План работы с одаренными детьми в начальной школе.

Индивидуальный план работы с одарёнными детьми: особенности воспитания и обучения в начальной школе

План работы с одаренными детьми в начальной школе.

Психологическая возможность достижения выдающихся результатов в какой-либо сфере творческой деятельности по сравнению с окружающими людьми аналогичного возраста называется одарённостью.

Этот дар проявляется в неординарных, уникальных способностях личности при восприятии информации, выявлении и постановке проблемы изучаемого явления, нестандартных, порой неожиданных, предлагаемых способах её решения.

Общение и индивидуальная работа с людьми, а особенно с детьми такого рода, предполагает наличие определённых знаний и навыков относительно взаимодействия с ними.

Особенности воспитания талантливых детей

Общаясь с неординарным, уникальным ребёнком, нельзя не заметить в нём повышенную требовательность к личности взрослого человека, его профессиональным и морально-этическим качествам. Взрослый человек, пусть даже учитель, никогда не будет пользоваться авторитетом у юного гения без проявления качеств, достойных для подражания.

Одарённый ребёнок особенно проявляет нетерпимость к безнравственности и несоответствию занимаемой должности. Несправедливость и лицемерие учителя могут раздражать юное дарование и служить преградой к их взаимоотношениям. Взрослый человек при планировании работы с вундеркиндом должен помнить о трудностях делового и личностного общения, присущих такому ребёнку.

При воспитании одарённого малыша нужно помнить, что необходимо создавать такие условия, чтобы любопытство вовремя перерастало в любознательность, а затем в устойчивую потребность обретения знаний.

Для талантливого ребёнка важны:

  • Признание сверстниками его, как личности;
  • Участие, понимание и забота родителей;
  • Поддержка учителя;
  • Возможность для самовыражения, совершения открытий и желание делиться их результатами с окружающими;
  • Постоянное саморазвитие и обновление знаний, умений и компетенций;
  • Наличие благоприятных условий для проявления своих способностей.

Благоприятное воздействие социальной среды на природные задатки ребёнка способно развить в нём гения.

Выявление неординарных способностей

Иногда одарённость путают с образованностью. А ведь образованность можно рассматривать, как результат использования предоставляемых жизнью возможностей.

Для детей с равным уровнем способностей создание условий для развития личности играет огромное значение.

Так, в семьях с более высоким социальным статусом дети могут иметь больше возможностей для всестороннего развития, хотя это никоим образом не влияет на природный уровень одарённости личности.

Виды проявления таланта

Рассмотрим разновидности проявления детской одарённости в разных сферах деятельности:

  1. Интеллектуальная (в процессе познавательной деятельности ребёнка);
  2. Психомоторная или спортивная (при занятиях физкультурой);
  3. Музыкальная (в художественно-эстетической деятельности);
  4. Изобразительная (в художественно-эстетической деятельности);
  5. Литературно-поэтическая и сценическая (в художественно-эстетической деятельности);
  6. Хореографическая (в художественно-эстетической деятельности);
  7. Лидерская (в коммуникативной деятельности);
  8. Организационная (в практической деятельности).

Одарённость детей раскрывается в их способностях. Длительное проявление своих неординарных способностей с одновременной мотивацией к устойчивой познавательной деятельности человека свидетельствуют об уникальности такой личности.

В дошкольный период

Распознать одарённых детей несложно ещё с дошкольного возраста. Талантливые дети имеют такие особенности:

  • Склонны к глубоким размышлениям;
  • Очень любопытны;
  • Задают большое количество содержательных вопросов;
  • Требуют основательных, исчерпывающих ответов на поставленные вопросы;
  • Отличаются от сверстников прекрасной памятью;
  • Обладают правильной речью.

Но взрослому человеку не стоит забывать об уникальности каждого ребёнка. Ведь одинаковых детей не бывает. У кого-то ярче выражены одни способности, у кого-то — другие. Взрослые должны вовремя постараться рассмотреть в малыше одарённость и помочь ему быстрее и ярче раскрыть все свои таланты.

