Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

Олимпиада по русскому для 6 класса

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

Подробности Создано: 14 ноября 2012 109116

В 6 классе готовимся к олимпиаде, решая забавные и трудные задания по русскому языку. Придётся поработать с лексикой и фразеологизмами, нужно исправить некоторые ошибки, вставить буквы и подсчитать количество звуков.

1 этап

№1. Объявление в газете гласит: «Путёвка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой исправленный вариант.

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.  Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.

№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.

–  Он что, пекарь?

–  Нет, шофёр».

Почему они не поняли друг друга?

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.

№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» – прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?

№6. Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,Седло свисало всем назло,И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нём слов с нулевым окончанием? Докажите.

№7.  Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.

№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

 2  этап     

№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.

№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.

№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни…  (Г. Троепольский.)

№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.

№5. Можно ли слова серёжка, орёл, стрелка, белка писать с большой буквы?  Почему? Докажите.

№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами,  остаться с носом. 

№7. Расставьте ударение в словах:  партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря.

3 этап

№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:

а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»

б) «– Ты же пил чай.  – Да не пил я. Я только пивнул капельку».

№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с  одной пословицей.

Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки…

№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

№4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.

№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

            – их +а

          – ёнок

основа – ёшк +а

            – н +я

          – ск +ой

         – енн +ая

№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?

№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?

№8. Расставьте ударение в словах:  алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.

 4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример. 

– Я это расскажу Верочке!

– Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!

– Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.

№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.

  • Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
  • Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
  • Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
  • Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
  • Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель

№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачёвым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего ещё не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?

Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?

Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, – непонятно. Кофе тоже не было бы, и …

№5. Нашей северной столице с именем определённо повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.

№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и МанечкаЗахотели сладкого пряничка.Бабушка по улице старенькая шла,Девочкам по денежке бабушка дала:Марьюшке – копеечку,Марусеньке – копеечку,Машеньке – копеечку,Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!Марьюшка, Марусенька, Машенька и МанечкаПобежали в лавочку и купили пряничка.И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть только глухие согласные звуки
  • Слова, где есть только звонкие согласные звуки
  • Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

Ответы

Источник: http://ruslita.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku/65-olimpiada-po-russkomu-dlya-5-klassa

Олимпиада по русскому языку 6 класс, задания с ответами

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

Уроки русского языка помогают учащимся 6 класса получить знания о лингвистике и ее разделах. Ребята узнают о лексике, словообразовании и орфографии, знакомятся с такими частями речи, как имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Чтобы ученики не теряли интерес к изучению родного языка, учителю нужно уделять много внимания различным методам систематизации и контроля знаний.

Олимпиады по русскому языку способствуют усилению мотивацию к обучению и дают возможность оценить знания школьников.

Примеры заданий, представленные на этой странице собраны в помощь учителю и родителям, помогающим ребенку готовится к олимпиаде по русскому языку. Ко всем заданиям указаны правильные ответы, поэтому сайтом можно пользоваться и самим школьникам во время самостоятельной подготовки.

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?А) МатьБ) беречьВ) вернешьсяГ) ясли

Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?А) ХвояБ) соритВ) досугГ) удить

Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?А) Погасить – потушитьБ) лелеять – нежитьВ) бесхитростный – незатейливыйГ) горе –случай

Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?А) документ-инструментБ) обидно-завидноВ) алфавит-позвонит

Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.А) чешкаБ) полькаВ) француженкаГ) финка
Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?А) челоБ) дланьВ) барщина

Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?А) откро..те, пове..лоБ) отп..реть, задерж..мВ) выж..г, раста..т

Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.А) прилягтеБ) ехайтеВ) повтори́м

Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?А) каменьБ) разноситьВ) разведывать

Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?А) обществе..ыйБ) страуси..ыйВ) стекля..ый

Г) стари..ый

Открытые вопросы

Вопрос 1Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.Редкий — … — редкостныйЛень — … — ленивец

Цена — … бесценность

Вопрос 2Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

Вопрос 3Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

Вопрос 4Расшифруйте данные пословицы.УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.

ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Вопрос 5Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

Задание 1ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:

не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

Задание 2Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

Задание 3Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое

Задание 4К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.Тяжёлый — …Сладкий — …Острый — …Золотой — …

Свежий — …

Задание 5
Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?Б) Какие конфеты содержат мел?В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?Г) Какое животное жить не может без уроков?

Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветДА,ДГГВ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВБАБ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)

Ответ на вопрос 2:

А) С обеих сторон раздавались голоса.Б) Их ребенок плохо воспитан.В) Моя мама работает инженером на заводе

Ответ на вопрос 3:ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча

Ответ на вопрос 4:Делу время, а потехе часОдин в поле не воинНе все то золото, что блеститНе боги горшки обжигают

Ответ на вопрос 5:рыба-зебра, многочисленным

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:восходящая звезда — угасшее светилоденежный мешок — ни гроша за душойповесить нос — воспрянуть духомспустя рукава — до седьмого пота,как кошка с собакой — не разлей вода

Пример ответа на творческое задание №2Среда, слово, кайма, насос, спаниель

Пример ответа на творческое задание №3Выучить стих — ветер стих,русская печь — печь пироги,жаркое лето — приготовить жаркое.

Пример ответа на творческое задание №4

Тяжёлый стол — тяжелый туманСладкий торт — сладкий сонОстрый нож — острый языкЗолотой кулон — золотой человекСвежий хлеб — свежий анекдот

Пример ответа на творческое задание №5

А. репаБ. карамель, мармеладВ. инейГ. сурок

Д. рис

02/03/2015 , автор: Валерия Токарева

Поделись с коллегами:

Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-6-klass/

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 классов

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

город Кольчугино, Владимирская область

Олимпиадные задания по русскому языку

для учащихся 6 классов

(методическая разработка)

Разработала Фролова Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 классов

Задание 1. Поставьте ударение в словах: клеить, облегчить, баловаться, кашлянуть, предложить, откупорить, избаловать, заплесневеть, углубить, пломбировать, исчерпать, положить.

