Проект по литературному чтению на тему Богатыри русские (4класс)

Проект «Богатыри русские», выполненный обучающимися 4 класса

Проект по литературному чтению на тему Богатыри русские (4класс)

Наша кнопка

Скачать материал

Проект

«Богатыри русские»,

выполненный обучающимися

4 класса

МБОУ СОШ пос.Озерки

Конаковского района

Тверской области

в рамках общешкольного проекта

«Страницы истории государства российского»,

посвященного 1150-летию зарождения

российской государственности.

Учитель:

Журавлева Эмилия Анатольевна

2012 – 13 учебный год

Тема проекта: «Богатыри русские»

1.Тема проекта.

2.Место проекта в плане воспитательной работы класса и школы.

3.Ценностные ориентиры проекта.

4.Участники проекта.

5.Автор проекта.

6.Предметная область, межпредметные связи.

7.Цель проекта.

8.Задачи проекта.

9.Вопросы, направляющие проект.

10.Ожидаемые результаты.

11.Этапы и сроки проведения проекта.

12.Сопровождение проекта учителем.

13.Координатор проекта.

Место проекта в плане воспитательной работы класса и школы

Проект «Богатыри русские» реализован в 2012-13 учебном году в рамках общешкольного проекта «Страницы истории государства российского», посвященного 1150-летию зарождения российской государственности.

Ценностные ориентиры проекта: 

Направлен на формирование у учащихся представления о героической личности, на приобретение первоначальных навыков проектной деятельности: умения работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество. Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Ноябрь 2012 – Январь 2013 года

Этап I. Подготовительный этап (первая неделя 2 четверти)

  1. Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и об основных характеристиках проекта, получение от них согласия на работу детей в Интернете.

  2. Оценка учителем начальных знаний учащихся с помощью эвристической беседы. «Погружение» в проект.

  3. Постановка целей проекта, формирование групп, «мозговой штурм» по планированию работы в группах.

  4. Знакомство воспитанников с Правилами работы в группах «Секреты успеха» (Приложение №1) и Бланком самооценки навыков сотрудничества в проекте (Приложение №2).

Этап II. Промежуточный этап (конец ноября – начало декабря)

  1. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам).

  2. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного.

  3. Подготовка информации для использования в общей презентации.

Этап III. Подготовка к защите проекта (конец декабря)

  1. Представление результатов работы групп.

  2. Оформление общей презентации.

  3. Подготовка коллективного выступления к защите проекта.

Этап IV. Защита проекта (январь 2013 года)

Сопровождение проекта учителем

По итогам работы каждой группы учителем координирует продвижения по проекту, контролируя своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение и обеспечить обратную связь.

После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? Воспитанники заполняют «Бланк самооценки».

Ершова С.А., зам директора по учебно-воспитательной работе

Приложение №1

Секреты успеха”

Правила работы группы

1. “Однажды лебедь, рак и щука…” Постарайтесь определить общие

цели вашей групповой работы.. Помните, что всегда можно найти путь к

согласию.

2. “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.

Составьте план вашей работы; определите, сколько времени вам

понадобится для выполнения заданий. Соблюдение сроков выполнения

заданий значительно облегчит вашу работу в проекте.

3. “Один в поле не воин”. Успех вашей общей работы зависит от

умения работать сообща. Распределите обязанности среди участников

проекта: кто что делает, кто за что отвечает. Вместе обсуждайте

полученные задания и ход их выполнения.

4. “Одна голова хорошо, а две лучше”. Внимательно выслушивайте

то, что говорят ваши товарищи. Не забывайте хвалить участников вашей

группы, когда у них появляются новые, интересные идеи.

5. “Мал золотник, да дорог”. Даже самая маленькая идея, возникшая

в работе над проектом, может быть полезна. Большой дом строится из

маленьких кирпичиков.

6.“О море спрашивай у рыбаков”. (японская пословица). Не

стесняйтесь задавать вопросы тем, кто может вам помочь (учителям,

родителям, библиотекарю, одноклассникам).

7. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. Не отчаивайтесь, если

обнаружили, что допустили ошибку. Её всегда можно исправить.

Приложение №2

Один в поле не воин”

Бланк самооценки

навыков сотрудничества в проекте

Фамилия, имя:____________________________________

Инструкция по заполнению бланка:

внимательно прочитай утверждения, записанные в первой колонке. Напротив каждого утверждения нарисуй смайлик, соответствующий твоему ответу.