В начальной школе

Выявление одарённости является довольно длительным процессом. Например, в начальной школе он предполагает продолжительное наблюдение за ребёнком с целью изучения таких его способностей:

  1. Связной последовательности речи;
  2. Запоминания несущественных деталей;
  3. Классификации предмета или явления по признакам;
  4. Умения пользоваться имеющимися знаниями;
  5. Предпочтительного отношения к интеллектуальным играм;
  6. Упорства в поисках решения сложных заданий;
  7. Склонности к логическому мышлению.

Работа с одарёнными детьми в начальной школе помогает им быстрее раскрыть свои способности.

Но к сожалению, не все учащиеся по тем или иным причинам проявляют перечисленные способности. Поэтому работа с отстающими детьми в начальных классах требует особого к ним подхода.

Индивидуальная работа с учащимися в школе

Школьный учитель должен управлять процессом интеллектуальных способностей учащихся. План работы с одаренными детьми в школе должен базироваться на использовании определённых форм и методов работы. Формами работы с одарёнными учениками в школе являются:

  1. Классно-урочная форма. Учащиеся, работая в парах или малых группах, учатся толерантности и умело выделяют рациональное зерно из предложенного многообразия мнений одноклассников.
  2. Научно-исследовательские изыскания ученика. Эта форма развивает индивидуальный подход ребёнка к процессу получения новых и углубления уже имеющихся знаний.
  3. Консультационная форма работы учащегося. По возникшей проблеме ученик консультирует одноклассников, закрепляя свои знания и помогая учителю.
  4. Проектная форма. Эта универсальная форма предполагает непосредственное вовлечение ученика в активный процесс поиска нужной информации, выбора лучших методов для решения поставленных задач, формулирования выводов по выполнению проекта. Метод мотивирует ребёнка к расширению своих знаний для возможности получения правильного и исчерпывающего ответа на сложные вопросы.
  5. Дискуссия. Эта форма помогает приобрести навыки ведения научного диалога. При этом учащийся выслушивает чужую и доказывает свою точку зрения по теме дискуссии.
  6. Игры. Закрепление полученных ранее знаний происходит в форме игры.
  7. Пресс-конференция. Предполагает выступление учеников с заранее подготовленными докладами на предложенную тему, а также обсуждение темы с целью углубления знаний по ней. При этой форме работы учащийся должен научиться отвечать на поставленные его оппонентами вопросы по докладу.

Кроме этого, могут применяться формы внеурочной деятельности (факультативы, дополнительные групповые и индивидуальные занятия) и дополнительного образования (кружки, секции, клубы по интересам).

Учителем могут использоваться в работе с талантливыми учениками такие методы:

  1. Исследовательский;
  2. Частично-поисковый;
  3. Проблемный (проблемно-диалоговый).

Главное, чтобы учитель постоянно применял аттрактивный метод для привлечения внимания учащихся к изучаемому предмету или явлению. В итоге это сыграет свою роль для качественного освоения материала.

По математике и информатике

План работы с одарёнными детьми по математике и информатике должен быть направлен на развитие способностей таких учащихся во внеурочной деятельности. Ведь не всегда во время классно-урочной работы хватает для этого времени. Мотивировать учащихся для проведения внеурочных занятий по математике и информатике могут помочь:

  • Возможность участия в предметных олимпиадах;
  • Написание проектной и исследовательской работы;
  • Принятие участия в конкурсах.

Индивидуальный план работы с талантливыми детьми по этим дисциплинам предполагает подбор заданий повышенной сложности для развития учащихся и приобретения ими навыков решения нестандартных заданий. Это могут быть как арифметические и геометрические задачи, так и математические ребусы и задачи на применение логического мышления.

Очень важным в развитии вундеркинда является постоянство в получении и закреплении знаний. Рекомендуется ежедневно уделять внимание точным дисциплинам минимально 1−2 часа.

