Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения

Личное окончание глаголов. Правописание

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Общие сведения

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

Личное окончание глаголов, стоящих в ударном положении

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).

Правописание безударных личных окончаний глаголов

В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.

Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и –уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».

Приведем пример: таешь, таем, копаем, копаешь, копаете, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: –ут или –ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.

Спряжение второе

Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».

Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 2-го спряжения имеют следующие окончания: –ат или –ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.

Исключения из правил

Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:

  • Брить, стелить. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, бреешь, бреем, бреете, бреют, стелют и пр.
  • Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –еть и –ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.

Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.

Разноспрягаемые слова

Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст.

Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать.

Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:

  • он бежит, хочет;
  • ты бежишь, хочешь;
  • я бегу, хочу;
  • они бегут, хотят;
  • вы бежите, хотите;
  • мы бежим, хотим.

Подведем итоги

Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:

  1. Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
  2. Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на –ить, то это второе спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа – –ат или –ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
  3. Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или –еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то это глагол первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем –ют или –ут).

Источник: http://fb.ru/article/150365/lichnoe-okonchanie-glagolov-pravopisanie

Конспект урока по русскому языку

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения

Наша кнопка

Скачать материал

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы – исключения»

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 5 с.Сергиевское :

Довганёва Татьяна Николаевна

2013 г.

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения»

Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи:

-познакомить с глаголами-исключениями

формироватьумения выбирать способ определения спряжения глагола;

– уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;

– расширять знания детей по теме «Глагол»;

-развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально;

-развивать умение детей анализировать и делать выводы;

-формировать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: М.Л.Каленчук ,Н.А.Чуракова «Русский язык.4 класс,ч.1.», карточки для индивидуальной работы, презентация

Ход урока:

1.Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

(Слайд 1)

-Что это за часть речи? (Глагол)

2.Минутка чистописания.

(Слайд 2)

3. Вхождение в тему.

3.1 Повторение пройденного.

У каждого из вас на столе карточка с вопросами. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов и подготовьте небольшое сообщение о глаголе.

карточка

  1. Часть слова

  2. Член предложения

  3. Часть речи

  1. Действие предмета

  2. Признак предмета

  3. Название предмета

  1. В предложении глагол бывает

  1. Второстепенным членом

  2. Чаще всего сказуемым

  3. Подлежащим

  1. Только по числам

  2. Только по временам

  3. По временам, по лицам, по числам.

5.Глаголы могут

А . Склоняться

В.Спрягаться

Высказывания детей

3.2.Повторение о спряжении глаголов (по составленному алгоритму)

-Давайте уточним, а что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

-Как определить спряжение глагола? (По окончанию личных форм глагола)

Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное)

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? (Слайд или плакат с надписью прикрепляю на доску после ответа детей)

1 спряжение

2 спряжение

-е-ешь-ет-ем-ете-и-ишь-ит-им-ите3-е лицо мн.число-у (-ю)-ут (-ют)-а (-я)-ат (-ят)

– Но в безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку.

– как же правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

(Если личные окончания безударные, ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит глагол (как правило!) 2 спряжения, если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1 спряжения.

3.3.Составление алгоритма для работы

Итак, наша цель: правильно определить спряжение глагола. С чего начнем работу, как вы думаете?

1. Определим ударное окончание или безударное. Для этого ставим глагол в форму 2 лица ед. числа, или 3 лица мн.числа

2.Если личное окончание ударное,то то то спряжение опрежеляем по букве окончания

-е (ё), – у(ю) – 1 спр. -и , -а(-я) – 2 спр

3. Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс.

Если – и-, то 2 спр.

3.4. Работа над орфограммами.

-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.

Говор . шь, приход._м, чита._те, (он) принос._т, дыш..т

-В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании)

-Работаем у доски и в тетрадях.

-Кто начнет? (Приём:“Передай мел другому”)

Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы.

4.4 Постановка проблемного вопроса.

