Урок по русскому языку в 6 классе на тему:Этимология слов.

Заимствование слов в русском языке. Конспект урока для 6 класса

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:Этимология слов.

Все слова языка образуют его лексический состав, или  лексику. Раздел лингвистики, изучающий лексику, называется лексикологией. Наука, изучающая  происхождение слова, называется этимологией.

Все слова русского языка по происхождению можно разделить на две части: исконно русские и заимствованные. Их изучением и занимается этимология.

А сведения о происхождении слова можно найти в этимологических словарях.

Исконно русские слова

Исконно русскими называют слова, которые появились в самом русском языке с момента его образования. Так древний человек называл предметы и явления, с которыми сталкивался и соприкасался. В их число входят слова, оставшиеся в языке от языков-предков,  а также те, которые образовались уже собственно в русском языке.

Камень, земля, небо, мать, сын, день, солнце и т.д.

Со временем лексический запас увеличивался. Люди переезжали, жили не изолированно и общались с соседними народами. При этом общении  увеличивали свой словарный запас, заимствуя какие-то названия и понятия у других. Так в лексике русского языка начинают появляться заимствованные слова.

Исконно русские слова принято разделять на 4 основные группы, или пласта, в которые входит лексика разных временных периодов:

  1. Древнейшие, имеющие индоевропейские корни и общие для всех языков индоевропейской семьи (примеры- предметы быта, названия животных и явлений: волк, коза, кот, овца; луна, вода; шить, печь).
  2. Слова из общеславянского языка, общие для всех славянских племен (примеры- названия продуктов, действий, животных и птиц и т.д.: дверь, стол, ложка; жить, ходить, дышать, расти; конь, медведь, лебедь, рыба).
  3. Примерно с VII-X веков появляется восточнославянская группа cлов, которая является общей для восточнославянских (белорусского, украинского и русского) народов (примеры- слова, обозначающие признаки предметов, действия, единицы счета и др.: глупый, мудрый, белый; один, два, три, семь, десять; ветер, гром, гроза, дождь).
  4. Слова русского языка, которые образовались после разделения на 3 ветви восточнославянских народов, примерно с XIV века (примеры -названия блюд народной кухни, профессий и пр.: лепёшка, корчевать, возчик, грач, курица)

Все эти слова, несмотря на схожесть на сегодняшний день со словами других народов, являются исконно русскими. А приобретенные слова из других языков считаются заимствованными.

Важно отметить, что если слово образовалось от иноязычного слова с помощью суффикса или приставки, оно считается собственно русским; заимствованным будет только исходное, первичное слово.

шоссе – иностранное слово, а шоссейный – собственно русское, так как оно образовалось по типу русских слов с помощью суффиксального способа (так же: вокзал – вокзальный, балкон – балконный и т. д.).

Заимствованные слова

Заимствованные слова в русском языке поддаются видоизменению в соответствии с правилами и законами русского языка. Так, например, может меняться их морфология, значение или произношение.

Парламент в русском языке слово мужского рода, а в немецком языке, откуда было заимствовано – среднего;

Маляр – название рабочей специальности, человек, занимающийся покраской, а в немецком, откуда было заимствовано – живописец.

Таким образом, чтобы знать лексическое значение слова, нужно знать, из какого языка оно заимствовано.

Существует множество словарей, которые объясняют значения заимствованных слов. Не стоит путать их со словарями-переводчиками, в которых указан перевод иностранного слова.

Первый словарь иностранных слов был написан еще в начале XVIII века. Он был рукописным и  объяснял значение, а также откуда слово пришло в русский язык.

Причины заимствования

Все заимствованные слова появляются в нашем языке по разным причинам, условно их можно назвать внутренними и внешними.

  • Склонность заменять одним словом словосочетание (гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью; афоризм – краткое изречение);
  • закрепление заимствованных слов, которые имеют определенную морфологическую структуру, таким образом, заимствование облегчается (баскетбол, футбол, гандбол и т. д.);
  • влияние моды и иностранных тенденций. Мода на слова, которые со временем укореняются и становятся частью языка (боулинг, харизма, акселерат и т. д.).
  • Заимствование какого-либо понятия или вещи, а вместе с ним и обозначающего его слова. С развитием технологий, науки, искусства таких слов становится все больше (брокер, ваучер, дисплей и т. д.);
  • заимствование слов, которые обозначают определенный вид предметов, причем, очень часто многие из таких слов имеют русские соответствующие слова, но больше прижились и употребляются именно заимствованные (монтаж – сборка, константа – постоянная величина, презент – подарок и т. д.).