По литературе и языкам

Гении в сфере гуманитарных наук нуждаются в углублении знаний с помощью классно-урочной, консультационной, дискуссионной и игровой форм работы. Использование метода проблемного диалога позволяет учащимся совершенствоваться в сфере изложения своих мыслей, а также помогает детям формулировать обоснованные выводы на основе своих рассуждений.

Но работа с одарёнными детьми по русскому языку и литературе предусматривает и самостоятельную работу учащегося со словарями и энциклопедиями, а также дополнительными литературными источниками, рекомендованными учителем.

Следует отметить, что талантливым детям, изучающим углублённо иностранные языки, огромную помощь в развитии могут оказать неадаптированные к скорейшему восприятию и пониманию тексты (первоисточники).

Для расширения словарного запаса иностранного языка рекомендуется прослушивание песен и просмотр кинофильмов на этом языке, а также длительное общение с носителями иностранного языка.

По географии и химии

План работы с одарёнными учащимися общеобразовательной школы должен быть направлен на развитие кругозора и углубление знаний ребёнка.

Кроме того, очень важно, чтобы применяемые при этом формы и методы работы заставляли учащегося думать.

Темы, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения с целью расширения объёма знаний должны выходить за рамки школьной программы. Ученики могут проявлять инициативу в расширении количества изучаемых дополнительно тем.

Так, при изучении белорусского региона Евразии, например, учащимся важно знать не только расположение промышленных предприятий этой страны, а и к каким торгово-промышленным кластерам они относятся.

Необходимо сконцентрировать внимание вундеркиндов и на запоминании цифрового материала. Например, при изучении водных ресурсов любого государства, для маленьких гениев важно знать не только примеры логистического использования водных артерий страны, а и ширину, глубину и протяжённость рек, озёр и морей.

Если у учащегося выявлены способности к химии, то для расширения его знаний по этой дисциплине важно сочетать теоретическую часть с практической. Желательно по каждой изучаемой теме проводить 1−3 опыта для закрепления теоретических знаний.

Работа с талантливыми детьми очень важна. Главное, сохранить и развить эти сильные ростки индивидуальных преимуществ, которые проявляют вундеркинды в той или иной сфере их деятельности. А иногда юным дарованиям лучше просто не мешать.

Источник: https://chebo.pro/beremennost-i-deti/plan-raboty-s-odaryonnymi-detmi-programma-vospitaniya-i-obucheniya.html

Работа с одаренными детьми в школе

План работы с одаренными детьми в начальной школе.

Раннее выявление одаренных детей, их поддержка и развитие – одна из основных задач современного образования. Это ценно и для ребенка, и для общества в целом. Способные ребята являются резервом страны, который позволяет ей совершенствоваться и находить решение разнообразных вопросов.  По этой причине очень важно грамотно налаживать работу с одаренными детьми в школе.

Одаренность – свойство психики, формирующееся на протяжении всего жизненного процесса. Оно дает индивидууму возможность добиваться лучших результатов в какой -либо деятельности относительно остальных. Одаренность обеспечивает вероятность успеха, а не сам успех.

Уникальный малыш обращает на себя внимание выдающимися достижениями, либо у него есть предпосылки к этому, и ему любопытно все без исключения.

Выделяют три типа одаренности:

  1. С высочайшей степенью умственного развития – обнаруживаются в раннем возрасте.
  2. Со специальной умственной способностью – подростки.
  3. Без явных успехов в обучении, но отличающиеся познавательной инициативой, умственным потенциалом – в старшем школьном возрасте.

У них обширный круг интересов, развитая речь и огромный лексический запас. Они вдохновенно решают сложные задачи, не любят готовые решения.

Такие дети:

  • Часто перескакивают стадии развития.
  • Очень любопытны.
  • Имеют замечательную память.
  • Занимаются несколькими делами сразу.
  • Спят меньше сверстников.
  • Часто ладят с теми, кто старше.
  • Легко сосредотачиваются на одном виде занятий.

Одаренные дети приходят в учебное заведение, и с этого момента главной задачей педагога становится их определение и дальнейшее развитие.

