Урок в начальной школе по толерантности

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Урок в начальной школе по толерантности

Цели: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование: мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями:

– Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я…

– Если я увижу больного престарелого человека, то…

– Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я…

– Если бы я был волшебником, то…

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Что такое толерантность?».

III. Упражнения на развитие толерантности.

1. «Аплодисменты».

2. «На какого сказочного героя я похож».

3. «Это здорово!»

4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день».

IV. Подведение итогов.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

– А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

– А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».

II. Беседа «Что такое толерантность?»

Классный руководитель. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать – значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, – это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

– Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным – значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

– Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

– Кто из мальчиков прав? (Никто.)

– Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты.

Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то – танцевать и т. д.

И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

– Кто назовет другие черты толерантного человека?

(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение – все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

– Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

III. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

1. «Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

• кататься на роликах;

• вышивать;

• сочинять стихи;

• играть в футбол;

• танцевать;

• плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

2. «На какого сказочного героя я похож»

Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

3. «Это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

(Проведение игры.)

А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача – закончить предложения.

(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)

Рекомендуем посмотреть:

Урок толерантности в 6 классе

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Толерантные и интолерантные люди

Источник: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-na-temu-tolerantnost-4-klas.html

Урок толерантности в школе – для младших и старших классов

Урок в начальной школе по толерантности

Современная школа, кроме решения образовательных задач на уроках, направляет свою работу ещё и на формирование нравственных и культурных ценностей подрастающих личностей.

Детям нужно привить не только понимание того, что такое хорошо, а что — плохо, но и научить толерантности к принципам и взглядам, отличным от их собственных.

 Какими же средствами достижения поставленной цели обладает школа?

Зачем нужна такая воспитательная работа?

Толерантность — это терпимое отношение к взглядам, привычкам и нравам окружающих людей. В социологии этот термин обозначает уважительное отношение к иному мировоззрению и образу жизни.

В сложившихся условиях, когда в школах довольно часто вспыхивают межрасовые конфликты между детьми, уроки, на которых ясно и понятно объяснялась бы необоснованность деления на «своих» и «чужих», становятся жизненно необходимыми.

Кроме предотвращения расовых притеснений, занятия, посвящённые терпимому отношению друг к другу, решают ряд важных воспитательных задач:

  • формируют позитивный взгляд на мир;
  • учат взаимодействовать с другими членами социума;
  • стимулируют интерес к вопросам человеческого общения;
  • прививают уважение к чужому мнению.

Уроки толерантности могут проводиться в школе не только как отдельные учебные занятия, но и входить в систему других занятий в виде отдельных вопросов для обсуждения или проектных работ. Учитель может касаться следующих типов терпимого отношения к действительности:

  • национального, подразумевающего принятие других способов социального и политического устройства;
  • религиозного, рассматривающего позиции различных конфессий;
  • этнического, связанного с совокупным культурологическим наследием народов;
  • социального, определяющего различный общественный статус людей;
  • полового, доказывающего гендерное равноправие;
  • связанного с внешними особенностями людей, в том числе необычным внешним видом или физическими недостатками;
  • связанного с различными увлечениями и привычками.Воспитание толерантности в школьниках позволяет предотвратить травлю детей, которые по каким-либо признакам отличаются от остальных

Каждый их этих типов может гармонично включаться учителем не только в программные учебные курсы, но и во внеклассную работу, формируя у школьников:

  • активную гражданскую позицию;
  • уважение к культурному наследию своей страны и традициям других народов;
  • навыки бесконфликтного ведения дискуссии.

Писатель Оскар Уайльд говорил: «Понять людей и жить с ними можно, только если относиться к ним терпимо».

Стратегия проведения работы на уроках

В основе разработки занятий, направленных на воспитание терпимости у детей, лежат два принципа:

  • гуманизации, определяющий уникальность и индивидуальность каждой отдельной личности;
  • интеграции, направленный на необходимость взаимодействия разных культур и социумов для полноценного развития каждого человека и всего человечества в целом.

Для реализации этих стратегий учитель должен отдавать предпочтение живому общению с детьми, предлагая темы для обсуждения на жизненных примерах, а также:

  • используя ролевые игры;
  • организуя совместную работу учеников;
  • взаимодействуя с семьями школьников;
  • занимаясь культурным развитием детей.Обязательно нужно организовывать работу так, чтобы дети взаимодействовали друг с другом

Терпимому отношению к отличным от собственных обычаям и взглядам необходимо не только посвящать отдельные классные и внеклассные занятия, но и уделять внимание на каждом уроке.

