План конспект урока. Онтогенез. 10 класс

Конспект урока – практикума по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»

План конспект урока. Онтогенез. 10 класс

Цель урока:

1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.

2. Отработать навыки решения заданий части В и С2.

Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части В иС.

Развивать теоретическое мышление.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Работа по инструктивной карточке. В которой даны задания которые необходимо выполнить, указания к работе, которую необходимо выполнить и оценивание результата части В – 2 баллами, частьС в зависимости от количества правильных ответов от 1 до 3 баллов.

1. Введение

Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.

— Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).

Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.

Заполните схему:

— Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.

Задание №1
В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями

2. Эмбриональный период развития

— Итак эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

Задание №2.
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

А) нейруляция

Б) зигота

В) бластула

Г) морула

Д) гаструла

Е) нейрула

Ответ: бгвдае

При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.

Задание №3
С2. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

Ответ:

1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА

2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.

3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем

— Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.

ОрганыЭктодермаЭнтодермаМезодерма
Головной мозг+
Почки+
Кости и хрящи+
Легкие+
Кровь+
Кишечник+
Эпителий кожи+
Органы слуха+
Пищеварительные железы+
Мышечная ткань+

— В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).

— В чем заключается некорректность данного задания?

Задание В6.
Установите соответствие

Структура организмаЗародышевые листки
А) печеньБ) органы чувствВ) скелетГ) кожаД) головной мозгЕ) кровеносная системаЖ) органы слухаЗ) спинной мозг1)Эктодерма2)Энтодерма3)Мезодерма

АБВГДЕЖЗ
21311311

Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).

Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов. Выполните задание №4.

Задание №4
С2.Найди ошибки в приведенном тексте

1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.

2. Гаметы участвуют в оплодотворении.

3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.

4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.

Ответы: 1. 3. 5.

1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.

3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.

— Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).

3. Постэмбриональное развитие

  • Деловая игра для студентов: Я — банкир
  • Сценарий активизирующего общения «Добру откроем мы сердца»
  • Конспект занятия по развитию речи.

    Тема: Степные загадки

  • Как составить свадебный сценарий
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Как проводились смотрины перед свадьбой?
  • Проект оздоровительной направленности «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровыми хотим»
  • «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Рыжий, рыжий, конопатый», посв. Дню Защиты детей
  • Источник: http://www.inksystem-az.com/konspekt-uroka-praktikuma-po-biologii-v-10-klasse-ontogenez-podgotovka-k-ege/

    Ход урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»

    1. Введение

    Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.

    – Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).

    Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.

    Заполните схему:

    – Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.

    Задание №1
    В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями

    3. Особенности онтогенеза животных

    Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.

    Задание №7
    В3. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?

    1)   Одноклеточная стадия

    2) Покровительственная окраска

    3) Размеры тела

    4) Плавательная перепонка

    5) Бластула

    6) гаструла

    Ответ: 2 3 4.

    3. Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей.

    На слайде представлены изображения  этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.

    Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.

    Задание №8
    В7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

    А) Внедрение личинок в организм моллюска.

    Б) Выход из яйца личинок с ресничками.

    В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

    Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.

    Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.

    Е) инцистирование личинок.

    Ответ: дбагев .

    6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.

    Выполните задание №8.

    В7.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

    А) развитие двух организмов из нейрулы

    Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

    В) образование оплодотворённой яйцеклетки

    Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

    Д) дробление зиготы и формирование двух бластул

    Ответ: в д б г а

    В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить  риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.

    Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:

    – Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;

    – Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;

    – Не употреблять алкогольные напитки;

    – Не курить;

    – Не принимать наркотические средства;

    – Полноценно питаться;

    – Заниматься спортом.

    Рефлексия:

    Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.

    Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:

    Критерии оценки:

    «2» – 0 – 7

    «3» – 8 – 11

    «4» – 12 – 14

    «5» – 15 – 20

    И наш урок хотелось бы закончить словами:

    – Ребенок-это чудо, Божий величайший  дар, которым Бог может наградить человека.

