Открытый урок по общему баяну 1 класс

1.Первые уроки игры на инструменте, особенности типовой и индивидуальной постановки на баяне, аккордеоне

Открытый урок по общему баяну 1 класс

  1. Первые уроки игры на инструменте, особенности типовой и индивидуальной постановки на баяне, аккордеоне.

  2. Музыкальный слух, виды музыкального слуха, методы его развития.

  3. Методика освоения выборной клавиатуры.

  4. Музыкальный ритм, развитие чувства музыкального ритма.

  5. Штрихи и приёмы игры на баяне аккордеоне.

  6. Приёмы игры мехом на баяне аккордеоне.

  7. Методы развития мелкой техники.

  8. Методы развития крупной техники.

  9. История возникновения и развития баяна аккордеона.

  10. Звукоизвлечение, способы звукоизвлечения, виды туше.

1.1. Первые уроки игры на инструменте

Урокибывают групповыми и индивидуальными.

Групповые– форма урока, присущая к общему процессув сфере музыки и культуры.

Индивидуальные– однотемные или моноуроки.

Взависимости от задач, которые преследуетпедагог, урок может быть открытый илизакрытый.

Индивидуальнаяформа урока эффективна и характернадля обучения музыки, позволяясконцентрировать внимание для развитияиндивидуальности ученика, чтозатруднительно на групповых занятиях.

Способностибывают общие и профессиональные:

  • Общие – во всех видах деятельности (умственные, трудолюбие и т.д.)
  • Профессиональные – специфические для определения вида деятельности.

1.Особенностии специфика работы на начальном этапе.

Начальныйэтап самый сложный, потому-то ребёноквпервые сталкивается с проблемойсистематического обучения. На начальномэтапе необходимо учитывать возрастныеособенности ребёнка.

Дети 6 – 9 лет неочень внимательны и усидчивы, быстроутомляются, они могут активно работатьна уроке не более 10 – 15 минут. Затемнеобходимо изменить вид деятельностии переключить внимание. С начинающимиможно использовать групповой видобучения. Он активизирует обучение.

Урок увеличивается для двоих до 90 минут,проявляется стремление к лидерству,соревнование, материал слушают сразудва ученика.

2.Формы,методы, средства обучения на начальномэтапе.

Метод– система действий направленных надостижение целей.

Обычнов ДМШ стараются выполнить программу,причём только сольное исполнение, а этоне очень хорошо. На начальном этапенеобходим комплексный метод обучения:

  • Подготовка сольной программы
  • Обучение ансамблевой и оркестровой игре
  • Подбор по слуху
  • Чтение с листа
  • Сочинение музыки
  • Импровизация
  • Развитие музыкальных способностей
  • Развитие техники
  • Развития эмоционального восприятия музыки и т.д.

Т.е.педагог должен быть учителем музыки.

задача начального плана обучения:

Пробуждениелюбви к музыке, развитие творческойличности ученика.

Первый урок необходимостроить по принципу ознакомления (узнатьимя, любимое занятие, любимые уроки вобщеобразовательной школе, условиядомашних занятий, затем необходимопознакомить ученика с устройствоминструмента, показать правильную посадкуи постановку, проверить музыкальныеспособности, познакомить со звукоизвлечениемправой и левой клавиатур, дать попробоватьпоиграть, дать анализ исполнительскогоаппарата и частей инструмента, но новыетермины нужно использовать осторожно,не переутомляя ученика). Первые урокиможно основывать на пении знакомыхпесен и их анализе, добиваясь чистотыинтонации и точности ритма, это будетспособствовать музыкальному развитиюребёнка. Негативно сказывается наобучении детей на начальном этапенехватка маленьких инструментов.

1.2. Особенности типовой и индивидуальной постановки

Постановка– это процесс постепенного и наиболеерационального приспособления организмак инструменту.

Посадка:

  • Стул по высоте голени
  • Сидеть на пол стула
  • Спина ровная и свободная
  • Ноги на ширине плеч
  • Инструмент стоит мехом на левой ноге, грифом упирается вправо
  • Подгонка ремней: сначала левый потом правый
  • Правая рука свободная, согнутая в локте, локоть немного приподнят, пальцы округлые
  • Ремень для левой руки затянут на столько, чтобы рука свободно перемещалась вверх и вниз.

Правильнаяпостановка и посадка позволит:

  1. Овладеть всеми видами техники для воплощения художественных задач.

