ЕГЭ -2017. Задание 8 (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне). Тест — 4 варианта.
Задание 8. Правописание корней
Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:
- проверяемыми,
- непроверяемыми,
- чередующимися.
Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.
Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.
Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.
Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.
Вспомним, что есть что.
Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.
Почему пишем букву о, а не а в словах: коза, козёл? Потому что — ко´зы!
Как проверить?
Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´, козёл — ко´зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´, козёл — ко´зий, ко´злик.
Не путай:
Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:
- слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
- слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
- глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать
Совет №1: для всех, кроме готовящихся к ЕГЭ*:
Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники.
Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности.
Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!
Совет №2: готовящемуся к ЕГЭ:
Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.
Примечание:
После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.
Чередующиеся гласные в корне
Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог-? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-?»
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников.
Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог- пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог , предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями.
Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.
Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник» под редакцией В. Лопатина.
А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.
1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил: стереть-стирать
Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, — блест-//-блист-, -стел-//-стил-
есть суффикс а, пиши в корне и: убирать, блистать,
нет суффикса а, пиши е: берёт, блестеть.
2.Чередование гласных в корнях кос//кас: коснуться — касаться
Если в слове
- есть суффикс а, пиши в корне а: касаться, касание,
- нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение
3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок — макать
Если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши а: макать.
4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять —уравнять
Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:
«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.
5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л
Если корни -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-
без ударения, пиши о: гори´т, клони´лся, твори´ть,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.
Исключение: при´гарь
6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´
Если корни -зар-//-зор-
без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.
Исключение: зорева´ть
7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´ (искл.)
Если корни -плав-//-плов-
без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´
8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло растение, слагаемое — сложение, скакать — выскочка
Если в корне согласные:
- с, пиши о: росла, ст или щ, то а: расти, выращенный,
- ж, пиши о: предложение, г, то а: слагаемое,
- ч, пиши о: выскочка, к, то а: скакалка.
Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый)и их производные: росточек,ростовщичий и др.
С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.
скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.
Не путай:
производные от глаголов скакать и глаголов на основу -скочи(ть): 1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить
Примеры:
проскакать на коне — проскочить мимо,
Список корней,которыеобязательно нужно знать
каждому:
1-9: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, -блест-//-блист-, -стел-//-стил-10: -кас-//-кос-
11: -мок-//-мак-
12: -ровн-//-равн-
13-15: -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-
16: -зор-//-зар-
17: -плов-//-плав-
18-20: -рос-//-раст-//-ращ-, -лаг-//-лож-, -скак-//-скоч-
Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/985
ЕГЭ: задание 9
Безударные гласные корня
Повторить материал к заданию можете, прочитав статью или просмотрев мой видеоурок.
В задании вам надо проверить 5 слов с пропущенными буквами для ответа на вопрос: в каком слове пропущена безударная проверямая, непроверяемая или чередующаяся гласная корня. а ещё надо эту гласную вставить.
Безударная проверяемая гласная.
Чтобы доказать проверяемость гласного в корне, подбирайте слова, где он под ударением (а для этого просто тяните его, может, какое слово и подберётся).
Поберите проверочные слова к орфограмме: к…робка, б…льшой, в…дитель, т…лпа, д…лить.
Развернуть »
кОроб, бОльше, вОдит, тОлпы, дЕлит
Но будьте осторожны: подбираемые вами слова должны быть сходны по значению с исходным (к слову «седой» подбирать слово «сидя», а к слову «лепить» — «липа»).
И ещё: не проверяйте орфограмму жаргонной лексикой, сильно устаревшей или ещё не вошедшей в официальный словарный состав русского языка. Жаргон может только свести вас к ошибке, ибо он не поддаётся норме («Никита» не проверяется словом «Некит», а «Петербург» — «Питер»).
Неофициальная лексика может не совпасть с ответами к заданию (например, слово «блондин» в пособиях по ЕГЭ считается с непроверямой гласной в корне, хотя многие девушки проверяют его словом «блонд»).
С устаревшей лексикой дела обстоят так же, потому что теряется связь между корнями в современном языке (например, нельзя слово «мешок» проверять исходным «мех»: у них потерялась связующая нить).
Безударная непроверяемая гласная.
Здесь вы снова действуете методом подбора. Но у вас не должно это получиться. Часто причиной этого является отсутствие однокоренных слов (например, когда слово пришло из другого языка и плохо обжилось ещё в русском).
Попробуйте подобрать проверочные слова: с…крет, л…боратория, м…нистр, г…ризонт.
Не получается. Потому что они заимствованы из языков с постоянным закреплённым на одном слоге ударением. А чтобы оно поменяло место, слово должно обзавестись целым гнездом русских «родственников», то есть однокоренных слов.Безударная чередующаяся гласная.
