Склонение имен существительных во множественном числе

Окончания и склонение по падежам имен существительных: правила с таблицами

Склонение имен существительных во множественном числе

Падеж1 склонение2 склонение3 склонениена -ие 2на -ия 1, 2
Им. п.-а/-яваза, няня□ | -о, -екран, поле□речь-иеизобилие-иямантия
Род. п.-ы/-ивазы, няни-а/-якрана, поляиречи-ияизобилия-иимантии
Дат. п.вазе, няне-у / -юкрану, полюречи-июизобилию—иимантии
Вин. п.-у/-ювазу, няню□ | -о / -екран, поле□речь-иеизобилие-июмантию
Тв. п.-ой/-ейвазой, няней-ом / -емкраном, полем-у/-юречью-иемизобилием—иеймантией
Предл. п.о вазе, о нянео кране, о полео речи-ииоб изобилии-иио мантии

1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание  в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. — Марье, но: Марии

Предл. п. — о Марье, но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение» — «ученье», «сомнение»— «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие, второй — как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.

1.2. Существительные на —ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е

Например:

кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии

Под ударением в окончании пишется «—и».

Пример:

толчия — о толчии

1.3. Существительные на безударныеья иье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,

А на ударные —ья иьё — окончаниеей. Например:  ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основойв безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии, о положении.
  2. Слова женского рода на —ия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксомищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончаниее, у существительных женского рода — окончаниеа. Например:
а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище;
б) струя — струища, жара — жарища.

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончаниеи, а у среднегоа.

1.6.

У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончаниеа — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка
б) окончаниео — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффиксал в именительном падеже единственного числа ставится окончаниеа, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончаниео, например: покрывало, забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.

Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Именительный-ы -и | -а́ -я́
Родительный□ | -öв | -ей | й
Дательный-ам -ям
Винительный-ы -и | -а́ -я́ □ | -öв | -ей
Творительный-ами -ями | -ми́
Предложный-ах -ях

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж1 склонение2 склонение3 склонениена -иена -ия
Им. п.-ы | -ивазы, няни-ы, -и, -а, -якраны, яблоки, стога, поляречиизобилиямантии
Род. п.ваз, нянь-ов, -ей, □кранов, полей, солнц-ейречейизобилиймантий
Дат. п.-ам | -ямвазам, няням-ам, -ямкранам, полям-ам, -ямречам, дням-ямизобилиям-яммантиям
Вин. п.-ы/□ | и/□вазы / мам | нянь / руки-ы, -и, -а, -якраны, яблоки, стога, поляречиизобилия-иимантии
Тв. п.-ами | -ямивазами, нянями-ами, -ямикранами, полями-ами/-ямиречами, днями-ямиизобилиями-ямимантиями
Предл. п.-ах | -яхо вазах, о нянях-ах, -яхо кранах, о полях-ах, яхо речах, о дняхоб изобилии-яхо мантиях

2.1. У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) — корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) — ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) — меха (материал из шкуры)

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

2.3.

В родительном падеже множественного числа у существительных наня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , черешня — черешен, коптильня — коптилен, наковальня — наковален.
Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

2.4. У некоторых слов добавляется суффикс «ес» перед окончанием. Например, у слов «чудо» — «чудеса», «небо» — «небеса».

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь», «дитя» и 10 слов на -мя: «темя», «племя», «знамя», «семя», «вымя», «время», «бремя», «стремя», «имя», «пламя». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падежед.ч.мн.ч.
Им.путь, пламя, семя, стремя, дитяпути, пламёна, семена, стремена, дети
Род.пути, пламени, семени, стремени, дитятипутей, пламён, семян, стремян, детей
Дат.пути, пламени, семени, стремени, дитятипутям, пламёнам, семенам, стременам, детям
Вин.путь, пламя, семя, стремя, дитяпути, пламёна, семена, стремена, детей
Тв.путём, пламенем, семенем, стременем, дитятеюпутями, пламёнами, семенами, стременами, детьми
Предл.(о) пути, пламени, семени, стремени, дитятипутях, пламёнах, семенах, стременах, детях