Все начинается в школе – сегодня к ней проявляют весьма строгие требования. В учебном заведении, близком к эталону, грамотные преподаватели хорошо обучают всем дисциплинам; есть свои устои; уважают личность.

Принципы обучения одаренных подобны подготовке практически всех детей:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – когда методы подготовки приводят к познавательному развитию.
  2. Принцип, учитывающий возрастные возможности – способы преподавания. соответствуют особенностям одаренных на каждом возрастном этапе.
  3. Принцип индивидуализации – анализ характерных черт учащихся.

Надо принимать к сведению разнообразие одаренности, когда приходиться сотрудничать с такими детьми. В связи с этим определяют:

  • Тип одаренности – общий или специальный.
  • Как выражается – явная, скрытая или специальная.
  • Решение каких проблем является самым значимым – рост способностей, планирование среды и т. д.
  • Что целесообразно использовать в преподавании – гимназию, массовую школу, учреждение дополнительного образования и т. д.

Структура для обучения одаренных детей

Она включает в себя:

  • дошкольные учреждения и начальную школу,
  • общеобразовательную школу,
  • дополнительное образование,
  • специализированные школы – лицеи, гимназии.

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Начальная школа – значимый промежуток в формировании и становлении индивидуума. Ученики младшего возраста очень восприимчивы, открыты, любопытны в момент аккумулирования знаний. Цель учителя начальных классов – помогать развиваться любой личности.

Работа с одаренными детьми в начальной школе происходит:

  1. Через учебный процесс и внеурочную деятельность.
  2. По увлечениям учащихся.

Главные направления:

  • создание выигрышных условий для занятий – введение современных технологий, улучшение материально-технической базы,
  • методическое обеспечение – усовершенствование подготовки педагогов, обмен опытом учителей, информационное оснащение программы,
  • мероприятия по работе с одаренными детьми – участие способных учеников в различных действиях школьного, муниципального, международного уровня.

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Она выстраивается с помощью выделения групп учащихся согласно их одаренности; в постановке соответствующего плана обучения; подготовки по персональному плану.

Наряду с этим, процесс не должен отделять школьника от коллектива. Значительную роль в воспитании одаренных способен исполнить наставник (тьютор).

Им может быть эксперт, который поможет своему протеже сформировать наилучшую стратегию для развития возможностей.

Превосходные результаты демонстрируют следующие формы работы по обучению одаренных детей:

  • разделение параллелей – в школе формируют несколько классов внутри параллелей для детей с различными способностями,
  • перестановка параллелей – школьники одного возраста перераспределяются для занятий по каждой дисциплине в группы,
  • акцентирование группы талантливых учащихся из параллели – слияние в группу нескольких самых успевающих учеников из параллели, и размещение их в классе, где с ними работает специалист,
  • попеременная подготовка – объединение ребят разного возраста на часть учебного времени. Младшие приобретают возможность работать со старшими по интересующим их предметам,
  • концентрированное обучение – применяется для отдельных групп учеников за счет сокращения времени на основное обучение,
  • группировка учеников внутри класса в малые группы по тем или иным основаниям.

Обучение в лицеях и гимназиях

Преимущество такого обучения – его скорость. В однотипных классах, где только одаренные ученики, преподают опытнейшие педагоги. В разнотипных классах, где на значительное количество учащихся несколько одаренных, учителя не успевают набрать опыт для работы с ними. Но имеются минусы – сужение области общения одаренных детей, формирование чего-то вроде социального барьера.

Рационально создание подобных учебных заведений, если существуют:

  1. Аргументированная программа преподавания одаренным детям и итоги ее использования.
  2. Соответствие данной программы концепции выявления детей со способностями.
  3. Квалифицированные кадры.
  4. Система обратной связи.
  5. Бесплатное обучение.

Дополнительное образование

В системе дополнительного образования каждому предоставляется свобода выбора профиля программ, времени их освоения. Это непрерывный процесс, проходящий в свободное время.

