Орнаменты ханты и манси. История происхождения.

Орнаменты народов Севера

Орнаменты ханты и манси. История происхождения.

  • Закирова Ильяда Ашрафовна, педагог дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа

Цель: учить изготавливать сувенир-кулон с национальным орнаментом народов ханты и манси.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с коренными народами, населяющими Югру, с их песнями и обычаями;
  • познакомить с разнообразными национальными орнаментами народов ханты и манси;
  • отрабатывать умение выполнять «петельный шов».

Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и кругозор воспитанников;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю, к истории Югры;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

  • экран, проектор;
  • ноутбук;
  • музыкальный центр;
  • мини-выставка игрушек по северной тематике;
  • большие напольные куклы в национальной одежде;
  • готовая поделка.

Материалы и инструменты для занятия:

  • плотная ткань;
  • кожа, мех;
  • синтепон, вата или поролон;
  • нитки, иголки, ножницы;
  • клей «Момент».

План занятия:

Название этапа урокаОтведённое время
I.Организационный момент.1 мин.
II.Основная часть.39 мин.
1. Актуализация знаний (вводная беседа).3 мин.
2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами коренных народов Югры).5 мин.
3. Организация самостоятельной работы: · последовательность выполнения и оформления сувенира;· повторение правил безопасного поведения при работе с иглой и ножницами.5 мин.
4. Физкультминутка.2 мин.
5. Практическая работа: · обработка края сувенира «петельным» швом и набивка изделия для придания объема;· оформление сувенира.24 мин.
III.Заключительная часть. Рефлексия (подведение итога занятия). Домашнее задание. Уборка рабочего места.5 мин.

I. Организационный момент.

Слайд 2-5.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на своем занятии. На прошлом уроке мы с вами ходили на экскурсию в Центр культуры малочисленных народов, где вам рассказывали о быте, традициях и обычаях коренных жителей нашего края. Сегодня мы продолжим знакомство с культурой этих народов.

Тема занятия: «Орнаменты народов севера». На занятии Вы познакомитесь с народами, населяющими Югру, с их песнями и обычаями. А также с разнообразными национальными орнаментами народов ханты и манси. Вам предстоит изготовить небольшой сувенир-кулон с орнаментом Югры.

Готовы, тогда начнем.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний (вводная беседа).

Звучит музыка народов севера. Слайды 6-12.

Есть такой волшебный дом – Вся тайга вместилась в нем: Птицы, звери – вся природа… Вся история народа. Будто след былых времен, Бережно хранится в нем: Иглы, стрелы, топоры

Незапамятной поры…

Ребята, как называется край, где мы с вами живем?

Ответы детей.

Правильно, это Югорский край – край белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок пятисотлетнего красавца тайги кедра.

Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.

https://www.youtube.com/watch?v=ZbM8zFg5AiI

Есть такая легенда. Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим белым вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака – и в путь.

Молча, летел вещий ворон, упорно, а Птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил черные крылья.

А Птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – времени добрых надежд и озарения разума.

Слайды 13-16. Звучит мелодия ханты-мансийской песни.

Интересная и своеобразная песня народов севера, не правда ли?

Как называются коренные жители нашего Югорского края?

Ответы детей: ханты, манси.

2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами коренных народов Югры).

Слайд 17.

Вы видели, в каких красивых национальных костюмах они ходят?

Ханты и манси издавна являются истинными знатоками и ценителями природы и красоты. Они имеют свою богатую историю, культуру, традиции и обычаи. Сегодня мы поговорим об одежде этих народов, а точнее об орнаментах, которыми они украшали и украшают свою национальную одежду.

Орнаменты эти вышиваются бисером и каждый имеет свое значение и что-то символизирует. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.

В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народов, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувства ритма, понимания цвета и формы.

Как Вы думаете, что означает слово «орнамент»?

Ответы детей.

Орнамент – означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов.

Слайд 18.

Основные мотивы для орнамента человек находил в природе. Посмотрите на рисунки. На кого из представителей животного мира они похожи и какие предметы Вы узнаете.

Посмотрите на орнамент справа. Каких животных Вы можете узнать?

В изображении слева Вы можете узнать лягушку, жука?

Слайд 19.

На слайде орнаменты, изображающие птиц. Вы можете узнать лебедя, глухаря?

Слайд 20.

Ответы детей.

На слайде орнамент растения. Орнаментов изображающих растения много. Это один из них. Вы узнаете шишку?

Слайд 21.

Ответы детей.