Источник: http://gramatik.ru/okonchaniya-i-sklonenie-po-padezham-imen-sushhestvitelnyh-opisanie-pravil-s-tablitsej/

Склонение существительных во множественном числе. Особенности и примеры

Склонение имен существительных во множественном числе

Существительное — часть речи, несущая в себе значение предметности и обладающая такими грамматическими категориями, как род, число и падеж. Эти категории тесно взаимосвязаны, поэтому их знание необходимо для правильного употребления имен существительных. Отдельное внимание стоит уделить склонению существительных во множественном числе.

Грамматическая категория числа

Грамматическая категория — это система противоположных друг другу наборов форм, обладающих однородным значением. В русском языке категорию числа имеют имена и глагол. Она представлена противопоставлением единичности и множественности. В древнерусском языке существовала трехчленная система категории числа, в которой выделялись единственное, множественное и двойственное число.

Выражение грамматического значения числа

В настоящее время в русском языке существует только оппозиция между единственным и множественным числами. Отдельных форм для выражения только категории числа не существует. Для выражения числа используются синтетический и аналитический способы.

Первый, основной, случай предполагает использование внутреннего ресурса слова.

Таковыми являются, прежде всего, окончание (дом — дома, кошка — кошки, дорога — дороги), в некоторых случаях суффиксы (теленок — телята, опенок — опята, небо — небеса) и иногда ударение (лес — леса) или чередование согласных (ухо — уши, друг — друзья).

Для аналитического (синтаксического) способа выражения числа характерно использование согласования (старые дома, белые носки). Такой способ позволяет выразить число у несклоняемых имен существительных (один кофе — три кофе). У некоторых существительных число может быть выражено с помощью другой основы (человек — люди).

Число у имен существительных

Существительное в единственном числе обозначает единичный предмет (чашка, телефон, провод), во множественном — два и более предметов (чашки, телефоны, провода).

Легче всего проследить различия между множественным и единственным числами имен существительных на примерах слов, обозначающих предметы, которые возможно посчитать. Например, мяч — пять мячей, стол — два стола, апельсин — три апельсина. Подобные имена существительные являются изменяемыми по числам, т.е.

возможно использование этих имен существительных в единственном и множественном числе. Но существуют достаточно обширные группы слов, которые не изменяются по числам.

Существительные, не имеющие формы множественного числа

К таким существительным относят:

  • наименования множества подобных предметов или явлений (детвора, листва, человечество, липняк, белье, старье);
  • наименование предметов, обладающих вещественным значением (сталь, пшеница, рожь, овес, бензин, молоко, творог, сено);
  • наименование качества или признака (голубизна, мощь, злость, теплота, доброта);
  • наименование действия или состояния (написание, чтение, молотьба, вырубка);
  • имена собственные, используемые для названия единичных предметов (Новгород, Дон, Ленин, Сталин);
  • слова типа: время, вымя.

Существительные, не имеющие формы единственного числа

Такими существительными являются:

  • наименования парных или составных предметов (кальсоны, очки, ножницы, ворота, кеды, клещи);
  • наименования материалов или их отходов (отруби, опилки, духи, чернила);
  • наименования некоторых отрезков времени (сутки, будни, каникулы);
  • наименования действия или состояния природы (заморозки, выборы, хлопоты, всходы);
  • наименования игр (прятки, шашки, пятнашки, шахматы, выбивалы);
  • некоторые названия географических мест (Альпы, Афины, Карпаты, Сокольники, Сочи, Грязи, Лужники).

Особенности склонения существительных во множественном числе

Для каждого из трех типов склонения, существующих в русском языке, свойственны свои формы при изменении по падежам. Для определения типа склонения необходимо сначала определить начальную форму слова. Для существительных такой формой будет именительный падеж единственного числа.