    Скачать приложение к уроку.

    Скачать презентацию урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

    Источник: http://apruo.ru/razrabotki-urokov/konspekti-urokov-biologii/623-konspekt-uroka-praktikuma-po-biologii-v-10-klasse-ontogenez-podgotovka-k-ege.html

    Онтогенез – индивидуальное развитие организма. урок. Биология 10 Класс

    План конспект урока. Онтогенез. 10 класс

    Процесс индивидуального развития организма от начала его существования до конца жизни называют онтогенезом.

    У одноклеточных живых организмов, например у простейших или бактерий, онтогенез практически полностью совпадает с клеточным циклом и начинается в момент появления нового одноклеточного организма, то есть в момент разделения материнской клетки на две. Заканчивается онтогенез очередным делением этого организма (Рис. 1) или его гибелью от неблагоприятного воздействия.

    Рис. 1. Разделение материнской клетки

    У многоклеточных видов, размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с момента выделения группы клеток материнского организма. К примеру, почкование у гидры, которая, делясь, дает начало новому организму со всеми его признаками и свойствами (Рис. 2).

    Рис. 2. Гидра

    У организмов, размножающиеся половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения, в результате которого образуется зигота – первая клетка будущего организма (Рис. 3).

    Рис. 3. Зигота

    Онтогенез – это индивидуальное развитие организма. Это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, которые претерпевает организм от момента его появления до конца жизни.

    Онтогенез включает рост, то есть увеличение массы и размеров организма, а также дифференцировку.

    Термин «онтогенез» был введен в 1866 году Т. Геккелем. Онтогенез представляет собой реализацию наследственной информации. С генами родителей новый организм получает своего рода инструкцию о том, когда и какие изменения будут в нем происходить, для того чтобы он нормально смог пройти свой жизненный путь.

    Рис. 4. Личинки

    У животных выделяют три типа онтогенеза:

    1. Личиночный
    2. Яйцекладный
    3. Внутриутробный

    Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб и земноводных. Желтка в их яйцеклетках мало и зигота быстро развивается в личинку (Рис. 4), которая самостоятельно питается и растет. Затем происходит метаморфоз – превращение личинки во взрослый организм (Рис. 5).

    Рис. 5. Бабочка

    У некоторых видов наблюдается даже цепочка превращений из одной личинки в другую, а затем во взрослую особь. Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой пищей нежели взрослая особь – таким образом расширяется пищевая база для данного вида.

    Сравнительный пример – питание гусениц, которые питаются листьями, и бабочек, которые питаются нектаром; или головастиков, которые питаются зоопланктоном и лягушек которые питаются насекомыми (Рис. 6).

    Кроме того, в личиночной стадии многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки двустворчатых моллюсков Велигер способны к плаванью, а взрослые особи практически неподвижны (Рис. 7).

    Рис. 6. Головастик – личинка лягушки

    Рис. 7. Стадии развития моллюска Велигер

    Яйцекладный тип онтогенеза встречается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих. Яйцеклетка у них содержит большой запас питательных веществ, то есть много желтка, зародыш развивается внутри яйца, и личиночная стадия отсутствует (Рис. 8).

    Рис. 8. Яйца разных животных

    Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе у человека, при этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона, а именно: дыхание, питание, выделение. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения.

    Рис. 9. Эмбрион в утробе матери

    Метаморфоз

    Термин «метаморфоз» обозначает быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме. Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных. Итак, первая группа – это кишечнополостные, стадия планула (рис. 10).

    Рис. 10. Стадия планулы у кишечнополостных

    Вторая группа – ленточные черви, личиночные стадии онкосфера и цистицерк (рис. 11).

    Рис. 11. Стадии онкосфера и цистицерк у личиночных червей

    Третья – полихеты, личиночная стадия трохофора (рис. 12).

    Рис. 12. Стадия трохофоры у полихет

    Ракообразные – личиночная стадия науплиус, зоеа, циприсовидная личинка (рис. 13).