Для того чтобы такая работа не носила характер «чтения морали», учителю следует планировать занятие с учётом времени на задания или отдельные приёмы для воспитательной работы.

Рассмотрим некоторые примеры таких методических техник.

В большинстве своём дети выказывают неуважение и презрение к тому, о чём мало знают. Поэтому задача любого учителя состоит в том, чтобы заполнить эти пробелы.

На уроке физической культуры и биологии

Во время занятий спортом дети видят физические отличия друг друга. В подростковом возрасте особенно остро ребята реагируют на проблемы с лишним весом. Чтобы привить толерантное отношение к полным одноклассникам, учитель может:

  • показать презентацию, в которой рассказывается об особенностях обмена веществ, вызывающих ожирение, и объяснить ученикам, что лишний вес — это, прежде всего, гормональная проблема, а потом уже неправильный образ жизни и переедание;
  • провести «День наоборот», дав задание школьникам привязать подушку к животу и попробовать «прожить» один урок физкультуры в образе полного человека.

Последний приём рекомендуется использовать в классах, где полных ребят нет, иначе они воспримут такую игру как оскорбление.

В классах, где есть афроамериканцы и существует притеснение по расовому признаку, можно показать презентацию с подборкой мировых спортивных рекордов, поставленных темнокожими спортсменами, с последующим обсуждением увиденного.

А курс биологии позволяет доступно и аргументировано, с научной точки зрения доказать общность физиологического строения людей разных национальностей. Например, учитель может использовать проекты с презентациями о наборе генов у представителей разных рас.

На уроке английского языка

Для привития толерантности на уроке английского языка можно организовать инсценировку отрывков из англоязычных произведений

Занятия по иностранному языку открывают массу возможностей для привития детям уважения к разным культурам и традициям. Если говорить об уроках английского, то рекомендуется использовать такие виды работы:

  • групповая работа «Международная конференция» (дети представляют 2–3 страны, задача участников — презентовать «свой» народ с наиболее интересной и занимательной стороны, например, рассказав о национальной кухне или семейных традициях);
  • подготовка проектов, представляющих ту или иную страну через достижения в искусстве или науке;
  • инсценировки из произведений мировой классики (например, монологи героя «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, сцена суда в произведении Харпер Ли «Убить пересмешника» и так далее);
  • работа над сочинением на тему «Космополит — это…» в старших классах.

Эти занятия позволяют в полной мере раскрыть нюансы общественного и политического строя тех или иных народов. Однако очень важно сделать акцент на том, что у разных народов есть общие корни. В качестве примеров тем для занятий можно привести:

  • создание проекта генеалогического дерева языковых семей;
  • презентация докладов о жизни и обычаях малых народов;
  • подготовка и защита рефератов о притеснении евреев в годы Второй мировой войны;
  • диспут о сходствах взглядов на мир в разных вероисповеданиях.

Кроме того, учитель обязательно должен делать упор на культурное многообразие родной страны.

На занятиях по психологии

При создании школьного курса психологии методисты постарались учесть необходимость введения понятия «толерантность» в темы некоторых уроков.

Однако учителю всё равно нужно использовать на каждом занятии те или иные виды работ для воспитания терпимости у ребят.

Особенно это касается превентивных мер в отношении различных проявлений жестокости. В качестве приёмов можно предложить:

  • проведение эксперимента «7 дней без грубых слов», что особенно актуально для учащихся среднего звена, расценивающих нецензурную брань как показатель своей взрослости;
  • подготовку вопросника «Почему возникают конфликты?» с методикой анализа ответов;
  • анкетирование ребят «Способен ли ты на жестокость?»;
  • дискуссии и круглые столы, посвящённые поиску решения проблемы половой дискриминации.

Нюансы формирования терпимости в разном возрасте

Для воспитания толерантности в младшем и среднем звене особенно важно, чтобы учитель разъяснял детям некоторые понятия и поощрял инициативу каждого ученика

Не секрет, что восприятие в младшем школьном возрасте отличается от понимания тех или иных вопросов в старшем. Поэтому так важно подбирать приёмы воспитания толерантности, уместные для разных категорий учеников.