Что-то не так? Попробуем порассуждать. (сам – но, 1. чел. у доски)

– Что у вас получилось?

Дышать -дышат (н. ф. дышать– Iспр.; 3л. мн. ч.длышат– IIспр.)

– Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие. Давайте в окончании глагола оставим дырочку и напишем мену букв. Вернемся к нему чуть позже.

-Написание глагола поддается правилам? (Нет)

– У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет?

5.Работа над новой темой.

Работа с обратным словарём ( упр.48)

-Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на –ать. Найдите глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 4.Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому спряжению они должны относиться согласно правилу?

Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч.

Держать держишь держат

Гнать гонишь гонят

Дышать дышишь дышат

Слышать слышишь слышат

(Все глаголы на –ать, значит они относятся к 1 спряжению.(1 столбик)

У: Давайте проспрягаем эти глаголы рядом. Поставьте их в форму 2 л. ед числа -Какие окончания они имеют?

У: А теперь в форму 3 лица мн.ч..

У: Какие окончания у глаголов?

У:Что теперь вы скажите?

(По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению.)

Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.

+мы исследовали глагол-……..глаголы стоят в н.ф. имеют глагольный суффикс а перед ть, а когда ставим в 3 л.мн.ч.имеют окончания как у глаголов 2 спр.и во 2 л. Ед.ч.в окончании имеют букву и)

У: У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске)

У: Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу?

(Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить)

5.1. Грамматическая сказка о глаголах – исключениях. (Презентация)

– A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении.

Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пошли они к царю с просьбой:

– Милостивый государь, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

Физминутка

5.2.Выражение решения.

– Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.69

– Прочитайте самостоятельно правило.

– Какое открытие вы для себя сделали?

(Глаголы- исключения… относятся ко II спряжению).

-Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «дышит»?

5.3Дифференцированная работа по  объёму и степени сложности Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям.

1 уровень

Списать, определить спряжение глаголов.

Сидим, шуршат, цветёшь, скользит, держать.

2 уровень

Списать пословицы, найти глаголы, определить спряжение

Охотник слышит, как лес дышит.. Воду в решете не удержишь

3 уровень

В пословице допиши пропущенную букву. Определить спряжение глаголов.

Не та рука плоха, что держ…т свое, а та, что тян…т чужое.

Ретроспективная оценка. После выполнения задания оцените свои возможности и напишите на полях букву л – если было выполнить задание, букву т- если было трудно.

5.3.Помощь в стихах.

– Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его.

Весёлые рифмы.( на парте у каждого) Слайд с драконом

Как начнёшь меня ты гнать,

Перестану я дышать,

Перестанут уши слышать,

Ну а руки всё держать.

5.4 Глаголы-исключения

Есть ещё семь глаголов-исключений. Несмотря на то, что личные окончания у них безударные, и глагольный суффикс – е – в начальной форме, они относятся ко 2 спряжению

Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочетсяЧерез стёклышко ________________смотретьЦелый мир прекрасно  ______________ ,видеть

Всё плохое _______________ .ненавидеть

Научиться боль ______________терпетьЧтоб никто не мог ________________,обидетьЧтоб от сильных  не _____________________,зависеть

Чтобы слабым не ________________.вертеть

Как же хочется всё _______________ .слышатьПтицу синюю в руках _______________ ,держатьЧистым свежим воздухом _________________ ,дышатьНе спешите мысли ______________ .гнатьКак прекрасно помечтать.

6.Итог урока. (рефлексия)

– Какова была тема урока?

– С какой проблемой столкнулись?

– Назовите глаголы- исключения II спряжения.

– Почему эти глаголы являются исключениями?

– Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно – ! знак.

У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? Знак.

– Спасибо за работу. (Выставление оценок)

Оценочный лист

  • «5»-все задания выполнял правильно;
  • «4»-выполнил все задания, иногда ошибался;
  • «3»-часто ошибался при выполнении заданий;
  • «2»-почти ничего не смог выполнить правильно.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-lichn1.html

Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так.