    Рис. 13. Стадии науплеус, зоеа и циприсовидная личинка ракообразных

    Насекомые – личиночная стадия червеобразная личинка, гусеница, нимфа (рис. 14).

    Рис. 14. Стадии гусеницы и нимфы у насекомых

    Моллюски – личиночная стадия трохофора, велигер (рис. 15).

    Рис. 15. Моллюски – личиночная стадия трохофора, велигер

    Миноги – пескоройка (рис. 16).

    Рис. 16. Стадия пескоройки у миног

    Амфибии – головастик (рис. 17).

    Рис. 17. Стадия головастика у амфибий

    Некоторые личинки и взрослые организмы настолько различны, что сказать, что это разные этапы развития одного и того же организма, практически невозможно.

    Адаптивное значение личиночных стадий

    Личинки обычно служат для расселения вида. Это особенно важно для тех организмов, которые ведут прикрепленный образ жизни, для того чтобы избежать перенаселения на определенном участке.

    Рис. 18. Личинка стрекозы

    Личинка отличается от взрослой особи и по биологии питания и по своему местообитанию, способу передвижения и особенностям поведения. Благодаря этому один вид на разных этапах своего развития может пользоваться услугами, предоставленными по крайней мере двумя экологическими нишами.

    Рис. 19. Взрослая особь стрекозы

    Другая особенность личинок заключается в том, что они могут приспособиться к различным условиям. Нельзя сказать, что личиночная стадия – это примитивная стадия, и сами по себе личинки просты в своей организации.

    Некоторые личинки могут достигать очень сложного уровня организации, тем не менее, у них не сформированы половые органы и они неспособны размножаться. Тем не менее, даже здесь есть исключения. Например, у аксолотля – это личиночная стадия амбистомы (рис.

    20) – даже половые органы развиты до такой степени, что он может размножаться. Это явление называется неотенией.

    Рис. 20. Личинка амбистомы – аксолотль

    Глохидий

    У некоторых пресноводных двустворчатых моллюсков метаморфоз протекает с образованием особой личинки – глохидии (рис. 21). Глохидия имеет тонкостенную двустворчатую раковину с крючками на брюшной стороне, он плавает в воде, хлопая створками.

    Рис. 21. Глохидия двустворчатых моллюсков

    С помощью бисусной нити он прикрепляется к жабрам проплывающим рыб и затем зубцами внедряется в их ткани.

    Рис. 22. Глохидия с бисусной нитью

    Из глохидий формируются маленькие моллюски, которые через разрыв опухолевых бугорков кожи рыбы выпадают на дно. Эктопаразитизм личинок двустворчатых моллюсков на рыбах обеспечивает расселение моллюсков вверх и вниз по течению рек (рис. 23).

    Рис. 23. Взрослые двустворчатые моллюски

    Любой вид онтогенеза многоклеточных животных принято делить на два периода:

    1. Эмбриональный
    2. Постэмбриональный

    Эмбриональный начинается с момента оплодотворения. Это процесс формирования сложного многоклеточного организма. Он заканчивается моментом выхода личинки из личиночных оболочек при личиночном типе онтогенеза, выходом новой особи из яйца при яйцекладном типе онтогенеза или рождением новой особи при внутриутробном типе онтогенеза (рис. 24).

    Рис. 24. Вылупливание пресмыкающегося из яйца и новорожденный ребенок

    Постэмбриональный период начинается с завершением эмбрионального. Он включает в себя половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью. Продолжительность этих стадий сильно варьирует у разных групп организмов.

    Например, у большинства позвоночных организмов, большую часть своего существования особь находится во взрослом состоянии, а у многих насекомых взрослое состояние – самая короткая стадия и длится всего несколько часов.

    Она необходима лишь для воспроизведения потомства.