Здесь выделяются такие формы обучения:

  1. Индивидуальное.
  2. Работа по плану с наставниками.
  3. Очно-заочные школы.
  4. Лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система состязаний, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Система работы с одаренными детьми в школе

Такая работа неосуществима в отсутствии точного плана, системы.

Она содержит следующие цели и задачи:

1. Цель школы – предоставление ребятам возможности самореализации в различных типах деятельности.

2. Задачи:

  • Создание системы внешкольной деятельности с учениками.
  • Улучшение массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной работы.
  • Организация системы исследовательской деятельности учащихся.

Структура плана работы с одаренными детьми в школе в основном следующая:

– аналитика – достижения учеников подвергаются анализу, что дает возможность выделить одаренных детей,

– диагностика – установление уровня возможностей. Учащемуся заводят индивидуальную карточку, куда вносят направление способностей и работы,

– действия, направленные на развитие способностей школьников:

  • Составление плана занятий.
  • Стимулирование одаренных детей в урочной и внеурочной работе – кружках, семинарах и т. д.
  • Подбор подходящих способов занятий с одаренными детьми.
  • Сбор материалов по определенному предмету.

 Форма работы с одаренными детьми в школе 

Существуют следующие формы:

  • Работа в парах, небольших группах.
  • Консультирование по той или иной проблеме.
  • Научные кружки.
  • Дискуссии.
  • Интеллектуальные игры.

Необходимо отметить:

  • Олимпиады по предметам.
  • Разные викторины и конкурсы.
  • Словесные игры.
  • Проекты.
  • Ролевые игры.
  • Индивидуальные креативные задания.

Эти формы позволяют одаренным ученикам выбрать соответствующие их особенностям виды деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в школе предполагает преодоление педагогом психологических трудностей. Это связано с многообразием типов одаренности; со множеством методов в современном образовании; с тем, что не хватает специалистов. Педагог является ключевой фигурой при создании творческой среды для развития одаренного ребенка.

Папка по работе с одаренными детьми в школе

Сегодня от каждого учителя требуется создание папки «Работа с одаренными детьми в школе». В ней содержится информация, необходимая педагогу:

1. Цели, проблемы.

  • Разработать модель по работе с одаренными детьми в школе с целью установления их наклонностей.
  • Вместе с родителями оказывать поддержку талантливому ребенку.
  • Проводить разнообразные мероприятия для проявления способностей учеников.

2. План работы – расписать пошагово годовую программу развития учеников. Например:

  • Определить персональные возможности и предрасположенности – начало года.
  • Развитие способностей любого учащегося – весь год.
  • Работы на дополнительных занятиях – весь год.
  • Привлечение к социальной деятельности школы – весь год.
  • Участие в школьных олимпиадах – установленный месяц.
  • Посещение уроков коллег – ежемесячно.
  • Участие в дистанционных конкурсах – в течение года.
  • Общение с родителями.
  • Подбор вспомогательного материала с учетом отличительных черт учеников – летний период.

3. Личная карта учащегося. Здесь находятся сведения об одаренном ребенке, которые дополняются на протяжении наблюдения. В такой карте возможны следующие пункты:

  • Ф. И. О. учащегося, данные о семье.
  • Характер – список свойств личности.
  • Положение в коллективе – отношения с остальными детьми.
  • Учеба – уровень успеваемости.
  • Мотивация обучения – превосходная, посредственная.
  • Посещаемость – есть ли пропуски без причины.
  • Способности к учебе – высокие, средние, низкие.
  • Познавательный интерес – указывается его степень.
  • Дополнительное обучение – перечень склонностей к иным видам деятельности.

4. Презентация работы с одаренными детьми в школе – сбор всех наработок преподавателя в структурированном виде, к примеру, в слайдах, видеоматериалах, схемах. Помогает в обмене опытом с коллегами.

5. Отчет по работе с одаренными детьми в школе:

  • Создание портфолио достижений учеников.
  • Плодотворность участия в разных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
  • Показатели увеличения количества призеров и участников разных мероприятий с их перечислением.