  2. Свободно двигаться во время игры.

Педагогдолжен следить за следующими недостатками:неправильная высота стула, слишкомглубокая посадка на стуле, искривленностьспины и позвоночника, приподнятые плечи,неподвижность локтя, зажатость кисти,оттопырен большой палец или мизинец,пригибание пальцев в первой фаланге,зажаты мышцы лица.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1836518/

Открытый урок в музыкальной школе

Открытый урок по общему баяну 1 класс

Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность.

Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.

Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока.

Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.

.

Давайте вспомним традиционные типы уроков:

.

— ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний— усвоение навыков и умений— применение знаний, навыков и умений на практике— обобщение и систематизация знаний

— контроль и корректировка знаний, умений и навыков

.

Урок может быть:— комбинированный урок— тематический (моно урок)

Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.

Комбинированный урок состоит из трех основных частей:

.

1 Проверка самостоятельной работы ученика:— контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам

— определение дальнейших задач в работе с учеником

.

2 Основная часть урока:— анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов— определение дальнейших учебных задач— выявление причины неудачи и способов её преодоления— ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков

— осмысление нового материала, систематизация знаний и умений

.

3 Подведение итогов и домашнее задание— выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач— оценка работы ученика и его успехов

— домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.

Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.

Моно урок, или тематический урок, посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.

Темы открытых уроков

1 –  Организация игрового аппарата у начинающих
2 –  Работа над штрихами
3 –  Работа над кантиленой
4 –  Работа над выразительными средствами музыки
5 –  Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика

Планирование урока       

Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.

.

При составлении плана урока следует:— Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками— Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения— Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока

Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.

.

При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения:

.

— словесное пояснение— показ-демонстрация (живое исполнение)— подпевание— дирижирование

— демонстрация того, как не следует играть

Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово. Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление.

С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы.

Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики.

Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.

Один из главных принципов обучения – принцип наглядности. Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели.

Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение.

Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.

.

Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.

И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.

.

Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы.

Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.

Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу.

Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика.

Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.

.

Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.

.

Открытый урок в педагогической практике играет большую роль и используется как:

.

— форма повышения квалификации преподавателя— внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя— форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя— толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей— педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:а)  распространение профессионального опыта преподавателя

б)  возможность оказания методической помощи молодому преподавателю

.

В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:

.

— причина и мотив выбора данной темы— цель и задачи урока— творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем

— сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения

.

В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока

При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:— стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)— организация урока во времени, его структура и темп— общая музыкальная грамотность и культура преподавателя

— умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения

.

На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока, куда входят следующие разделы:— Дата урока— ФИО ученика, с которым проводится урок— Класс, инструмент— Тема урока— Цель урокаучебнаявоспитательная— Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока— Тип урока— Структура урока— Ход урока (по пунктам)

— Итоги урока, домашнее задание

.

Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.

.

Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.

.

Успехов!

С уважением, Ирина Анищенко

.

Не забудьте поделиться сообщением с друзьями в социальных сетях – буду благодарна Вам!

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/otkrytyj-urok-v-muzykalnoj-shkole

Занятие по классу баяна на тему

Открытый урок по общему баяну 1 класс

  • Иванчак Любовь Степановна, преподаватель

Разделы: Музыка

Актуальность.

Неоднократное проигрывание пьес от начало до конца, без понимания художественной   и технической сторон произведения и умелого использования, нужных для этого исполнительских средств не приводит к желаемым результатам.

Нельзя заниматься одним лишь механическим заучиванием аппликатуры. Такая работа напрасна затраченное время и лишь утомляет учащегося. Всю работу по заучиванию музыкальных произведений следует разделить на три этапа.

Цель: музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей.

Мы предполагаем что,механическое заучивание аппликатуры является не эффективной работой, поэтому требуется разнообразить методы и приемы, применяемые в процессе занятия.

Задачи:

– учить играть, выразительно передавая характер произведения;

– развивать музыкальный слух, чувство ритма;

– формировать эстетический вкус и эмоциональное восприятие к музыке;

– создавать радостное настроение на занятии.

Предварительное ознакомление с произведением

Работа в этом этапе заключается в следующем:

  1. Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и высоту нот, и их место на клавиатуре.
  2. Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка или часть музыкального произведения.
  3. Уточнить аппликатуру-расстановку пальцев на клавиатуре. Проигрывание одного места то одним, то другим пальцем вредно для дальнейшего разучивания, т.к. следствием этого могут оказаться срыв и остановка.
  4. Проследить глазами путь движения пальцев и кисти с целью утончения места положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует отметить, что зрительное представление имеют при разучивании большое значение.