В работе над проектом

всегда

иногда

никогда

1. Я осознавал ответственность заработу группы2. Я предлагал новые интересныеидеи3. Я выслушивал мнения своихтоварищей по группе4. Я объяснял свою точку зренияпри несогласии с другими членамигруппы5. Я выполнял не только свою частьработы, но и помогал другим.6. Я задавал вопросы учителюи одноклассникам, когда мнетребовалась помощь7. Я был полезен своей группе8. Я с удовольствием работал вгруппе

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории начальная школа:

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/proekt-bogatiri-russkie-vipolnenniy-obuchayuschimisya-klassa.html

Проект по литературному чтению на тему

Проект по литературному чтению на тему Богатыри русские (4класс)

Проект: «Былины.Богатыри русские»

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Выполнили: ученики 4 «В» класса

Учитель: Кречетова Ю.С.

МБОУ «Школа №38» (филиал)

г.Рязань

2016г

1.Введение

2.Основная часть

-Определение понятия «былины, богатырь».

-Опрос среди одноклассников и его результаты

3. Заключение. Закрепление материала с помощью защиты стендового доклада.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

«Былины.Богатыри русские»

Актуальность и практическая значимость проекта: мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Гипотеза (предположение):

что богатыри – это  защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.

Богатырь – это пример великого духа русского человека.

Цель проекта:узнать, кто такие былинные богатыри

Задачи:

– научиться работать коллективно;

– изучить и рассмотреть различные источники информации на тему «Русские богатыри»;

– дать определение «былины, богатырь»;

– изучить историю богатырей;

– подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях среди одноклассников, учеников 3в класса с помощью защиты стендового доклада.

.

Участники проекта – 4 «В» класс, разделённый на пары.
Проект среднесрочный.

Формы представления учащимися результатов исследования:

  • Стендовый доклад (защита пар).
  • Презентация (на все пары)

Что такое былины?

  • Былины — русские народные песни-сказания о богатырях.Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной
  • жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная
  • гордость.
  • Былина произошла от слова «быль», Слагались былины сказителями – хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Значение слова Богатырь :

1. Герой русских былин и сказок.

 Защитникродины,воин,

отличающийся необычайной силой,

мужеством, удалью. 

2. Рослый, крепкого сложения, сильныйчеловек.

Главные богатыри Руси:

Русский богатырьИлья Муромец

Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, народный заступник.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Старцы велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру.

При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу Киеву» и приходит сперва к тому камню неподвижному. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного.

Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру, служит ему и народу русскому.

Про это прочитайте в былинах «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Русский богатырь Добрыня Никитич

Хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец — он не щадит врага.

Среди богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.

Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей.

В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.

Добрыня гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай -реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.

Русский богатырь Алеша Попович

К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением.  Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.

Ноесть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает слово «смелый». У него есть желание победить врага. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом.

Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.

В русских былинах Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Предположение:

Илья Муромец,

Добрыня Никитич и Алеша Попович

– это призыв

и стремление народа к единству. Сила народа –

в единении. Объединение качеств трех богатырей

говорит о том, что для защиты родины, победы важна

не только сила натиска, но и находчивость и умение

решать вопросы мирным путем.

«Три богатыря» –

это образ богатырского духа и мощи русского народа.

Русский богатырь

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка – народный богатырь, герой сказок Киевской Руси. Никита занимался выделкой кож и, в результате своей тяжелой работы, развил в себе необычайную силу.

Однажды, змей украл у киевского князя дочь. Та, вместе с голубем отправила отцу письмо, в котором написала, что змей боится только одного богатыря – Никиту Кожемяку. Князь с трудом убедил его сразиться со змеем.

Никита обмотался пенькой, обмазался смолой и пошел на змея. В тяжелом сражении Никита одолел его и освободил княжескую дочь.

Сказка о Никите очень древняя. Ее датируют 9-10 веком.

Есть версия, что у Никиты был прототип в лице богатыря, победившего печенежского великана, который потом превратился в змея.

Русский богатырь Микула Селянинович

Микула Селянинович – русский богатырь, умеющий крестьянствовать. Микула – земледелец, трудяга. От него исходят уверенность и мощь.

А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!

Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.

При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.

А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.

МНОГО БЫЛО БОГАТЫРЕЙ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ:

Богатырь Святогор, богатырь Вольга, богатырка Синеглазка…

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей

Земле!

