Урок классный час на тему ВЕЖЛИВОСТЬ (4 класс)

Классные часы о вежливости – Классные часы – Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Урок классный час на тему ВЕЖЛИВОСТЬ (4 класс)

Клубный час на тему “Спешите делать добро”; ГПД

Цели: расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах и применении в жизненных событиях; углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим им людям; воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему; развивать у детей умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы.

Сценарий классного часа “Учимся вежливости”; 5 класс

Данная разработка может быть применена при проведении недели иностранных языков как обобщение знаний правил вежливости родной страны и страны изучаемого языка. Пятиклассники с удовольствием демонстрируют свои знания немецкого языка и правил хорошего тона. Мероприятие способствует сплочению детей в коллективе и творческому развитию каждого ребёнка.

Внеклассное мероприятие “Турнир вежливости” для 4-5 классов

Задание для команды 4 класса:
Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

Ответ: Обычай возник в средневековье, во времена рыцарей. У рыцаря были доспехи, охраняющие от стрел и пик. И когда он входил в дом, снимал шлем, обнажая лицо, он как бы говорил: «Я не боюсь тебя.»  С тех времён обычай остался: обнажая голову, мы показываем хозяину дома, что уважаем живущих здесь людей.

Классный час “Дружба- чудесное слово”

Представленный классный час помогает детям понять, что такое дружба, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. Классный час учит доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радость и печаль, воспитывает уважение к окружающим, вежливое обращение друг с другом.

Классный час «О вежливости»

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить и поддерживать контакт. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. 

Тема вежливости должна регулярно подниматься в современных школах, начиная с младших классов, заканчивая старшими, поскольку вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Задача педагога — создать такие школьные условия, при которых ученики проникнутся правилами хорошего тона, узнают этические и нравственные нормы.

Какие цели и задачи поставить для классного часа о вежливости?

Главной целью такого мероприятия будет привитие этических норм поведения. Эта цель глобальна, поэтому ее сопровождают более точные задачи. Например:

  • закрепление и углубление знаний учеников о вежливости;
  • раскрытие понятий «вежливость», «воспитанность»;
  • развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • развитие правильного поведения детей в соответствии с этикетом, этическими нормами;
  • ознакомление учеников с вежливыми речевыми оборотами и словами;
  • воспитание умения оценивать поступки других людей и свои собственные.

Какой должна быть информационная составляющая классного часа про вежливость?

Каждое внеклассное мероприятие должно содержать небольшой теоретический блок. В данном случае это могут быть истории происхождения вежливых слов. Стоит выбрать несколько учеников и предоставить им возможность провести маленькое исследование, обнаружить, где взяли свое начало вежливые слова. Можно предоставить уже готовый материал, чтобы школьники рассказали его остальным ребятам.

  • Понятие «вежливость» произошло от древнерусского слова «вежа», известного с XVI века. Так называли человека, который знал, как правильно вести себя в обществе.
  • Слово «спасибо» известно со времен Древней Руси, когда за оказанную услугу или помощь говорили «Спаси Вас Бог!». Впоследствии эта фраза сократилась до «спасибо».
  • Слово «пожалуйста» произошло от слов «жаловать», «пожаловать». Их произносили в знак внимания или отклика на услугу, поддержку.
  • При встрече в давние времена было принято желать друг другу доброго здравия, здоровья. Отсюда и происходит приветственное слово «здравствуйте».
  • Формы слова «прощай» известны еще из летописи XV века. Уходя или расставаясь, люди говорили друг другу «прости мне грехи», «прости», «прощай».

Книги о вежливости

Для детей младшего школьного возраста стоит сделать экспозицию «Что такое вежливость?» из книг и пособий. Например:

  • Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости»;
  • сборник стихов и рассказов «О правильном и неправильном поведении»;
  • Р. Муха «Вежливый слон»;
  • Брайан Кертис «Этикет для юного джентльмена»;
  • Кей Вест «Этикет для юной леди».

Можно сделать наглядный материал в виде плакатов или просто красиво оформленных распечатанных листков с текстовым материалом.

Стихи о вежливости

Для учеников начальной школы это могут быть стихи:

  • Б.Заходер «Никто»;
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • А. Барто «Спасибо»;
  • С. Маршак «Ежели вы вежливы».

