Упражнения в написании слов с буквосочетаниями Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.

Конспект урока по русскому языку

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.

Наша кнопка

Скачать материал

Шакурова Маргарита Владимировна

МБОУ «СОШ № 15 с УИОП ЗМР РТ»

учитель начальных классов

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Цели урока:

–учить находить орфограммы в словах;

–учить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;

– повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

– развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;

– развивать письменную и устную речь.

-Обогащать словарный запас учащихся

3. Воспитательные:

– воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Ход урока.

1. Урок «Закрепление»

Даёт нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.

-Сегодня на уроке мы пройдемся по улицам города Правил. Сопровождать нас будет тетушка Сова.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

Работа в парах.( подчеркивают орфограммы и считают их)

Булочка, чашка, чайник, чаёк,

кошка Пушинка, конек Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил

Нашли вы, друзья?

– Кто больше нашел орфограмм?

2. Сейчас мы находимся на улице Словарной. Посмотрите. Из портфеля что-то выпало.

Вот слова словарные

Трудные, коварные.

Без проверочной родни

В словаре живут они.

– Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркни букву, которую надо запомнить.

Проверка.

Вспомните еще слово, запишите.

Оценивание.

2.- Идем дальше, и оказываемся на улице Большая буква. Чтобы эту улицу пройти, выполним задания, предложенные тетушкой Совой.

Итак. В файле карточки со словами. Составьте два предложения.

(проверка)

у розы в пенале карандаши

в саду растут душистые розы

-А теперь надо записать толькото предложение, где есть собственное имяю. Какое правило знаем? (Начало предложения)

– Проверьте, не допустили ли вы ошибок, когда писали свою фамилию и имя?

3. Прочитайте стихотворение,

(Кк)ошка — (Пп)ушинка,
(Сс)обака — (Сс)мешинка,
(Пп)етух — (Кк)рикун,
(Кк)озёл — (Бб)одун,
(Кк)расотка-(Сс)иничка.
Как напишешь клички?

– Выписать только клички животных.

Проверка.

4. Следующая улица шипящие звуки. Назовите их.

Какие правила встретим здесь? Выставляются карточки.

(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн)

Знаем твердо, что жи-ши

Пишем только с буквой и.

А в словах, где ча и ща

Мы напишем букву только а.

Где же встретим чу-щу

То напишем с буквой у.

Чк чн без мягкого знака.

Выполнение 4 задания.

Картинный диктант : чайка, галстучник, стрижи, щур, пеночка

Галстучник- свое название получила за поперечную полоску, напоминающую галстук.

Щур – северная птица . Это кочующая птица. Питается щур семенами и ягодами.  Зимние кочевки, как правило, вызваны недостатком пищи.

Голос щура очень мелодичный. Поют только самцы

Сейчас осень. Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались зимующие птицы. Скоро зима. Настанет голодное время для птиц. Хоть природа и позаботилась о них, оставив ягоды рябины, боярышника, семена растений. Но этого мало. Чтобы облегчить жизнь птиц, человек должен подкармливать их, делать кормушки и насыпать туда корм. Сытой птице холод не страшен.

. Вслушайтесь в название, определите орфограмму, Запишите на ту строку, где такая же орфограмма.

вершина – стрижи

площадь – чайка

цепочка– пеночка

щупальца – щур

ручной – галстучник

Проверка.

Итог.

-Вот эта прогулка дала нам понять, что мы умеем и что должны знать.

Какие правила мы повторили?

Еще раз вернемся к заданию тетушки Совы вместе посчитаем орфограммы.

Булочка, чашка, чайник, чаёк,

кошка Пушинка, конек Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья. 15

Сколько здесь правил

Нашли вы, друзья?

5. Запись под диктовку.(если останется время)

Два товарища

Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача

была трудная. Пришёл Слава Щукин. Друзья

вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Проверочные тесты по русскому языку 1 класс Конспект урока по русскому языку “Какие слова пишутся с заглавной буквы?” 15315153141531315312153111531015309

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bukvosochetaniy-1.html

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Развивайка

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.

10. Заполните “домики” словами с данными буквосочетаниями.

ипружинаазадачаукольчуга
джипдушицаежихамашинаудачапищарощачащалачугаприщургрущувпущу

Упражнение 11, с. 7

11. Прочитайте.

