Урок литературного чтения в 4 классе Плещеев А.Н. Дети и птичка

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «Биография Алексея Плещеева и его стихотворение «Дети и птичка»

Урок литературного чтения в 4 классе Плещеев А.Н. Дети и птичка

Наша кнопка

Скачать материал

Пояснительная записка1.Автор (ФИО, должность)Гайдуцкая Валентина Владиславовна, учитель начальных классов2.Название ресурса«Биография Алексея Плещеева и его стихотворение «Дети и птичка»3.Вид ресурса4.Предмет, УМКЛитературное чтение, УМК «Школа России»5.Цель и задачи ресурсаЦель деятельности учителя: познакомить с биографией и со стихотворением, учить видеть прекрасное в окружении6.Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс4 класс7.Программа, в которой создан ресурс8.Методические рекомендации по использованию ресурса9.Источники информацииhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/10/otkrytyy-urok-biografiya-alekseya-nikolaevicha-pleshcheeva-i

БОУ «Литковская СОШ»

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

«Биография Алексея Плещеева и его стихотворение

«Дети и птичка»

УМК «Школа России»

Авторы учебника:Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

М.Просвещение, 2014г.

Учитель:

Гайдуцкая Валентина Владиславовна

2014 год

Тема: «Биография Алексея Плещеева и его стихотворение «Дети и птичка»

Цель деятельности учителя: познакомить с биографией и со стихотворением, учить видеть прекрасное в окружении

Тип урока: освоение новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

Метапредметные

Р: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать учебную деятельность совместно с учителем, оценивать свою работу.

П: анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге;

К: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе.

Личностные: интерес к чтению, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет поэта, картинки перелётных птиц, «дерево»,фраза для творческой работы: «Птицы улетели», рисунки детей.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой на урок:

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет.)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит, можно садиться! (Да!)

2.Тема урока.

Сегодня мы продолжим знакомство о творчестве А.Н.Плещеева.

Давайте послушаем его биографию.

Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

(Вспомнить творчество и биографию поэта, научиться выразительно читать понять главную мысль стихотворения, дать анализ).

3.Подготовленные ученики рассказывают о жизни и творчестве А.Н.Плещеева.

Уч.1.Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г.Кострома. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, где служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был ещё ребёнком.

Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Своё образование он продолжил в Петербурге ,в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но военная карьера его не привлекало.

И вскоре он покинул училище, он поступил в Петербургский университет.

Уч.2.В студенческие годы он увлекался литературой, театром, историей и политической экономикой. Он писал стихи, а позже он довольно успешно начал писать прозу. Он хорошо знал иностранные языки.

Он переводил прозу и стихи. Однако жизнь его складывалось нелегко. Он постоянно боролся с нуждой, чтобы содержать семью он был вынужден определится на службу.

Но, тем не менее не оставил литературные занятия.

Уч.3.Лишь последние годы жизни он провёл относительно спокойно. Он получил большое наследство, и свободный от работы путешествовал за границей.

Однако здоровье его было подорвано и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы.

Современники вспоминали Плещеева как, исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности молодому.

Уч.4.Вы знаете, совсем недавно я искала в интернете стихи о бабушке. И была крайне удивлена, когда прочитала стихотворение «Бабушка»Алексея Плещеева .Раньше мы читали его стихи о природе. Я и не подозревала, что он также сильно, как и я любил свою бабушку. БАБУШКА.

Бабушка, ты тоже маленькой была?

И любила бегать, и цветы рвала

И играла в куклы, ты, бабуся, да!

Цвет волос какой был, у тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкою я

Разве оставаться маленькой нельзя?

Очень бабушку мою

Маму мамину люблю!

У неё морщинок много

И на лбу седая прядь

Так и хочется потрогать

А потом поцеловать

Может быть и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки

И, тогда, надев очки

Одному – свяжу перчатки

А другому башмачки.

Учитель: Молодец! Садитесь! Ребята, скажите, что вам напоминают стихи Алексея Плещеева?

Дети:1.- Его стихи полны напевности.

2.-Напоминают народную песню.

3.-А мне напоминают романсы.

Учитель: Ранее мы с вами читали его стихи о природе. Скажите, пожалуйста какая сейчас время года?

Дети Поздняя осень.

Учитель: Какие признаки поздней осени вы знаете?

Дети: Солнце поднимается в небе не так высоко, как летом. Дни становятся короче, с деревьев опадает листва. Над рекой и озером часто повис густой туман. Часто идут дожди. Они не похожи на летние, они холодные, мелкие, затяжные. Многие птицы улетают в тёплые края, чувствуя скорое приближение зимы.

