План-конспект по химии на тему Алканы 10 класс

Углеводороды: от алканов до аренов. Химия. 10 класс. Разработка урока

План-конспект по химии на тему Алканы 10 класс

УМК «Химия. 10 класс» О. С. Габриеляна

Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока:

  • Образовательные: формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе применения знаний в нестандартных ситуациях, внимания и уважения к мнению окружающих, ответственности за результаты учебного труда.
  • Развивающие: развитие интереса к предмету, коммуникативной культуры, умений творчески подходить к решению учебных задач.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные: ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, навыки сотрудничества со сверстниками в учебной деятельности, готовность к самостоятельной творческой деятельности.
  • Метапредметные: применение интеллектуальных операций сравнения, обобщения, использование различных источников для получения информации, умение ясно, логично и точно излагать свою позицию.
  • Предметные: описывать и различать основные классы углеводородов, владинеи умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законов

 Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация Углеводороды».

Предварительная подготовка. За две недели до урока учащимся предлагается объединиться в группы для коллективного выполнения творческого задания.

Описание хода урока

Деятельность учителя (основные моменты объяснения, вопросы для обсуждения)Деятельность учащихся (возможные варианты ответов)Слайд (усл. обозн.)
Приветствие учителя.Демонстрируется новостной видеоролик (Обвал цен на нефть). После просмотра ролика ученикам предлагается рассмотреть факт с точки зрения химии: задаются вопросы «Почему же именно углеводородное сырьё приобрело такое значение в современной экономике?», «О каких веществах идёт речь?». Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Углеводороды». Количество органических веществ, содержащих в своём составе атомы двух химических элементов – углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства.Запись даты и темы урока в тетрадьТема
Существует несколько способов классификации углеводородов: один из них основан на особенностях строения углеродной цепи. Разнообразный мир углеводородов можно также разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные свойства?Обсуждение ответов в парах.(К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены).Углеводороды
А какое практическое значение имеют эти вещества?Обсуждение ответов в парах.Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло).Иллюстрация
Вспомним основные характеристики изученных классов углеводородов.Итак, чем характеризуются представители предельных углеводородов?Дайте характеристику непредельных углеводородов. Дайте характеристику циклических углеводородов?Представитель пары дает общую характеристику алканов.Представители дают общую характеристику алкенов, алкинов, алкадиенов.Представители групп дают общую характеристику циклоалканов, аренов (на доске маркерами разных цветом заполняется кластер)Сравнит. хар-каПрим.: инф. о классах открывается по щелчку
Вы вспомнили основные признаки изученных классов углеводородов. А теперь попытайтесь найти черты сходства и различия в их строении и свойствах.Учащиеся сравнивают характеристики класса, с любым другим, таким образом, находят «родственников».
Таким образом, все классы углеводородов являются ближайшими химическими «родственниками», между ними существуют генетические связи, которые отражены на представленной схеме. Посмотрите на неё внимательно и ответьте на вопрос: Из каких углеводородов можно получить вещества представляемого Вами класса?Алканы? Алкены? и т.д.А какие вещества можно получить из углеводородов данного класса?Алканы? Алкены? и т.д.Представители каждой пары комментируют поочередно схему генетической связиСхема генетической связи
Какой вывод можно сделать из данной схемы?Из углеводородов одного класса можно получить углеводороды других классов
Подтвердим это вывод письменным упражнением.Учащиеся выполняют задание в парахЗадание на соответствие
В качестве домашнего задания предлагается на выбор 3 цепочки, минимум – записать цепочку в виде формул и указать реагенты, максимум – составить уравнения реакций.Учащиеся записывают домашнее задание«Осуществите превращения»
А теперь перейдем к применению полученных знаний на практике. Каждая группа подготовила выступление – характеристику одного из веществ-углеводородов. Об этом группы расскажут сейчас подробно. Для того, чтобы Вы могли отразить свой уровень понимания, интереса, отношение каждому выступлению, высказать замечания и предложения, каждый из Вас получает листы наблюдений, которые необходимо заполнять по мере поступления информации.После выступления каждой группы проводится мини-обсуждение.Лист наблю-дений
АлканыГруппа представляет проект, остальные слушают и заполняют листы (на заполнение отводится 1 мин., в это время следующая группа готовится к выступлению)Презентация группы
АлкеныГруппа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.Презентация группы
АлкиныГруппа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.Презентация группы
АреныГруппа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.Презентация группы
Группа, выступащая последней, представляет незнакомую информацию. Вам предлагается оценить достоверность информации с помощью утверждений «Верю- не верю, потому что…»Обсуждение информации в парах, озвучивание утверждения, группа дает ответ.
Алкадиины(См. презентацию)Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.Презентация группы
Все выступления заслушаны. Возвращаемся к записи на доске, обсудив, чем её можно дополнить и вновь задавая вопрос, а всё ли сказано об углеводородах.Дополнение схемы (кластера)(Чем больше область знаний, тем больше поле для новых вопросов и новых возможностей.)
Подведем итоги. Предлагается два типа заданий на выбор:– В пяти строках синквейна изложить свои мысли об углеводородах, своё представление об этих веществах.– Выразить своё отношение к изученному, обосновать свою позициюСоставление синквейна, работа по формулировке позиции.Озвучивание написанного.файл с музыкой А.Бородина