Однако во время склонения существительного во множественном числе признаки отличия типов склонений друг от друга почти не проявляются. Поэтому стоит говорить отдельно о склонении имен существительных в форме множественного числа.

Окончания существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах всегда совпадают независимо от типа склонения. Различия имеют окончания существительных в именительном, родительном и винительных падежах.

Имена существительные множественного числа в именительном падеже имеют окончания:

  • женский род -и, -ы (нити, горы, мыши, пчелы, стрелы, мамы, дочки);
  • мужской род -и, -ы (домики, столы, столики, бананы, патроны), иногда -а, -я (стулья, луга, дома, сыновья), -е у слов, оканчивающихся на -ане, -яне (земляне, горожане, северяне, ростовчане);
  • средний род -а, -я (озера, крылья, села), иногда -и (уши, плечи, веки).

В родительном падеже существительные множественного числа оканчиваются на:

  • -ий — существительные ж. р. 1-го скл., которые оканчиваются на -ия, -ья (серий, келий, арий, армий), некоторые существительные ср. р., которые оканчиваются на -ье (ущелий, копий);
  • -ей — слова с основой, которая оканчивается на шипящий или мягкий согласный звук (ночей, морей, ножей);
  • -ов, -ев — существительные м. р. с основой, которая оканчивается на твердый согласный или на -ой (портов, героев), слова огурцов, апельсинов, помидоров и т.п.
  • нулевое окончание в родительном падеже появляется у слов, оканчивающихся в именительном падеже на -ане, -яне, -ата, -ята (армян, горожан, барсучат, зверят), а также слова типа: глаз, солдат, сапог, чулок и т.п.
  • -ь — если в существительном перед суффиксом -ня- стоит гласный (пустынь, барынь, яблонь).

При склонении существительных во множественном числе, оканчивающихся в единственном числе на -ня, в родительном падеже появляется беглый гласный -е-, а ь не пишется (вишен, башен). Исключением в данном случае являются слова: барышень, деревень, кухонь.

В именах существительных множественного числа в родительном падеже после шипящих ь не пишется независимо от рода (рощ, плеч, ручищ, сапожищ).

Формы существительных множественного числа в винительном падеже совпадают с формами имен существительных множественного числа в именительном падеже или родительном.

Итак, знание особенностей склонения существительных во множественном числе поможет избежать ошибок как в устной, так и в письменной речи. Умение быстро определять единственное и множественное число станет важным навыком в определении начальной формы слова.

Источник: http://fb.ru/article/367174/sklonenie-suschestvitelnyih-vo-mnojestvennom-chisle-osobennosti-i-primeryi

Как определить склонение существительного во множественном числе

Склонение имен существительных во множественном числе

› Грамматика › Существительные

В немецком языке, как и в русском, имя существительное изменяется по падежам. Например, в русской фразе «я ученик» (кто?) окончание нулевое, однако в «я вижу ученика» (кого?)появляется окончание а, потому что слово ученик уже отвечает на вопрос «кого? что?» (винительный падеж), а не «кто? что?» (именительный падеж).

В немецком языке окончания существительных тоже могут меняться в разных падежах. Кроме того, в немецком языке склоняются артикли. Изменение артиклей мы рассмотрим в первую очередь.

Склонение артиклей

В немецком языке 4 падежа. Они очень похожи на русские и отвечают на те же вопросы: именительный (Nominativ), родительный (Genitiv), дательный (Dativ), винительный (Akkusativ). Формы немецких артиклей в разных падежах нужно знать назубок.

Начнём с форм определённых артиклей der (мужской род), die(женский род), das (средний род), die (множественное число). Выучив формы определённых артиклей, Вам намного проще будет понять и запомнить формы неопределённых артиклей, а также склонение прилагательных и некоторых местоимений.

Склонение определённого артикля

Неопределённый артикль — это ein (мужской и средний род) и eine (женский род). Формы множественного числа у неопределенного артикля нет, поскольку дословно ein (eine)означает «один» («одна»). По аналогии с неопределённым артиклем будут в единственном числе изменяться притяжательные местоимения (mein, dein, sein …) и отрицание kein.

