Учимся определять спряжение глаголов 4 класс

Урок русского языка в 4 классе

Учимся определять спряжение глаголов 4 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Определение спряжения глаголов по неопределенной форме (алгоритму). Закрепление. Другие способы определения спряжения глаголов. Разновидности глаголов (обзорно)»

подготовила учитель начальных классов

Лось Л.А.

г. Прокопьевск

2013 г.

Цель: закрепление умения определять спряжение глагола по его

неопределённой форме.

Задачи:

  1. Закреплять навык употребления личных окончаний глаголов в

зависимости от его спряжения.

  1. Познакомить с глаголами, спряжение которых нельзя определить по

уже известному алгоритму, поставив его в начальную форму и по глагольному суффиксу.

  1. Учить делать выводы и умозаключения.

  2. Прививать чуткое, внимательное отношение к родному языку.

Методы: проблемно – поисковый, эвристический, наблюдение, упражнение.

Приёмы: сравнения, обобщения, рассуждения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, комплект

орфографических словарей.

Ход урока

  1. Организация класса

  2. Сообщение темы и цели урока.

На уроке мы будем продолжать отрабатывать умение определять спряжение глаголов, спрягать их. Познакомимся с некоторыми глаголами, которые не являются исключениями, но не подчиняются изученному нами правилу определения спряжения.

– Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам)

– Для чего необходимо уметь спрягать глаголы? (чтобы правильно писать безударные окончания глаголов)

– От чего зависит написание окончания глагола? (от типа спряжения)

– Как определить тип спряжения?(поставить глагол в начальную форму)

– По каким грамматическим признакам определяем тип спряжения?

(по глагольным суффиксам)

– Вспомните, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

( все глаголы на -ить, искл. Брить, стелить; 7 глаголов на – еть, 4 глагола

на – ать) Перечислить все глаголы исключения цепочкой.

– Какие глаголы относятся к первому спряжению? (все остальные

на –оть, – уть, -еть, -ать, ыть и др., два глагола на –ить: брить, стелить)

– Для чего мы определяем тип спряжения?

(чтобы правильно написать окончания глаголов)

– Какие окончания у глаголов в I спр.?(слайд)

– Какие окончания у глаголов во II спр.? (слайд)

Задание :

Проспрягать глагол (поставить ударения) на доске и слайд

Летать (определить окончание, глагольный суффикс, спряжение)

Наблюдаем.

– Что можно сказать об окончаниях? (они безударные)

– Как определили правильность написанных окончаний? (по спряжению) слайд

– Чтобы проспрягать, что применили?(алгоритм)

Проблемная ситуация №1

Аналогично предыдущему глаголу проспрягаем глагол лететь.

(самостоятельно)

Наблюдаем за окончаниями глагола. Сравните с его начальной формой.

– Что заметили? ( н.ф. – I спр., сам глагол – II спр.)

– Является ли глагол лететь исключением? (нет)

Обратите внимание на окончания. Какие они?(ударные)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: спряжение глагола определяется по ударным окончаниям.

Некоторые языковеды предлагают в таких случаях не спрягать весь глагол,

а поставить его в 3-е лицо, множественное число. По его окончанию

определить спряжение.

Например:

Гореть (?) – они горят ( 3 лицо, мн.ч., II спр.)

Закрепление.

По образцу определите спряжение глаголов: на доске

Скрипеть, шуметь.

Можно ли у предложенных глаголов определить спряжение привычным способом? (нет, надо поставить в 3 лицо, мн. число)

Эти глаголы не исключения, но они не подчиняются общепринятому правилу. Назовем условно их«несогласными» (с алгоритмом).

Это правило можно применять ко всем глаголам до применения

привычного нам алгоритма, либо дополнительно к нему

для подтверждения правильности спряжения.

Но существуют и другие глаголы.

Проблемная ситуация №2

– Проспрягаем глагол бежать (комментирование) (слайд)

Спряжение пока не определяем.