Есть ряд корней, в которых бесполезно проверять гласную ударением. Потому что она меняется: в одном слове это «а», в другом слове с таким же корнем — «о». Более того, проверять гласную таким способом будет опасно: «загореть» так и хочется проверить словом «загар». Что приводит к ошибке. Потому так важно знать эти корни в лицо.
Чтобы не вносить ВСЕ эти слова в список словарных, обнаружили закономерности и разделили на 4 группы. Вот эти группы и корни вам и надо запомнить наизусть! И запомнить вместе со значением.
1). Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:Без ударения О:-гор-,-гар- (в знач. гореть);-клон-, -клан- (в знач. склонить);-твор-, -твар- (в знач. творить) ;Без ударения А:-зор-, -зар- (в знач. заря) ;-плов-, -плав- (в знач. плыть).
Исключения: плОвец, плОвчиха
2). Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:-скак-, -скоч- (в знач. скакать);-раст-, -ращ-, -рос- (в знач. расти).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль, скАчок
3) Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:-лож-, -лагА- (в знач. положить);-кОс-, -касА- (в знач. касаться);-бер-, -бирА- (в знач. собирать);-дер-, -дирА- (в знач. обдирать);-блест-, -блистА- (в знач. блистать);-тер-, -тирА- (в знач.
протирать);-пер-, -пирА- (в знач. запирать);-мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;-стел-, -стилА- (в знач. застилать);-жег-, -жигА- (в знач. поджигать);-чет-, -читА- (в знач. считать);— — , -имА- (например, понимать — понять);— -, -инА- (например, пожинать -пожать).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта
4) Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:-равн- (= одинаковый), -ровн- (=гладкий);-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.
Я не зря писал, что учить надо со значениями. Ведь у нас много корней-омонимов: двойников, которые так и норовят всё напутать. Например, мер-мир будет чередоваться при каком значении? Правильно, только «замереть-замирать» и подобных.Корень -мер- в значении «измерять» будет проверяемым ударением (мЕра), как и корень -мир- в значении «мирить» (мИрный). Или возьмём, гар-гор. Чередующийся корень лишь в значении «гореть». Но у него есть омонимы. Допустим, «горы».
В них же никогда не пишется «а» (горный, гористый, горнолыжный).
Последнее. Видел такое в пособиях: иногда пропускают гласную не корня, а приставки или суффикса. В этом случае слово не подойдёт под классификцию «безударная гласная корня».
Посмотрим на само задание из КИМа.
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.в..рховьеорнам..нтотб..раетк..снулся
выр..стающий
Чтобы выполнить задание быстрее, ищите слова-индикаторы. Но ищите внимательно, с полной уверенностью в своей правоте.
КОСнулся, отБИРает, выРАСТающий — знакомые корни с чередованиями. Орнамент — слово заимствованное и, скорее всего, непроверяемое. Вот «верховье» легко проверить словом «вЕрх» и корень не входит в число чередующихся. Это слово и запишем.
Выполняя задание таким способом, думаю, ошибиться будет трудно.
Попробуйте сами с тестами большей степени сложности.
ЕГЭ: Задание 9 — Вариант 1
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
ЕГЭ: Задание 9 — Вариант 2
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
Перейти к следующему заданию ЕГЭ.
→ ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 9
Источник: http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk/ege-zadanie-a14
Егэ русский язык. экспресс-подготовка. задание № 9. безударные гласные в корнях слов
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 9.
Правописание безударных гласных в корнях слов.
Ребята, что-то задержались мы с вами с заданием № 8, правда? Да, многовато в нём правил, случаев. Но, я думаю, вы хорошо поняли все темы, сможете верно выполнить задание № 8.
Пора двигаться вперёд. Нужно немного ускорить движение. Наш экспресс мчится к следующей станции. А она тоже непростая. Ведь задание № 9 связано с правописанием корней слов, а именно в корнях частенько вы допускаете ошибки. Я помогу вам вспомнить правила, дам алгоритм ответа, и тогда это здание не будет для вас таким трудным.
Хочу напомнить, что в задании даны слова с пропущенными безударными согласными в корне, это сокращает нам теоретический материал, с пропусками согласных слов нет.
Сложность данного задания заключается в том, что необходимо не только найти слово, но и верно записать его, не допустить ошибку.
Задание № 9.
Правописание безударных гласных в корнях слов.
В корнях слов безударные гласные бывают трёх типов.
- Проверяемые безударные гласные.
Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.
Пример: весёлый- вЕсело.
- Непроверяемые безударные гласные.
Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).
Например: алфавит, огромный, сирень.
- Чередующие безударные гласные.
Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то О; то Е, то И. Главное: такие гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу; слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.
Таки корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.
Даю таблицу. Запоминайте.
Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся, ведь вам нужно будет вставить пропущенную орфограмму.
Корни с чередующимися гласными. | ||
О-А (11 корней) | Е-И (9 корней. | А , Я – ИМ, ИН |
Без ударения — О.гар — гортвар — творклан — клонБез ударения А.зар- зорплав-пловСм. на конечную согласную в корне.лаг-ложраст-, ращ- рос-скак-скочкас — (есть суффикс А) кос- (нет)См. на значение. равн-(одинаковый) ровн- (ровный)мак-(окускать в жидкость),мок- (пропускать жидкость) | Правило:И- есть суффикс АЕ- нет суффикса А.бер-бирдер-дирмер-мирпер-пиртер-тирблест- блистстел-стилжег-жигчет-чит | занять- заниматьначать -начинатьпожать — пожинатьпонять – пониматьпримять -приминатьпроклясть- проклинатьраспять -распинатьсжать – сжиматьснять -снимать |
Запомните слова- исключения.
О-А | О-А | Е-И |
зоревать зорянкапригарьвыгаркиизгарьутварьпологростокростовщикРостовРостиславотрасль | скачокскачупловецпловчихаплывуныуровеньровесникравнинаравняйсьравнение(направо) | сочетатьсочетаниечета |
В 2019 на ЕГЭ по русскому языку будет предложена новая формулировка задания № 9.
Давайте сравним обе формулировки и поймём, что же нового предлагается вам, ребята, на ЕГЭ.
Задание № 8 (старая нумерация).2018 год. | Задание № 9.2019 г. |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. созн..ватьразг..ретьсямен..джментвыст..литьоп..раясь | Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)2) к..сички, оз..рение, г..ревать3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание5) п..рила, зам..реть, ст..листический |
Новое в задании № 9 ( с 2019 г.)
- Даны ряды слов по три в каждом ( а не отдельные слова);
- Нужно записать номер или номера рядов слов по указанному правилу, а НЕ сами слова.
- Рядов несколько, но сколько, не указано. Это создаёт трудности, нужно внимательно вдумываться в каждое слово, чтобы верно понять, по какому правилу оно пишется.
- Не нужно вставлять буквы, как прежде.
Таковы изменения.
Как же выполнять задание № 9?
Алгоритм выполнения задания № 9.
- Внимательно прочитайте задание, поймите, слова по какому правилу должны быть в ряду: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные или чередующиеся (Теорию смотрите здесь).
- Используйте метод исключения: если в ряду нашли слово по другому правилу, переходите к следующему ряду. Так вы значительно сократите время.
- В ответе должно быть несколько цифр, поэтому внимательно рассматривайте слова каждого ряда, не пропустите верный ответ.
Вспомните!
- Как найти корень слова? Для этого подберите самое короткое слово с данным корнем.
- Если пропущенную гласную можно проверить ударением, то это проверяемая гласная.
Пример.
Удивительный – диво.
- Если пропущенную гласную нельзя проверить ударением, то это непроверяемая гласная в корне.
Примеры.
Ноябрь, хокеей, алгоритм.
- Если корень, как вам кажется, является одним из чередующихся (см. таблицу), то подберите к нему слову с таким же корнем, но с другой гласной в нём. Помните, что слова с чередующимися гласными — это однокоренные слова, имеющие близкие по значению корни. Не путайте с похожими на них проверяемым гласными.
Примеры.
Примирять друзей – мир (проверяемая гласная).
Примерять костюм- мерить (проверяемая гласная)
Замирать-замереть (чередующаяся гласная, есть пара с другой буквой)
Таков алгоритм выполнения задания № 9.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1225-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-8-bezudarnye-glasnye-v-kornyakh-slov
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку
Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку состоит в поиске слова с безударной проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной. Здесь проверяется умение подбирать проверочные слова, находить корни с чередованием и разбираться в особенностях их написания, а также знание слов, написание которых нужно запомнить.
Алгоритм выполнения задания
- подберите проверочные слова (если это возможно);
- проверьте наличие чередования в корне;
- если невозможна проверка, слово словарное.
