку занятие понравилось и настроение у него хорошее, то он кладёт соответствующую карточку в кармашек с изображением весёлого человечка, а если не понравилось и настроение плохое, то карточку с грустным лицом в кармашек с грустным человечком.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет подготовила Е. Томашева
Источник: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-obucheniyu-gramote-v-starshej-gruppe-6-7-let.html