Склонение неопределенного артикля

Окончания существительных в единственном числе и типы склонения существительных

В единственном числе существует 4 типа склонения, по которым меняются окончания существительных: сильное, слабое, женское и смешанное.

1 тип — сильное склонение. Сюда относятся большинство существительных мужского и все существительные среднего рода (кроме das Herz, см. смешанное склонение).

Особенность сильного склонения — в Genitiv ед.числа появляется окончание -es /-s . (подробнее об орфографии на www.studygerman.ru).

2 тип — слабое склонение, или N-склонение. Это ряд существительных только мужского рода, обозначающих в основном живых существ.

Особенность слабого склонения — в ед.числ окончание -en / -n во всех падежах, кроме именительного. Словарная форма множ. числа таких существительных всегда образуется путём добавления -en / -n.

В эту группу относятся:

  • Все существительные мужского рода, оканчивающиеся на -e, за исключением слов из смешанного склонения (про них написано ниже): der Junge – des Jungen, der Kollege – des Kollegen и т.д.
  • Cлова мужского рода, оканчивающиеся на -and-ant-ent-ist:der Doktorand — des Doktoranden, der Elefant — des Elefanten, der Student — des Studenten, der Kapitalist — des Kapitalisten и т.д.
  • Некоторые заимствованные наименования профессий и рода деятельности мужского рода, оканчивающиеся на -at-ekt-ograph/-ograf-ologe-onom-osoph: der Diplomat — des Diplomaten, der Architekt — des Architekten, der Demokrat — des Demokraten, der Journalist — des Journalisten, der Philosoph — des Philosophen, der Photograph/Fotograf — des Photographen/Fotografen , der Psychologe — des Psychologen, der Astronom — des Astronomen и т.д.
  • А также немного заимствованных наименований вещей: der Automat — des Automaten, der Satellit — des Satelliten, der Diamant — des Diamanten, der Planet — des Planeten и т.д.
  • Ряд исключений, не входящих в группы выше: der Mensch – des Menschen, der Herr – des Herrn, der Bär – des Bären и т.д_.

Полную подборку существительных слабого склонения найти так и не удалось, однако на www.mein-deutschbuch.de указан достаточно большой список, под фразой “Wie erkennt man Nomen der N-Deklination?”

3 тип — женское склонение. Это все существительные женского рода. Особенность женского типа склонения — во всех падежах ед. числа отсутствует окончание.

4 тип — смешанное склонение. Это очень короткий список исключений.

Особенность смешанного склонения – окончание -(e)n в ед.числе Dativ и Akkusativ и окончание -(e)ns в ед.числе Genitiv. Таким образом, смешанное склонение совмещает окончания слабого и сильного склонения.

По смешанному склонению изменяются существительные: der Buchstabe — des Buchstabens — dem Buchstaben der Gedanke — des Gedankens — dem Gedanken der Friede — des Friedens — dem Friedender Funke — des Funkens — — dem Funken der Glaube — des Glaubens — dem Glauben der Name — des Namens — dem Namen der Wille — des Willens — dem Willen der Same — des Samens — dem Samen das Herz — des Herzens — dem Herzen

Окончания существительных во множественном числе

Во множественном числе есть только одно падежное окончание: в Dativ к словарной форме множественного числа добавляется окончание -n.

Однако дополнительное окончание в Dativ не появляется если:

  • форма множественного числа существительного уже оканчивается на -n. Это многие существительные женского рода и все существительные слабого и смешанного склонения: die Studenten – den Studenten, die Frauen – den Frauen, die Namen – den Namen;
  • форма множественного числа существительного оканчивается на -s: das Auto – den Autos.

