Отчет по адаптации первоклассников

Отчет учителя по адаптации первоклассников к школе

Отчет по адаптации первоклассников

Анализ адаптации первоклассников к школьному обучению

Сообщение на заседании

В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности.

Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием.

Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:

– проблема взаимоотношения с учителем;

– проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам:

  1. Интеллектуальная готовность;
  2. Личностная готовность;
  3. Социально-психологическая готовность;
  4. Физическая готовность.

Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:

  1. Высокий уровень;
  2. Средний уровень;
  3. Низкий уровень.

В первом классе обучается 13 человек, из них 6 девочек и 7 мальчиков. Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному.

С высоким уровнем адаптации нет ни одного ученика.

Так как ребята не способны работать по аналогии, затрудняются делать выводы, не различают временные промежутки, им трудно удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся испытывают трудности, работая по инструкции, заданному плану, ответы не соотносят с вопросом, а подчиняют ответ своим мыслям. Не внимательно слушают указания учителя, не соотносят свои действия с ними, не могут выполнить поручения без контроля, испытывают затруднения при решении усложнённых задач.

К среднему уровню я могу отнести пять учащихся. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе.

Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле.

Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.

Низкий уровень адаптации у большинства учащихся первого класса. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность.

Семь учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения У троих первоклассников выявлена проблема органов зрения.

Трое детей овладели навыком чтения до поступления в школу.

Материал (1 класс) на тему:
Отчет по адаптации первоклассников

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении

адаптационного периода у учеников 1 «б»класса.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач.

Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Организацию работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками;
  • Диагностику готовности дошкольников к обучению в школе;
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.

Программа «Школа будущего первоклассника» рассчитана была на 1 занятие один раз в неделю в апреле- мае месяце.

цель, помочь детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводил учитель.

занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней.

В свою очередь в процессе учебы, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

Поступление детей в школу – важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию.

Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы.

Поэтому особое внимание нужно уделять тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.

Виды школьной адаптации:

а) Физиологическая адаптация.

б) Социально-психологическая адаптация.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

Это легкая форма адаптации. Она была свойственна ниже указанным ученикам: …, …, …. ….

Иногда у них отмечались сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения, но к концу сентября эти дети освоились и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня. Следует отметить удовлетворенность детей процессом обучения.

Им нравится в школе, они не испытывает неуверенности и страхов. Эти дети достаточно легко справляются с программой. Обращает на себя самостоятельность детей при выполнении ими учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Вторая группа детей имела более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям.

Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у следующих учащихся. – пришли в школу неподготовленными. В семье …,…,… не уделяют должного внимания образованию ребенка. … на данный момент прилагает массу усилий и результаты индивидуальной работы начали уже появляться.

…,… с трудом контролируют произвольное поведение, хотя усилия к этому прилагают.

Третья группа еще не адаптировалась по ряду причин. …,…,… пришли в школу неподготовленными. Детьми не усвоены адекватные способы общения с учителем, одноклассниками. У этих детей снижены внимание и работоспособность. По этим причинам сроки адаптации у этих детей несколько сместились.

Негативных проявлений в поведении детей в период учебы не наблюдалось, взаимоотношения между детьми доброжелательные, дети проявляют взаимовыручку, умеют реагировать правильно на юмористические замечания как одноклассников, так и учителя.

Большим достижением можно считать заинтересованность большинства родителей в обучении детей.

Адаптация первоклассников к школе

Большое событие для родителей – вступление ребенка в школу – может стать целой проблемой для малыша. Совсем другая обстановка, для многих первый коллектив, дисциплина и режим.

Привыкание к новой роли каждый ребенок переживает по-своему, но, как правило, процесс адаптации длится от нескольких недель до нескольких месяцев. В значительной степени процесс адаптации первоклассников к школе зависит от типа учебного заведения, установленных учителем правил, сложностью учебной программы, метода преподавания, а также от поддержки ребенка родителями.

Психологи делят всех первоклассников на три группы в зависимости от степени адаптации:

Группа № 1. Дети привыкают к новой роли в течение 1-2 месяцев. Они быстро находят общий язык с детьми, выполняют все приказы учителя, быстро учатся, имеют всегда хорошее настроение и с удовольствием идут в школу. Режим и утренний подъем, а также правила поведения на уроке могут несколько обескуражить их с первых дней, но за месяц они уже полностью адаптируются в школьной среде.

Группа № 2. Эти дети немного тяжелее вживаются в новую роль. Они не могут привыкнуть к пожеланиям учителя, а потому часто игнорируют замечания. Также не совсем просто таким детям общаться и с одноклассниками. Они часто выясняют отношения, склонны к гневу и обидам, а на уроках часто невнимательны, могут играть игрушками. Привыкают они к школе в течение 2-3 месяцев.

Группа № 3. Социально-психологическая адаптация у таких детей проходит достаточно сложно. Им трудно удается обучения новому. В отношениях с другими детьми они демонстрируют агрессивность, а учителей полностью игнорируют.

Адаптация первоклассника в школе не проходит без затруднений. Родители должны знать, в чем именно может быть проблема и вовремя помочь своему ребенку.

Так, среди самых популярных проблем, которые возникают уже в первый месяц обучения, есть:

  1. Хроническая неуспеваемость. Причиной данной проблемы является отношение самих родителей к школе, которое навязывается ребенку. Так, часто родители сами настраивают ребенка на то, что в школе не интересно, но ходить туда нужно.

    Также родители могут ожидать слишком многого от ребенка и постоянно его унижать из-за плохих оценок. Решить этот вопрос можно довольно просто: создайте для малыша хороший образ школы и делайте домашние задания вместе, убедите ребенка, что учится весело и интересно.