    Список литературы

    1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник). 
    2. Д. Беляев, Г. Дымшиц. Биология. 10-11 класс. Академический школьный учебник. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
    3. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь.– М.: Дрофа, 2011 (2013).
    4. А.П. Пуговкин, П.М. Скворцов, Н.А. Пуговкина. Биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Практикум. – М.: Академия, 2008.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    на русском языке:

    на английском языке:

    Домашнее задание

    1. Что такое онтогенез? Какие бывают формы онтогенеза?
    2. Какие этапы онтогенеза выделяют?
    3. Под влиянием каких факторов происходит индивидуальное развитие организма?
    4. Как связано индивидуальное развитие организма с историей формирования вида?

    Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/ontogenez-individualnoe-razvitie-organizma

    Онтогенез – индивидуальное развитие организма

    План конспект урока. Онтогенез. 10 класс

     Про­цесс ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­ма от на­ча­ла его су­ще­ство­ва­ния до конца жизни на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом.

    У од­но­кле­точ­ных живых ор­га­низ­мов, на­при­мер у про­стей­ших или бак­те­рий, он­то­ге­нез прак­ти­че­ски пол­но­стью сов­па­да­ет с кле­точ­ным цик­лом и на­чи­на­ет­ся в мо­мент по­яв­ле­ния но­во­го од­но­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма, то есть в мо­мент раз­де­ле­ния ма­те­рин­ской клет­ки на две. За­кан­чи­ва­ет­ся он­то­ге­нез оче­ред­ным де­ле­ни­ем этого ор­га­низ­ма (Рис. 1) или его ги­бе­лью от небла­го­при­ят­но­го воз­дей­ствия.

    Рис. 1. Раз­де­ле­ние ма­те­рин­ской клет­ки

    У мно­го­кле­точ­ных видов, раз­мно­жа­ю­щих­ся бес­по­лым путем, он­то­ге­нез на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та вы­де­ле­ния груп­пы кле­ток ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма. К при­ме­ру, поч­ко­ва­ние у гидры, ко­то­рая, де­лясь, дает на­ча­ло но­во­му ор­га­низ­му со всеми его при­зна­ка­ми и свой­ства­ми (Рис. 2).

    Рис. 2. Гидра

    У ор­га­низ­мов, раз­мно­жа­ю­щи­е­ся по­ло­вым путем, он­то­ге­нез на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та опло­до­тво­ре­ния, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го об­ра­зу­ет­ся зи­го­та – пер­вая клет­ка бу­ду­ще­го ор­га­низ­ма (Рис. 3).

    Рис. 3. Зи­го­та

     Онтогенез

    Он­то­ге­нез – это ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие ор­га­низ­ма. Это со­во­куп­ность по­сле­до­ва­тель­ных мор­фо­ло­ги­че­ских, фи­зио­ло­ги­че­ских и био­хи­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые пре­тер­пе­ва­ет ор­га­низм от мо­мен­та его по­яв­ле­ния до конца жизни.

    Он­то­ге­нез вклю­ча­ет рост, то есть уве­ли­че­ние массы и раз­ме­ров ор­га­низ­ма, а также диф­фе­рен­ци­ров­ку.

    Тер­мин «он­то­ге­нез» был вве­ден в 1866 году Т. Гек­ке­лем. Он­то­ге­нез пред­став­ля­ет собой ре­а­ли­за­цию на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции. С ге­на­ми ро­ди­те­лей новый ор­га­низм по­лу­ча­ет сво­е­го рода ин­струк­цию о том, когда и какие из­ме­не­ния будут в нем про­ис­хо­дить, для того чтобы он нор­маль­но смог прой­ти свой жиз­нен­ный путь.