Интересный очерк на немецком на тему слабого склонения из книги «Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod — Folge 2»: Kasus Verschwindibus

Источник: https://ru.duolingo.com/comment/2660358/Грамматика-склонение-существительных-артикли-и-окончания

Склонение имен существительных во множественном числе в немецком языкеСсылка на основную публикацию

Источник: http://deutschpro.ru/grammatika/sushhestvitelnye/kak-opredelit-sklonenie-sushhestvitelnogo-vo-mnozhestvennom-chisle.html

Конспект по русскому

Склонение имен существительных во множественном числе

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане.

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

 Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл.       ж. р. аббревиатуры,  армии,           м. р. мужчины, юноши
2-е скл.      м. р. малыши, отцы                          ср.р. поля, стекла
3-е скл.      ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

 Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема: 

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6-%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD/

Педразвитие | Склонение имён существительных во множественном числе

Склонение имен существительных во множественном числе

Капустина Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ “С(К)ОШ № 38”
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка – конспект урока, составленный по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью и наличием в классе ребёнка с РАС.
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.
21.06.2017
Раздел: среднее профессиональное

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38»

ФИО: Капустина Ольга Александровна.

Должность, квалификационная категория: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык

Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.

Класс: 6 класс.

Цель: закрепить умения склонять имена существительные во множественном числе.

Задачи: 1. Образовательные: повторить падежи; систематизировать знания учащихся об имени существительном.

2. Коррекционно-развивающие: Формировать умения склонять имена существительные во множественном числе;

развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

3. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуре поведения, мотивировать к учению через

включение в урок интересного, занимательного материала, справедливо оценивать себя и товарищей по классу.

Оборудование: карточки «П» и «Н»(правильно или неправильно), таблица «Склонение имён существительных во

множественном числе», карточки с упражнениями. индивидуальные карточки, пазлы для ученика-аутиста.

Ход урока

Цели и задачи

Деятельность учителя и учащихся

Используемые методы и

приемы

1. Подготовить

обучающихся к

уроку.

2. Сконцентрировать

внимание учащихся

в начале урока.

3. Замотивировать

обучающихся на

учебную

деятельность.

Учащиеся рассаживаются. Педагог: « Встали, подравнялись, садитесь.. Я надеюсь, что

мы с вами поработаем плодотворно.

Мы пришли сюда трудиться,

Не лениться, а учиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Вводное

слово

учителя:

Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имя

существительное».

Давайте

по

опорным

словам

вспомним,

что

мы

уже

знаем

о

склонении имени существительного?

Выброс на доску:

Педагог: Предлагаю оценить каждое высказывание. Возьмите карточки с буквами «П» и

«Н». Буква «П» обозначает, что вы согласны с высказыванием. Буква «Н» обозначает,

что вы не согласны с высказыванием и готовы дать правильный ответ.

Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам

1.

Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и

множественном числе.

Учащиеся: правильное высказывание.

2.

В русском языке 5 падежей.

Учащиеся: неправильное высказывание. 6 падежей.

3.

В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

Учащиеся: неправильное высказывание. 1-е, 2-е,3-е склонение есть.

4.

Склонение – это постоянный признак имени существительного.

Учащиеся: правильное высказывание

5.

Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.

Учащиеся: неправильное высказывание.

Одно и то же существительное

относится только к одному склонению.

6.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Учащиеся: правильное высказывание

М. Беседа.

П. Вопрос-ответ, работа с

карточками.

7 Имена существительные имеют единственное и множественное число.

Учащиеся: правильное высказывание

1.Формировать

представление

обучающихся о

существительных

множественного

числа , показать

различия между

существительным в

единственном числе

и существительным

во множественном

числе.

II. Этап работы по теме.

Педагог: А теперь мы будем работать в тетрадях, откройте их. Подпишите число,

классная работа.

Посмотрите

вокруг.

У

меня

по

классу

развешены

слова-имена

существительные

в

единственном и во множественном числе. Запишите существительные в тетрадь только

во множественном лице.

ЗАЯЦ, ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.

Учащиеся записывают: ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.

Пока все записывают имена существительные во множественном числе в тетрадь.,

Серёжа (обращение к ученику-аутисту), собери и принеси мне, пожалуйста, карточки по

классу и принеси мне на стол.

