Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения (8 класс)

Уроки развития речи в 8-м классе

Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения (8 класс)
Преподавание русского языка

Добавлено: 2014.08.15
2776

Турантаева Наталья Гаврильевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

Обучающие –  обучить учащихся составлять связный текст.

Развивающие – развить творческую деятельность учащихся,  навыки составления текста на основе личных впечатлений и воображения.

Воспитательные – пробудить чувства любви к окружающей среде.

Оборудование: картина природы во время грозы, текст с изложением демонстрирует проектор.

урока

I. Организационный момент

Учитель: Девиз наших уроков

Учащиеся:
Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком Потому что я владею

Русским всеохватным языком

II. Слово учителя

Ребята, сегодня мы напишем изложение, но непростое изложение, а изложение с элементами сочинения. Перед вами текст «Гроза на озере Тургояк». Данный текст повествует нас о событии, которая происходила в прошлом.

По типу текст – повествование, стиль художественный. В тексте сообщается явление, которую переживает главный герой рассказа, мальчик, от лица которого и ведется повествование, рисуется художественный образ грозы.

Текст состоит из трех частей. В качестве зачина выступает первый абзац, который повествует о внезапно наступившей грозе, пугающей людей. Средняя часть представлена двумя микротемами: 1 микротема – «Путь к озеру», в которой повествуется о буйстве природы.

2 микротема может быть названа «Озеро во время грозы». Эта микротема во всех деталях раскрывается в предложениях с помощью глаголов со значением движения активного действия. Природа становится активным действующим лицом.

Эти глаголы вместе с обстоятельственными словами (ярче, ежеминутно, не переставая, трудно, громче) выражают повествовательную динамичность, создают ощущение силы, всеобщего движения, величия природы.

Благодаря глаголам звучания, зрительного восприятия глав, герой не только слышит, но и зрительно воспринимает происходящее. В этой части текста очень хорошо передано функционирование глаголов, которые выступают семантическим смыслом текста.

В этой части текста используется ЛСГ прилагательных обозначающих цвет.

Концовка выражена в последнем абзаце, которая выступает в качестве заключения текста. В нем говорится о возвращении главного героя домой. В тексте был создан яркий образ грозы, который запечатлелся у главного героя на всю жизнь.

Текст демонстрируется на проекторе.

Гроза на озере ТургоякОднажды ночью меня разбудил крик сестры. Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах. Сестра очень боялась грозы, зажмуривалась, лезла под одеяло, под матрац и утверждала, что все-таки видит молнию. Мать и няня возились с ней, им было не до меня. «А что с озером?» – подумал я. Издали слышно было, как оно ревет. И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру. Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был бы освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившейся с неба. Я знал здесь каждый пенек, каждый корень, да к тому же все ежеминутно освещалось молниями.Но ветер гнал по дорожкам по дорожкам потоки воды, и добежать до озера было трудно, но я бежал к озеру; оно ревело, еще невидимое, ревело все громче, ветер оттуда становился все сильнее. Когда я прибежал к тому месту, где кончалось болотце, я вдруг почувствовал, что дождь стал лить как из ведра. Я вбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне,  и грозя оторвать меня от дерева.Озеро было все молочно-голубое среди темных гор. Но вдруг наступала черная тьма, и тут же при свете молнии оно восставало снова молочно-голубым. Только неизменные очертания гор мрачно чернели на том берегу.Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. Больше нельзя было выдержать, я был точно избит бешеными потоками воды. Но то, что увидел, запечатлелось на всю жизнь…Возвращаться домой было еще труднее, чем идти к озеру. Молнии сверкали реже. В промежутках наступали черные провалы, дождь лил все сильнее, я оступался в лужи, спотыкался о пни, о камни, о корни.   

III. Составление плана

1. Гроза

2. Путь к озеру

3. Озеро во время грозы

4. Возвращение героя домой.

IV. Самостоятельное чтение текста

V. Учащиеся рассматривают картину и сопоставляют с ней прослушанный текст

VI. Словарная работа

(см. Приложение 1)

Предикаты
Глаголы звучанияГлаголыдвиженияГлаголызрительноговосприятияГлаголыактивногодействияЛСГприлагательных,обозначающихцвет
РеветьГреметьгрохотатьИзбегатьПерекидыватьсяСотрясатьГнатьВспыхиватьОсвещатьСверкатьЛитьОбдаватьВздыматьсяСотрясать

VII. Анализ текста и картины по вопросам

VIII. Сообщаем учащимся, что они могут свободно использовать текст изложения, передавая свое видение и понимание изображенного на картине пейзажа.

IX. Написание работы

Урок 2. Изложение с элементами сочинения (5 класс)

Цель:

1) развить творческую деятельность учащихся;

2) пробудить чувство любви к окружающей среде, природе;

3) научить последовательно излагать свои мысли.

урока

I. Организационный момент

II. Задание перед чтением

1) Подумать, как можно озаглавить этот текст.

2) Определить основную мысль текста.

III. Чтение текста

Писать о лесах – мое любимое занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме.  Необыкновенно важна роль леса в жизни человека. Лес дал человеку первые орудия труда и снабдил человека пищей, одеждой, дал кров. Современная цивилизация началась с изобретения бумаги и книги, материал для которых дал все тот же лес.Лес пока продолжает служить человеку свою верную службу. Однако люди давно заметили, что леса на земле катастрофически быстро исчезают. Ученые всего мира приходят к общему выводу, что дальнейшее сокращение лесов нежелательно и даже опасно.Леса поднимают урожайность полей, дают приют диким животным, и, наконец, леса служат объектом для многих наук…(По В.Чивилихину)

IV. Беседа

1) Передать сжато основную мысль текста.

