Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

1 этап

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

2 этап      

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

3 этап

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

4 этап

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки:1 – есть окончание, 2 – нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

Ответы

Источник: http://ruslita.ru/masterskaya-uchitelya/olimpiada-po-russkomu-yazyku/67-olimpiada-po-russkomu-yazyku-dlya-8-klassa

Олимпиада по русскому языку 8 класс, задания с ответами

Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

На этой странице представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для 8 класса. Учитель может использовать предложенный комплект для того, чтобы школьники смогли справиться со всеми трудностями, с которыми им предстоит столкнуться.

Задания раскрывают уровень сложности и примерное содержание заданий олимпиады по русскому языку.

Учащимся предложены тестовые и открытые вопросы, а также творческие задания олимпиады с ответами и примерами решений.

Это значит, что оценить и проверить себя можно и без помощи учителя.

1. Формообразующие частицыА) пусть, быБ) разве, лиВ) вон, вотГ) даже, ни, же

Д) неужели, как раз

2. Определите разряд модальных частиц в предложенииПамять оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.А) указательныеБ) уточняющиеВ) усилительныеГ) восклицательные

Д) вопросительные

3. Частица пишется раздельноА) Что(бы) ты предпринял в такую минуту?В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана?С) слона(то) я не приметилD) А мы(то) обрадовались!

Е) Принеси(ка) мне дружок чаю

4. Укажите неполное предложениеА) Мне надо идти на стадион.Б) Пустынный уголок.В) Черёмуха расцвела в начале июня.Г) Сегодня-лучший из всех дней.

Д) Что за прелесть эти сказки!

5. Выберите Односоставное предложениеА) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.Б) Бесконечна возможность познавать себя.В) Белая береза принакрылась снегом, словно серебром.Г) Я не видел реки великолепнее Енисея.

Д) Болото затянуло туманом.

6. Определи тип односоставного предложения:Собирай по ягодке – наберешь кузовок.А) определенно — личноеБ) неопределенно — личноеВ) безличноеГ) обобщенно — личное
Д) назывное

7. Безличное предложение:А) Вот и снегБ) Меня знобитВ) Плеск речной волныГ) Слезами горю не поможешь

Д) Встаю в семь часов

8. Определи тип простого предложения:Зажгло грозою деревоА) определенно — личноеБ) неопределенно — личноеВ) безличноеГ) обобщенно — личное

Д) назывное

9. Укажите слова с производными предлогамиА) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезньБ) по тропинке, под навесом, про негоВ) с подругой, через испытания, от магазинаГ) без семьи, за садом, о тебе

Д) при вокзале, у меня, до утра

10. Отметьте Служебные части речиА) междометие, причастие, деепричастиеБ) причастие, предлоги, союзыВ) частицы, междометия, предлогиГ) предлоги, союзы, частицы

Д) союзы, деепричастие, причастие

Открытые вопросы

Вопрос 1Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Вопрос 2Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний буквв данных словах.

Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

Вопрос 3Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

Вопрос 4
Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова:происхождение

Вопрос 5Укажите различия в значении следующих слов.Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называются такие слова?

Творческие задания

Задание 1Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Задание 2
Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3
В юмореске С.

Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

Задание 4Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс)

Задание 5Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветАВАБД
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАБВАГ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:СрЕдства, углубИть, шАрфы, щекЩтно, много директорОв, досУг, дОчиста, намЕрение, обеспечЕние
Ответ на вопрос 2:Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

Ответ на вопрос 3:Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Ответ на вопрос 4:Про-ис-хожд-ениj-э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-.Слово происхождение образовано суффиксальным способом.Ответ на вопрос 5:Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа — грубый, невоспитанный человек.Невежда – необразованный, несведущий человек.

https://www.youtube.com/watch?v=UKzdX0jxn0c

Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.Добротный – сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).

Пример ответа на творческое задание №2Вопросительный знак
Пример ответа на творческое задание №3Пародия построена на смешении омонимов (омонимии) прибегать (прибежать) – достигать какого-либо места бегом и прибегать (прибегнуть) – обращаться к какому-либо средству.

Выбор формы прибежал (от прибежать) вместо прибегнул (от прибегнуть) дает комический эффект высказывания.
Пример ответа на творческое задание №4Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса–еныш-.

Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся.Грозительный (палец) – указательный, тот, которым грозят; от грозить при помощи суффикса-тельн-Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса-ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; оттугой или туго при помощи суффикса-и- и приставки за-

Пример ответа на творческое задание №5Эгоизм — себялюбие, иждивенец — нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный — исключительный, инъекция — укол, аккорд — созвучие.

02/03/2015 , автор: Валерия Токарева

Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-8-klass/

Олимпиада по русскому для 8 класса

Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.