Викторина по русскому языку для 8-10классов

Расти вместе

Викторина по русскому языку для 8-10классов

Использование различных игр, викторин, в частности по русскому языку, как в учебном процессе, так и при организации досуга, помогает вызвать активный интерес к предмету, развивает сообразительность и живость ума у участников, расширяет кругозор, сплачивает коллектив, помогает с пользой и интересом провести время.

Викторина по русскому языку “Игра слов”

с вариантами правильных ответов

Задания для викторины

1. Игра «Колесо из букв» (смотрите рисунок). Необходимо найти и прочитать максимально возможное  количество слов. Читать можно в обоих направлениях. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Варианты ответов: колесо, кол, лес, лесок, око, сок, осел, село.

2. Задание второе. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются числительные. Какая команда или игрок назовет больше таких пословиц, побеждает.

Примеры ответов (подобных пословиц и поговорок в русском языке очень много):

Семеро одного не ждут. У семерых нянек дитя без глаз. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Вспомнить и назвать женские имена, которые пишутся и произносятся одинаково и слева направо, и справа налево.

Ответ: Алла, Анна, Ада, Аза и т. д.

4. Четвертое задание-игру нашей викторины по русскому языку можно проводить на скорость выполнения. В словах «игра» и «веки» нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились столицы близких к нам государств.

Ответ: Рига, Киев.

5. Кто назовет больше пословиц и поговорок о дружбе?!

Пример ответов:

Не в службу, а в дружбу. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Одной рукой и узла не завяжешь. Старый друг лучше новых двух. Для друга и семь верст не околица. Худой мир лучше доброй ссоры. И т. д.

6. Шестое задание викторины по русскому языку. Кто больше придумает слов, которые отличаются от заданного только на одну букву. Количество букв при этом остается неизменным. Заданное слово может быть любым, например «коза».

Примеры ответов: лоза, поза, кора, роза, доза, коса и т. п.

7. Следующее задание викторины звучит так. Вспомните и назовите как можно больше слов, характеризующих приятный аромат цветка. Или назовите наибольшее количество слов-синонимов к слову «ароматный».

Ответ: ароматный, душистый, благоухающий, пахучий, запашистый, благоуханный, духмяный и т. п.

8. Восьмое задание викторины по русскому языку заключается в следующем. Нужно назвать наибольшее количество слов, которые употребляются только во множественном числе, то есть не имеют формы единственного числа.

Пример ответов: ножницы, шахматы, очки, брюки, каникулы, чернила, будни и т. п.

9. Кто больше назовет слов, характеризующих такое время года, как зима.

Ответ: холодная, лютая, суровая, длинная, запоминающаяся, снежная, долгожданная и т. д.

Примечание: если викторина проводится как командная игра, можно дать участникам команд такие задания.

Задание для первой команды. За одну минуту написать как можно больше слов, характеризующих зиму.

Задание для команды номер два. За одну минуту написать наибольшее количество слов, характеризующих лето.

10. Последнее десятое задание нашей викторины по русскому языку состоит в следующем. Необходимо назвать и пояснить устойчивые выражения (фразеологизмы) со словом «рука». Побеждает в этом конкурсе тот, кто сможет вспомнить и объяснить больше таких выражений. Пример: выражение «руки не доходят» означает, что не хватает времени или сил, чтобы сделать намеченное.

Ответы: «из рук вон» – очень плохо, «руки чешутся» – очень хочется что-либо сделать, «правая рука» – самый хороший помощник, «рукой подать» – очень близко, «набить руку» – научиться чему-то определенному, приобрести какое-либо умение и т. п.

Таких устойчивых выражений существует очень много. Я привела в пример только некоторые. Оставляю место для вашего творчества, дорогие читатели.

Предлагаю также обратить ваше внимание и на другие интересные игры и викторины:

Математическая викторина (с ответами),

Викторина по русскому языку “Вспоминаем пословицы и поговорки”,

Шуточная викторина для взрослых и детей.

Викторина про животных “Эти удивительные животные”

Викторина с вопросами на смекалку и сообразительность

Источник: https://rastivmeste.ru/viktorina-po-russkomu-jazyku-igra-slov/

Викторина по русскому языку с ответами 1, 2, 3, 4 класс:

Викторина по русскому языку для 8-10классов

Викторина с ответами по русскому языку в начальных классах:1, 2, 3, 4 классы.
За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

Викторина по русскому языку для 1 класса (с ответами)

1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?2. Сколько гласных букв в слове «учебная»?3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.4. Сколько слогов в слове «ягода»?5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.6.