2) Определить тип и стиль текста.

V. Словарная работа

Объяснить правописание предложенных слов, обозначив орфограммы:

О л…сах, обяза…ость, написано (не) мало, ч…в…лизация, и…чезая, к…рмил, к…т…строфически быстро и…чезают, служат об…ектом.

VI. Повторное чтение текста

VII. Составление плана

VIII. Написание изложения

IX. Написать небольшое сочинение о важности охраны природы

Вспомните факты жестокого отношения к природе среди сверстников;

Расскажите об известных вам случаях бережного отношения к природе.

VIII. Написание сочинения

Источник: https://metodic-school.ru/?m=1852

Урок 1. Изложение с элементами сочинения (8 класс)

Цели:

Обучающие –  обучить учащихся составлять связный текст.

Развивающие – развить творческую деятельность учащихся,  навыки составления текста на основе личных впечатлений и воображения.

Воспитательные – пробудить чувства любви к окружающей среде.

Оборудование: картина природы во время грозы, текст с изложением демонстрирует проектор.

урока

I. Организационный момент

Учитель: Девиз наших уроков

Учащиеся:
Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком Потому что я владею

Русским всеохватным языком

II. Слово учителя

Ребята, сегодня мы напишем изложение, но непростое изложение, а изложение с элементами сочинения. Перед вами текст «Гроза на озере Тургояк». Данный текст повествует нас о событии, которая происходила в прошлом.

По типу текст – повествование, стиль художественный. В тексте сообщается явление, которую переживает главный герой рассказа, мальчик, от лица которого и ведется повествование, рисуется художественный образ грозы.

Текст состоит из трех частей. В качестве зачина выступает первый абзац, который повествует о внезапно наступившей грозе, пугающей людей. Средняя часть представлена двумя микротемами: 1 микротема – «Путь к озеру», в которой повествуется о буйстве природы.

2 микротема может быть названа «Озеро во время грозы». Эта микротема во всех деталях раскрывается в предложениях с помощью глаголов со значением движения активного действия. Природа становится активным действующим лицом.

Эти глаголы вместе с обстоятельственными словами (ярче, ежеминутно, не переставая, трудно, громче) выражают повествовательную динамичность, создают ощущение силы, всеобщего движения, величия природы.

Благодаря глаголам звучания, зрительного восприятия глав, герой не только слышит, но и зрительно воспринимает происходящее. В этой части текста очень хорошо передано функционирование глаголов, которые выступают семантическим смыслом текста.

В этой части текста используется ЛСГ прилагательных обозначающих цвет.

Концовка выражена в последнем абзаце, которая выступает в качестве заключения текста. В нем говорится о возвращении главного героя домой. В тексте был создан яркий образ грозы, который запечатлелся у главного героя на всю жизнь.

Текст демонстрируется на проекторе.

Гроза на озере Тургояк

Однажды ночью меня разбудил крик сестры. Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах. Сестра очень боялась грозы, зажмуривалась, лезла под одеяло, под матрац и утверждала, что все-таки видит молнию. Мать и няня возились с ней, им было не до меня. «А что с озером?» – подумал я. Издали слышно было, как оно ревет.

И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру. Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был бы освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившейся с неба. Я знал здесь каждый пенек, каждый корень, да к тому же все ежеминутно освещалось молниями.

Но ветер гнал по дорожкам по дорожкам потоки воды, и добежать до озера было трудно, но я бежал к озеру; оно ревело, еще невидимое, ревело все громче, ветер оттуда становился все сильнее. Когда я прибежал к тому месту, где кончалось болотце, я вдруг почувствовал, что дождь стал лить как из ведра.

Я вбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне,  и грозя оторвать меня от дерева.

Озеро было все молочно-голубое среди темных гор. Но вдруг наступала черная тьма, и тут же при свете молнии оно восставало снова молочно-голубым. Только неизменные очертания гор мрачно чернели на том берегу.

Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. Больше нельзя было выдержать, я был точно избит бешеными потоками воды. Но то, что увидел, запечатлелось на всю жизнь…

Возвращаться домой было еще труднее, чем идти к озеру. Молнии сверкали реже. В промежутках наступали черные провалы, дождь лил все сильнее, я оступался в лужи, спотыкался о пни, о камни, о корни.   

III. Составление плана

1. Гроза

2. Путь к озеру

3. Озеро во время грозы

4. Возвращение героя домой.

IV. Самостоятельное чтение текста

V. Учащиеся рассматривают картину и сопоставляют с ней прослушанный текст

VI. Словарная работа

(см. Приложение 1)

Предикаты

Глаголы
звучания

Глаголы
движения

Глаголызрительного

восприятия

Глаголыактивного

действия

ЛСГприлагательных,обозначающих

цвет

Реветь

Греметь

грохотать

Избегать

Перекидываться

Сотрясать

Гнать

Вспыхивать

Освещать

Сверкать

Лить

Обдавать

Вздыматься

Сотрясать

VII. Анализ текста и картины по вопросам

VIII. Сообщаем учащимся, что они могут свободно использовать текст изложения, передавая свое видение и понимание изображенного на картине пейзажа.

IX. Написание работы

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.