Не топтать их коням Землю

Русскую

Не затмить им солнце наше

красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не

шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Народные пословицы:

-Не родом богатырь славен, а подвигом.

-Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

-Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Вывод-Заключение:

Тема нашего проекта важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

4. Использованные материалы.

1.Картинки с сайта в Интернете

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

3. Интернет-сайт Википедия

Подготовили ряд вопросов в виде анкеты. Опрошены ученики 3в класса(19ч)

Источник: https://infourok.ru/proekt-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-bogatiri-russkie-klass-1263814.html

Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, 7 класс

Проект по литературному чтению на тему Богатыри русские (4класс)

Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Это монументальное большое полотно занимает почетное место в Третьяковской галереи. Она была куплена ее основателем почти сразу после создания.

На картине изображены 3 всадника. Это богатыри, герои русских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они выехали в дозор, остановились в поле, чтобы осмотреться, нет ли где поблизости врагов.

Небо пасмурное: облака видны и белые, и серые. За спинами богатырей видны холмы, покрытые зеленью, густой лес. Все они все сидят на конях в доспехах.

На каждом одета кольчуга, шлем с бармицей, на ногах штаны и сапоги.

По центру сидит Илья Муромец. Он широк в плечах, серьезен. Он приложил к глазам руку, чтобы увидеть вдалеке врагов. Вооружен он копьем, щитом и палицей. Его вороной конь стоит на небольшом возвышении, что указывает на Илью как на лидера этой группы.

Конь под ним очень красивый, с густой гривой, закинутой на один бок. По правую руку на белом коне сидит Добрыня Никитич. Он не так широк в плечах, как Илья, но настроен решительно: он держит щит и уже достает из ножен меч. Смотрит он в ту же сторону, что и Илья. Слева на буром коне сидит Алеша Попович.

Он моложе своих товарищей, стройней, у него нет бороды. Его взгляд тоже направлен вдаль, но выглядит он более неуверенно. Вооружен он луком и стрелами, но также можно заметить прикрепленные сбоку гусли.

На мой взгляд, художник таким образом хотел подчеркнуть молодость этого богатыря, который на привале будет развлекать своих старших товарищей музыкой.

Данная картина изображает не просто богатырей, защитников земли русской, но и олицетворяет черты русского характера. Образ Ильи Муромца говорит об основательности, опыте, мудрости, дальновидности.

В образе Добрыни Никитича преобладает стремление защищать родные земли от неприятеля, готовность дать отпор.

Алеша Попович олицетворяет поэтическое, творческое начало в русском характере, мягкость и чуткость.

Сочинение описание картины Три богатыря (Богатыри) Васнецова

Я вижу (и все видят, кто не слепой) на этой сказочной картине – трёх богатырей. Картина эта немного тёмная. Надвигается там буря! Это какой-то очередной враг идёт на матушку-землю русскую!

Но богатыри уже готовы, ведь у них: меч, булава, копьё, лук и стрелы… Почти всё это уже в руках. И они не побоятся этим воспользоваться!

У богатырей красивые кони. Тот, который конь в центре, черный, но одна нога у него (задняя) белая. И на морде белое пятно. Прямо, как у нашего кота! Два других коня – белый и рыжий. У коней красивая сбруя. Наверное, это лошади.

Хвосты и гривы раздувает. На картине есть ветер. В картине то есть.

Сами богатыри очень модные. Самый старший – молодой дедушка в темно-зелёном. Самый молодой в красной рубахе с длинными рукавами. А ещё у него красные сапоги! Средний справа (средний по возрасту,  а правый по месту на картине, если смотреть из неё) выглядит хорошо. Вот если бы не зелёные сапоги! 

За богатырями вижу лес и поле. Красиво. Поле похоже на огонь, на пожар… Перед героями совсем маленькие елочки. Надеюсь, они не пострадают в бою. Не будут растоптаны ёлочки.

Богатыри выглядят сурово. Только  левый как-то странно смотрит. С таким удивлением… Будто сейчас как скажет: «Это вы пришли с нами биться?! Да ну вас в лес!» Наверное, все враги ничто перед отечественными богатырями!

Классная картина. Красивая и такая суровая. С такими продвинутыми богатырями матушке-земле русской нечего было бояться!  Вот так-то.

Вариант 3

Васнецов является признанным художником в России. Его работы уже на протяжении долгих лет завораживают взгляды многих зрителей. Над одной из своих монументальных картин “Три богатыря” художник трудился почти двадцать лет.