  2. Лень.

    Часто дети ленятся выполнять упражнения и задания, но этого можно избежать если еще до вступления в школу приучать ребенка выполнять не только то что нравится, но то что нужно (например, сложить книги и игрушки, самостоятельно одеваться и обуваться т.д.).

  3. Негативистская демонстративности.

    Дети часто ведут себя агрессивно и специально не реагируют на замечания учителя. Это связано с нехваткой внимания. Ребенок, требуя внимания взрослых, пытается получить ее хотя бы каким-то образом, даже когда его ругают.

  4. Вербализм. Часто у детей с хорошо развитой речью происходит задержка мышления.

    Так, родители видят как много может рассказать их ребенок, убеждены, что и в школе ребенок будет успешным. Но часто такие дети не могут решить и простых задач. Вся проблема кроется в том, что родители мало внимания уделяли образному мышлению. Решить проблему можно благодаря играм, которые улучшают мышление, рисованию, конструированию.

В любом случае, ребенку гораздо проще адаптироваться в школьной среде, если родители подойдут к вопросу школы серьезно: положительно настроят ребенка, будут заниматься с ним, приучат к режиму и дисциплине.

Навигация

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/05/04/analiz-adaptatsii-pervoklassnikov-k-shkolnomu-obucheniyu, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/05/otchet-po-adaptatsii-pervoklassnikov, http://girafejournal.com/1764-adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkole.html

Комментариев пока нет!

Источник: https://orebenkah.ru/adaptacija-detej/otchet-uchitelja-po-adaptacii-pervoklassnikov-k.html

Программа по адаптации первоклассников и ФГОС

Отчет по адаптации первоклассников

Новые стандарты образования предполагают акцент на сохранении и укреплении здоровья учащегося. При диагностике уровня адаптации учитывается три аспекта:

  • социальный;
  • психологический;
  • физический.

В первом случае речь идет о том, насколько комфортно первоклассник чувствует себя среди нового коллектива.

Психологическая адаптация предполагает интеллектуальную и мотивационную зрелость, когда мотивация к играм уступает мотивации к учебе.

Физиологический аспект выявляет степень готовности детского организма к нагрузкам. Нормальные показатели по всем трем критериям показывают, что адаптация к школе у первоклассника проходит безболезненно.

На что направлена программа

Основной целью программы является психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к школьному обучению по ФГОС. В ходе работы решаются следующие задачи:

  • содействие осознанию новой социальной роли;
  • развитие таких компетенций первоклассника, как регулятивная, коммуникативная,  социокультурная;
  • способствование созданию дружеских отношений в классе, развитию навыков сотрудничества;
  • воспитание уверенности в себе и в своем учебном потенциале;
  • обучение первоклассников умению распознавать и  описывать эмоции, как свои, так и окружающих.

Структура программы

Программа психологической адаптации состоит из цикла связанных между собой занятий. Их количество может быть от 10 до 20. Занятия проводятся в игровой форме, длительность не превышает 30 минут. Можно использовать ролевые игры, создание рисунков, работу в парах и командах.

Обязательно проведение диагностики в начале работы и после ее окончания. Занятия можно проводить в классе или на улице, в рамках классных часов или уроков здоровья. ФГОС предполагает умение первоклассника самостоятельно овладевать знаниями, а не получать их в готовом виде.

Соответственно следует делать упор на развитие мышления, воображения, инициативности и уверенности в собственных силах.

Реализация программы

Программа по адаптации первоклассников предполагает несколько этапов, которые предшествуют началу работы.

  • Беседа с родителями первоклассников и получение письменного разрешения на участие ребенка в программе.
  • Беседа с классным руководителем для привлечения помощи в организации занятий.
  • Составление плана и графика занятий и согласование его с директором школы.

Далее начинается работа по программе, первым шагом которой является диагностика психологического, социального и физического состояния первоклассников. В период проведения занятий необходимы регулярные консультации с классным руководителем для обсуждения хода адаптации детей к школе.

Последним этапом программы является повторная диагностика первоклассников и  аналитический отчет о результатах работы.

В нем отражается информация об имеющихся проблемах в ходе адаптации, а также указывается список детей, у которых наблюдаются трудности в привыкании к школьной жизни, дается список рекомендаций по работе с ними.

При необходимости составляется индивидуальная программа по коррекции в зависимости от выявленных трудностей.

Кто готовит программу

Программа по сопровождению первоклассников к школе составляется и реализуется психологом. Если в учебном заведении отсутствует данная единица, работу выполняет классный руководитель 1 класса. Официально документ заверяет директор школы, а также его заместитель по учебно-воспитательной работе. Отчеты по проведению работы по адаптации сдаются завучу, результаты обсуждаются на педсовете.

Оформление программы

План работы подразумевает подробное освещение хода каждого занятия, преследуемых целей и используемых методов для ее достижения. Примерный план программы по адаптации первоклассников к школе включает следующие разделы:

Название занятия

Цель

Форма проведения

Используемые методы

Прогнозируемый результат

При необходимости могут быть внесены изменения в оформление программы сопровождения первоклассников.

Главное помнить, что начало школьной жизни имеет ключевое значение в дальнейшем становлении личности ребенка.  И школа совместно с родителями первоклассника должна сделать все, чтобы этот процесс прошел для ребенка как можно более благоприятно.

Читайте подробную статью с рекомендациями по составлению программы адаптации первоклассников.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/ns/6296_programma_po_adaptacii_pervoklassnikov_fgos

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.