Понаблюдайте за окончаниями.

– Что вы заметили?(окончания ударные, в 3 лице, мн.числа –I спр.,

в остальных случаях –II спр.)

– Проспрягать глагол хотеть (у доски )

Спряжение пока не определяем

Понаблюдайте за окончаниями.

– Что вы заметили? (в ед.числе безуд. окончания –I спр., во мн.числе

ударные окончания – II спр.) слайд

– Как определить спряжение у этих глаголов? (дети предлагают свои варианты)

Вывод: эти глаголы разноспрягаемые.

Подведение промежуточного итога:

– С какими глаголами мы познакомились? (с глаголами, спряжение

которых нельзя определить по его начальной форме; разноспрягаемыми)

– Почему их так назвали?

Проблемная ситуация №3

Слайд

Задание :

Запишите глагол се_ть (пропущенную букву пока запишите карандашом)

-Что можно сказать про этот глагол?

Проверка (слайд) вариантов ответов. Пока итог не подводить.

Запишите аналогично глаголы ве_ть, леле_ть.

Проверка вариантов ответов.

– Какой из глаголов мы уже встречали и где? (в словаре)

– Подумайте, что нужно сделать, чтобы правильно записывать начальную форму глагола, в котором глагольный суффикс безударный? ( проверить по словарю)

Работа со словарём.

Вывод: безударный глагольный суффикс проверять по словарю.

Поэтому условно назовем эти глаголы «справочными».

Задание:

Просклонять глаголы веять и сеять по вариантам. Взаимопроверка.

Итог урока:

– Чему учились на уроке? (определять спряжение глаголов, спрягать)

– Что было новым? (необычные глаголы)

– На каких этапах возникали трудности, проблемы?

– Как с ними справлялись? ( применяли правила)

Дополнительные задания (можно устно):

– тест №1(слайд);

– упражнение (слайд).

Список использованной литературы

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ООО «Вако», 2008.

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5 – 9класс. – М.: «Дрофа», 2006.

Список используемых источников

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-v-klasse-zakreplenie-navikov-opredeleniya-s.html

Конспект урока по русскому языку

Учимся определять спряжение глаголов 4 класс

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: 1 и 2 спряжение глаголов.

Цели:

Лингвистические цели

1.Повторить спряжение глагола.

2. Коррекция изученных способов действий при написании безударны х личных окончаний

глаголов

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии

(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Развивающие цели:

1.Развивать монологическую речь учащихся.

2.Учить четко отвечать на поставленные вопросы.

3.Развивать логическое мышление, формировать устойчивость мыслительной деятельности.

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления

учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения

писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):

– учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

– учиться ставить учебные задачи;

– учиться организации работы в парах и в группах;

– систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

– научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

– научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

– учиться контролировать и оценивать себя.

Демонстративный материал: компьютер с мультимедийным проектором компьютер,

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

– Зачем нам нужны знания?

(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

– Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

2.Эмоциональный настрой (2 минуты)

  • Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
  • Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
  • Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

-Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Мы стоим с вами на пороге новых открытий , поэтому пожелаю вам успеха на уроке ,плодотворной и эффективной работы.

3.Настроимся на деловой лад

(Ученики берутся за руки)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

Откройте тетради, запишите дату, классная работа. (НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ)

4. Каллиграфическая минутка. (2 мин.) СЛАЙД 1

– С чего обычно мы начинаем урок? (чистописание)

– Сегодня мы напишем цепочку из букв е.

еее еее (НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ)

-Обратите внимание на соединение. Какое оно?

( Нижнее соединение.)

– Напишите цепочки из букв е.

5.Словарная работа.

Работа по слайду. СЛАЙД 2

. В какой строчке все слова с непроверяемой гласной Е?

а) п..нал, б..лет, уч..ник;

б) б..седа, м..талл, ж..лезо.

в) уж..н, с..вер, д..ректор.