1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. У шиповника  колючие шипы, но душистые. 3. В лесу в тени цветут ландыши, на лугу – мышиный горошек, в виде – кувшинки. 4. У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата, а щуки – щурята.

  • Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

Живут, ужи, ежи, (у) шиповника, шипы, душистые, ландыши, мышиный, кувшинки – жи-ши пиши с и.
Зайчата, крольчата – ча-ща пиши с а.
Щуки, щурята – чу-щу пиши с у.
Колю́чие (кóлкий), (в) лесý (лес), (в) тени́ (тень), цветýт (цвет), (в) водé (вóды), крольчи́хи, крольчáта (крóлик).

  • Найдите среди предложений скороговорку. Выучите её.

Не живут ужи, где живут ежи.

Упражнение 12, с. 8

12. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите.

Щавель, чаща, роща, встреча, шина, смешинка, снежинка, живёт, мыши, щука, грущу, тужить, машина, туча, лыжи, дача, чайка, чай, шить, жить, стучу.

13. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Кочан капусты, шины у машины, жители деревни, чуткий товарищ, кувшин молока, широкое шоссе, цветные карандаши, площадка для ребят, вершина берёзы, чудесная картина, душистая малина, чайная посуда.

  • Проверьте по словарю написание словарных слов.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

С левого берега реки открывалась чудесная картина.

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте скороговорку. Какие слова перепутали свои места? Напишите скороговорку правильно.
Чем чашка чище, тем чаще чищу.

Чем чаще чищу, тем чашка чище.

  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

В гостях у щуки

Навещала щука щуку
В середине суток.
Угощала щука щуку
Щавéлевым супом.

А. Фёдорова

  • Озаглавьте текст.
  • Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ча-ща – пишу с а (навещала, угощала), чу-щу – пишу с уука, щуку), (в) середине – серёдка.
Кто? щука (подлежащее)что делала? навещала (сказуемое).
Кто? щука (подлежащее) что делала? угощала (сказуемое).

Упражнение 16, с.9

16. Прочитайте. Вставьте в звуковые “домики” пропущенные звуки.

[ш], [ж] – твёрдые непарные шипящие согласные звуки.
[ч’], [щ’] – мягкие непарные шипящие звуки.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Источник: https://razviwaika.ru/pravopisanie-bukvosochetanij-zhi-shi-cha-shha-chu-shhu/

Правописание слов в сочетаниях

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.

Тема. “Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн” (повторение).

Цели. Развивать умения распознавать в словах шипящие звуки; правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными а,у, и, сочетания чк-чн; формировать интерес к поэтическому слову, творческому наследию А.С. Пушкина.

Оборудование. Учебник “Русский язык”, 3-й класс (авт. Т.Г. Рамзаева); портрет А.С. Пушкина; иллюстрированные книги со сказками А.С. Пушкина; иллюстрация с изображением ели, белочки; вырезанные из картона орехи, с обратной стороны которых буквы е, о, а, я; запись оперы Н.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.

ХОД УРОКА

II. Постановка цели. Повторение правил о правописании большой буквы в словах

Учитель. Сегодня на уроке мы будем повторять правила о написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, упражняться в написании слов с данными сочетаниями, закрепим ранее пройденный материал. Помогут нам в этом сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель показывает портрет поэта.

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и вспомните названия сказок Пушкина, из которых эти герои.

На доске.

Царь _алтан, князь _видон, работник _алда, королевич _лисей, царь _адон.

Дети. Сказка о царе Салтане… – Сказка о попе и о работнике его Балде. – Сказка о золотом петушке. – Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

– Как надо писать слова с пропущенными буквами? Почему?

Д. Эти слова пишутся с заглавной буквы, так как являются именами собственными.

У. Какие еще слова пишем с большой буквы?

Д. Отчества, фамилии людей, названия городов, клички животных.

У. Запишите эти словосочетания, подчеркните большую букву.

Дети выполняют задание.

III. Словарная работа

На доске прикреплены карточки с изображением белочки, ели, орешков, на обратной стороне карточек написаны буквы о,я,е,а.

Звучит фрагмент оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (эпизод – белка поет песенки).

Учащиеся вставляют в словарные слова, записанные на доске, пропущенные буквы, записывают их в тетради, выделяют орфограммы.

На доске.

Мес…ц, …рех, н…род, к…рабль, вет…р.

У. Составьте предложение с любым из данных слов или вспомните строчки соответствующих сказок.