На полотне изображены могучие защитники русской земли. Они оберегают территорию родного государства от вражеских нападений.

Поза, в которой изображает богатырей автор говорит об их полном спокойствии, но это обман зрения. На самом деле они в любой момент готовы двинуться в бой.

Имена героев известны многим с самого раннего детства – это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Взгляд героев уверен и решителен.

Центральным героем предстает Илья Муромец. Его достаточно простой облик говорит о происхождении из крестьянской семьи. В его арсенале мощное боевое копье, которое уже неоднократно приносило победу. Выражение лица у Ильи грубое с настороженным взглядом. Конь под стать своему наезднику имеет величественный вид.

С левой стороны едет Добрыня Никитич. Он из княжеского сословия. Его доспехи очень дороги с вставками из настоящего золота. Конь – преданный помощник, который не единожды побывал в сражениях. Он красив, могуч и резв. Взор Добрыни суровый. В руках его меч готовый к бою.

Алеша Попович самый младший из троицы. Он является сыном служителя церкви и как настоящий воин не желает бросать в беде родную землю. Несмотря на молодость его храбрость и решительность нисколько не уступает опытным войнам.

В его руки художник вложил холодное оружие – лук, стрелы которого способны пронзить любую цель с дальнего расстояния. У Алеша романтическая натура, которую можно определить по наличию музыкального инструмента – гуслей.

Конь его имеет рыжий окрас.

Природная зарисовка в картине создает налет тревоги. За спинами богатырей виднеются нависшие грозовые тучи. Развивающиеся конские гривы и трава говорят о наличии ветра.

При первом взгляде на картину можно подумать, что герои стоят как вкопанные, это происходит засчет их монументальности, которую создает художник.

На самом деле каждый из них стоит на чеку и судя по оружию, которое у всех наготове, богатыри в любую минуту сорвутся с места.

Описание для 7 класса

На картине изображен огромный витязь на коне, а рядом двое преданных друзей богатырской наружности. Огромный витязь, прикрывший рукой глаза, Илья Муромец. Он пристально оглядывает холмистые окрестности в поисках врага. На правой руке висит мощная булава.

И конь под ним чёрный, как сатана, огромный. У него мощные копыта. Это порода называется «владимирский тяжеловоз». Не каждое животное сможет выдержать богатырский вес. В левой руке у Ильи огромное длинное копьё и мощный щит. Не каждый мужчина может с ними управиться, одетый в шлем и боевые доспехи.

Это под силу только русскому богатырю.

Справа от Ильи его соратник – Добрыня Никитич. Он восседает на белом коне, не таком мощном, как конь Ильи Муромца. В правой руке он держит меч, в левой – круглый красный щит. У коня дорогая сбруя.

Головы у витязей прикрыты остроконечными железными шлемами, похожими на луковки православных церквей.  У Ильи и Добрыни бородатые лица, что указывает на их возраст. Они уже не мальчики, а взрослые мужчины.

У русских людей так было принято. Мужчины носили бороду.

Слева от Ильи Муромца на гнедой лошадке восседает Алёша Попович. Это самый молодой витязь. В правой руке он держит огромный лук, с левой стороны виден колчан со стрелами. Его лицо не так грозно, как лица его друзей. Он лукаво улыбается. Чтобы ни случилось, он и в походе не расстаётся с музыкой. У его лошадки к седлу приторочены гусли.

Богатыри, как пограничники, вышли на защиту рубежей Руси. Добрыня Никитич, чтобы быть повыше и лучше разглядеть окрестности, взобрался на невысокую каменную возвышенность. Богатыри уверенно сидят в седле, и выбить их оттуда, особенно Илью, вряд ли кому удастся. Каждый из них по-своему индивидуален. А вместе – они сильны и непобедимы.

Художник с помощью описания природы передаёт тревожность обстановки. Дует ветер, он треплет гривы коней. На переднем плане пожелтевшая трава, на дворе начало осени. И только ёлки и зимой, и летом стоят зелёные. Вдали виднеется темное – зелёное пятно хвойного леса. На небе бело-серые облака. Куда они плывут, известно одному лишь ветру.

Художник чётко прописал все детали, картина похожа на фотографию. Эти трое молодцов-удальцов внушают уверенность, что во время их патрулирования не то, что человек, мышь не проскочит. Граница на замке.

3, 4, 6, 7 класс

Популярные сегодня темы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/bogatyri-tri-bogatyrya-3-4-6-7-klass

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.