Признаки заимствованных слов

Существуют определённые признаки, по которым мы сразу можем «опознать» заимствованное слово:

  • начальные буквы А и Э (аура, эпоха);
  • наличие в слове буквы Ф (факел, философ);
  • сочетание гласных (нюанс, вояж);
  • удвоенные согласные (аккомпанемент, аппетит);
  • неизменяемость слова (колибри, фламинго и т. д.).

Конспекты уроков в 6 классе

Тема рассчитана на 2 урока; на первом изучаем более подробно исконно русские слова, на втором – заимствованные. Уроки составлены по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Урок 1

Слова исконно русские и заимствованные.

  • знакомство с классификацией лексики русского языка с точки зрения происхождения;
  • развитие умений работы со словарями;
  • воспитание любви к русскому языку и уважения к другим языкам.
  • Познавательные: поиск информации, структурирование информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: планирование сотрудничества; умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Комбинированный.

  1. Организационный момент.

  2. Учитель читает фрагмент сказки на украинском языке и просит учащихся перевести её.

    Беседа по вопросам:

    — Как вы догадались, о чём идёт речь?

    — Какие слова звучат похоже в русском и украинском языках?

    — С чем это связано?

    (Приходим к выводу о том, что русский и украинский – родственные языки, а это значит, что они произошли от одного языка).

  3. Эвристическая беседа с выходом на тему урока:

    — Откуда вообще появляются слова в языке?

    — С чем связано появление заимствованных слов в языке?

    — Можем ли мы предположить, на какие группы делятся все слова русского языка с точки зрения их происхождения и сколько будет этих групп?

    Поиск информации в учебнике (§17), рассказ с опорой на схему упр. 126 об исконно русских и заимствованных словах.

    Запись темы урока, постановка целей, планирование работы.

    — Итак, исконно русские слова возникли в русском языке или были унаследованы из языков-предков. О каких же языках-предках идёт речь? И кто из этих предков самый старший?

  4. Работа в группах: рассказать о родословной русского языка, используя материалы упр. 128 («дерево» индоевропейской семьи языков).

    Класс объединяется в 2 группы, которым даются карточки с надписями «Русский язык», «Белорусский язык», «Украинский язык», «Древнерусский язык», «Общеславянский язык», «Индоевропейский язык», «Праиндоевропейский язык».

    Одна группа строит свой рассказ-родословную от праиндоевропейского языка, вторая – от русского языка к предкам.

    Приветствуется творческий подход, группы не только рассказывают, но и представляют языки (прикрепив карточки, «герои-языки» выстраиваются по ходу рассказа в цепочку-родословную).

    В заключение все учащиеся записывают названия языков – предков русского языка, расположив их «по возрасту»: от старейшего к последующим.

    (В итоге должна появиться запись: праиндоевропейский, индоевропейский, общеславянский, древнерусский, русский).

  5. Словарная работа (Можно привлечь героев, которые играли роли языков-предков):

    — Какие слова в русском языке являются самыми древними? (Те, что пришли из праиндоевропейского языка). Ученики читают слова из упр. 129, делают вывод о том, к каким тематическим группам относятся эти слова.

    — Какие же слова являются общеславянскими по происхождению? Чтение вслух слов из упр. 130, запись названий тематических групп и слов (с объяснением орфограмм).

    Общеславянские слова составляют около четверти всех слов, которые мы сейчас употребляем в повседневной речи!

    — Заполнение таблицы упр. 131.

    Вывод о сходстве слов и о родстве языков; эти слова – из древнерусского языка, который был общим предком для русского, украинского и белорусского языков.

  6. Работа со словарями:

    — знакомство с пометами, которые указывают на происхождение слова (упр. 127, Этимологический словарь);

    — знакомство с пометами, которые указывают, из какого языка пришло данное слово (словарь иностранных слов).

  7. Работа с учебником: поиск ответа на вопрос, как называются слова, которые появлялись уже в самом русском языке, и в какое время начался этот процесс. Ученики читают теоретический материал на стр. 71 и отвечают, что собственно русские слова начали образовываться в русском языке с XIV века, то есть после разделения древнерусского языка на русский, украинский и белорусский.

