Психологический тренинг для 5-11 классов на тему Умей сказать нет!

Тренинг для 5-6 классов

Психологический тренинг для 5-11 классов на тему Умей сказать нет!

Е.В.: Сегодня день особенный: Приветствуем мы всех, Пусть люди улыбаются, Звучит повсюду смех. Как здорово приветствовать Знакомых и друзей, И радоваться жизни,

И радовать людей!

Е.В. Я рада приветствовать вас на нашем тренинге «Мы с тобой похожи». В этом зале собрались лидеры классов, самые активные ребята. Сегодня мы с вами познакомимся друг с другом, узнаем о себе что-то новое, поиграем в общем проведем с пользой своё свободное время.

На первую букву своего имени рассказать о себе… Например: Я – Екатерина – единственная такая.

Вот мы и познакомились! А теперь я предлагаю всем выйти и встать в круг.

    1. Расскажи мне о себе
      • – Я хочу, чтобы….
      • – Я могу сделать….
      • – Я люблю…
      • – У меня есть…
      • – Я мечтаю о….
      • – Я не люблю….
      • – Мне очень нравится…
      • – Я не умею…
      • – Мне нравится..
      • – Я хочу сделать…
      • – У меня есть…
      • – Я никогда не…
      • – Я хочу увидеть…
      • – Я хочу познакомиться с…
    2. Делимся на группы по названия конфет

Садимся по группам

Каждая команда на листе А3 придумывают свое название…изображают себя в виде различных фигур, математических знаков(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб). Рассказывает один человек. Вывешиваются плакаты.

Детям раздают ребусы, которые они должны вместе с группой разгадать. Кто быстрее справится, та команда и становится победителем.

Командам предлагается выйти из за столов и построиться по:

      1. По росту
      2. По дате рождения
      3. По месяцам
      4. По длине волос
    1. Найди и коснись

Предлагается детям, передвигаясь хаотично, коснуться:

      1. Желтого цвета
      2. Чего-то холодного
      3. Чего-то красного
      4. Белого
      5. Шершавого
      6. Большого
      7. Маленького и круглого
      8. Большого и прямоугольного
    1. Крокодил

По одному человеку из группы выходят и объясняют для всех слово с картинки (ведущий показывает картинку). Все остальные угадывают, поднимая руку.

Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме и какую функцию выполнять и рассказать о своей роли в доме.

Выберите себя на дереве

Выбор позиции №№ 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

В коробку ведущий кладет подарок. Дети по очереди передают друг другу могут задать один вопрос и одно предположение

Для анкетирования и обработки данных анкеты можно скачать файл анкеты и ключа к анкете в формате PDF

Знакомство участников с правилами работы в группе (5 минут):

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент.

Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее.

Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

    1. Искренность и открытость.

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом.

Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

Запрещается использовать рассуждения типа: “мы считаем…”, “у нас мнение другое…” и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное “мы”. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: “я чувствую..

.”, “мне кажется…”. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

В группе отсутствует возможность пассивно “отсидеться”. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников.

Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

ПАМЯТКА
«Как работать в группе»

Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно Мы оказались в ней не вдруг, Когда кому-то станет трудно, Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко

и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.

  • прошу тишины,
  • спасите,
  • запутались,
  • просим помощи,
  • эврика.

Правила работы в группе

Так как состав группы неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

    1. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
    2. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
    3. Учитесь находить контакты в группе.

Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы.

Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем.

Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.

    1. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

Обычно в группу входят люди, имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Для достижения согласия необходим компромисс.

Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу.

Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.

  1. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
  2. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
  3. Лидер группы следит за временем.

Источник: http://school4rdn.edu.kz/index.php/ru/nm-zhas/nm-zu-scen/933-201801302040

Занятие для подростков

Психологический тренинг для 5-11 классов на тему Умей сказать нет!

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Оборудование занятия: компьютерная презентация, мяч, карточки с описанием ситуаций, силуэт мальчика (из бумаги) на классной доске, силуэты ладоней рук (из бумаги), «Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.

1. Орг. момент.

Дети садятся на стулья по кругу.

(СЛАЙД 1)

2. Приветствие

детей в форме презентации: «Ты Маша – весёлая, а я Виктор – добрый.

3. Сообщение темы, цели занятия.

Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».

– Как вы это понимаете?

(СЛАЙД 2)

Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

4.Вводная часть. Упражнение «Активатор» [1]

(СЛАЙД 3)

– Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.

– Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.

5. Беседа с элементами тренинга.

У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

– Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).

– Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных.

И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках.

И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. [2]

Психологи называют такое явление групповым давлением. (СЛАЙД – 4)

Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).

Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы: [2]

(СЛАЙД – 5):

– кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

– другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (СЛАЙД – 6): (после каждого вида дети должны привести пример)[1]

а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание;

– Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

– Приведите примеры таких ситуаций.

– К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

6. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». [3]

– Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

– Что вы можете сказать об услышанных отказах? [2]

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

– Кто получил на своё предложение такой вид отказа? (СЛАЙД – 7):

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» – «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

– Кто получил такой отказ? (СЛАЙД – 8)

в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» – «Давай лучше погуляем по посёлку». (СЛАЙД – 9)

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». (СЛАЙД – 10)

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» – «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления». (СЛАЙД – 11)

Вывод: о разных видах отказа.

7. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться» (СЛАЙД – 12)

Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению. [3]

Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

  • реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
  • возможность избежать данного конфликта, агрессии;
  • целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга)

В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим».

Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».

Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»

Инга растерялась: «Нет».

Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»

Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)

Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.

1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»

Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.

2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.

Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)

Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.

Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.

8. Итог.

Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

На доске прикреплены силуэт мальчика-подростка и силуэты ладоней с надписями качеств человека: неуверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), уверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), агрессивность, спокойствие, трусость.

(СЛАЙД – 13) Дети читают со слайда характерные черты уверенного человека, при этом стараются изобразить поведение уверенного человека.

Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».

– Что нового узнали?

– Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».

Ритуал прощания (СЛАЙД – 14)

Список использованной литературы:

  1. «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.
  2. «Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003
  3. «Педагогическая профилактика наркотизма школьников» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003

Презентация.

2.12.2010

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586591/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.