Серёжа вот тебе картинки-рисунки, вклей изображения в соответствующие карточки –

ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.

М. Объяснения.

П. работа в тетрадях, с

карточками, с картинками-

рисунками, работа по

индивидуальной карточке

ученика-аутиста.

2. формировать

умение склонять

имена

существительные во

множественном

числе по падежам,

показать и выделить

окончания имён

существительных во

множественном

числе ,

3. Способствовать

развитию памяти,

внимания в

Педагог:

Сегодня

мы

будем

говорить

о

склонении

имён

существительных

во

множественном числе (название на доске).

Обратите

внимание

на

таблицу,

которая

нам

поможет

при

склонении

имён

существительных во множественном числе по падежам.

Разделите лист в тетради на 3 столбика. В первом столбике (одновременно учитель

чертит на доске) подпишите «Падеж». Второй столбик подпишите «Вопрос». Третий

столбик подпишите «Существительное».

Откроем учебник на странице 98. Из упражнения № 157 сейчас в таблицу, которая у вас

в

тетрадях

выпишем

выделенное

слово

в

соответствующее

строчку,

склоняя

существительное во множественном числе ЛЕСА по падежам.

Падеж

Вопрос

Существительное

И.П.

Что?

леса

Р.П.

Чего?

лесов

М. Объяснения

П. демонстрация таблицы,

работа с учебником, работа в

тетрадях.

процессе работы с

таблицей, печатным

текстом в учебнике,

Д.П.

Чему?

лесам

В.П

Что?

леса

Т.П.

Чем?

лесам

П.П.

О чём?

лесах

Учащиеся: чертят таблицу, подписывают столбцы в таблице.

4. Способствовать

развитию памяти,

внимания в

процессе работы с

карточками с

заданиями.

Педагог: Серёжа, а тебе задание такое. С данной карточки в тетрадь списать все

предложения.

Подчеркни

одной

чертой

имена

существительные

во

множественном

числе.

Ученик-аутист работает по карточке с упражнением (текстом).

Завалило снегом ягоды на болоте. Белка достала орехи.

С тропинки заяц свернул в чащу лесов.

.

М. Объяснения.

П.работа в тетради, работа по

индивидуальной карточке

ученика-аутиста.

Педагог: К доске пойдёт Денис. Он будет работать у доски заполнять таблицу, склоняя

по падежам имя существительное ЛЕСА , остальные работаем в тетрадях.

М. Беседа

П. Вопрос-ответ

Педагог:

Отложите

ручку

на

стол.

Посмотрите

на

меня.

Потяните

руки

вверх.

Похлопайте по плечу соседа. Подмигните мне. Хлопните три раза в ладоши. Молодцы.

Отдохнули. Продолжаем.

М. Игровое упражнение

П.

5. Способствовать

развитию

логического

мышления,

зрительного

восприятия, связной

речи, умения

составлять

предложения на

основе работы со

словарными

словами.

6.Воспитывать

Педагог: Посмотрите на доску. Расшифруйте ребус.

,1,

321

2._______________________

– руководитель предприятия, учреждения, учебного заведения.

3. Запишите слово это в единственном числе и во множественном числе:

Учащиеся записывают слово директор (ед.число) и директора (мн.ч.)

Поставьте в слове ударение.

Подчеркните «опасное место».

4.Прочитай, Маргарита, слова правильно вслух. Запомните, как надо их произносить.

Директор, директора, директору, директором, о директоре.

Директора, директоров, директорам, директорами, о директорах.

5. Составьте словосочетания. Запишите одно словосочетание. Выделите корень

директор.

Директор школы, директорский кабинет, собрание директоров.

М. Беседа

П. Вопрос-ответ

П. Программированные

задания.

М. Игровые упражнения

П. Разгадывание слов, работа

в тетрадях.

интерес к предмету,

культуре поведения

на основе работы со

словарными

словами.

Учащиеся записывают.