Учитель: Всё это подмечал Алексей Плещеев и посвятил осени стихи. Прочитаем их.

1. «Скучная картина.»

2. «Осенняя песенка.»

3. «Осень наступила.»

Скучная картина.

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так льётся

Лужи у крыльца

Чахлая рябина

Мокнет под окном

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости

Осень к нам пришла?

И ещё просим сердце

Света и тепла.

ОСЕНННЯЯ ПЕСЕНКА.

Миновало лето

Осень наступило

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели

Стали дни короче

Солнышко невидно

Темны,темны ночи.

ОСЕНЬ НАСТУПИЛА. Показ иллюстрации на каждую строчку

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

Учитель: Давайте, ребята, проведём физкультминутку.

Дует ветер с высоты.

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Вправо- влево, влево- вправо

Клонятся цветы и травы.

(Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

(Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

(Ходьба на месте.)

Руки ставим перед грудью,

Рывки руками делать будем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Вот и кончилась игра

За учёбу нам пора.

(Дети садятся за парты.)

Учитель: Сегодня мы с вами будем читать ещё одно стихотворение Алексея Плещеева «Дети и птичка»

(Выразительное чтение учителем.)

ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1.Кто главные герои в этом произведении?

(Дети и птичка)

2.О чём дети просят птичку? Ответьте словами из текста.

(Первые 2 строки.)

3.Что она им отвечает?

(Слова птички.)

4.С каким вопросом дети обращаются к птичке?

( «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»)

5.Что она им отвечает?

(Я с запасом… )

СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Учитель: Хорошо. Проведём словарно-лексическую работу.

-Подберите синонимы к словам: «детки»

(малыши, ребятки)

-Подберите антоним к слову «звонкий».

(глухой.)

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ.

Учитель: Внимательно про себя прочитайте стихотворение и найдите непонятные слова и выражения:

Дети: вешним солнцем.

Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.

РАБОТА В ГРУППАХ.

1 группа Анализ стихотворения по вопросам

2 группа Анализ стихотворения по вопросам

Учитель: Парами разберите предложения, прочитайте стихотворение друг другу.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ПО РОЛЯМ.

Учитель: Ребята, давайте будем читать стихотворение по ролям.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТЕКСТА.

Учитель: Молодцы! Дети,

1.Каким вы представляете детей?

(Добрые, весёлые,6-7лет,первоклассники.)

2.Какие птицы улетают на юг? Почему?

(Перелётные.и.т.д. )

3.Творческая работа.

Опишите, как вы, представляете беседу детей и птички? Место, время, внешний вид.

(Я думаю…. Мне кажется…. Я предполагаю… )

По вашим рассказам, дети, у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти встреча. Здесь есть дерево, но не хватает птиц. Прикрепите ваших птичек, которых вы прикрепите к вашему уроку.

(Дети идут и прикрепляют своих готовых птичек.)

Учитель: Садитесь, прочтём стихотворение по цепочке.

Учитель: Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

Дети: Олицетворение.

Учитель: А что это за приём?

Дети: Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте их.

Дети: (читают.)

Учитель: Почему меняется ритм стихотворения?

Дети: (отвечают….)

Учитель: А вы знаете дорогие гости не все детки одинаковые .И сейчас мы представим вашему вниманию презентацию ещё одного стихотворения Алексея Плещеева «Дети и птичка.»

Дети и птичка.

-Ах, попалась, птичка, стой,

Не уйдёшь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

-Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите погулять,

Развяжите сети.

-Нет, не пустим, птичка ,нет,

Оставайся с нами;

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

-Нет, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю;

В поле мошек я ловлю,

Зёрнышки сбираю.

-Там замёрзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке.

-Нет, не бойтесь,-

в тёплый край

Улечу зимою,

А в неволе светлый рай

Будет мне тюрьмою.

-Правда ,правда, птичка ты

Не снесёшь неволи.

Так и быть, лети, лети

И живи на воле.

Учитель: И живи на воле! Давайте будем бережно относиться ко всему тому, что нас окружает. Молодцы, вы мне понравились. Оценки за урок……………

Итог урока:

1.С каким произведением, какого русского поэта мы познакомились?

2.Что мы делали сегодня на уроке?

3.Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

4.Покажите ваше настроение в конце урока.