    Рис. 4. Ли­чин­ки

     Типы онтогенеза

    У жи­вот­ных вы­де­ля­ют три типа он­то­ге­не­за:

    Ли­чи­ноч­ный

    Яй­це­клад­ный

    Внут­ри­утроб­ный

    Ли­чи­ноч­ный тип раз­ви­тия встре­ча­ет­ся, на­при­мер, у на­се­ко­мых, рыб и зем­но­вод­ных. Желт­ка в их яй­це­клет­ках мало и зи­го­та быст­ро раз­ви­ва­ет­ся в ли­чин­ку (Рис. 4), ко­то­рая са­мо­сто­я­тель­но пи­та­ет­ся и рас­тет. Затем про­ис­хо­дит ме­та­мор­фоз – пре­вра­ще­ние ли­чин­ки во взрос­лый ор­га­низм (Рис. 5).

    Рис. 5. Ба­боч­ка

    У неко­то­рых видов на­блю­да­ет­ся даже це­поч­ка пре­вра­ще­ний из одной ли­чин­ки в дру­гую, а затем во взрос­лую особь. Смысл су­ще­ство­ва­ния ли­чи­нок может за­клю­чать­ся в том, что они пи­та­ют­ся дру­гой пищей неже­ли взрос­лая особь – таким об­ра­зом рас­ши­ря­ет­ся пи­ще­вая база для дан­но­го вида.

    Срав­ни­тель­ный при­мер – пи­та­ние гу­се­ниц, ко­то­рые пи­та­ют­ся ли­стья­ми, и ба­бо­чек, ко­то­рые пи­та­ют­ся нек­та­ром; или го­ло­ва­сти­ков, ко­то­рые пи­та­ют­ся зоо­планк­то­ном и ля­гу­шек ко­то­рые пи­та­ют­ся на­се­ко­мы­ми (Рис. 6). Кроме того, в ли­чи­ноч­ной ста­дии мно­гие виды ак­тив­но за­се­ля­ют новые тер­ри­то­рии. На­при­мер, ли­чин­ки дву­створ­ча­тых мол­люс­ков Ве­ли­гер спо­соб­ны к пла­ва­нью, а взрос­лые особи прак­ти­че­ски непо­движ­ны (Рис. 7).

     Рис. 6. Го­ло­ва­стик – ли­чин­ка ля­гуш­ки

    Рис. 7. Ста­дии раз­ви­тия мол­люс­ка Ве­ли­гер

    Яй­це­клад­ный тип он­то­ге­не­за встре­ча­ет­ся у реп­ти­лий, птиц и яй­це­кла­ду­щих мле­ко­пи­та­ю­щих. Яй­це­клет­ка у них со­дер­жит боль­шой запас пи­та­тель­ных ве­ществ, то есть много желт­ка, за­ро­дыш раз­ви­ва­ет­ся внут­ри яйца, и ли­чи­ноч­ная ста­дия от­сут­ству­ет (Рис. 8).

    Рис. 8. Яйца раз­ных жи­вот­ных

    Внут­ри­утроб­ный тип он­то­ге­не­за на­блю­да­ет­ся у боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих, в том числе у че­ло­ве­ка, при этом раз­ви­ва­ю­щий­ся за­ро­дыш за­дер­жи­ва­ет­ся в ма­те­рин­ском ор­га­низ­ме, об­ра­зу­ет­ся вре­мен­ный орган – пла­цен­та, через ко­то­рый ор­га­низм ма­те­ри обес­пе­чи­ва­ет все по­треб­но­сти рас­ту­ще­го эм­бри­о­на, а имен­но: ды­ха­ние, пи­та­ние, вы­де­ле­ние. Внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие окан­чи­ва­ет­ся про­цес­сом де­то­рож­де­ния.

    Рис. 9. Эм­бри­он в утро­бе ма­те­ри

    Ме­та­мор­фоз

    Тер­мин «ме­та­мор­фоз» обо­зна­ча­ет быст­рое из­ме­не­ние, ко­то­рое про­ис­хо­дит при пе­ре­хо­де от ли­чи­ноч­ной ста­дии к взрос­лой форме. Это про­цесс по­ст­эм­бри­о­наль­но­го со­зре­ва­ния, ко­то­рый ха­рак­те­рен для мно­гих групп жи­вот­ных. Итак, пер­вая груп­па – это ки­шеч­но­по­лост­ные, ста­дия пла­ну­ла (рис. 10).