1. К доске идёт Баранова Ксения. Тебе необходимо в этом ребусе дополнить элемент в

букве и прочитать слово:

Подсказка тебе Ксения:

2.Это_____________________ – профессия.

3.ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА: пришло из французского языка. Первоначальным значением

этого слова было «остроумный», «одарённый».

3. Запишите теперь слово в тетрадь, разделив его на слоги:

__________________________________

4.Поставь в слове ударение.

5.Подчеркните «опасные места».

6.. Послушайте стихи и по ритму поймите, как правильно произносить выделенные

слова.

1) Гражданин милиционер! А у Толи и у Веры

Я – французский инженер! Обе мамы – инженеры.

( С. Маршак) (С. Михалков)

5. Подберите словосочетания .Одно из них запишите, чтобы словарное слово было

употреблено в словосочетании во множественном числе:

Военные инженеры, инженерский диплом.

7.Выявление уровня

полученных знаний,

на основе

самостоятельной

работы с

деформированным

текстом.

Педагог: А сейчас проверим ваши знания. Посмотрим, как вы усвоили материал. Вот

такое задание для учащихся 1 уровня на карточках. Необходимо из слов каждой строчки

составить и записать предложения. Указать над именами существительными падеж.

Собака Боб.

загорелся, дом, раз, один

маленькая, в, была, дома, девочка

собаку, в, пожарные, огонь, Боба, послали

М. Тренировочные

упражнения.

П. работа в тетрадях, работа

с карточками, выполнение

задания.

8.Развитие

аналитико –

синтетической

деятельности на

основе

самостоятельной

работы со словом,

предложением,

текстом.

через, из, минуту, горевшего, девочку, вынес, дома, Боб

Ребёнка, радости, мать, плакала, от

Педагог: Для учащихся 2 уровня . Такое задание. Необходимо списать предложения с

карточки. Определить и поставить над именами существительными число

(единственное или множественное). Выделить окончания у имён существительных во

множественном числе.

За ночь сильно похолодало. Окна покрылись удивительными узорами.

Дороги занесло снегом. Деревья нарядились инеем. Сугробы легли белым

ковром.

Педагог: И учащиеся 3 уровня. Списывают в тетрадь предложения. Подчеркивают одной

чертой имена существительные во множественном числе.

В полях гудит ветер. На берёзах и осинах нет больше листьев. Только на

ёлке и сосне зеленеет хвоя. На тропинке нет больше муравьев. В лужах по

утрам хрустит лёд.

Учащиеся 1,2,3 уровня выполняют самостоятельную работу на карточках

9.Развитие аналитико

–синтетической

деятельности на

основе работы со

словом,

словосочетанием

на основе работы с

пазлами.

Серёжа, собери пазлы с изображением:

– столы письменные,

-орехи грецкие,

-лес дремучий,

– яблоко зелёное.

Напиши

на

пазлах

те

имена

существительные,

которые

употреблены

во

множественном числе.

Ученик-аутист работает с пазлами.

М. Игровое упражнение с

учеником-аутистом.

П. Пазлы

1.Развитие

аналитико-

синтетической

деятельности.

3. Этап подведения итогов.

Педагог: Итак, чему мы научились сегодня на уроке?

Ответ учащихся: Сегодня на уроке мы закрепляли умение склонять имена

М. Беседа

П. Вопрос-ответ.

2.Воспитание

навыков

самооценки.

существительные во множественном числе.

Педагог: Какие задания на уроке вам больше всего понравились и хотели, чтобы они

были на следующих уроках?

Ребята, вы хорошо работали сегодня.

Сдайте, пожалуйста, тетради с выполненными заданиями.

Оцените себя, как вы работали сегодня на уроке, а я вам поставила сегодня следующие

оценки за устные ответы.

Домашнее задание : стр. 99, упр. 158.

Запишите домашнее задание в дневник.

Учащиеся: Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Педагог: Откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, которое вам надо будет

выполнить дома. Есть ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=2112

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.