ПРОВЕРКА. СЛАЙД 3.

– Прочитайте предложение, которое записано на доске: СЛАЙД 4.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пиш*т, говор*т, дума*т.

Д.С. Лихачев

– Как вы думаете, к кому обращены эти слова?

– Какова главная мысль этого высказывания?

(чтение высказывания)

– Что надо сделать в этом предложении?

(вставить буквы)

– Спишите это предложение, вставьте пропущенные буквы.

-Какие буквы вставили? Почему?

– Проверьте. СЛАЙД 5.

Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания. Для этого поменяйтесь тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво, каллиграфически, и знак «минус», если у вас есть замечания к написанию. Простым карандашом можно подчеркнуть недочёты.

5. Актуализация знаний учащихся.

– Найдите в предложении глаголы и прочитайте.

– На какие две группы можно разделить эти глаголы?

– Какие глаголы вошли в 1 группу? А какие во 2 группу?

– В каких глаголах было труднее вставить гласную в окончании? Почему?

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

(1 и 2 спряжение глаголов)

Сформулируйте цели урока. СЛАЙД 6.

Повторить…… (правописание глаголов)

Учиться …. (правильно писать окончания глаголов)

Развивать… (мышление, внимание, память)

6. Проверка д/з:

– Какие теоретические вопросы вы повторили дома?

( учащиеся рассказывают правила о глаголах).

7. Работа по закреплению. СЛАЙД 7.

_-Прочтите глаголы . Задание: выписать в два столбика 1 и 2спр.

2 чел.-к доске

Читаешь, кричит, поёт, качает, ворчит, говорим,

верят, грызут.

– Проверка работы.СЛАЙД 8.

1спр 2 спр

Читаешь кричит

Поёт ворчит

Качает говорим

Грызут верят

САМООЦЕНКА

– Как вы определяли спряжение глаголов?

(По трем способам определения спряжения:)

  1. На слух, по ударным окончаниям глаголов при спряжении.

  2. На слух, по безударному, но ясно слышимому окончанию 3-го л. мн. ч. наст. вр. или будущего простого

  3. По неопределенной форме глагола)

9. Работа в парах.

Карточка

Закончить пословицы, выделить окончание глаголов, определить спряжение.

Мир строит, а война …

Ласточка день начинает, а соловей …

Человек от лени болеет, а от труда …

Труд кормит, а лень …

(Проверка выполненной работы-фронтально) СЛАЙД 9.

С какой целью вам была предложена данная работа?

– Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

– Как вы доказывали?

– Скажите, а для чего нужны глаголы в речи?

– Для чего нужно различать спряжение глаголов?

(Для обогащения и разнообразия речи, связи слов в предложении)

10. Творческая работа. (самостоятельная работа)

– А вот сейчас мы с вами и попробуем это доказать.

– Какое сейчас время года?

– По каким признакам вы догадались, что это весна ? Ответьте на мой вопрос, употребив глаголы I и II спряжения.

– Перед вами расположены предметные картинки, которые связаны с весной.

– Составьте и запишите 4-5 предложения, употребив глаголы I и II спряжения. 1 ряд- 2 спряжения, 2-1 спряжения. Для того, чтобы выполнить это задание, на доске написаны глаголы , но не забывайте какие именно глаголы нужно писать вашему ряду.

Светит, греет, плывут, льёт, барабанит, растёт, зеленеет, звенит, бежит, тает, наступает, стоит. СЛАЙД 10

– Что у вас получилось?

(Проверка текстов- зачитывают 2 чел)

-А орфографические ошибки я проверю сама.

(Воспитательный момент о красоте природы)

– Какие глаголы вы употребили и у вас получились такие прекрасные тексты?

– Для чего мы выполнили это задание?

11.Физкультминутка. СЛАЙД 11.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? – Вот так!

-Как летишь? – Вот так!

-Как плывёшь? – Вот так!

-Как сидишь? – Вот так!

-Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.

+Живёшь( 2л.ед.ч.-1 спр.)

+идёшь ( 2 л.ед.ч., 1 спр.)

+бежишь (

+летишь (2л.ед.ч.,2 спр.)

+Плывёшь (1 спр.)

+сидишь (2 спр.)

– В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

12. Работа по учебнику. СЛАЙД 12.

(2 чел.-к доске)

Упр.158, с.97.

-Прочитайте задание. Устно составьте предложения.

– Самостоятельно запишите предложения: 1в-1-2предл., 2в-3-4предл.

(Проверка- взаимопроверка)

-Назовите глаголы. Какие окончания вы записали? Объясните.

(Самооценка).

Упр. 159, с.97 –устно.

-Какую ошибку вы заметили в рассуждениях Вани?

13.Работа в группах.

Из набора карточек составить таблицу окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

ПРОВЕРКА, СЛАЙД 13.

14. Работа в Р.Т. СЛАЙД 14.

Упр.88, с.57.

15. Рефлексия.

Работа по разноуровневым карточкам.

16. Дома: упр.162, с.99.

17. Подведение итогов.

.- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?

– Как определить спряжение глаголов?

-Какое задание было для вас самым интересным?

– А что было особенно трудным?

– Кто доволен своей работой?

18. Рефлексия.

– Перед вами весеннее дерево, прикрепите к нему листочки, чтобы они соответствовали вашему настроению. Если вам урок понравился, то прикрепите зелёный листочек, если не очень – то оранжевый, а если совсем не понравился – то желтый.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-i-spryazhenie-glagolov-klass-1545.html

Определяем спряжение глагола

Учимся определять спряжение глаголов 4 класс

Что такое спряжение глагола?

Зачем определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Как применять правило?

Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

Что такое глаголы особого спряжения? 

Тест по теме «Спряжение глагола»

Тест «Правописание глаголов и причастий»

Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить: 

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:

-у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):

—у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению. 

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения  нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м, 

(мы) вид…м. 

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-.

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола? 

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило.

Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться

11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) — 

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться. 

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).

Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).

Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся, 

(ты) пил…шь, 

(он) удерж…т. 

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.

Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колются.

Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь. 

Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание: 

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.

Разноспрягаемые глаголы

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.

Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).

Глаголы особого спряжения

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят.  А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).

Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание ), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/

Как определить спряжение глагола в русском языке? Учим правило легко

Учимся определять спряжение глаголов 4 класс

Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.

Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.

Итак, давайте разбираться.

Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной.

Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения.Например: спЯт – гл. 2 спр.; несУт – гл. 1 спр.Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.

Например: вЫгорит – вы- горит – горИт – гл. 2 спр.В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.Например: глагол (что делает?) рисует – инфинитив (что делать?) рисовать.

глагол (что сделает?) скажет – инфинитив (что сделать?) сказать.Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на –ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.Например: трат_т – тратить – трятят, ход_те – ходить – ходите.К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.

Например: встан_т – встать – встанет; побор_т – побороть – поборют.Из каждого правила существуют исключения. Из этого – тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать – и 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.Например: смотреть – смотрят, гнать – гонят.

А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на –ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).Например: брить – бреются, зиждиться – зиждется.

Способы запоминания

Спряжение глагола – одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы.

Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.

Как определить спряжение глаголов в русском языке,  лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.

1 спр.2 спр.
все остальные глаголыглаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить
искл.: брить стелитьзиждитьсязыбитьсяискл.: гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Один глагол – два спряжения

Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других – второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.

Например: чтить – чтят (2 спр.) – чту (1 спр.), хотеть – хочет (1 спр.) – хотят (2 спр.).

Поделись с друзьями:Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:Реклама Топ самых обсуждаемых

Источник: https://www.rutvet.ru/in-kak-opredelit-spryazhenie-glagola-v-russkom-yazyke-uchim-pravilo-legko-5015.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.