  8. Разбор домашнего задания: упр. 132 (разделить слова на две группы – более «старые» и более «молодые»; воспользоваться «Советами помощника»).  

  9. Итоги урока; рефлексия (Какой язык был прапрадедушкой русского? А какие языки являются родными братьями русского языка? О каких ещё славянских языках вы знаете? Какие факты, о которых шла речь сегодня на уроке, стали для вас новыми? Какие наиболее заинтересовали? О чём захотелось узнать дополнительно? И т. д.)

Урок 2

Заимствованные слова.

  • Дальнейшее изучение лексики русского языка с точки зрения происхождения, изучение заимствованных слов, их признаков, причин заимствований слов из других языков;
  • развитие умений работы со словарями; развитие орфографических и орфоэпических навыков;
  • воспитание любви к русскому языку и уважения к другим языкам.
  • Познавательные: поиск информации, структурирование информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: планирование сотрудничества; умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Комбинированный.

Мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка (стр. 74): исконно ру…ские слова, заимствова(н, нн)ые слова, общ…славянский язык, г…рманские языки, р…манские языки.
  3. Актуализация опорных знаний: объяснить значение записанных словосочетаний, какая тема их объединяет.
  4. Работа с видеоматериалом: урок «Заимствованные слова» Инфоурока.

    а) просмотр материала  0-1.15мин;

    Примеры заимствованных слов:

    б) эвристическая беседа с выходом на тему урока:

    — С чем связано появление заимствованных слов в языке?

    — Можем ли мы по «внешнему облику»  слова определить, заимствованное оно или нет?

    — Заимствование слов – это хорошо или плохо?

    в) Формулирование темы урока, мотивация. Запись темы урока, постановка целей, планирование работы.

    Задание №1 из видеоурока

    г) Просмотр видеоурока 1.40-2.53; запись примеров; исправление ошибок в видеоуроке (гоЛЛандский).

Источник: http://olgadyachenko.ru/slova-iskonno-russkie-zaimstvovannye-primery.html

Этимология слов русского языка

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:Этимология слов.

Эти­мо­ло­гия – это раз­дел линг­ви­сти­ки, ко­то­рый изу­ча­ет про­ис­хож­де­ние слов.

Ока­зы­ва­ет­ся, ис­то­ри­че­ски род­ствен­ны­ми яв­ля­ют­ся слова на­пер­сток, пер­стень, пер­чат­ки. В них вы­де­ля­ет­ся древ­ний ко­рень, свя­зан­ный с уста­рев­шим сло­вом перст, то есть палец. На­пер­сток мы на­де­ва­ет на палец, пер­стень слу­жит укра­ше­ни­ем для паль­ца, пер­чат­ки по­мо­га­ют нам со­греть паль­цы.

 2. Этимологические словари

В наше время со­зда­ют­ся спе­ци­аль­ные эти­мо­ло­ги­че­ские сло­ва­ри. В сло­вар­ной ста­тье та­ко­го сло­ва­ря со­об­ща­ют­ся сле­ду­ю­щие све­де­ния:

– ис­кон­но рус­ское слово или за­им­ство­ван­ное;

– язык-ис­точ­ник, из ко­то­ро­го при­шло за­им­ство­ван­ное слово;

– от ка­ко­го ис­ход­но­го слова или сло­во­со­че­та­ния и с по­мо­щью ка­ко­го спо­со­ба оно об­ра­зо­ва­но;

– какие род­ствен­ные слова су­ще­ству­ют у этого слова в на­сто­я­щее время;

– какие зву­ко­вые и смыс­ло­вые из­ме­не­ния про­изо­шли в слове.

 3. История хорошо знакомых слов

Ин­те­рес­на эти­мо­ло­гия чис­ли­тель­но­го сорок. Это слово пер­во­на­чаль­но было име­нем су­ще­стви­тель­ным и слу­жи­ло на­зва­ни­ем мешка. У во­сточ­ных сла­вян было при­ня­то про­да­вать шкур­ки со­бо­ля по 40 штук (столь­ко шку­рок было нужно, чтобы сшить шубу).

Эти 40 шку­рок клали в мешок, ко­то­рый на­зы­вал­ся сорок.