Какое слово спряталось в «угроза»?7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.

10.

В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?

Ответы

1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.

Викторина по русскому языку для 2 класса (с ответами)

1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик».2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна».3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,.4.

Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки?5. Где в слове стоит суффикс?6. Бывают ли слова без приставки, без корня?7. Найди спрятанное слово.

Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: бабушка, сорока, повар, Зоя, ромашка, щенок.8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть.9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ.

в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо.

10. Может ли предложение состоять из одного слова?

Ответы:

1.«щенку» 2. Е, о, о, е, о. 3. Б, з, г, д, в, ж. 4. Заморский. 5. Между корнем и окончанием. 6. Да, нет. 7. Ромашка. 8. Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая. 9. Возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать. 10. Да.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?3.

Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?6.

Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?9.

В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.

10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»

Ответы:

1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.

2. Чем П. падеж отличается от других падежей?

3. Измени сущ. 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.

4. Что такое «инфинитив»?

5. Какого лица и числа местоимение «вы»?

6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?

7. Какое спряжение у глагола «дышать»?

8. Где «тся», а где «ться»: собираюсь прогулят.ся, дом строит.ся, дети веселят.ся, нужно торопит.ся?

9. Вопросы: где? как? когда, куда? относятся к какой части речь?

10. У всех ли слов есть окончания?

Ответы:

1. Корень + суффикс; корень; приставка + корень; корень. 2. Может употребляться только с предлогами.3. Мать, мышь, ель, кость, тетрадь, морковь. 4. Неопределенная форма глагола. 5. Мн. ч., 2- го л. 6. Да. 7. Ко второму. 8. «ться», «тся», «тся», «ться». 9. К наречию. 10. Нет. Например, у наречий.

Викторина “Посчитаем?”

Источник: https://klub-drug.ru/viktorina/1-2-3-4-klass-po-russkomu-yazyku.html

Урок-викторина для 8 класса

Викторина по русскому языку для 8-10классов

Наша кнопка

Скачать материал

Тема викторины: Интересный русский язык

Учитель: Кухаренок Надежда Викторовна

Цель: Проверить качество полученных знаний; способствовать развитию интереса к предмету и получению новых знаний.

Задачи: расширять кругозор учащихся; развивать логическое мышление и повышать интеллектуальный уровень; воспитывать любовь к слову и речевой культуре; способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности; учить ребят работать в команде.

Технологии:

-информационно-коммуникативные технологии;

-технология развития «критического мышления;

-исследование в обучении;

-игровые технологии: обучающие игры;

-обучение в сотрудничестве (в парах, в группах);

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Разминка команд.

4.Конкурс смекалистых.

5.Конкурс знатоков.

6.Конкурс капитанов.

7.Вопросы-шутки.

8.Подведение итогов.

1.Члены жюри и обе команды занимают свои места.

2.Здравствуйте, ребята! Я приветствую участников урока-викторины и всех членов жюри. Сегодняшний урок русского языка мы посвятим родному языку. Наша викторина будет состоять из нескольких этапов. У нас две команды, у каждой команды есть капитан, придумано название, девиз, эмблема. Состав жюри – учащиеся 10 класса. Давайте же поскорее начнём! В добрый путь от игры к знанию!

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки».

3. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Звучит приветствие команд.

Начнём мы нашу викторину с разминки команд:

Команды должны назвать загаданные в шарадах слова:

Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог,

И, разгадав загадку до конца,

Получим выражение лица. (Ми-на)

Из писка птиц мой первый слог возмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пи-рог)

4.Конкурс смекалистых. Каждая команда получает по два вопроса.

1 команда.

1.Нужно ли в сочетаниях букв чн, чк, нщ писать мягкий знак? Почему?

2.Ученик Миша рассуждал так: « Если в словах ночь, дочь, мощь пишется ь, то он должен писаться и в словах ночка, дочка, мощный». Прав ли Миша? Почему?

2 команда.

1.Нужно ли в сочетаниях букв рщ, нч, нщ писать мягкий знак? Если нет, то почему?

2.Ученица Люба рассуждала так: «Если в словах фонарь, камень пишется ь, то он должен писаться и в словах фонарщик, каменщик». Права ли Люба? Если нет, то почему?