Работа над техникой исполнения

Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с точным соблюдением длительности. Разбор пьес без учета соотношения длительности вреден и не допустим.

Основные методы работы:

  1. Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом отдельно звуке или аккорде при безостановочной игре и точном соблюдении указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить каждый звук или аккорд четко по длительности и характеру звучания. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой.
  2. Все начальные проигрывания осуществлять без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для слухового освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются часто в связи с тем, что многие элементы текста, в особенности аккорды, в начале лежат в не слухового восприятия учащегося и только в дальнейшем усваиваются слухом. Можно рекомендовать, когда представляется возможность, прослушать пьесу в хорошем исполнении заранее зная, чего он должен добиваться при разучивании пьесы в медленном темпе, он сможет заниматься более осмысленнее и целеустремленнее.
  3. Произведение следует проигрывать по фразам или другим относительно заключенным фрагментам, добиваясь безошибочного исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее- обеими руками вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т.к. различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками.

Трудные места следует выделить и в работе обратить на них большое внимание. Соединение двух отрывков может начаться с того момента, когда два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Заканчивается этот этап работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что работа на данном этапе еще не закончена.

Дальнейшее внимание учащегося должно быть обращено на освоении скорости музыкального движения, т.е. темпа:

  • а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать ускорения и довести исполнения до нормального темпа с большой осторожностью, не нарушая правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и быть почти незаметными;
  • б) следует помнить, что в принципе быстрые темпы являются преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя;
  • в) каждый новый ускоренный темп следует закреплять повторными проигрываниями, прежде чем перейти к следующим.

Существуют два признака, определяющие границы ускорения:

  • а) появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие искажение звучности и другие внешние недочеты;
  • б) появление у учащегося ощущения трудности исполнения и некоторой не уверенности.

В подобных случаях учащиеся должен всякие ускорения прекратить, не пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Работа над ускорением вообще имеет предел, который учащийся на данном этапе должен переходить.

Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.

Художественная отделка исполнения

Основные элементы художественного исполнения следующие:

  • а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
  • б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
  • в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка. Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.

Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие настоящего “пианиссимо” (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие настоящего “фортиссимо” (очень громко-ff)- с другой.

Обычно в исполнении случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому учащийся должен старательно работать над выработкой “пианиссимо”, не боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато.

Все эти навыки должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.

Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна быть целиком уложена в одно определенное движение меха -сжим или разжим.

Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сперва проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов, прибавлять партию аккомпанемента.

На практике работы над художественной отделкой произведение находится в тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым условием.

Художественное исполнение невозможно без понимания данного произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста учащегося и от музыкальной культуры.

Желающие приобрести хорошие навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.

Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений и всему тому, что создает техническое совершенство, приводит к неполноценным результатам работы учащегося.

Прежде всего, необходимо играть гаммы. Именно гаммы являются удобной, легкой и спокойной формой, которая облегчает в начальном периоде знаний работу, связанную с правильной посадкой, постановкой рук, владением меха, удобной аппликатурой и т.п.

Исполнение гамм в первом периоде занятий не следует рассматривать как техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой техники.

Проигрывание гамм имеет значение:

  • а) для развития певучего, красивого звука;
  • б) для выработки легато и стаккато;
  • в) для освоения тональностей.

Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах.

С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп) Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивание музыкальных произведений существенное значение имеет также количество времени уделяемое учащимися занятиям. здесь нужно учесть следующее.

Многочасовая беспрерывная игра на аккордеоне вредит здоровью, снижает качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром или днем, чем вечером.

Учащимся музыкально-профессиональных школ следует уделять игре на аккордеоне в общей сложности не менее 3-4 часов ежедневно.

Примерное распределение времени по видам работы:

  • а) работа над техникой (гаммы, двойные ноты, аккорды)-15 минут.
  • б) работа над усвоением соотношения длительности (ритмом)-15 минут
  • в) работа над звуком-15 минут
  • г) работа над техническим разучиванием пьесы-45 минут
  • д) работа над художественным разучиванием пьесы-45 минут
  • е) повторение и закрепление ранее разученных пьес-45 минут

10.07.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618459/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.