Структура урока

Вре-мя, мин.ЭтапВид учебной ситуацииМетоды обученияУровень усвоенияФормы организации позн. д-тиОбратная связьСредства обучения
2ОрганизационныйПодача информацииМетоды стимулирования интереса к учениюРепродуктивныйФронтальнаяВизуальнаяПК, проектор
3Актуализация опорных знанийДиалогИндуктивные м-ды фронт. и инд. уст-ного и письм. контроляРепродуктивный, конструктивныйФронтальная, групповаяВизуальная, выборочно-содержательнаяПК, проектор
10Обобщение и систематизация знанийДиалог, самост. работаДедуктивные м-ды фронт. устного и письм. контроляКонструктивный, творческийГрупповая индивидуальнаяВизуальная, выборочно-содержательнаяПК, проектор
25Творческое применение знаний в нестандартной ситуацииПодача информации, диалог, самост. работаЧастично-поисковыйКонструктивный, творческийГрупповаяВизуальная, выборочно-содержательнаяПК, проектор, подготовленные презентации
5Подведение итогов урока.Самост. работа. Диалог,Методы фронт. и инд. устного контроляРепродуктивный, конструктивныйФронтальнаяВизуальная, выборочно-содержательнаяПК, проектор

Творческое задание по теме «Углеводороды»

  1. Выберите для работы Вашей группы определённый класс углеводородов (возможно, этот класс не изучается в курсе школьной химии…).
  2. Согласуйте Ваш выбор с учителем.

  3. Выберите конкретный углеводород – представитель класса и дайте его характеристику по показателям:
    • Название вещества, его молекулярная, структурная формула.
    • Название класса, особенности строения, общая формула, вид гибридизации атома углерода, валентный угол, пространственное строение.
    • Изомерия.
    • Нахождение в природе.
    • Физические свойства.
    • Химические свойства: а) реакция горения б) реакция замещения в) реакция присоединенияг) другие свойства
  4. Области применения.

Рекомендации по работе группы: четко распределите роли и обязанности каждого члена группы, определите сроки промежуточного контроля и дату подведения итогов работы. Приветствуется использование ИКТ, нестандартная форма представления материала, творчество.

Лист наблюдений

ТемаЯ это знал ✓Новое для меня +Я думал иначе –Есть вопросы ?

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/uglevodorody-ot-alkanov-do-arenov-himiya-10-klass-razrabotka-uroka/

Урок химии по теме

План-конспект по химии на тему Алканы 10 класс

  • Бигеза Наталья Николаевна, учитель химии

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 10.

Номер урока в теме «УГЛЕВОДОРОДЫ»: 1, 2.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна.

Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.

В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.

Личностные УУД:

  • смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

  • развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.

Регулятивные УУД:

  • умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.

Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения алканов в природе и их значении в жизни человека. Ход урока предполагает решения проблемных ситуаций ( установление связи между строением и химическими свойствами веществ).

Для работы создана презентация с удобным меню. По желанию учителя, ход урока можно построить по-своему – для этого в презентации хорошо работают ссылки.