5.Конкурс знатоков. Из каждой команды по пять человек.

а) Объяснить условия выбора гласной в корне слова:

– соб_раю, выб_раю, раст_раю, сд_раю.

-ум_рать, отж_мать, заж_гся, заг_р, изл_жение, р_стение.

б) Обьяснить условия выбора ь.

-сбереч_, учиш_ся, певуч_, обруч_.

-много туч_, сжеч_.

в) Игра «Кто быстрее?» Подобрать по десять фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

-язык, нос

Задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, зарубить на носу…

Язык проглотил, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается…

г) Заменить фразеологические обороты словами – синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, раз, два и обчёлся, куры не клюют, кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

6. Конкурс капитанов.

Произнести слова в обратном порядке:

лён – ноль

лей – ель

лоб – пол

люк – куль

ток – кот

шёл – ложь

шей – ешь

куб – пук

Вопросы:

1.Чем заканчивается день и начинается ночь? (ь)

2.Что стоит посреди земли? (м)

3.Чем заканчивается лето и начинается осень? (о)

4.Какое русское слово состоит из 3 слогов и указывает на 33 буквы алфавита? (азбука)

5.Назовите два слова, начинающихся с 4-х согласных. (взгляд, всплеск и др.)

6.Какие корни не нужны растениям? (корни слов)

7.В каком слове 40 гласных? (сорока)

8. Подведение итогов.

Наша викторина завершена. Я поздравляю выигравшую команду и с удовольствием вручаю им приз. Проигравшая команда получает поощрительные призы. Что нас объединяло на этом уроке-викторине? Общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знанию.

6

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/interesniy-russkiy-yazik-klass.html

Альманах педагога |

Викторина по русскому языку для 8-10классов

Маркелова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43 г. Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Викторина по русскому языку для учащихся 8 классов”
22.01.2018
Раздел: среднее образование

Викторина по русскому языку «Язык мой – друг мой»

Класс: 8

Учитель Маркелова Татьяна Анатольевна

Цель: Расширение кругозора учащихся; развитие интеллекта учащихся; развитие умения общаться

между собой; воспитание культуры речи.

Оборудование: чистые листы бумаг, фломастеры, тематические картинки. Участвуют 2 команды.

1.Лексическая разминка. Когда так говорят?

Язык отнялся – внезапная потеря способности говорить, обычно от удивления, страха.

Язык заплетается – кто-либо не может внятно, ясно сказать что-либо.

Язык без костей – о болтливом человеке.

Язык проглотил – о человеке, который не может или не хочет сказать что-либо.

Язык проглотишь – очень вкусно, аппетитно.

Язык хорошо подвешен – умеет свободно, складно говорить.

На разных языках – без взаимопонимания.

2.Игра «Кто больше?»

Из слова пирамида составить как можно больше слов (мир, пир, рама, дар, драп, пар)

3.Текст-загадка.

У шута спросили:

– Каких ты больше людей ценишь, которые много говорят или мало говорят?

– Муха весь день жужжит, но никто на нее внимания не обращает, а петух только раз крикнет, тогда

все, услышав его, встают и принимаются за работу.

Каких же людей больше ценит шут?

(Шут ценит немногословных людей, которые говорят мало, но убедительно)

4.Закончите начатые пословицы.

Кто не работает, …

Грамоте учиться, …

Слово не воробей, …

Не спеши языком, …

Век живи – …

Тише едешь – …

Волков бояться – …

Терпенье и труд…

Куй железо, …

5.Лингвистическая задача.

На Востоке говорят: «Какой мост построишь, по такому и перейдешь»

А что говорят русские? (Что посеешь, то и пожнешь)

На Востоке говорят: «Двумя руками трудно поймать двух угрей»

А что говорят русские? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

Англичане говорят: «Что камнем по кувшину, что кувшином по камню»

А что говорят русские? (Что в лоб, что по лбу)

Англичане говорят: «Скажи «дьявол», а он тут как тут»

А что говорят русские? (Легок на помине)

Немцы говорят: «Ошибки других – хорошие учителя»

А что говорят русские? (На ошибках учатся)

Немцы говорят: «Совершенные поступки в советах не нуждаются»

А что говорят русские? (После драки кулаками не машут)

Казахи говорят: «Саранчи бояться – хлеба не сеять»

А что говорят русские? (Волков бояться – в лес не ходить

Ведущий: Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках. Они хранят опыт

народа, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и

поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и

быть человеком мудрым.