    Рис. 10. Ста­дия пла­ну­лы у ки­шеч­но­по­лост­ных

    Вто­рая груп­па – лен­точ­ные черви, ли­чи­ноч­ные ста­дии он­ко­сфе­ра и ци­сти­церк (рис. 11).

    Рис. 11. Ста­дии он­ко­сфе­ра и ци­сти­церк у ли­чи­ноч­ных чер­вей

    Тре­тья – по­ли­хе­ты, ли­чи­ноч­ная ста­дия тро­хо­фо­ра (рис. 12).

    Рис. 12. Ста­дия тро­хо­фо­ры у по­ли­хет

    Ра­ко­об­раз­ные – ли­чи­ноч­ная ста­дия на­уп­ли­ус, зоеа, ци­при­со­вид­ная ли­чин­ка (рис. 13).

    Рис. 13. Ста­дии на­упле­ус, зоеа и ци­при­со­вид­ная ли­чин­ка ра­ко­об­раз­ных

    На­се­ко­мые – ли­чи­ноч­ная ста­дия черве­об­раз­ная ли­чин­ка, гу­се­ни­ца, нимфа (рис. 14).

    Рис. 14. Ста­дии гу­се­ни­цы и нимфы у на­се­ко­мых

    Мол­люс­ки – ли­чи­ноч­ная ста­дия тро­хо­фо­ра, ве­ли­гер (рис. 15).

    Рис. 15. Мол­люс­ки – ли­чи­ноч­ная ста­дия тро­хо­фо­ра, ве­ли­гер

    Ми­но­ги – пес­ко­рой­ка (рис. 16).

    Рис. 16. Ста­дия пес­ко­рой­ки у миног

    Ам­фи­бии – го­ло­ва­стик (рис. 17).

    Рис. 17. Ста­дия го­ло­ва­сти­ка у ам­фи­бий

    Неко­то­рые ли­чин­ки и взрос­лые ор­га­низ­мы на­столь­ко раз­лич­ны, что ска­зать, что это раз­ные этапы раз­ви­тия од­но­го и того же ор­га­низ­ма, прак­ти­че­ски невоз­мож­но.

    Адап­тив­ное зна­че­ние ли­чи­ноч­ных ста­дий

    Ли­чин­ки обыч­но слу­жат для рас­се­ле­ния вида. Это осо­бен­но важно для тех ор­га­низ­мов, ко­то­рые ведут при­креп­лен­ный образ жизни, для того чтобы из­бе­жать пе­ре­на­се­ле­ния на опре­де­лен­ном участ­ке.

    Рис. 18. Ли­чин­ка стре­ко­зы

    Ли­чин­ка от­ли­ча­ет­ся от взрос­лой особи и по био­ло­гии пи­та­ния и по сво­е­му ме­сто­оби­та­нию, спо­со­бу пе­ре­дви­же­ния и осо­бен­но­стям по­ве­де­ния. Бла­го­да­ря этому один вид на раз­ных эта­пах сво­е­го раз­ви­тия может поль­зо­вать­ся услу­га­ми, предо­став­лен­ны­ми по край­ней мере двумя эко­ло­ги­че­ски­ми ни­ша­ми.

    Рис. 19. Взрос­лая особь стре­ко­зы

    Дру­гая осо­бен­ность ли­чи­нок за­клю­ча­ет­ся в том, что они могут при­спо­со­бить­ся к раз­лич­ным усло­ви­ям. Нель­зя ска­зать, что ли­чи­ноч­ная ста­дия – это при­ми­тив­ная ста­дия, и сами по себе ли­чин­ки про­сты в своей ор­га­ни­за­ции.

    Неко­то­рые ли­чин­ки могут до­сти­гать очень слож­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции, тем не менее, у них не сфор­ми­ро­ва­ны по­ло­вые ор­га­ны и они неспо­соб­ны раз­мно­жать­ся. Тем не менее, даже здесь есть ис­клю­че­ния. На­при­мер, у ак­со­лот­ля – это ли­чи­ноч­ная ста­дия ам­би­сто­мы (рис.