Со вре­ме­нем про­изо­шел пе­ре­нос на­зва­ния: сна­ча­ла сорок – это про­сто «мешок», потом сорок – мешок, в ко­то­ром лежат шкур­ки со­бо­ля в ко­ли­че­стве 40 штук, а затем уже –сорок как че­ты­ре де­сят­ка любых пред­ме­тов! Так из имени су­ще­стви­тель­но­го об­ра­зо­ва­лось чис­ли­тель­ное.

Зна­ние эти­мо­ло­гии неко­то­рых слов по­мо­га­ет нам из­бе­жать оши­бок при их на­пи­са­нии. Пра­во­пи­са­ние слов до­ли­на и одо­леть могут объ­яс­нить их эти­мо­ло­ги­че­ские «род­ствен­ни­ки» – слова дол, то есть низ, и подол – ниж­ний край пла­тья.

До­ли­на — это ни­зи­на между го­ра­ми. Мы го­во­рим: горы и долы. Одо­леть врага или всад­ни­ка пер­во­на­чаль­но озна­ча­ло сра­зить его, по­верг­нуть в дол, то есть вниз.

По­это­му мы пишем слова до­ли­на и одо­леть с бук­вой О в корне, про­ве­ряя их сло­вом дол (илиподол).

Эти­мо­ло­гия слов ро­вес­ник и сверст­ник также по­мо­га­ет их пра­виль­но­му на­пи­са­нию. Ро­вес­ник – это тот, кто про­жил оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство вёсен с тобой; твой од­но­год­ка, ро­див­ший­ся с тобой одной вес­ной.

Слово сверст­ник – оди­на­ко­вый с тобой по воз­рас­ту че­ло­век – вос­хо­дит к об­ще­сла­вян­ско­му корню вер­ста в зна­че­нии воз­раст, а позже мера длины.

Сле­ду­ю­щий сти­шок поз­во­ля­ет за­пом­нить пра­во­пи­са­ние этих сло­вар­ных слов:

Сверст­ник вы­рас­тет с вер­сту. Рос ро­вес­ник всю весну.

В слове висок пи­шет­ся буква И, так как по про­ис­хож­де­нию оно свя­за­но с гла­го­лом ви­сеть (вис­нуть) и пер­во­на­чаль­но обо­зна­ча­ло ви­ся­щую прядь волос.

Уче­ные-эти­мо­ло­ги, за­ни­ма­ю­щи­е­ся ис­то­ри­ей про­ис­хож­де­ния слов, от­кры­ли неко­то­рые древ­ние суф­фик­сы, ко­то­рые в наше время не вы­де­ля­ют­ся как зна­чи­мые части слова при мор­фем­ном раз­бо­ре.

Слова жир, пир неко­гда об­ра­зо­ва­лись от гла­го­лов жити, пити с по­мо­щью древ­не­го суф­фик­са -р; При по­мо­щи ста­рин­но­го суф­фик­са -ог от слова пир об­ра­зо­ва­лось слово пирог, а от гла­го­ла тво­ри­ти (с пер­вич­ным зна­че­ни­ем «ме­сить, раз­бал­ты­вать») — тво­рог.

Сей­час мы не вы­де­ля­ем в слове окно, про­ис­хож­де­ние ко­то­ро­го свя­за­но со сло­вом око, то есть глаз, суф­фикс -н-. Как, впро­чем, не вы­де­ля­ем суф­фикс -ц- в слове коль­цо, ко­то­рое ис­то­ри­че­ски об­ра­зо­ва­но от слова коло – круг.

Эти­мо­ло­гию любят и взрос­лые, и дети. Да и кому не за­хо­чет­ся, на­при­мер, узнать, по­че­му ведь­ма на­зы­ва­ет­ся ведь­мой, мед­ведь – мед­ве­дем, а невеж­да – невеж­дой.

Ока­зы­ва­ет­ся, все эти слова про­изо­шли от од­но­го и того же гла­го­ла ве­дать, то есть знать. Ведь­ма – «зна­ю­щая, зна­хар­ка». Ко­гда-то это слово не имело неодоб­ри­тель­но­го смыс­ла. Ведь­ма знала це­леб­ные травы, знала, как по­мочь боль­ным  людям.

А когда по­яви­лись сказ­ки про злых ведьм, слово из­ме­ни­ло смысл. Невеж­да – «мало зна­ю­щий че­ло­век». Этим сло­вом обыч­но на­зы­ва­ют людей, ко­то­рые не про­сто мало знают, но и не хотят знать боль­ше, враж­деб­но от­но­сят­ся к зна­нию. Мед­ведь – зверь, ко­то­рый ве­да­ет. То есть знает, любит мед.