Выводы

По результатам работы школа публикует доклад – справку о работе с одаренными детьми по всему заведению за учебный год. Там перечислены:

  • Все мероприятия, проведенные для выявления и развития одаренных детей.
  • Информационная и координационная поддержка.
  • Типы внеурочной деятельности.
  • Достижения.

 На основании приведенных фактов делаются выводы о продуктивности проведенной работы; отмечается вклад педагогов, проявивших энергичное участие в подготовке к мероприятиям; ставятся задачи на следующий академический год.

Работа учителя с одаренными детьми в школе требует от педагога постоянной отдачи и интереса к процессу формирования индивидуума. Большая совокупность действий уже проводится, однако много предстоит еще сделать.

Отбор и воспитание особенных учеников – ответственный вопрос, ведь талантливые люди – основная составляющая благополучного общества.

Учителя должны оказывать детям помощь на всех ступенях развития, и тогда получится раскрыть их уникальные способности.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65577-qqq-19-m1-rabota-s-odarennymi-detmi-v-shkole

Этапы работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми в начальной школе.

Детская одаренность — это закономерности возрастного развития. Каждый период детства имеет некоторые предпосылки развития способностей. Поэтому план работы с одаренными детьми должен учитывать, что даже самые благоприятные условия для развития ребенка могут способствовать исчезновению признаков одаренности.

Цели и задачи ↑

Цель — создание специфических условий для развития ребенка, способствующих повышению качества обучения, расширению возможностей развития индивидуальных способностей, улучшению условий социальной адаптации, гармонизации отношений в системах «педагог – одаренный ребенок», «одаренный ребенок – ребенок», «одаренный ребенок – родитель».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • выявление одаренности еще на уровне доу;
  • развитие личности одаренного ребенка;
  • развитие учебной деятельности;
  • развитие «Я-концепции»;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных и рефлексивных умений.

Виды одаренности ↑

Основная классификация учитывает характер деятельности и предполагает выделение следующих видов детской одаренности:

  • в практической деятельности. В этом виде отмечают ремесленные, организационные и спортивные способности;
  • в познавательной деятельности. Интеллектуальную одаренность соотносят с предметным содержанием деятельности, например, одаренность в сфере интеллектуальных игр;
  • в художественно-эстетической деятельности: хореографическое и сценическое мастерство, литературно-поэтический, изобразительный и музыкальный талант;
  • в коммуникативной деятельности представлены лидерская и аттрактивная одаренность;
  • в духовно-ценностной деятельности. Особый вид одаренности. Он предполагает создание новых духовных ценностей и служение людям.

Специфическая система разделения одаренности по видам представлена тремя основными сферами, в которых проявляются способности детей:

  1. Академическая. Она связана с успеваемостью ребенка. Одаренность позволяет учиться с легкостью, что приводит к успехам в дальнейшем освоении профессии и трудовой деятельности;
  2. Интеллектуальная. Этот вид связан с особенностями мышления и предполагает умение мыслить, анализировать и систематизировать информацию;
  3. Творческая одаренность. Включает не только способности к изобразительному или музыкальному искусству. К этому виду относя, в первую очередь, умение креативно мыслить, наполнять жизнь эмоциями и формировать нестандартное восприятие мира.

Этап предполагает проведение следующих мероприятий:

  • анализ особенных успехов и достижений ребенка в учебной деятельности;
  • создание базы данных одаренных детей;
  • психологическую диагностику актуальных и потенциальных способностей детей;
  • обеспечение преемственности между дошкольными и начальными образовательными системами посредством создания единой системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

2 этап. Создание условий для развития способностей

На этом этапе проводятся меры, предполагающие помощь и стимулирование в вопросе одаренности:

  • создание для ребенка ситуаций успеха и уверенности на основе индивидуального обучения и воспитания;
  • включение в учебный план школы факультативных занятий, предполагающих углубленное изучение школьных предметов;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательских мероприятий;
  • организация и активное участие в интеллектуальных играх, тематических конкурсах, олимпиадах по предметам школьной программы, научно-практических конференциях;
  • публикации в СМИ;
  • оформление стендов, например, «Лучшие учащиеся школы»;
  • система поддержки одаренных детей на уровне муниципалитета;
  • работа с педагогами и родителями.