    20) – даже по­ло­вые ор­га­ны раз­ви­ты до такой сте­пе­ни, что он может раз­мно­жать­ся. Это яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся неоте­ни­ей.

    Рис. 20. Ли­чин­ка ам­би­сто­мы – ак­со­лотль

    Гло­хи­дий

    У неко­то­рых прес­но­вод­ных дву­створ­ча­тых мол­люс­ков ме­та­мор­фоз про­те­ка­ет с об­ра­зо­ва­ни­ем осо­бой ли­чин­ки – гло­хи­дии (рис. 21).

    Гло­хи­дия имеет тон­ко­стен­ную дву­створ­ча­тую ра­ко­ви­ну с крюч­ка­ми на брюш­ной сто­роне, он пла­ва­ет в воде, хло­пая створ­ка­ми.

    Рис. 21. Гло­хи­дия дву­створ­ча­тых мол­люс­ков

    С по­мо­щью би­сус­ной нити он при­креп­ля­ет­ся к жаб­рам про­плы­ва­ю­щим рыб и затем зуб­ца­ми внед­ря­ет­ся в их ткани.

    Рис. 22. Гло­хи­дия с би­сус­ной нитью

    Из гло­хи­дий фор­ми­ру­ют­ся ма­лень­кие мол­люс­ки, ко­то­рые через раз­рыв опу­хо­ле­вых бу­гор­ков кожи рыбы вы­па­да­ют на дно. Эк­то­па­ра­зи­тизм ли­чи­нок дву­створ­ча­тых мол­люс­ков на рыбах обес­пе­чи­ва­ет рас­се­ле­ние мол­люс­ков вверх и вниз по те­че­нию рек (рис. 23).

    Рис. 23. Взрос­лые дву­створ­ча­тые мол­люс­ки

     Периоды онтогенеза

    Любой вид он­то­ге­не­за мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных при­ня­то де­лить на два пе­ри­о­да:

    Эм­бри­о­наль­ный

    По­ст­эм­бри­о­наль­ный

    Эм­бри­о­наль­ный на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та опло­до­тво­ре­ния. Это про­цесс фор­ми­ро­ва­ния слож­но­го мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма.

    Он за­кан­чи­ва­ет­ся мо­мен­том вы­хо­да ли­чин­ки из ли­чи­ноч­ных обо­ло­чек при ли­чи­ноч­ном типе он­то­ге­не­за, вы­хо­дом новой особи из яйца при яй­це­клад­ном типе он­то­ге­не­за или рож­де­ни­ем новой особи при внут­ри­утроб­ном типе он­то­ге­не­за (рис. 24).

    Рис. 24. Но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок и вы­луп­ли­ва­ние пре­смы­ка­ю­ще­го­ся из яйца

    По­ст­эм­бри­о­наль­ный пе­ри­од на­чи­на­ет­ся с за­вер­ше­ни­ем эм­бри­о­наль­но­го. Он вклю­ча­ет в себя по­ло­вое со­зре­ва­ние, взрос­лое со­сто­я­ние, ста­ре­ние и за­кан­чи­ва­ет­ся смер­тью. Про­дол­жи­тель­ность этих ста­дий силь­но ва­рьи­ру­ет у раз­ных групп ор­га­низ­мов.

    На­при­мер, у боль­шин­ства по­зво­ноч­ных ор­га­низ­мов, боль­шую часть сво­е­го су­ще­ство­ва­ния особь на­хо­дит­ся во взрос­лом со­сто­я­нии, а у мно­гих на­се­ко­мых взрос­лое со­сто­я­ние – самая ко­рот­кая ста­дия и длит­ся всего несколь­ко часов.

    Она необ­хо­ди­ма лишь для вос­про­из­ве­де­ния потом­ства.

    Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1623

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.