По­че­му имен­но такое на­зва­ние за­кре­пи­лось за мед­ве­дем? Суе­вер­ные охот­ни­ки счи­та­ли опас­ным на­зы­вать жи­вот­ных, на ко­то­рых идут охо­тить­ся, и да­ва­ли им новые на­зва­ния, име­на-«маски».

На­зва­ние мед­ведь вы­тес­ни­ло преж­нее на­име­но­ва­ние, ко­то­рое в ла­тин­ском языке зву­ча­ло так: «урсус».

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

Вос­поль­зо­вав­шись эти­мо­ло­ги­че­ским сло­ва­рем, рас­ска­жи­те о про­ис­хож­де­нии 5-6 слов.

По­про­буй­те со­чи­нить свою ис­то­рию про­ис­хож­де­ния ка­ко­го-ни­будь слова, затем срав­ни­те свою вер­сию с объ­яс­не­ни­ем в эти­мо­ло­ги­че­ском сло­ва­ре.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1778

Урок русского языка в 6 классе «Этимология как раздел языкознания»

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:Этимология слов.

Наша кнопка

Скачать материал

Урок русского языка в 6 классе

«Этимология как раздел языкознания»

Тип урока: комбинированный.

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Цели:

1.Познавательные:

-Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка.

-Дать понятие об этимологии.

– Ознакомить учащихся с этимологическими словарями.

2.Практические:

– Научить определять происхождение слов.

3.Общепредметные:

– Воспитывать любовь к слову.

– Обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «преu001fкрасном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят результат своей деяu001fтельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2. Работа с таблицей.

На доске чертится таблица. Учитель даёт задание – заполнить пропуски, где это возможно (там, где слово образовать нельзя, ставится прочерк).

Исходное слово

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно – суффиксальный способ

Лес

Прогулять

Берёзовый

Подосиновик

Зима

Зимний

Связать

Подделка

Потрясти

Лов (рыбы)

Кованый

3. Мозговой штурм.

– Что изучает морфемика, а что – словообразование?

– Что называется морфемой?

– Какие морфемы вы знаете?

– В какой части слова заключено его лексическое значение?

– Какая морфема служит для связи слов в предложении?

– С помощью каких морфем образуются новые слова?

– Какие чередования согласных в корне вы знаете?

– Назовите корни с чередованием е//и. Приведите примеры.

– Назовите корни с чередованием о//а. Все ли эти корни подчиняются одному правилу?

– Какие ещё гласные могут чередоваться в корне?

– Расскажите о правописании корней –твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-.

– Какие способы образования слов вы знаете?

– Чем различаются непроизводная, производная, производящая (исходная) основы?

– Как могут быть образованы сложные слова?

– Когда сложные имена существительные и прилагательные пишутся слитно?

– Когда сложные имена существительные и прилагательные пишутся через дефис?

– Как образуются сложносокращённые слова?

Выполняют работу у доски

Отвечают на вопросы.

Основа, от которой образовано новое слово, – производящая.

Та основа, которая образована, – производная.

Если основа слова состоит только из одного корня (как у существительных, прилагательных и глаголов) , или из корня и суффикса (как у глаголов), то такая основа непроизводная.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

4. Изучение нового материала.

Учащиеся читают теоретический материал § 25, затем обсуждают прочитанное с учителем.

– Что такое этимология?

– Какие сведения приводятся в словарной статье этимологического словаря? Давайте запишем их в тетрадь:

1)исконно русское слово или заимствованное; если оно заимствованное, то указывается язык – источник;

2)от какого слова или словосочетания и с помощью какого способа словопроизводства оно было образовано;

3)какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время;

4)какие звуковые и смысловые изменения в слове произошли;

5)родственные слова и сопоставительный материал из других языков.

Работают с теорией учебника в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают основные положения теории в словарики.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо 5–10 раз)

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

5.Закрепление изученного материала.

Упр. 200, 201, 202.

Чтение рубрики «Знаете ли вы, что…»

Чтение отрывка из книги «Секреты орфографии» и выполнение заданий к упр. 203

Выполнение заданий рубрики «Проверяем себя».

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

Рефлексия

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.

Домашнее задание:

§ 25, словарный диктант.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-v-klasse-etimologiya-kak-razdel-yazikoznani.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.