В презентации наглядно показаны механизмы происходящих реакций. Урок предполагает просмотр флэш-анимаций , видеоопытов (http://school-collection.edu.

ru/catalog/rubr/528b61-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41/) , проведение лабораторного и демонстрационного опыта.

Цель урока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений.

Задачи:

Образовательная:

  • формирование у учащихся представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов;
  • изучить электронное и пространственное строение молекул алканов;
  • формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.

Развивающая:

  • создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
  • развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
  • отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.

Воспитательная:

  • способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,

Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных УВ.

Раздаточный материал: шаростержневые модели, тестовая работа.

Реактивы и оборудование: Гексан, парафин, керосин; фарфоровые чашки, лучина, огнезащитная прокладка, пробирка, зажим пробирочный, горелка, кристаллизатор.

Ход урока

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика 

Организационный

Приветствие .Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания

Выполнение теста по терминам Приложение 1

Самостоятельная работа

Актуализация знаний

Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан.

«Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали…

Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55.

Что за газ чуть не унес жизни людей?»

После получения ответа учитель объявляет тему урока. (Слайд 2) и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения.

(Слайд 3)

Решают расчетную задачу.

После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения.

Изучение нового материала

 (по усмотрению преподавателя работу с презентацией можно проводить по своему плану. Работают ссылки, которые позволяют легко переходить со слайда «» на любой слайд)

Изучение класса соединений согласно предложенного плану. 

1. Лучше начинать с нахождения этих веществ в природе (слайд 4-8) и их значении в жизни человека. (слайд 9-10)

На этапе происходит представление сообщений (мультимедийных презентаций), подготовленных учащимися самостоятельно в малых группах

Лабораторный опыт: Знакомство с образцами природных УВ и продуктами их переработки (работа с коллекциями)

Составляют опорный конспект и записывает его в тетрадь.

Сообщения учащихся: «Алканы в природе», «Применение алканов», «Двойственная роль метана в биосфере»

Работа с коллекциями

2. Учитель дает определение классу алканов, общая формула, гомологический ряд алканов. (слайд 11-12)

Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд

3. Изомерия: Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов»

При составлении модели бутана у учащихся должно получиться 2 модели: n- бутан и изобутан. После чего вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды (Слайд 13-14)

Выполняют лабораторный опыт.

Отвечают на вопросы учителя

4. Номенклатура алканов.

Правила образования названий разветвленных алканов по международной номенклатуре (ИЮПАК) (Слайд 15)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания:

  • №1 – на составление названий по формуле
  • №2 – на составление формул по названию

5. Физические свойства алканов

Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; (Слайд 16)

Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафи асфальт)

Работа с учебником, записывают в тетрадь.

6. Строение алканов. (Слайд 17-20)

(Слайд 21-22).

Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами алканов.

Выявить типы реакций, характерные для алканов , и условия их протекания.

Отвечают на вопросы учителя

7. Химические свойства (Слайд 23)

  • Реакция замещения
    (Слайд 24-30) реакция галогенирования : условия протекания, механизм – видео (Слайд 31-32) реакция нитрования (реакция Коновалова): условия

    (Слайд 33) реакция сульфирования

  • Реакция отщепления (Слайд 34) реакция дегидрирования: условия протекания. (Слайд 35) реакция дегидроциклизация

    (Слайд 36-38) термическое разложение – пиролиз (полный и неполный) крекинг: определения, условия – видео

  • Реакция изомеризация
    (Слайд 39), условия протекания – видео 

  • Реакция окисления
    (Слайд 40) реакция горения – видео
    (Слайд 41) каталитическое окисление: условия протекания – видео

Демонстрация опыта: «Горение твердых и жидких алканов» (демонстрацию можно заменить видеоопытом.)

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения

8. Способы получения алканов (Слайд 42)

  • (Слайд 43 ) Выделение УВ из природного сырья
  • (Слайд 44 ) Гидрирование алкенов и циклоалканов.
  • (Слайд 45 ) реакция Вюрца
  • (Слайд 46 ) Декарбоксилирование солей карбоновых кислот – видео

Для каждой реакции условия протекания.

Сообщение учащихся «Ректификация»

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения

Закрепление изученного материала

Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала.

Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока

Какова была темы урока?

Какие цели были поставлены, Достигли ли мы поставленных целей?

Домашнее задание

15.04.2014

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650396/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.