Написание слов с гласной, которую нельзя проверить, нужно заучивать. Слова, на которые стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:
Лиловый, конституционный, лелеять, критерий, экскаватор, пьедестал, косметология, ветеринар, коварный, великолепный, резервуар, репетиция, реставрировать, реставрация, величие, комбинезон, поликлиника, компоновать, катастрофа, инквизиция, досконально, контингент, календарь, декларация, приоритет, примитивный, дисциплина, шедевр, вестибюль, дивизия, профориентация, карнавал, привередливый, багровый, аномалия, сковорода, интеллигентный, околдовать, антагонизм, приоритет, делегация, перламутр, оригинал, апелляция, гастроном, дезертир, корифей, торжество, ветеран, лорнет, симметричный, резиденция, кондуктор, озорник, профиль, тротуар, реабилитация, вакансия, дефицит, корысть, реставрировать, эксперимент, ностальгия, пессимист, меценат, агроном, бойкот, апартаменты, суверенитет, поролон, кампания, сертификат, винегрет, натюрморт, авантюра, предварительный, ватрушка, фломастер, ураганный, каталог, иждивенец, привилегированный, каморка, акварель, оранжевый, пейзаж, конфорка, стадион, гарнизон, парадокс, меридиан, конференция, мотивировать, наваждение, аплодисменты, процент, аккордеон, габариты, вереница, линолеум, палисадник, нотариус, лаконизм, контрастный, фантазер, кобура, панорама, инициалы, торпеда, обоняние, оптимист, адвокат, стипендия.
Способ проверки безударной гласной – подбор проверочного слова (его формы или однокоренное): акробатический – акробат, покаяние – каяться, обделенный – делит, настроение – настрой, щадящий – пощада, хожу – ходим, десна – дёсны, полила – полил.
Корни (чередующаяся гласная)
Гар-гор: под ударением пишется а, без ударения о – угар, угореть. НО пригарь, выгарки, изгарь;
Зар – зор: без ударения а, под ударением – что слышится – зарница, зорька. НО зоревать;Клан – клон: без ударения о, под ударением – что слышится – раскланиваться, наклониться;
Твар – твор: без ударения о, под ударением – что слышится – творец, тварь. НО утварь.
Чит-чет, дир-дер, тир-тер, стил-стел, бир-бер, блист-блест, пир-пер, мир-мер, жиг-жег пишется и, если есть суффикс а: раздирать – раздерет. НО сочетать, сочетание, чета;Кас-кос: а, если есть суффикс а – касательная, прикосновение;А(я)-им(ин): пишется им (ин), если суффикс а – сжать, сжимать.
Лаг-лож: перед г – а, перед ж – о – слагаемое, сложение. НО полог;
Скак-скоч: перед к – а, перед ч – о – ускакать, выскочка. НО скачок, скачу, скачи, скачкообразный;
Раст-ращ-рос: перед с – о, перед ст и щ – а – растение, подрос. НО росток, отрасль, отраслевой, на вырост, Ростислав, Ростов, ростовщик.
Плав–плов: плов – в словах «пловец, пловчиха», плав – в остальных. НО плывуны;
Равн-ровн: равн – «подобный по размеру, качеству» – уравнять в возможностях, ровн – «гладкий» – разровнять. НО равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник;
Мак-мок-моч: мак – «опускать в жидкость» – макать кисточку, мок, моч – «пропускать жидкость, быть мокрым» – отмокать.
Пример 1
Определите слово, в котором пропущена: безударная проверяемая гласная корня
заб…рётвопл…щениек…ртина
выч…тать
«Заберет», «вычитать» – корни с чередованием -бер, -чит, «картина» – словарное. Проверим: «воплощение» – плоть.
Пример 2
Определите слово, в котором пропущена: безударная непроверяемая гласная корня
пол…тическийисс…катьвыж…гать
г..ризонт
«Политический», «иссякать»: политика, иссякнуть. «Выжигать» – корень с чередованием -жиг. Ответ: «горизонт».
Пример 3
Определите слово, в котором пропущена: безударная чередующаяся гласная корня
разд…раетраспор…дитьсяп…литра
р…скошный
«Роскошный», «распорядиться» проверяем: роскошь, распорядок, слово «палитра» проверить нельзя. Ответ: «раздирает» (-дир).
Подробный разбор заданий 5, 6 и 7 читайте по ссылкам.
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Разбор заданий, Русский язык
Источник: https://uroknadom.ru/blog/zadanie-8-ege-po-russkomu-yazyku-pravopisanie-glasnyh-v-korne-slova/
Разбор задания №8 ЕГЭ по русскому языку
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.
Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку
- проверяемая безударная гласная
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением.
Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать».
Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
- безударная чередующаяся гласная
Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
- непроверяемая безударная гласная
Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.
А | авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция |
Б | багаж, бойкот |
В | вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет |
Г | габариты, гарнизон, горизонт |
Д | дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально |
И | игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция |
К | кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий |
Л | лелеять |
М | меридиан, меценат, мотивация |
Н | наваждение, ностальгия |
О | оригинальный |
П | палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал |
Р | реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать |
С | семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет |
У | утрамбовать |
Ф | факультет, филармония, фестиваль |
Ш | шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать |
Э | экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция |
Алгоритм выполнения:
- Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
- Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: меценат – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
- Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А, так как после нее идут согласные СТ.
Ответ: взрастить