Конспект занятия по чтению художественной литературы.Средняя группа

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»

Конспект занятия по чтению художественной литературы.Средняя группа

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель высшей категории, детский сад №1 г. Феодосия

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).Словарь: иллюстрация.Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,На окошке стужен,Круглый бок, румяный бокПокатился …

(Колобок)

У отца был мальчик странный,Необычный – деревянный.Но любил папаша сына.Что за странныйЧеловечек деревянныйНа земле и под водойИщет ключик золотой?Всюду нос сует он длинный.Кто же это?

(Буратино)

У Золушки с ножкисвалилась случайно.Была не простою она,а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке,Хоть и в погребе жила:Репку вытащить из грядкиДеду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки “Репка”)

Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом.Кто же были этиМаленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушкеТрое их живет в избушке.Там три стула и три кружки.Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек – копытца.Трое их – и до чего жеБратья дружные похожи.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор …

(Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,а зýбищи — я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.Отдохнем – и снова в путь!Нам советует Мальвина:– Станет талия осиной,Если будем наклонятьсяВлево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:– Чтоб была спина пряма,Поднимайтесь на носочки,Словно тянетесь к цветочкам.Раз, два, три, четыре, пять.Красной шапочки совет:– Если будешь прыгать, бегать,Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки!

(Ответы детей)

Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.- Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинкуЧистую … простынку.Вот тебе под ушкиБелые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,Ты куда помчался …вскачь?Я тебя ладонью хлопал.Ты скакал и звонко … топал.

(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.- Ой, куда я пальчик … дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,Побежала бы она по … дорожке.Заплясала бы онаВместе с нами,Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,У Танюши много дел,Утром брату помогала –Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…Ну и я играть … не стала.Я волчка не завожу,А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порогКот лепил себе … пирог.А пока лепил и пек,Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведьДа как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считалиИ ужасно хохотали:Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,Любит хвастать просто так.Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: – Во!

Указательный поманет,Погрозит, укажет путь,А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.Щелкнет по лбу – будет шишка,Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утраВыбирает имена:Может Петя? Или Вова?Или Алла Пугачева?Мальчик-с-пальчик? Карабас?Все уж было тыщу раз!Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!Поведу его в зверинец,Эскимо ему куплю –

Очень маленьких люблю!

Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.

Скачать конспект занятия «Литературная викторина»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/viktorina.html

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Стихотворение Э. Успенского «Разгром» (средняя группа)

Конспект занятия по чтению художественной литературы.Средняя группа

Задачи:

-Познакомить детей с поэзией, как с литературным жанром. Познакомить со стихотворением ЭУспенского«Разгром».

-Учить слушать внимательно.

-Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы.

— Расширять словарный запас детей; развивать фразовую речь, память, воображение.

— Воспитывать уважение и любовь к маме. Побуждать детей соотносить свои поступки с поступками и поведением персонажей.

Предварительная работа.

Утром перед завтраком воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди, каждой игрушке свое место».

Воспитатель. — Ребята, посмотрите, что у нас в группе не так?

Дети. — Все разбросано.

Воспитатель. — Правильно, у нас небольшой беспорядок. А исправим мы это, отправившись на поезде. Наша с вами задача поставить все на места. Я буду машинистом поезда, а вы вагончиками.

Поехали! У-У-У!

Материал: Портрет Э. Успенского, иллюстрированная книга «Стихи и песни детям» Э. Успенского.

Ход.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель.

-Дети, в какую игру мы сегодня мы сегодня утром играли (Ответ детей)

— Расскажите, как мы играли? (Ответ детей)

-Вам понравилось?

— Ребята, вы наверное все заметили, что у нас сегодня в книжном уголке появился портрет детского писателя Эдуард Успенского(Воспитатель, показывает портрет писателя).

Эдуард Успенский написал очень много стихов, рассказов для детей. Например, стихи«Берегите игрушки»«Если был бы я девчонкой», рассказы про Простоквашино, «Укус гадюки».

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением«Разгром».

Чтение стихотворения.

— О чем поэт рассказывает нам в этом стихотворении(Ответы детей)

— А теперь давайте вспомним, что делает мама, когда приходит с работы.

Мама приходит с работы,

Мама….,

Мама,

Мама ….(ответы детей)

— Какие вопросы мама задает? Попробуем вместе!

Был на квартиру …. ?

К нам заходил?

Может быть, …. не наш?

Может, не наш …. (Ответы детей) (Воспитатель показывает иллюстрации)

-Правильно!

-Что делали ребята, пока не было мамы дома? (Ответ детей)

— Какие поступки совершили они? (Ответ детей)

— У кого из вас были такие случаи? (Ответ детей)

-Какие это ребята (Ответы детей)

-А можно ли их назвать плохими (Ответы детей)

-Молодцы! Они же ничего плохого не сделали.

-Как вы считаете, что нужно было сделать мальчикам, после того как они поиграли? (Ответы детей)

— Напомните мне, как звали друга, который приходил в гости (Ответы детей)

— Сейчас, предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на месте мамы, которая пришла с работы и увидела беспорядок дома, и когда узнала причину беспорядка. Представляем.

Открывайте глазки. А теперь попробуйте описать свои чувства в образе мамы. (Ответы детей).

-Молодцы! Какое настроение у стихотворения: оно веселое, озорное, грустное? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)

— Как называется стихотворение, которое мы сегодня читали? (Ответ детей). Вы считаете, правильно ли поэт выбрал название своему стихотворению(Ответы детей).

-А какое название стихотворению дали бы вы(Ответы детей)

— Молодцы! Скажите, какие поступки мы не должны совершать, чтобы не расстраивать маму. (Дети перечисляют)

Физкультминутка.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

Attachments

  • ЧХЛ
    Размер файла: 4 MB

Источник: https://domdetstva-1.ru/konspekt-zanyatiya-po-chteniyu-hudozhestvennoj-literatury-stihotvorenie-e-uspenskogo-razgrom-srednyaya-gruppa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.