за каждое слово 0,5 балла

Задание 2. Есть ли мягкие согласные звуки в следующих словах? Объясните, почему вы так считаете.

Машина, шёлк, ложиться, браться, рожь, пустошь, сцена, антенна, скучно, цирк.

за каждое верное объяснение 0,5 балла

Задание 3.Подберите к словам антонимы, запишите их, подчеркните третью букву в каждом из антонимов и прочитай получившееся слово.

Сухой, начинать, ветер, рыхлый, трудолюбивый, короткий, свет.

за каждый антоним 1 балл + 1 балл за отгаданное слово

Задание 4. Назовите способы образования данных слов: пешеход, сделать, багрянец, безвкусица, синь.

за каждый правильный ответ 1 балл

Задание 5. Составьте словообразовательную цепочку каждого из слов: бесценность, осветитель, бережливость.

за каждую цепочку по 2 балла

Задание 6. Каждое число (100, 378, 2000) преобразуйте в количественное и в порядковое числительные. Запишите каждое количественное и порядковое числительные в И. п., в Р. п., в П. п.

за каждое верно записанное числительное 0,5 балла

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Задремали звёзды з..л..тые,

Задр..жало зеркало затона.

Бре..жит свет на заводи речные

И румян..т сетку неб..склона.

Улыбнулись сонные берё..ки,

Растр..пали ш..лковые косы.

Ш..лестят зелёные серё..ки

И г..рят серебря..ые росы.

Задание 8: Найдите местоимения, определите их разряд.

Ко всем людям на нашей планете обращены слова А. М. Горького: «Любите книгу: она облегчит вам жизнь».

за каждое верное объяснение 0,5 балла

за каждое верное объяснение 1 балла

Задание 9: Какими частями речи являются выделенные слова?

Это мой портфель – мой руки, простой план – простой вагонов, решение неверно – отвечал неверно.

за верное определение частей речи 0,5 балла

Задание 10: Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, выпишите все словосочетания.

Маленькие зелёные лепесточки ряски плавают на воде в тихом заливе пруда.

за каждое верно подчёркнутое слово 0,5 балла, за каждое найденное словосочетание 1 балл

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку для 6 класса

Задание 1: клеить, облегчить, баловаться, кашлянуть, предложить, откупорить, избаловать, заплесневеть, углубить, пломбировать, исчерпать, положить.

за каждое слово 0,5 балла, всего 6 баллов

Задание 2: мягких согласных звуков в этих словах нет, потому что [ш], [ж], [ц] всегда твердые; ться-[ца]; ан [тэ] нна; ску [шн]о.

за каждое верное объяснение 0,5 балла, всего 5 баллов

Задание 3: влажный, кончать, затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота (антоним)

за каждый антоним 1 балл, за отгаданное слово 1 балл, всего 8 баллов

Задание 4: сложение (пеш+ход), приставочный (с+ делать), суффиксальный ( багрян+ец), приставочно-суффиксальный ( без+ вкус+ иц), бессуффиксный (син-е).

за каждый правильный ответ 1 балл, всего 5 баллов

Задание 5 : бесценность

за каждую цепочку по 2 балла, всего 6 баллов

Задание 6: количественное 100 (И. п. сто, Р. п. ста, П. п. о ста), порядковое 100 (И. п. сотый, Р. п. сотого, П. п. о сотом), количественное 378 (И. п. триста семьдесят восемь, Р. п. трёхсот семидесяти восьми, П. п.

о трёхстах семидесяти восьми), порядковое 378 (И. п. триста семьдесят восьмой, Р. п. триста семьдесят восьмого, П. п. о триста семьдесят восьмом), количественное 2000 (И. п. две тысячи, Р. п. двух тысяч, П. п. о двух тысячах), порядковое 2000 (И. п. двухтысячный, Р.

п. двухтысячного, П. п. о двухтысячном)

за каждое верно записанное числительное 0,5 балла, всего 9 баллов

Задание 7: золотая – золото, позолоченный; задрожало – дрожь, брезжит, румянит – 2 спряжение, небосклона – «о» соединительная гласная, берёзки – берёзонька, растрепали – треплет, шёлковые – шелка, шелестят – шелест, серёжки – серёжечка, горят – гор (безударный), серебряные – «ян» с одной «н»

за каждое верное объяснение 0,5 балла, всего 6 баллов

Задание 8:всем – определительное, нашей – притяжательное, она – личное, вам – личное

за каждый разряд 1 балл, всего 4 балла

Задание 9:мой (притяжательное местоимение) портфель, мой (глагол) руки, простой (прилагательное) план, простой (существительное) вагонов, решение неверно (краткое прилагательное), отвечал неверно (наречие)

за каждое верное определение части речи 1 балл, всего 6 баллов

Задание 10: маленькие лепесточки, зелёные лепесточки, лепесточки ряски, плавают на воде, плавают в заливе, в заливе пруда, в тихом заливе

(маленькие, зелёные, тихом – определения; лепесточки – подлежащее; плавают – сказуемое; ряски, пруда – дополнения; на воде, в заливе – обстоятельства или дополнения)

за каждое верно подчёркнутое слово 0,5 балла, за каждое словосочетание 0,5 балла, всего 8 баллов

ИТОГО

63 балла

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/olimpiadnie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-dlya-uchaschihsya-klass2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.