К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы – ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания.

Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и».

Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Читайте о том, как определить спряжение глагола.
А также о наклонении глагола в русском языке.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Источник: https://www.rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи. Он изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

Изменение гла­го­лов по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узна­е­те
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научи­те
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер:

петь:

  • 1 лицо я пою́ — мы поём
  • 2 лицо ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Лете́ть

  • 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.

Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

косить, хва­лить, кле­ить, мучитьгла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

видеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

слы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо он ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо он купа́ет — они купа́ют

В боль­шин­стве лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

урок для учащихся 5 класса

Средняя оценка: 4.Проало: 8

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/okonchaniya-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spryazheniya.html

Лингводидактический анализ. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения

В основе правила “Правописание безударных личных окончанийглаголов в настоящем и будущем времени” лежит морфологическийпринцип, чем обеспечивается единообразное написание окончанийглагола независимо от их произношения.

2. Языковые особенности орфограммы, указывающиесяв формулировке правила.

В данном орфографическом правиле дана фонетико-грамматическая характеристика орфограммы:

” безударный” (гласный)” – фонетический признак орфограммы;

личные окончания глаголов” – грамматический признак орфограммы.

3.Три этапа анализа орфограммы, основанныена их признаках

Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:

1) обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);

2) установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);

3) решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).

Все признаки орфограммы делятся на 3 группы:

1) опознавательные признаки;

2) признаки, помогающие выбрать нужное правило (“выборочные”);

3) признаки, определяющие написание (“заключительные”).

Анализирую данное правило.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо определить его спряжение.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют понеопределенной форме.

Глаголы, которые оканчиваюся в неопределенной форме на -ить,относятся ко II спряжению: строить, клеить. Большинство глаголовна -ать, -ять, -еть, ыть, -оть, уть относятся к I спряжению: думать, сеять, зеленеть, рыть, полоть, тянуть.

ПАМЯТКА.

Для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо:

1) определить время, лицо и число глагола;

2) назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием -ть определить спряжение;

3) вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лицеи числе. I IIшь шь- Е т – И тм мте те-ут(-ют) -ат(-ят)
Запомните, какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению: глаголы на -еть: смотреть, вертеть, обидеть. ненавидеть, зависеть, терпеть, видеть; на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.

Можно назвать три группы признаков орфограммы:

– “безударные гласные” – “опознавательный” признак;

– “в личных окончаниях глаголов” – “выборочные” признаки;

– “в неопределенной форме оканчивается на -ить, значит относится ко II спряжению”, “в неопределенной форме оканчивается на-ать, -еть, если является глаголом-исключением, то относится коII спряжению, “остальные глаголы относятся к I спряжению” – “заключительные” признаки орфограммы.

Признаки орфограммы должны быть расположены в той последовательности, в которой надо проводить анализ орфограммы, чтобы
верно применить правило.

4. Последовательность орфографических действий,отраженных в формулировке правила.

В формулировке правила вначале указываются опознавательныепризнаки орфограммы, затем “выборочные” и, наконец, “заключительные” признаки орфограммы.

В формулировке данного правила опознавательные, “выборочные”и “заключительные” признаки орфограммы названы в той последовательности, которая фактически нужна ученику для орфографическогоразбора.

В формулировке данного правила можно указывать сразу всеглаголы, которые относятся ко II спряжению, т.е. 11 глаголов-исключений (4 на -ать и 7 на -еть) сразу записывать во II спряжение.

Данное изменение оказывается в “заключительном” признаке орфограммы и как таковой решающей роли не играет.

Т.е. правило могло бы выглядеть и следующим образом: “чтобы не ошибиться в правописании безударных личных окончаний, надо поставить глагол в неопределенной форме.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределеннойформе оканчиваются на -ить, кроме брить, стелить: строить – строит, строят; 4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать;7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, терпеть, обидеть, смотреть,терпеть,, зависеть, ненавидеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть – моют, моет; полоть – полет, полют; тянуть – тянет, тянут и др.”