Д. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

– Белка песенки поет и орешки все грызет.

IV. Письмо по памяти

У. Откройте учебник русского языка и прочитайте отрывок из сказки Пушкина.

Д. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

У. Из какой сказки этот отрывок?

Д. Из сказки о царе Салтане.

У. Приготовьтесь писать отрывок по памяти. Для этого прочитайте его по слогам так, как будете писать. Обратите внимание на знаки препинания. Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова.

Д. По' морю – мо'ре, подгоняет – го'нит, бежит – бег, в волнах – во'лны, парусах – па'рус.

У. Словарные слова.

Д. Кораблик, ветер.

У. Назовите предлоги, докажите, что их надо писать отдельно.

Д. По морю – по синему морю; в волнах – в каких волнах?

У. Слово с сочетанием жи.

Д. Бежит.

Учащиеся записывают отрывок по памяти, проверяют по учебнику, выделяют орфограммы.

V. Повторение пройденного материала

У. Что знаете о звуке [ж]?

Д. Он согласный, звонкий, всегда твердый.

У. Какой еще звук всегда твердый?

Д. Звук [ш].

У. Несмотря на это, какую гласную букву будем писать в сочетаниях жи-ши?

Д. Букву и.

У. Какие звуки всегда мягкие?

Д. Звук [ч'], [щ'].

У. Несмотря на это, какие гласные будем писать в сочетаниях чу-щу; ча-ща?

Д. У,а.

У. Как будем писать сочетания чк-чн?

Д. Без ь знака, ведь звук [ч'] уже мягкий и дополнительно его мягкость обозначать не надо.

VI. Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн

1) У. Спишите слова, записанные на доске, вставьте сочетания: чу-щу: …дный, …жой, по…яла, навстре…, пого…, наве…; ча-ща: опе…лился, осве…ет, отве…ет, уго…ет, встре…ет, запи…л, обе…л, пе…т-ный; жи-ши: под…дает, кру…тся, жуж…т, спе…т, слу…т, бе…т, ти…на.

Дети записывают слова в тетради, подчеркивают вставленные сочетания.

2) Игра “Назови ласково”.

У. Я называю вам предмет, а вы произносите его название ласково.

Белка – белочка; дочь – дочка; елка – елочка; туча – тучка;

ночь – ночка; рука – ручка.

–Какое сочетание встретилось в словах?

Д. 

Сочетание чк.

3) У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Какой частью речи они являются? Почему?

Ночь – солнце –
яблоко – срок –

Д. Это существительные, так как они обозначают предмет и отвечают на вопрос что?

У. Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос какой?

Д. Ночной, яблочный, солнечный, срочный.

У. Какой теперь частью речи они являются?

Д. Прилагательными.

У. Какое сочетание надо писать в этих словах?

Д. Сочетание чн.

4) Выборочный диктант.

У. Я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы должны выписывать только те слова, в которых есть сочетанияжи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

У доски (на “крыльях”) эти слова записывают 2 ученика.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку.

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.

Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.

Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!

–Давайте проверим, правильно ли вы написали слова.

Открываются записанные на доске двумя учениками слова, проверяются и исправляются ошибки.

VII. Работа над предложением

У. Запишите предложения. Объясните орфограммы.

Один ученик пишет у доски.

– Разберите первое предложение по членам предложения. Обозначьте части речи.
Найдите в этом предложении родственные слова. Докажите их родство.

Д. Старик, старуха. У них общая часть с одинаковым значением.

У. Выпишите их, выделите корень. Подберите родственные слова с этим же корнем.

– Подберите к слову старыйблизкое по смыслу слово, но не однокоренное, с сочетанием жи. Запишите.

Д. Пожилой.

VIII. Подведение итогов

У. Что мы повторяли на уроке?

Д. Правила написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

У. Сказки какого поэта вспоминали?

Д. Александра Сергеевича Пушкина.

У. Составьте предложение из слов, записанных на доске, напишите его в тетради.

На доске.

Д. Как хороши сказки Пушкина!

У. Какое по интонации предложение получилось?

Д. Побудительное.

У. Какой знак поставим в конце?

Д. Восклицательный.

У. Обозначьте все известные вам орфограммы, объясните их.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Вы хорошо сегодня работали. Видно, что вы усвоили эти правила.

IX. Домашнее задание

Источник: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200203002

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.