В начальной школе

Как уже отмечалось, работа по воспитанию толерантности — это не отдельные уроки и не только классные часы, посвящённые темам, вызывающим споры, но и введение методических приёмов, позволяющих привить детям уважение к иным взглядам и обычаям. В начальном звене ими может быть:

  • «Эстафета»: организация любой деятельности таким образом, чтобы дети взаимодействовали друг с другом;
  • «Акцент на лучшее»: учащимся рекомендуется рассмотреть нечто негативное с точки зрения наличия позитивных черт (например, на уроке чтения при изучении «Сказки о военной тайне» А. Гайдара детям можно предложить найти положительные стороны характера Мальчиша-Плохиша);
  • «История про себя»: каждому ребёнку необходимо придумать рассказ о себе, а задача одноклассников — пересказать её.

В 5–9 классах

Для подростков очень важен личный опыт, поэтому основными приёмами в этом возрасте могут быть ролевые игры.

  • «Мизансцена». Методика работы в подвижных группах, когда учитель меняет местами членов команды по ходу выполнения заданий.
  • «Обмен ролями». Приём, который предполагает, что дети в процессе обсуждения будут примерять на себя роли своих оппонентов (например, во время литературного суда над героем).
  • «Общее мнение». Ученикам предлагается вопрос, отвечать на который следует по цепочке, то есть каждому следующему отвечающему нужно для собственного ответа учесть мнение предыдущего товарища.

У старшеклассников

Ученики старших классов ценят возможность высказаться, поэтому строить занятие нужно с учётом этого факта

В старшем школьном возрасте ребятам важно высказать свою точку зрения, поделиться своими соображениями на тему. Вот почему приёмы воспитания толерантности должны быть дискуссионного характера.

  • «Прогнозирование». Методика этой работы заключается в высказывании предположений по поводу возможного развития обсуждаемой ситуации (например, на уроке истории дети могут рассуждать о том, как изменился бы вектор развития страны без переворота 1917 года).
  • «Поиск толерантной позиции». Два ученика предлагают аргументы в защиту своей позиции по тому или иному вопросу, а задача одноклассников — выбрать наиболее доказательную.
  • «Импровизация на свободную тему». Детям предлагается перенести определённые условия на почву современности. Например, школьникам требуется поразмышлять над таким вопросом: могло ли рабовладение и угнетение темнокожих появиться в XXI веке?

Урок толерантности не должен рассматриваться как 45-минутное нравоучение о необходимости быть терпимым к другим людям. Такая работа должна расцениваться как жизненный урок, который преподаёт школа формирующимся личностям.

Задача педагогов — приложить все усилия, чтобы ученики выросли достойными гражданами страны, которые обеспокоены судьбами других людей, а также хотят и могут искать мирные способы решения конфликтов, связанных с национальными, религиозными и другими противоречиями.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/kak-pravilno-provesti-urok-tolerantnosti-v-shkole.html

Классный час. УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ 2 класс

Урок в начальной школе по толерантности

Наша кнопка

Скачать материал

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

(2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии.

ХОД УРОКА

-Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце попробуете сказать, что означает слово толерантность.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него богатая лавка. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья. Купец по разным странам ездил, привозил отовсюду разные диковины. Однажды решил купец поплыть на другую сторону земли.

Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль, запасся припасами и поплыл. Долго плыли, приплыли к берегу. Пошли матросы на ночлег размещаться, а купец нашел лавку, разложил товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться.

А купец от всех нос воротит: запах от них рабочий, одеты уж больно скромно, манерам не обучены. Покупатели недовольными из его лавки выходили. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец, так ведь и разориться недолго. Что делать? Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок.

Остановился и сказал: «Все люди, что цветы на поляне: красивые и не очень, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.

ОБСУЖДЕНИЕ

– Что запомнилось в сказке?

– Что важного узнал купец?

Учитель: На нашей планете более 200 государств, расположенных на 5 континентах. У каждого народа свой язык, свои обычаи, но при этом у всех людей есть общее – все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом. Люди создали Всеобщую декларацию прав человека.

2 . Путешествие

Я предлагаю Вам отправиться в путешествие «Вокруг света без билета».

Тебя я зову в путешествие снова!

Куда мы поедем, ты сам выбирай.

Вот карта и глобус к работе готовы,

А вот и загадки! Ну, слушай давай!

Ну что, ты согласен, дружок , отгадать

Те страны, где нам предстоит побывать?

КОНКУРС 1.

-Ребята, посмотрите к нам приехали гости. Давайте отгадаем, из каких они стран.

  • Эта страна самая населенная в мире. В этой стране самая длинная крепостная стена – 5 тысяч километров. В этой стране живет бамбуковый медведь – панда. Здесь пьют чай уже более 2 тысяч лет.