Такая формулировка правила на “заключительном” этапе позволит сразу определить, к какому спряжению относится глагол. Еслиэтот глагол не на -ить и не один из 11 перечисленных, то этотглагол относится к I спряжению.

Т.к. все глаголы-исключения относятся ко II спряжениё, ихнеобязательно выносить отдельно (уже после того, как было сказанопро II и I спряжение).

В формулировке правила указан опознавательный признак орфограммы (“Безударные гласные…”).

5. Анализ названия орфографической темы

В названии темы (“Правописание безударных личных окончанийглаголов в настоящем и будущем времени”) указан опознавательный признак орфограммы (“Безударные гласные…”) и “выборочные” признаки (“…в окончаниях глаголов). На выборочном этапе анализа определяется 2 признака:

1) морфема, в которой имеется безударный гласный;

2) часть речи.

Признаки, указанные в названии темы, полностью совпадают спризнаками, указанными в формулировке правила (опознавательный и”выборочный” признаки).

6. Метод объяснения орфографического правила

Обоснование метода объяснения орфографического правила.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:I IIЯ играю хожуТы играешь ходишьОн инграет ходитМы играем ходимОни играют ходим

Вы играете ходите

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа совсеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную буквуво всех окончаниях.

I – е -ут, -ют
II – и -ат, -ят.

– Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро.шь, он стро.т, они стро.т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надоопределить его спряжение).

– Как определить спряжение глаголов с безударными личнымиокончаниями в настоящем и будущем времени.(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).

– Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.пиш.шь, друж.шь

1) В какой части слова пропущена буква?2) Ударные гласные или нет?3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

Формулируется правило.

Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит), а лень – (портить).

7. и последовательностьорфографического разбора

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этапанализа), учащийся:

1) выделяет морфему с безударным гласным;

2) определяет часть речи (выборочный этап анализа);

3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола,ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчиваетсянеопределенная форма глагола;

4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на-еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числуглаголов-исключений (заключительный этап анализа).

Письменный разбор:

Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, Iспр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молниив небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко,ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием,учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.

Устный орфографический разбор:

“В слове шепчет безударный гласный находится в окончанииглагола, неопределенная форма – шептать, оканчивается на -ать,это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет.”

8. Виды ошибочных обобщений и их возникновение

Правила правописания личных окончаний глаголов распространяются на большое количество слов. По данным Т.В. Напольновой, глаголов с безударными личными окончаниями 17605, из них глаголов Iспряжения – 14232, II спряжения – 3373.

Одна из причин ошибок в написании безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений заключается в том, что школьникиподчас не умеют правильно поставить глагол в неопределенной форме.

Учащиеся затрудняются поставить глаголы в неопределеннойформе в следующих случаях:

а) если при образовании личных форм глагола происходит чередование согласных (подыскать – подыщет, плескаться – плещется,колыхать – колышет, щебетать – щебечет, рассказать – расскажет ипод.); особенно трудными являются глаголы на -ать, в которых внастоящем и будущем времени выпадает а (колыхать, щебетать ипод.);

б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные глаголы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол од-ного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида -глаголом II спряжения), например: усилить – усиливать, вытащишь -вытаскивать, заметить – замечать, дополнить – дополнять и под.(ошибки возникают в том случае, если учащиеся при проверке подбирают неопределенную форму другого вида);

в) если глаголы безличные: хочется спать, дышится легко, отпечи так и пышет жаром и под.

Безличные глаголы в неопределеннойформе употребляются редко, а иногда и совсем не употребляются,например, глагол “пыхать” в значении “испускать жар, быть жарким”в неопределенной форме не употребляется.

Он употребляется лишь вформе 3-го лица единственного и множественного числа (этот глаголбывает не только безличным, но и личным, например: Печь пышет жаром);

г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разнымспряжениям, напрмер: гнать – гонять, выгнать – выгонять, слышать,слушать, вырастить – вырасти и под.

Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме в следующих случаях: если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, реять, залаять (употребительных глаголов ан -ять немного в русском языке);Если встречаются с глаголами молоть, клеить, удвоить и под.

Последние два глагола учащиеся нередко считают глаголами на -ять:келять, удвоять; а глагол мелешь (мелет, мелем, мелете, мелют) несоотносят с глаголом молоть ввиду того, что в корне глаголы чередуются гласные О и Е (молоть – мелет) и учащиеся не считают иходнокоренными глаголами (они не учитывают наличия чередования);если встречаются с глаголами, которые учащиеся неправильно употребляют в своей речи (кашлять, выздороветь, капризничать, хозяйничать и др.)

Отметим и другие трудные случаи:

1) глаголы на -оть: колоть, полоть, бороться и под.;

2) глаголы, которые совпадают по основному лексическому значения и по формальным признакам лица и числа, но являются глаголами разных наклонений: вынесите – вынесет, пишите – пишете. Приуказанных обстоятельствах учащиеся затрудняются определить, к какому наклонению ( изъяснительному или повелительному) относитсятот или иной глагол, в результате чего допускаются ошибки;

3) глаголы на -еть и на -ать. Большая часть глаголов на -етьи -ать относится к I спряжению, незначительная часть – ко IIспряжению.

Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не учитывают того, что 7 глаголов -еть и 4 глагола на -ать относятся коII спряжению (считают все глагола на -еть и на -ать глаголами Iспряжения) или если учащиеся глаголы на -еть и -ать пишут по аналогии с глаголами-исключениями (то есть считают все глаголы на -еть и -ать глаголами II спряжения);

4) глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить, выбитьи под.

) перетягивающей на себя ударение в слове, в результате чего личные окончания становятся безударными, в то время как вбесприставочных глаголах эти окончания ударные (выпьет – пьет,выльет – льет, вышьет – шьет, выспится – спит и под.

) Ошибкивозникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставкивы- и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличиеприставки вы-, определяя спряжение глаголов по неопределеннойформе.

В глаголах-исключениях, имеющих приставку или частицу -ся (аиногда и приставку, и частицу -ся) ошибок встречается в 2-3 разабольше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы-ся. Очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет “узнавание” глаголов-исключений.

Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросучто делать?

Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки,разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаголам II спряжения, то появляются ошибки.

В глаголах I спряжения с основой на шипящие Ж и Ш ошибкивозникают потому, что учащиеся пишут их, неверно применяя правило: “жи, ни пиши с буквой и”. По этому “правилу”, как показалииндивидуальны беседы, ошибочно были написаны такие, например,слова, не спишешь, колышется, не колышет, не расскажешь и др.

Ошибки возникают и тогда, когда учащиеся не узнают парадигм спряжения. Поэтому они под влиянием суффиксов неопределенной формы пишут соответствующие гласные в окончаниях глаголов (“сеят”).

Иногда учащиеся определяют спряжение глагола по 3 лицу множественного числа. Вот некоторые ответы учащихся: “Колишь, потомучто они колят”, “гладешь, потому что они гладят”; “пенется, потому что они пенются”; “слышешь, потому что слышут”.

Итак, ошибки на правописание личных окончаний глаголов в работах учащихся появляются в том случае, если учащиеся не могутправильно поставить глагол в неопределенной форме и определить,на что оканчивается глагол в неопределенной форме; затрудняютсяверно установить грамматические признаки глагола, определяютспряжение глагола по вопросам что делать? что сделать? или по 3-му лицу множественного числа; учитывают не все существенныепризнаки, верное определение которых способствует безошибочномуписьму, или учитывают несущественные признаки, а существенныепризнаки не принимают во внимание.

© Реферат плюс

Источник: https://referatplus.ru/sociolog/ksocpsix2.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.