3 этап. Контроль развития познавательной деятельности

Предполагается тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, а также отслеживание обязательного участия одаренных детей в конкурсах разного уровня.

Формы работы ↑

Работа с одаренными детьми ведется по нескольким формам, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка:

  • занятия в группах;
  • кружки по предметам и интересам;
  • тематические конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

План работы с одаренными детьми ↑

План работы с одаренными детьми в школе предполагает разработку и активное внедрение в учебный процесс программ, способствующих выявлению и развитию интеллектуального потенциала. Задача учителя – максимально использовать инновационные технологии на уроках.

По русскому языку и литературе

Основа обучения – выявление проблемы. Ориентируясь на выбранную тематику, работу строят по следующей схеме:

  • в начальной школе дети знакомятся с понятием «язык», изучают словесные единицы;
  • постепенно задания усложняются. Во 2 классе в программу включают схемы, на уроках литературы предлагают задания, в которых ученики сравнивают свои черты характера с характерами персонажей;
  • 3 класс знаменуется введением в программу ролевых игр. Учителя могут предоставить возможность выбора: отвечать письменно или устно;
  • дальнейшая работа по развитию способностей представляет собой стимулирование к самостоятельной творческой деятельности.

По математике

Упор делается на участие одаренных учеников в математических олимпиадах:

  • выявив одаренных детей, учителя проводят работу в классах по уровням — отстающие получают более простые задания, одаренным детям необходимы креативные математические задачи с возможностью подойти к решению неординарно;
  • проведение конкурсов и состязаний между командами или классами;
  • при составлении плана на год ориентируются на даты, к которым можно приурочить мероприятие, например, день рождения известного математика.

По физической культуре

Задача учителя — дать максимальную физическую нагрузку одаренному ребенку для улучшения его спортивных достижений:

  • нагрузка определяется возрастными особенностями и уровнем физической подготовки ребенка;
  • спортивные мероприятия проводятся в соответствии со временем года;
  • активно привлекаются родители, например, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».

По физике и химии

Для одаренных детей по этим предметам предполагается решение задач повышенной сложности:

  • изучение литературы, отражающей новейшие открытия в области физики и химии;
  • проведение внутришкольных и междушкольных мероприятий по предметам;
  • включение в уроки возможностей проведения экспериментов с интересными материалами и наглядными результатами.

По географии и биологии

Эта область знаний предполагает работу с одаренными детьми в форме научно-исследовательских конференций:

  • уже в детском саду выявляются способности ребенка к исследованию окружающего мира;
  • привитие детям самостоятельного исследовательского интереса посредствам проведения уроков вне школы, т.е. включение экскурсионных программ;
  • проведение географических состязаний и конкурсов по биологии.

По истории и обществознанию

Основное направление программы по этим предметам – творческие проекты, презентации и тематические доклады со стороны одаренных детей:

  • в начале учебного года определяют тематику работы;
  • в течение учебного года раз в четверть проводят одно из запланированных мероприятий;
  • проведение уроков-дискуссий;
  • обмен мнениями об исторической литературе.

По музыке и изобразительному искусству

Выделенная сфера предполагает, что одаренные дети посещают дополнительные занятия:

  • план работы строится на распределении в течение учебного года конкурсов рисунков, приуроченных к памятным датам и событиям;
  • конкурсы музыкального исполнения и участие одаренных детей в тематических праздниках;
  • дети-музыканты и дети-художники активно участвуют в жизни школы.

В работе с одаренными детьми важен личностно-ориентированный подход. В исключительных случаях составляют индивидуальный план обучения.

: Работа с талантливыми дошкольниками

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/plan-raboty-s-odarennymi-detmi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.