А также загадки по теме (До чего ж оно красиво / Слово доброе СПАСИБО, И во Франции и в Дании / На прощанье говорят ДО СВИДАНИЯ и т.д.).

Афоризмы

Для среднего и старшего звена можно подобрать цитаты и выдержки на тему вежливость из различных произведений.

  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).
  • Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель).
  • Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон).
  • Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе слово (Д. Лоуэлл).
  • Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И. Гете).

Любую из вышеперечисленных цитат можно использовать в эпиграфе к классному часу о вежливости.

Если есть возможность использовать мультимедийные ресурсы, то можно показать ученикам короткий мультфильм «Добро пожаловать!» (1986 год) об очень дружелюбном лосе. Просмотр равно подойдет как для классного часа в 1 классе, так и в 11 классе. После окончания мультфильма обязательно обсудить с детьми поведение лесных зверей, правоту их действий и характерные черты самого лося.

Будет здорово, если получится сделать презентацию или раздаточный материал. Тогда вся необходимая информация окажется перед глазами учащихся.

Темы классного часа о вежливости

Какие темы выбрать, и какой формы должен быть классный час о вежливости?

Выбор тем огромен. Педагогу просто надо включить свою фантазию или воспользоваться шаблонами.

  • «Что такое вежливость?»
  • «Будьте вежливы»
  • «Азбука вежливости»
  • «Поговорим о вежливости»
  • «Да здравствует вежливость!»
  • «От улыбки хмурый день светлей…»
  • «Путешествие в страну вежливых людей»

Для выбора формы классного часа педагогу нужно ориентироваться на возраст учащихся.

Для младшего школьного звена лучше выбирать творческую или игровую форму. Сценарии мероприятия могут быть какими угодно. Например, класс — это экипаж шхуны, который стремится попасть домой в Спасибоград.

Но для этого им нужно преодолеть много препятствий в виде островов с заданиями.

Или ученики могут стать пассажирами космического корабля, летящего в неизведанное, а посадку совершать на планетах «Воспитанность», «Доброта», «Невежливость», «Хамство».

Разумеется, задачей педагога будет разработка определенных заданий, соответствующих сценарию.

Для средних и старших классов лучше выбирать интеллектуальные или состязательные формы проведения классных часов.

В конце классного часа обязательно подведение итогов и закрепление результата.

Источник: http://pedsovet.su/klass/609_klassnye_chasy_vezhlivost

Конспект классного часа для 4 класса о вежливости

Урок классный час на тему ВЕЖЛИВОСТЬ (4 класс)

Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

1. Чтение и анализ стихотворений по теме

Учитель читает.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел… Пока! Всего!»

А. Барто

– Каких слов не знает этот мальчик?

– Как ему помочь?

На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.

Читает ученик.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами…

И ежели вы вежливы, –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

Пред сильным не робея.

С. Я. Маршак

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?

– Какие «вежливые» слова знаете?

Читает ученик.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь – повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Повторить с утра.

2. Анализ ситуаций

– Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

– Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

– Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову, – ответила Рита, – я ему просто кричу: «Эй, ты!»

– Права ли Рита?

– Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

3. Инсценировка и анализ стихотворения

Вежлив ли Витя?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

– Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

– Извините, – шепчет Витя, –

Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

– Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

-Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

– С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?

– Что говорите перед сном родным?

– Почему мы говорим именно эти слова?

Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

– Каким тоном надо произносить приветствие?

– Когда говорим слова «простите», «извините»?

– Познакомимся с интересным явлением – интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.

4. Инсценировки

Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив.

Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».

* * *

Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.

У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.

Читает ученик.

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

* * *

Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?

Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность – в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.

Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Автор. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Змея. Входите, пожалуйста.

Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!

Автор. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

5. Заключительная часть

– Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни)

– Напомним друг другу оправилах ведения беседы:

– Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.

– Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.

– Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.

– Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Дидактический материал

1. А. Барто. Медвежонок-невежа.

2. М. Бартенев. Самый вежливый.

3. В. Осеева. Волшебное слово.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Источник: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekt-klasnogo-chasa-dlja-4-klasa-o-vezhlivosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.