– Что это за страна? (КИТАЙ)

  • Эту страну открыл Христофор Колумб. Символ этой страны белоголовый орел. На флаге этого государства 50 белых звезд по числу штатов. По имени первого президента страны названа столица – Вашингтон. В этой стране находится Статуя Свободы.

– Догадались, о какой стране идет речь? (США)

  • Эта страна знаменита своими туманами. Большинство населения леди и джентльмены. Меньшинство – королева. Она царствует, но не правит. Следование традициям и порядок – вот главная национальная черта. Столица страны стоит на реке Темза.

– О какой стране идет речь?

Дети: Англия.

  • Эта страна напоминает сапог. Её столицу называют вечным городом. Страна знаменита макаронами и пиццей.

Дети: Италия.

*** Молодцы. Культур на свете очень много. Если не знать их особенностей, можно совершить много ошибок. Если вы решите отправиться с визитом в какую-нибудь страну, постарайтесь получше узнать о традициях и обычаях.

КОНКУРС 2. «В чужой монастырь»

– Предлагаю Вам игру «Вежливое приветствие».

В разных странах, у разных народов приняты свои ритуалы приветствия. Сейчас вы попробуете их проделать.

  • Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай)

  • Легкий поклон, руки сложены перед лбом (Индия)

  • Простое рукопожатие (Германия)

  • Легкий поклон, ладони по бокам (Япония)

  • Объятия и троекратный поцелуй (Россия)

Молодцы! Ребята, мы ещё ничего не сказали об устном народном творчестве, а ведь народные произведения – итог многовековой людской мудрости. Пословицы и поговорки у различных народов обозначают приблизительно то же самое, что и у нас русских.

КОНКУРС 3. «Мудрость не имеет границ»

На доске записаны русские пословицы. Я буду зачитывать иностранные пословицы, а вы подбираете нашу.

  • Арабская пословица «Бежал от дождя – попал под ливень».

Русская «Из огня да в полымя».

  • Татарская пословица «Где много пастухов, там все овцы передохнут».

Русская «У семи нянек дитя без глазу».

  • Английская «Любишь танцевать – плати скрипачу».

Русская «Любишь кататься – люби и саночки возить».

  • Африканская «Сын леопарда тоже леопард».

Русская «Яблоко от яблони недалеко падает»

(Упражнение «Волшебное озеро»)

– Сейчас, мы будем передавать друг другу зеркало, вы должны заглянуть внутрь, что-то там увидеть в «волшебном озере».

Там вы увидели самого уникального и неповторимого человека на свете, самого себя. Мы выяснили, что каждый человек это уникальная личность единственная в своем роде.

– Как мы должны относиться к себе?

Бережно, с любовью, с уважением, дорожить своей жизнью и жизнью окружающих, принимать себя такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом терпимость является толерантность. Произнесите это слово, – как, по-вашему, оно звучит?

(Ласково, как колокольчик, переливаясь, дружелюбно, по-дружески)

– Что нового вы узнали? Что такое толерантность? (Проявлять толерантность – значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.)

Заключение: Немецкий графический художник Хельмут Лангер создал эту эмблему.

  1. сострадание

  2. прощение

  3. сотрудничество

  4. уважение человеческого достоинства

  5. милосердие

  6. уважение прав других

  7. принятие другого таким, какой он есть

Толерантность – путь к миру и согласию.

Сейчас у всех хорошее настроение.

Давайте же относиться друг к другу так, как ты хочешь, чтобы относились к себе!

***Приложение (для индивидуальной работы учащихся)

*Урок МИРА И СОГЛАСИЯ*

На нашей планете более _______ государств, расположенных на __ континентах.

1. У всех людей есть общее – все они хотят жить _________________ , р_________________ , с__________________ , д__________________ и встречаться друг с другом, поэтому люди создали Всеобщую декларацию прав человека.

2. Запиши русские пословицы:

«Бежал от дождя – попал под ливень».

«Где много пастухов, там все овцы передохнут».

«Любишь танцевать – плати скрипачу».

«Сын леопарда тоже леопард».

3. Как мы должны относиться к себе?

Бережно, с л_____________ , с у__________________ , дорожить своей жизнью и жизнью окружающих, принимать себя такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом терпимость является слово

Т_Л_РАНТН_СТЬ

Давайте же относиться друг к другу так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории начальная школа:

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-urok-tolerantnosti-klass.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.