6. “Собери пословицу”

Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Каждая команда получает бланк с

заданием. 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 10 баллов

1.

доброе, пирога, лучше, мягкого, слово

2.

язык, не, приветливых, отсохнет, слов, от

3.

молчание, а, слово, золото, серебро

4.

говори, услышишь, побольше, поменьше

5.

поле, умом, а, красно, пшеницей, беседа

6.

в, человека, общении, лошадь, езде, а, узнают, по

7.

враг, говорит, язык, мой, прежде, ума, мой

8.

на, себя, кто, много, накликает, тот, болтает, беду

9.

что, говорить, с, напиться, меду, тобой

10. слова, голова, пустые, не скажет, умная

Ответы:

1.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

2.

От приветливых слов язык не отсохнет.

3.

Слово – серебро, а молчание – золото.

4.

Поменьше говори – побольше услышишь.

5.

Красно поле пшеницей, а беседа – умом.

6.

Лошадь узнают по езде, а человека в общении.

7.

Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.

8.

Кто много болтает, тот беду на себя накликает.

9.

С тобой говорить, что меду напиться.

10. Умная голова не скажет пустые слова.

Дополнительное задание: Назовите самого знаменитого собирателя русского фольклора, автора

сборника “Пословицы и поговорки русского народа”. (Владимир Иванович Даль). Оцениваем 1

балл.

Ведущий: Что значит быть грамотным? (Дополнительный вопрос, если ребята не ответили:

“Достаточно ли сказать, что грамотный – это человек, умеющий читать и писать?”)

Ответ: Грамотный – человек, умеющий читать и писать согласно нормам грамматики и

правописания. За правильный ответ 1 балл.

Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.

Куприн посмотрел меню и заказал:

– Шесть порций орфографических ошибок.

– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант.

– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное

меню. Капитаны команд, чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит

оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул…н кур…ый с фрик…дельками.

2. К..тлеты св..ные

3. Ра…ольник с к…лбасой

4. П..льмени

5. Шамп..ньоны в яич…ном соусе

6. К..мпот груш..вый

7. К..сель клюкв..ый

8. П..рожное б..сквитное

9. Коври…ка ржа…ая

10. Пиро..ки с печ..нкой

Ответы:

1. Бульон куриный с фрикадельками.

2. Котлеты свиные.

3. Рассольник с колбасой.

4. Пельмени.

5. Шампиньоны в яичном соусе.

6. Компот грушевый.

7. Кисель клюквенный.

8. Пирожное бисквитное.

9. Коврижка ржаная.

8. Пирожки с печёнкой.

Исправленное меню капитаны отдают жюри. Одна ошибка – 1 балл. Максимум 20 баллов.

Игра “Корректор” проходит для остальных участников команд. Оцениваем скорость и

правильность выполнения заданий. За каждую ошибку – 1 бал, за объяснение (тип ошибки, как

исправить) +1 балл. Максимум 20 баллов

1.

При входе в горящее здание надо одевать противогаз.

2.

У нее были очень огромные глаза.

3.

Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма.

4.

Он всегда ложит локти на стол.

5.

Волга ширее Дона.

6.

Вдали показалась стая уток и зайцев.

7.

Пожухла лиственница на березках.

8.

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.

9.

Я готов ать за это обоими руками.

10. Собрание будет в декабре месяце.

Ответы:

1.

При входе в горящее здание надо надевать противогаз (глагол “одеть” сочетается с

одушевленным существительными; “надеть” – с неодушевленными).

2.

У нее были оченьогромные глаза (лишнее слово “очень”. Многословие).

3.

Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. (Когда я пришел на

тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма).

4.

Он всегда ложит локти на стол (должно быть “кладет”).

5.

Волга ширее Дона (должно быть “шире”, неправильно образована степень сравнения).

6.

Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток. Стая –

преимущественно о птицах, рыбах.)

7.

Пожухла лиственница на березках (неправильный выбор слова. Пожухла листвана

березках).

8.

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Двусмысленность. Ошибки в употреблении

местоимений Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.)

9.

Я готов ать за это обоими руками (Я готов ать за это обеими руками. Оба, обе

– это собирательные числительные).

10. Собрание будет в декабре месяце (Речевая избыточность. Собрание будет в декабре).

Подведение итогов, награждение команд.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21174

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.