На слайде орнаменты предметов живой и неживой природы. Можно узнать Дом, солнце?

Слайд 22.

Ответы детей.

Хорошо, мы познакомились с разнообразными видами орнаментов и узнали, что они могут изображать растения, животных, птиц, одушевленные и неодушевленные предметы.

Обратите внимание на выставку кукол и игрушек.

Посмотрите на их одежду, головные уборы – в их оформлении использованы национальные орнаменты. Некоторые из этих игрушек выполнены старшими воспитанниками нашего объединения.

Давайте посмотрим, какие красивые изделия создавали мастерицы народов ханты и манси долгой полярной ночью при тусклом свете. Слайды 23–28.

Обратите внимание на цвета. Слайд 29.

Ребята, как Вы думаете, что символизирует эти три цвета для Югорского края?

  • Синий цвет – это реки и озера.
  • Белый цвет – это снег.
  • Зеленый цвет – это тайга.

3. Организация самостоятельной работы.

На ваших столах лежат заготовки с готовым орнаментом, изображающим солнце и медведя.

Слайд 30. Солнце у народов ханты и манси символизирует удачу, счастье и созидание, благополучие.

Слайды 31-32. Медведь – символизировал добродушие и богатырскую силу. Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда охотники убивают его, они устраивают обрядовый медвежий праздник. По преданию сила убитого медведя переходит к охотнику. Вам осталось выбрать с каким орнаментом будет ваш кулон.

Последовательность выполнения и оформления сувенира-кулона.

Слайд 33. Педагог показывает образец готового сувенира-кулона.

Из каких частей состоит изделие? (Два круга, тесьма на шею, элементы оформления: орнамент и мех).

Кто расскажет, каким швом необходимо соединить два круга?

Ответы детей. (Петельным швом.)

Необходимо вывернуть изделие?

Ответы детей. (Нет.)

Где надо оставить узелок?

Ответы детей. (Внутри изделия.)

Что необходимо сделать для придания изделию объема?

Ответы детей. (Набить изделие синтепоном, ватой или вставить поролон.)

Как правильно пришить тесьму?

Ответы детей. (Тесьму необходимо пришить так, чтобы края были обращены вовнутрь изделия.)

Молодцы. Будем приступать к самостоятельной работе, но перед этим вспомним правила при работе с иглой и ножницами.

Повторение правил безопасного поведения при работе с иглой и ножницами.

Какие правила необходимо знать и выполнять при работе с иглой и ножницами?

Ответы детей.

Правила работы с ножницами.

  1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
  3. Ножницы клади кольцами к себе.
  4. Следи за движением лезвий во время резанья.
  5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
  6. Передавай ножницы кольцами вперед.
  7. Не играй с ножницами, не подноси к лицу.

Правила работы с иглой.

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
  3. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
  4. Не втыкай иглу в одежду.
  5. Во время работы пользуйся наперсником.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу всегда в одном и том же месте.
  8. Во время работы втыкай иглу в игольницу.
  9. Не отвлекайся во время работы с иглой.

4. Физкультминутка. Слайд 34.

Выполнение танцевальных движений под хантыйскую музыку.

5. Практическая работа. Слайд 35.

Обработка края сувенира-кулона «петельным» швом и набивка изделия для придания объема. Тихо, фоном звучит музыка народов севера.

Самостоятельная работа.

Оформление сувенира-кулона.

Для оформления изделия нам нужен мех, плетеная веревка или тесьма.

III. Заключительная часть.

Слайд 36.

1. Рефлексия. Подведение итога занятия. Закрепление пройденного материала.

Занятие наше подходит к концу. Возьмите все свои сувениры-кулоны, оденьте на себя и встаньте со мной в круг.

Посмотрите, какие прекрасные изделия у Вас получились. Вы молодцы.

Ребята посмотрите на работы друг друга и скажите, чьи работы Вам больше всего понравились и почему?

Расскажите, пожалуйста, что нового Вы узнали на занятии?

Ответы детей.

Технику выполнения, какого шва закрепили?

Ответы детей.

2. Домашнее задание. Дома Вам необходимо повторить умение выполнять шов «вперед иголку» и прошить данным швом 20 см ткани.

Спасибо Вам за работу, жду Вас на следующем занятии. Уберите, пожалуйста, рабочее место.

До свидания! Слайд 37.

4.06.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616868/

Хантыйские орнаменты: виды и символы, их значение, правила вязания и инструкции по выполнению узоров

Орнаменты ханты и манси. История происхождения.

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах.

Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии.

Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной.

Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Немного из истории коренных народов Севера

Новгородские летописи, созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири – ханты, манси, ненцы.

Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты.

Южные и северные ханты – так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты.

Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север.

Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово “орнамент” имеет значение – “украшение”. Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для народов Севера не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать.

Применяли они их довольно широко – от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий – до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды.

Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром.

Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы.

Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием “собачья лапа”, ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли “сердца углублением”. Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с “прыгающей женщиной”, способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов.

Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное.

Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов “утиный выводок”, “щучьи зубы”, “кедровая шишка”.

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы.

Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса.

Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. “Заячьи ушки”. Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. “Глухарь”. Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. “Выводок утят”.
  4. “Лапа лисы”.
  5. “Малая рябь воды”.
  6. “Крыло гуся”.
  7. “Заячьи уши”.
  8. “След белки”.
  9. “Выдра”.
  10. “Человек на лошади”.
  11. “Кедровая шишка”.
  12. “Лягушка”.
  13. “Жук”.
  14. “Рога оленя”.
  15. “Березовая ветвь”.
  16. “Медвежий след”.
  17. “Цветущий куст”.
  18. “Накаты волн”.

С ромбом у хантов связаны узоры “жук”, “мужика половина”, дровяная поленница”, “ель”, “мышь”. К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков.

Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира.

Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой – трудолюбие, с крыльями – движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:

  • полоска (тун пант);
  • треугольник (пав);
  • ромб (тун пант);
  • крест (перна);
  • волна (зигзаг);
  • хантыйский орнамент “головка” (кит пис пуххопи).

Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: “керем-ханч”, ектем-ханч”, “севем-ханч”. Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку.

А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки.

с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам.

Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название “сак” и “сек”, что означало “камень”.

В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет.

Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства.

Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке.

За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет.

Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций.

С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий.

На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется “сах”. У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая.

Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище.

Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах.

Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки.

Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей.

В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума.

Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор “след медведя” применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент “солнце” связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли “найматерь” (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый – с тайгой. А вот “рога оленя” считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

Источник: http://fb.ru/article/384878/hantyiyskie-ornamentyi-vidyi-i-simvolyi-ih-znachenie-pravila-vyazaniya-i-instruktsii-po-vyipolneniyu-uzorov

Манси

Орнаменты ханты и манси. История происхождения.

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010).

Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ

.

Язык и письменность

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года — на основе латинского:

A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь

С 1937 года — на основе русского алфавита:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, Ӈ, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

Происхождения и история

 
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.

С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.

Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Численность манси в России:

Культура и традиции

Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров.

Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Быт

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках.

Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики).

Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи.

Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.

Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей.

Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы.

Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.

Мифология манси

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне — Нуми-Торум и его сын, Корс-Торум.

Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).

Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква — богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум — бог войны, его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ — «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж. У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес.

В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин.

Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси — у мужчин — 5 или 7 душ, у женщин — 4 или 6. Из них две — важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра.

По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы. Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» — «женщина, дева», «отыр» — «богатырь».

Среди персонажей выделялись как мужские, так и женские фигуры.

Антропологическая характеристика

Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

  • низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
  • общая грацильность (миниатюрность строения),
  • неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
  • прямые мягкие черные или русые волосы,
  • темные или смешанные глаза,
  • заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),
  • различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,
  • нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
  • ослабленный рост бороды,
  • относительно широкий рот,
  • небольшая толщина губ,
  • средневыступающий или убегающий подбородок.

Источник: https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/polyanin/mans.html

Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации

Орнаменты ханты и манси. История происхождения.

Орнамент – зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.

На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник.

В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности.

Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся.

С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.

Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.

Гипотеза:– о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;

– о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;

Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.

Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.

Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.

Задачи:1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.

2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.

Методика исследования:
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов.

Квадратик (пиксель) – это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит).

Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0.

Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.

Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка – это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.

Основная часть

Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).

Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.

В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись.

Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики: 1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.2.

Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).

3.

Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента – это нотный знак.

Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор – Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)

http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/artemius_volf_osnova.mp3
http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/artemius_volf_etno.mp3

Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор – Валентин Хайнус (г. Югорск)

http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/valentin_hajnus_osnova.mp3
http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/valentin_hajnus_etno.mp3
http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/valentin_hajnus_kosmos.mp3

Заключение

В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления. 3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.

4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.

По итогам нашей работы мы сделали выводы:
– орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации;
пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;

Список источников

Источник: https://livescience.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8:%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.