5.Закончите предложения:

• Я сегодня узнал…

• Я научился…

• Мне было…

• Я рад…

Адрес источника:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/10/otkrytyy-urok-biografiya-alekseya-nikolaevicha-pleshcheeva-i

10.01.2014 – 13:28 – Каппушева Фатима Сулеймановна

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-klasse-po-teme-biografiya-aleks.html

Урок литературного чтения

Урок литературного чтения в 4 классе Плещеев А.Н. Дети и птичка

  • Братченя Зоя Михайловна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • ознакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;
  • развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Задачи:

  • обогатить словарный запас детей;
  • развивать память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • прививать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна», книги кубанских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса.

2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово.

Я – (Весна) – красна, бужу землю ото сна. Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход!

– Назовите ключевое слово.

– Определите литературный жанр произведения.

– Кто может сформулировать тему урока?

3. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию текста.

– Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)

– Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

– Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева.

Слайд № 2. (портрет А.Н. Плещеева)

2. Краткие библиографические сведения о поэте.

– Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

3. Подготовка к восприятию текста (продолжение).

– Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».

– По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

4. Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.

– Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

– Что описывает поэт?

5. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.

– Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

– Толкование слова «лазурь».
(светло – синий цвет, синева)

4. Чтение стихотворения. Работа с текстом.

1. Первичная проверка понимания.

– Какие картины весны наблюдает поэт?

– С каким настроением говорит о них?

– Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

– Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

– Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.

2. Работа над выразительностью чтения.

– Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?

( лит. приём – олицетворение)

3. Выборочное чтение.

– Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?

– Что сказано о лесе и соловьях?

В поведении соловьев существуют интересные факты. Кто весной раньше прилетает, самки или самцы? Где обустраивают жилища? В какое время суток выводят звонкие трели? (Уч-ся даётся домашнее задание: найти информацию о птицах к следующему уроку)

– Какие приметы весны мы можем слышать?

– Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы?

– Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?

4. Слайд № 3.

запись. Звучит «Апрель» П.И. Чайковского.

– Что же удалось передать композитору этой мелодией?

(красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

– Как называется такое состояние природы?

(пробуждение)

– Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

– Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?

К сведению: родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.

5. – Словесное рисование.

– Какие образы природы смогли бы вы отразить в своих картинах?

– Постарайтесь дома выполнить этот вид работы и подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники.

6. Слайд № 4.

Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна».

– Что вы видите на переднем плане?

– Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины?

(тает снег, ярко светит солнце…)

– Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

– Что заинтересовало в этой картине?

– Почему автор дал картине такое название?

6. Продолжение работы над новым материалом.

Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».

– О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?

1. Словарная работа.

– Что означает слово «сени»?

(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

2. Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева

– Почему автор дал такое название?

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Слышали ли раньше это произведение?

(Стих. звучит в фильме «12 месяцев»)

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).

4. Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

– Радуется поэт приходу весны или нет?

– В каких строках это выражено?

– Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

– Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?

– Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку написали для этого произведения? (Весёлую, задорную, грустную?)

5. Краеведческий материал.

– О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

– Догадались, почему автор дал стихотворению такое название?

– Является ли ласточка весенней птицей?

– Что вы знаете о них?

К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки.

В Краснодарском крае находятся не только эти виды ласточек, но и много других птиц, которые также охраняются законом. Большое количество птиц зимуют в нашем крае, так как им хватает корма и здесь сравнительно тёплые зимы.

– Почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?

– Какую пользу приносят птицы?

– Что нужно сделать, чтобы сократилось количество видов птиц, занесённых в Красную книгу?

6. Выставка книг. Произведения кубанских поэтов о природе.

(Фамилии поэтов можно прочитать или записать на доске).

Т. Голуб, Владимир Нестеренко, Иван Варавва, Кронид Обойщиков.

– Знакомы ли вам эти фамилии?

– Что общего в их творчестве можно найти?

– Чтение стихотворения В. Нестеренко «Весёлые почки».

Посмотри: на ветках почки. Вот они надули щёчки. Разобрал подружек смех – Убегает с поля снег. Он спешит, а им потеха –

Почки лопнули от смеха.

– О чём рассказал нам поэт?

– Чему так радовались почки?

– Что с ними случилось?

– Использует ли приём сравнения поэт?

(убегает снег…)

– Какое настроение у вас после чтения стихотворения?

– Почему?

– Предположите, что вдохновило поэта на сочинение стихотворения?

7. Мини – тест. Слайды № 5 – 8.

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка».

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, зима, осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, солнце, птицы.

8. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Как вы поработали на уроке?
  3. Какое стихотворение запомнилось?
  4. Что понравилось на уроке?
  5. Что вызвало затруднение?
  6. Появился ли интерес к поэзии?

16.12.2009

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560572/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.